Программа «Развитие познавательных способностей учащихся. Программа «Развитие познавательных способностей учащихся Тихомирова л ф развитие познавательных способностей

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Лариса Тихомирова Я открываю мир. Развитие познавательных способностей детей Каждый ребенок любознателен. А каждый взрослый знает: чтобы малыш, открывая мир, становился умнее, чтобы он накопил запас знаний, который ему поможет успешно учиться в школе, его познавательный… - У-Фактория, (формат: 84x108/32, 239 стр.) Психология детства: Практикум 2015
    46.2 бумажная книга
    Колосова Н. В., Афонькина Юлия Александровна Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития В пособии представлена особая система игр и игровых упражнений с дошкольниками 5, 5 - 7 лет, имеющими задержку психического развития. Игры и игровые упражнения направлены на стимулирование… - АРКТИ, (формат: 84x108/32, 239 стр.) Коррекционная педагогика 2019
    291 бумажная книга
    Ю. А. Афонькина, Н. В. Колосова Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования В пособии представлена особая система игр и игровых упражнений с дошкольниками 5, 5-7 лет, имеющими задержку психического развития. Игры и игровые упражнения направлены на стимулирование… - АРКТИ, (формат: 60x90/16, 96 стр.) Коррекционная педагогика 2016
    206 бумажная книга
    Н. В. Гришечкина, В. А. Козюлина, О. П. Матюшкина В книге собраны игры, направленные на всестороннее развитие ребенка 5-7 лет. В процессе игры развиваются познавательные и творческие способности детей, коммуникативные навыки, формируются личностные… - Академия Развития, (формат: 84x108/32, 192 стр.) Золотая коллекция игр 2009
    40.6 бумажная книга
    Гришечкина Наталья Васильевна, Козюлина Вероника Александровна, Матюшкина Ольга Леонидовна 150 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет. Развитие познавательных способностей, мелкой моторики, чувства ритма, координации движений В книге собраны игры, направленные на всестороннее развитие ребенка 5-7 лет. В процессе игры развиваются познавательные и творческие способности детей, коммуникативные навыки, формируются личностные… - Академия Развития, (формат: 84x108/32, 192 стр.) 150 2009
    110 бумажная книга
    2014
    284 бумажная книга
    Вакуленко Л.С. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников Предлагаемый сборник практико-ориентированных материалов содержит конспекты организованной совместной интегрированной деятельности участников образовательного процесса ДОУ, направленной на развитие… - Детство-Пресс, (формат: 60x90/16, 192 стр.) 2014
    320 бумажная книга
    Вакуленко Л.С. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников Предлагаемый сборник практико-ориентированных материалов содержит конспекты организованной совместной интегрированной деятельности участников образовательного процесса ДОУ, направленной на развитие… - Детство-Пресс, (формат: 60x90/16, 192 стр.) Познавательно-речевое развитие дошкольника 2014
    292 бумажная книга
    Вахрушева Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей В пособии раскрываются общие вопросы организации мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: развитие мыслительных действий и умственных способностей, особенности развивающего, проблемного… - Форум, (формат: 60x90/16, 192 стр.) - 2017
    618 бумажная книга
    ЯСЛИ - ЯСЛИ, учреждение, целью которого является обобществление ухода и воспитания детей раннего возраста и их оздоровление. Коллективное воспитание раннего детства про водится в значительной своей части через Я, В условиях второго пятилетия Я.… … Большая медицинская энциклопедия

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Дидактика - (от греч. didaktikos поучающий, относящийся к обучению) теория образования и обучения, отрасль педагогики. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания… … Педагогический терминологический словарь

    ДУША - [греч. ψυχή], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм, Антропология), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других образ Божий заключен во всем… … Православная энциклопедия

    интеллект - Общая мыслительная способность, позволяющая преодолевать трудности в новых ситуациях. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. интеллект … Большая психологическая энциклопедия

    ДЬЯЧЕНКО Ольга - Михайловна (1948 1998) российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Д р психологических наук (1990), чл. кор. РАО (1992). Зав. лабораторией Психологии способностей и творчества Исследовательского центра семьи… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… … Философская энциклопедия

    Осн. вопрос состоит в том, является ли интеллект единой, всесторонней способностью или же совокупностью различных специализированных способностей. Др. проблема связана с полемикой о роли природы и воспитания в развитии интеллекта и формулируется… … Психологическая энциклопедия

    К. с. могут рассматриваться и как свойства, присущие всем людям как биолог. виду, напр. способность к овладению родным языком, и как свойства, варьирующие от индивидуума к индивидууму или от одной группы лиц к др., напр. вербальная или… … Психологическая энциклопедия

    Тихомирова Лариса Федоровна - доктор педагогических наук, профессор.

