Медлительные дети. Медлительный ребенок — почему и что делать? Зависимость от темперамента

Неторопливый, очень медлительный ребенок становится настоящим стрессом для быстрой и ловкой мамы. В то время как у неё, все делается ловко, быстро и слёту, он, как будто бы не ёё собственный ребенок, а полная противоположность – несобранный, медленный, угловатый, как настоящая черепаха. Долго копается, не может собраться, а бывает вообще впадает в ступор. Что делать с медленным ребенком? Какие есть рекомендации для родителей медлительных детей? Первое и самое главное – ни в коем случае не подгонять. От этого будет только хуже. Почему так происходит, читайте в этой статье.

  • Почему бывает ребенок очень медлительный?
  • Какие факторы влияют на то, подвижный ребенок или медлительный?
  • Почему медлительность в ребенке имеет свойство усугубляться по непонятным причинам?
  • Какие есть рекомендации для родителей медлительных детей?
  • Как помочь медлительному ребенку?

Знаете ли вы, кто такой медленный ребенок? Очень медленный ребенок? Ох, вы не знаете, что это такое, если не раздражались по этому поводу до такой степени, что хочется вопить и кричать от бессилия. Когда он как будто бы специально еле-еле передвигается, сидит по три часа в туалете, делает уроки как будто бы даже не хочет быстренько все закончить и бежать играть с друзьями, даже за обедом пережевывает первую ложку каши за то время, когда вы успеваете уже умять всю тарелку и даже помыть её. А в школе с медлительным ребенком еще хуже: он от всех отстает, не участвует в конкуренции среди ребят, вообще весь неуверенный в себе. И еще одна характерная черта – боится всего нового. Вот что с ним делать?

Прежде чем ответить на вопрос «как помочь медлительному ребенку?», давайте углубимся в психологию и ответим на другой вопрос – а почему собственное некоторые дети бывают медлительными?

Подвижные и медлительные дети – почему они такие разные?

Попадая в любой коллектив детей, хотя бы в детский сад, любой взрослый человек сразу увидит разные характеры ребят, некоторые из которых будут полностью противоположны. Есть дети активные, которые постоянно бегают, прыгают, их не остановить. Если дети эмоциональные, они постоянно хотят общаться. И в любой группе всегда найдется ребенок медлительный, вернее сказать так - более медленный чем другие дети: он предпочитает больше сидеть, чем бегать, несколько неуверен в себе, интровертирован.

Заметьте – изначально , медлительность - это лишь характеристика ребенка , а не его отрицательная черта характера. Просто отличие, которое можно истолковывать по-разному. Другой взрослый, не вы, может наоборот посчитать такого ребенка хорошим, послушным, а вот активного слишком быстрым и от этого раздражающим.

Откуда эта особенная черта – медлительность – берется у детей, описывается в . Каждый человек рождается с определенным набором психотипов, векторов , каждый из которых проявляется по-разному. Один из векторов – анальный , характеризуется такими особенностями психики, как желание к качеству, чистоте. Например, он с удовольствием убирает в комнате, помогает маме. Подход при этом у него скрупулезный, не поверхностный, а углубленный в дело.

Уже в маленьком возрасте такой ребенок стремится делать дело не просто хорошо, а очень хорошо – и всегда доделать все до конца. Он не может начать, а потом бросить. Он делает как следует, вот здесь и кроется корень медлительности таких детей, которая в норме не должна быть уж очень сильной. Но становится таковой при определенных условиях, в которых может оказаться малыш.

Это на яблоньке появляются только яблочки, а грушки вырасти не могут. А у мамы ребенка с анальным вектором может совсем не быть анального вектора. А быть полностью противоположным ему по свойствам и желаниям – кожный вектор . И её устремление не направлено на качество, а на пользу/выгоду, которая чаще всего строится на экономии времени. Она любит делать 100 дел одновременно, ловко управляясь и с готовкой супа, и с помощью ребенку в аппликации, и с общением в Одноклассниках. И наоборот, делать одно дело, особенно, требующего длительного усилия, ей скучно и неприятно.