    В 1979 году с отличием закончила лечебный факультет Ярославского Государственного Медицинского Университета по специальности лечебно-профилактической. В 1989 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. С 1990 по 1998 год работала доцентом кафедры психологии и медицинских проблем в образовании Ярославского областного института повышения квалификации работников образования.

    В 1993 году ей было присвоено ученое звание доцента по данной кафедре. С 1998 по 2000 год работала проректором по научно-методической работе Ярославского областного института повышения квалификации работников образования. С 1999 по 2000 год прошла профессиональную переподготовку в Государственном образовательном учреждении Ярославской области институте повышения квалификации работников образования по социальной педагогике - психологии семейного профиля. В 2001 году поступила в докторантуру на кафедру социального управления Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, одновременно вела занятия со студентами, работая на кафедре социальной педагогики в должности доцента.

    В 2004 году Л.Ф. Тихомирова защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Избрана по конкурсу на должность профессора кафедры социальной педагогики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Тихомирова Л.Ф. имеет более 100 опубликованных научных трудов.

    Книги (5)

    Логика. Дети 5-7 лет

    Задания, упражнения и игры, представленные в данном пособии, помогут развить мышление детей старшего дошкольного возраста, научить выделять существенные признаки предметов, сравнивать по существенным и несущественным признакам, обобщать и классифицировать предметы.

    Пособие предназначено для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов, родителей. Окажет существенную помощь в подготовке детей к школе.

    Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения

    Перед учителем начальной школы стоит важная задача: не только приобщить детей к азам наук, но и привить интерес к учебным предметам, развить познавательные способности маленьких учеников. В полной мере это относится к математике.

    В данном пособии собраны упражнения и дидактические игры, способствующие более осознанному и глубокому усвоению программного математического материалам развитию у младших школьников мышления, памяти, внимания.

    Развитие интеллектуальных способностей школьника

    Пособие содержит материалы по диагностике интеллектуальных способностей школьников, а также задания и упражнения для их развития. Использование тренингов и игр позволит этот процесс сделать более эмоционально приятным, а, следовательно, и более эффективным.

  • Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей . – М.: Академия Развития, 2007. – 240 с.

  • Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования» - М.: АРКТИ, 2005. – 50 с.

  • Семаго Н. Я. Диагностический альбом для оценки развития позновательной деятельности ребёнка+методические рекомендации – М.: Айрис-пресс, 2005 . – 48 с.

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    Серия индивидуальных занятий
    Занятие 1

    Цель: развитие восприятия и внимания детей

    Оборудование: полотняный мешочек с разными мелкими предметами , две пирамидки, лист бумаги, простой карандаш, 10 разных игрушек.

    1.Игра «Узнай предмет»

    Цель: научить детей сравнивать предметы между собой, предназначена для развития восприятия у детей 4-6-летнего возраста.

    Инструкция. Определи на ощупь, что это за вещи.

    Для проведения игры необходимо положить в полотняный мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, наперсток, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку, ластик и др.

    2.Игра «Собери пирамидку»

    Цель: развитие восприятия ребенка 3-5-летнего возраста.

    Инструкция 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающуюся кверху пирамиду по готовому эталону.

    Инструкция 2: Организуйте сложное конструирование по эталону , то есть собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.

    Для игры потребуется две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребенку, а вторая будет выступать в роли эталона.
    3. Игра «Нарисуй по образцу»

    Цель: развивать внимание и мелкую моторику рук.

    Инструкция : по образцу нужно нарисовать узоры:

    4. Игра «Найди игрушку»

    Цель: развитие внимания и восприятия

    Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Психолог и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинают рассказывать, какая она, что может делать , какого цвета, какой формы, какой величины. Участник игры может задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки.

    Занятие 2

    Цель: развитие восприятия формы предметов, восприятия цвета и величины предметов, развитие мелкой моторики

    Оборудование: разрезные картинки из 3 частей (2 шт.), задание к игре «Белый лист», «Зашиваем ковер»


      1. Игра «Составь картинку»
    Инструкция : по образцу собрать разрезанную картинку.

      1. Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».
    На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

      1. Игра «Белый лист»
    Инструкция: Ребенок должен правильно подобрать фигуру и закрыть ей точно такую же , а затем закрыть ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном расположении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

    На листе бумаги нарисованы фигуры, часть закрашена зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение.

    Игра «Н айди такой же предмет»
    Инструкция: Внимательно посмотри на картинки и найди такую же.