Когда у такой кожной мамы рождается кожный ребенок, все прекрасно – они вместе, в одном ритме живут и не тужат. Но все случается наоборот, когда рождает ребенок с анальным вектором. Они совершенно друг друга не понимают, а мама, из самых лучших побуждений, хочет привить малышу все свои самые лучшие качества – скорость, ловкость и экономичность. Но проблема в том, что ребенок совсем другой. Он не может быстро, потому что он хочет качественно. Возникает психологическое напряжение между противоположностями, которое закономерно всегда решается в пользу мамы. Опять же из самых лучших побуждений она начинает передавливать и стараться воспитать из него «человека». Мама старается подогнать его, показать, как сделать быстрее – и тем самым вгоняет его в ступор из-за этой спешки. Потому что невозможно сделать быстро и качественно сходу, если дело новое. Ни у кого это не получится, а у маленького ребенка вообще нет шансов на такой подвиг.

Поэтому ребенок начинает замедляться и чем дольше продолжается такое напряжение, тем сильнее ребенок становится медлительным, пока наконец не превратиться в очень и очень медлительного ребенка.

Выше описан один из жизненных примеров: аналогичная ситуация может возникнуть при других обстоятельствах. Подгонять ребенка может не мама, а папа или бабушка, учительница или воспитательница. Одно неизменно – медлительного ребенка не понимают и оказывают на него давление в его естественных свойствах, пытаясь переделать в противоположность. А это невозможно.

Особенности медлительных детей

Ребенок с анальным вектором, если не передавливать его специально в быстрого и ловкого, вырастает в абсолютно адекватного человека, который совсем не медлительный. Научаясь адаптировать свои задачи, он понимает, как подходить к делу. А если он делает дело много раз подряд, то у него получится сделать и качественно и не медленно, а нормально.

Однако, это не случится, если его специально подгонять. Таким образом не формируется наполнение его врожденных желаний, а новые, не его, не создаются. Как бы этого не хотелось.

Альберт Эйнштейн как-то сказал:
«Каждый гениален, но если рыбу оценивать по тому, как быстро она вылезает на дерево, то рыба проживет всю жизнь с ощущением того, что она дура».

Если анального ребенка не развивать в его желании к качеству, а постоянно подгонять, то он всю жизнь будет ощущать себя ненормальным и несчастным человеком. Всего нового он будет бояться, скорости у него не прибавится, наоборот, из медлительного ребенка вырастит медлительный взрослый с чугунной психикой, не способной адаптировать изменений.

Итак, главная особенность медлительных детей – это их устремление к качеству , такой вот взгляд на мир и на жизнь. Медлительность их – это не плохая черта характера, а именно особенность, которая проявляется тем сильнее, чем сильнее ребенка подгоняют. Это оценочная категория, которой взрослый определяет ребенка относительно себя.


Если вы замечаете, что ваш ребенок очень медлительный и это вас очень сильно раздражает, первое, что вам нужно – это выйти в другую комнату и немного поостыть. Вы должны понимать, что ни криком, ни тем более битьем вы не поможете, а наоборот – усугубите картину. Скорее всего вы уже знаете, что никакими уговорами или наказаниями его нельзя ускорить, поэтому сделайте это – успокойтесь.

Теперь отправляйтесь к своему ребенку и присмотритесь, что он пытается сделать. Быть может он складывает рюкзак или делает домашнее задание, может быть ест или читает. Просто понаблюдайте за ним не оценивая его через себя, а пытаясь понять его. Через некоторое время Вы заметите с чем связана медлительность ребенка – это его неуверенность в себе, это сомнительность, это замкнутость. Он такой уж точно не потому, что хочет быть таким. Ребенку правда нужна ваша помощь, чтобы стать счастливым и перестать быть медлительным. Не крик, не наказание, не воспитание, а именно помощь. И только вы можете ему действительно помочь.

С этого момента попробуйте делать так – рекомендации родителям медлительных детей:

Всегда давайте ребенку время, столько, сколько ему нужно. Никогда не подгоняйте его, вместо того, чтобы требовать ускорение, попробуйте вместе с ним сконцентрироваться на качественном подходе к делу: не на тяп-ляп, а обстоятельно, со всеми нюансами.

Дождитесь, когда у ребенка получится что-то сделать и искренне похвалите его. Никогда не хвалите ни за что, но всегда хвалите, когда есть за что. Это очень важно для медлительного ребенка, правильная похвала задаст ему ориентир.

Лучше всего, конечно, делать это все не механически, а понимая врожденные свойства своего ребенка, все особенности его психики. Когда вы увидите его не через свои лучше качества, а через его свойства, то ваше раздражение к его медлительности постепенно сойдет на нет.