    Ребенку предлагаются картинки: отдельно нарисованный эталон картинки и еще несколько рисунков с предметами, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон.

    Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка , но и память, и внимание.

    Занятие 3

    Цель: развитие восприятия формы предметов, восприятия цвета, величины

    Оборудование: картинки животных (белка, утка, курица, медведь), картинки для задания «Тяжелые - легкие. Большие - маленькие»


        1. Игра «Ц вета »
    Предлагаем ребенку назвать 5 предметов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

        1. Игра «Кто наблюдательнее»
    Просим ребенка назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.

        1. Игра «Расскажи о животных»
    Ребенку показываем картинки животных и просим назвать , что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих животных.

        1. Игра «Тяжелые - легкие. Большие - маленькие»

    Спросите у ребенка, какие предметы он считает тяжелыми, а какие - легкими.

    "Назови легкие и тяжелые предметы из тех, что ты видишь в своей комнате".

    На рисунке изображены разные предметы. Среди них есть очень тяжелые и очень легкие, очень большие и очень маленькие.

    Попросите ребенка сначала найти самый тяжелый предмет, затем - самый легкий. После этого - отыскать самый большой предмет и самый маленький.

    Занятие

    Цель: развитие восприятия и внимания

    Оборудование: бланк задания «Что не так?», «Найди пуговки», разрезные картинки «Чайник», рисунки к заданию «Больше - меньше»


          1. « Что не так?»
    Ребенку нужно найти одну из пяти картинок, которая чем-то отличается от остальных.

          1. « Найди пуговки»
    В шкатулке много всяких пуговиц , но нужно выбрать те из них, которые подойдут к рубашке (пуговка с двумя дырочками, круглая) и к штанишкам (пуговка с четырьмя дырочками, квадратной формы).

          1. «Склеим чайник»
    Предложите ребенку "склеить" разбитый чайник из осколков.

    Показываете ребенку картинку с целым чайником - образец: "Вот такой чайник должен получиться у тебя". (Этот образец остается перед глазамй ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.


          1. «Б ольше - меньше»

    • покажи картинку, на которой самый короткий карандаш

    • на какой из картинок изображен самый большой чемодан


      на каком рисунке находится самая маленькая елка

    Занятие

    Цель: развитие тактильной чувствительности, развитие восприятия величины , цвета.

    Оборудование: плоскостные геометрические фигуры, бланк с заданием «раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета», разноцветные шарики (можно использовать круги из картона) и нитки соответствующего цвета.


    1. « Угадай на ощуп ь»
    Предложите ребенку поиграть в такую игру: "Давай с тобой вместе ошупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок..."

    Спрашивайте каждый раз ребенка, какая это фигура. Когда ребенок потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник , овал), предложите ему сделать то же самое, но с закрытыми глазами (глаза лучше завязать). Скажите ему: "А теперь погладь пальчиком эту фигуру, назови ее, скажи, какая она - гладкая или шероховатая, твердая или мягкая, из какого материала она сделана" и т. д.
    После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т. д. (отбор фигур определенной формы производится из множества фигур разной формы).

    2.« Раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета»

    А) Предложите ребенку раскрасить длинные поезда в зеленый цвет, а короткие - в синий. Ребенок выбирает из двух поездов - длинный и короткий.

    Б) Даете ребенку такое задание: "Раскрась поезд в оранжевый цвет , если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него больше трех вагонов".

    3.«Шарики - ниточки»

    Попросите ребенка подобрать к каждому шарику подходящую по цвету нитку (к красному шарику - красную нитку, к зеленому - зеленую и т. д.). Далее сделайте подбор ниток намеренно неправильный, и пусть ребенок найдет эти ошибки и исправит их. Спрашивайте у ребенка: "Где желтый шарик?", "Где желтая нитка?", "А этот шарик какого цвета?" "Какого цвета нитка подойдет к этому шарику?" и т. д.
    4. Грибы

    Попросите ребенка найти и раскрасить пару для каждого гриба. Для какого гриба не хватило пары? Чем они отличаются, а чем похожи?

    Серия групповых занятий

  • Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей . Популярное пособие для родителей и педаго¬гов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.

    Развитие познавательных, или интеллектуальных, спо¬собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.
    В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

    Скачать

    От автора........................ 4
    I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь¬ного возраста...................... 5
    1. Восприятие...................... 7
    Особенности восприятия детей дошкольного возраста. . 8 Игры и упражнения для развития восприятия у де¬тей дошкольного возраста............... 10
    Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста........................ 26
    2. Память...................... 34
    Особенности памяти детей дошкольного возраста... 36 Игры, упражнения, задания, способствующие разви¬тию памяти у детей дошкольного возраста...... 38
    Диагностика памяти у детей дошкольного возраста. . 57
    3. Внимание..................... 64
    Особенности внимания у детей дошкольного возраста. 65 Игры и упражнения, направленные на развитие вни¬мания у детей дошкольного возраста......... 67
    Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста 81 Заключение к части I ................ 86
    Приложение...................... 93
    II. Развитие познавательных процессов у детей младше¬го школьного возраста................ 119
    1. Восприятие..................... 121
    Особенности восприятия детей младшего школьного возраста........................ 121
    Упражнения для развития восприятия у детей млад¬шего школьного возраста............... 124
    Игровой тренинг для развития восприятия и наблюда¬тельности у учащихся младших классов....... 138
    Диагностика восприятия у детей младшего школьно¬го возраста...................... 147
    2. Память...................... 154
    Особенности памяти детей младшего школьного возраста 154 Задания и упражнения для развития памяти млад¬ших школьников................... 158
    Игровой тренинг для развития памяти у учащихся начального звена................... 163
    Диагностика памяти младших школьников...... 172
    3. Внимание..................... 182
    Особенности внимания детей младшего школьного возраста 182 Игры и упражнения для развития внимания детей младшего школьного возраста............. 185
    Игровой тренинг для развития внимания младших школьников...................... 185
    Методы диагностики особенностей внимания младших школьников...................... 200
    Заключение к части П................ 209
    Приложение....................... 211

    Популярное пособие для родителей и педаго­гов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с., ил.

    Развитие познавательных, или интеллектуальных, спо­собностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей, воспитателей, учителей.

    В книге приводятся игры, задания, упражнения, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и дальнейшего успешного обучения и интеллектуального развития.

    I8ВN 5-7797-0004-4 © оформление, «Академия развития», 1996 © Тихомирова Л. Ф.„ 1996 © Художники Душив М., Куров В., 1996

    I. Развитие познавательных процессов у детей дошколь­ного возраста...................... 5

    1. Восприятие...................... 7

    Особенности восприятия детей дошкольного возраста. . 8 Игры и упражнения для развития восприятия у де­тей дошкольного возраста............... 10

    Диагностика уровня восприятия у детей дошкольного возраста........................ 26

    2. Память...................... 34

    Особенности памяти детей дошкольного возраста... 36 Игры, упражнения, задания, способствующие разви­тию памяти у детей дошкольного возраста...... 38

    Диагностика памяти у детей дошкольного возраста. . 57

    3. Внимание..................... 64

    Особенности внимания у детей дошкольного возраста. 65 Игры и упражнения, направленные на развитие вни­мания у детей дошкольного возраста......... 67

    Диагностика уровня внимания детей дошкольного возраста 81 Заключение к части I ................ 86

    Приложение...................... 93

    II. Развитие познавательных процессов у детей младше­го школьного возраста................ 119

    1. Восприятие..................... 121

    задание 1: Попросите ребенка собрать последовательно сужающу­юся кверху пирамиду по готовому эталону.

    ВОСПРИЯТИЕ

    11

    задание 2: Организуйте сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пи­рамиды, башни необычной конфи­гурации.

    Игра «СДЕЛАЙ ТАК»

    Для развития восприятия детей 4-6 лет можно предложить и следующие задания:

    а) по образцу построить из кубиков такое же строение:

    б) по образцу нарисовать узоры:

    Повторять упражнения можно с более усложнен­ными фигурами из кубиков, с более сложными Узорами.


    12

    НАПРИМЕР:

    в) по образцу построить такое же строение:

    г) по образцу нарисовать такие же узоры:

    Игра «найди игрушку»

    Направлена на развитие восприятия, а также внимания детей 4-5-летнего возраста.

    Несколько игрушек (до 10) может быть расставлено в комнате так, чтобы не бросались в глаза. Ведущий, а им может быть и взрослый, и ребенок, облюбовав какую-либо игрушку, начинает рассказывать, какая она, что может делать, какого цвета, какой формы, какой величины. Участники игры могут задавать вопросы, а затем отправляются на поиски этой игрушки. Тот, кто находит игрушку, сам становится ведущим.

    Новый ведущий описывает свойства уже другой игрушки.

    Игра продолжается до тех пор, пока все дети не пройдут через роль ведущего.

    ВОСПРИЯТИЕ

    13

    Игра «составь картинку»

    Направлена на развитие восприятия у детей 3- 5-летнего возраста. Возьмите пару простых картинок с изображением яблока, огурца, матрешки. Одна картинка целая, а другую разрежьте на 3 части.

    В приложении (с. 99-101) даны как целые кар­точки, так и те карточки, которые надо разрезать.

    задание ребенку: по образцу собрать разрезанную картинку.

    Для детей 5-6 лет можно предложить следующее задание:

    а) собрать более сложные картинки;

    б) взять две одинаковые открытки, одну из ко­торых оставить в виде эталона, а другую раз­резать на 4-5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу;

    в) для ребенка 5-6 лет можно усложнить задание, попросив складывать картинку по памяти, без эталона.

    Игра «белый лист»

    Направлена на развитие восприятия формы пред­метов у детей 3-5-летнего возраста, а также развитие мелкой моторики рук.

    На листе бумаги (приложение, с. 95-97) нари­сованы фигуры, часть закрашена зеленым цветом, другие только обведены по контуру. Нами приведена схема задания, работать ребенок будет с картинками, вынесенными в приложение .

    задание: Вырезать из листа фигурки, обведенные по контуру, а затем закрыть ими зеленые фигуры на другом листе бумаги. При правильном располо-

    Развитие познавательных способностей дошкольников

    ВОСПРИЯТИЕ

    жении фигур в результате должен получиться белый лист бумаги.

    Для детей 5 лет задание можно несколько ус­ложнить, поместив наклеенные на листок картона фигурки в полотняный мешочек. А затем просим ребенка на ощупь отыскать нужную «заплатку», чтобы закрыть ту или иную зеленую фигурку.

    Игра «КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ»

    Направлена на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей 4-6 лет.

    Ребенку даются задания, направленные на диф­ференциацию признаков цвета, величины, формы. Предварительно подготовьте карточки с изображе­нием геометрических фигур, находящиеся в при­ложении (с. 103).

    а). Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. По­ложи круг на диван. Покажи красный круг, синий квадрат, принеси зеленый треугольник.

    б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зеленве круги, желтые круги, красные круги.

    в) Покажи треугольники, затем выбери синие тре­угольники, зеленые треугольники, желтые тре­угольники, красные треугольники.

    г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, красные квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

    д) Покажи маленькие круги (маленькие треуголь­ники, маленькие квадраты).

    е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

    ж) Покажи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

    Развитие познавательных способностей дошкольников

    Игра «ЗАШИВАЕМ КОВЕР».

    Предназначена для развития восприятия у детей дошкольного возраста.

    Работать ребенок будет с материалом, размещен­ным в приложении, по предлагаемой схеме задания.

    На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки.

    Работая с материалами приложения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.

    1-й вариант задания:

    ВОСПРИЯТИЕ

    2-й вариант задания:

    Игра «НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ ПРЕДМЕТ» Предназначена для детей 4-6 лет.

    Ребенку предлагаются картинки: отдельно нари­сованный эталон лампы и еще несколько рисунков ламп, среди которых ребенок должен найти такую же, как эталон. Задание ограничено во времени, на изучение картинок дается только 30 секунд. После этого ребенок должен дать ответ.

    Для детей 4 лет можно оставить эталон перед глазами, для более старших детей эталон следует просто закрыть листом белой бумаги. Такой вариант задания позволит развивать не только восприятие ребенка, но и память, и внимахвК-
    18

    Развитие познавательных способностей дошкольников

    задание: Внимательно посмотри на лампу. Среди других 8 ламп найди такую же.

    Игра «цвета»

    Направлена на развитие у детей дошкольного возраста восприятия цвета.

    Предлагаем ребенку за 1 минуту назвать 5 пред­метов определенного цвета (синего, красного, желтого, коричневого, черного, зеленого и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

    ВОСПРИЯТИЕ

    В детском саду воспитатель может организовать игру сразу с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю дается право стать ведущим и предложить цвет для поиска пред­метов.

    Игра «КТО НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЕ»

    Направлена на развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста.

    Просим ребенка за 1 минуту назвать 5 предметов определенной формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не раз­решается.

    Воспитатель детского сада может организовать игру с группой ребят. Каждый ребенок должен по очереди называть предметы названной формы, поэ­тому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребенка.

    Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.

    Игра «расскажи о животных»

    Предназначена для развития структурности вос­приятия.

    В течение 5 секунд показать детям лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова.


    Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих жи­вотных.

    21

    Игра «сравни предмет»

    Дошкольнику следует предлагать задания, направ­ленные на развитие восприятия величины, размера предмета. Сравнивая предметы между собой, ребенок сможет лучше усвоить целый ряд понятий: больше, меньше; короче, длинее; шире, уже; ниже, выше.



    Случайные статьи

    Вверх