А для этого лучше всего углубленно понять, что такое анальный вектор и какие его характеристики. Прекрасно и полноценно эта информация дается на вступительных (бесплатных ) лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана . Зарегистрироваться на них можно по этой ссылке .

Лекции проходят онлайн и доступны всем желающим вне зависимости от географии проживания. На них любая мама гарантированно поймет причины медлительности своего ребенка.

Понимать системно-векторную психологию очень важно для любого родителя, который хочет вырастить здорового ребенка. Приглашаем вас оформить подписку на нашу рассылку в форме внизу – мы постараемся присылать вам уникальные, интересные материалы, которые помогут меньше хмурится и больше быть счастливым человеком.

Таких детей сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах называют копушами, мямлями или сонными тетерями. Все действия они совершают словно в замедленной съемке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу. Специалисты пользуются термином «медлительные дети», психоневрологи иногда в этом случае говорят о гиподинамическом синдроме. К чему нужно быть готовыми родителям, и как помочь своему медлительному ребенку справиться со множеством проблем?

Маленький копуша

«Ваня, давай потарапливайся, а то мы опоздаем» — уже третий раз просит мама, а он действуют все медленнее и медленнее. Знакомая картина, не правда ли? В ход идут обидные слова, и иногда даже подзатыльники. Кто-то в подобных ситуациях все-таки заставляет ребенка закончить процесс, постоянно подгоняя капушу. Другие решают «лучше сделаю все сама», оставляя малыша в пассивном ожидании. Чтобы найти правильную тактику поведения, надо понять причины медлительности ребенка. Они могут быть более глубокими, чем кажется на первый взгляд.

Оглядитесь вокруг, насколько все мы разные. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки и выполняют ее очень быстро — у них все «в руках горит». Другие значительно медленнее подходят к решению задач — сначала составляют в голове план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно, приступают к деятельности.

Некоторых родителей может, мягко говоря, раздражать «медлительность» их ребенка — так много времени тратится на одевание, раздевание, выполнение какого-либо поручения! Ребенок не может сосредоточиться и начать выполнять необходимое действие или не может вообще сконцентрироваться на мысли о выполнении заданий.

Часто проблема начинается уже в дошкольном возрасте, а у некоторых детей она прослеживается даже в младенчестве.

Под понятием «медлительный ребенок» могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем ребенка. Поэтому семейный или детский психолог используют системный подход в исследовании детской психики, то есть рассматривают все системы организма во взаимосвязи.

У одних детей медлительность может быть связана с особенностями нервной системы, у других — с органическими изменениями структуры мозга, полученными например, в результате родовой травмы и т.д. Иногда ритм и темп деятельности у малыша мененяется из-за неблагополучного климата в семье, конфликтными отношениями между родителями и ребенком.

Такая проблема может стать причиной отставаний в учебе, плохой концентрации внимания на уроках, формирования страха перед школой и развития детских неврозов.

Нет двух одинаковых детей, каждый ребенок уникален, и выявление причин его медлительности лучше доверить специалистам — педиатрам, детстким невропатологам, психоневрологам, детским и семейным психологам и детским психоаналитикам.

Причины медлительности детей

1. Ослабленность, повышенная утомляемость ребенка после перенесеенного острого заболевания или наличие хронического заболевания может вызвать замедление темпа и ритма деятельности малыша. Для таких детей необходим адаптационный период и их «медлительность» естественно закончится после полного выздоровления и восстановления сил. С медлительностью, вызванной подобными причинами родителям помогут справиться педиатры, наблюдающие ребенка с момента его рождения. В некоторых случаях бывает достаточно провести общеукрепляющую витаминную терапию.

2. Причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка может быть врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого протекания беременности, трудными родами или недоношенной беременностью, когда все системы организма ребенка являются на свет незрелыми или поврежденными. Такие случаи являются прерогативой детских невропатологов, психоневрологов, детских психоаналитиков и психологов. Органическая патология часто служит фоном для различных нарушений развития психики ребенкаТакому капуше необходимо длительное наблюдение специалистами, иногда вплоть до подросткового возраста и старше. Только после всестороннего системного обследования ребенка, опытный врач сможет подобрать ему индивидуальную медикаментозную терапию, а психолог и психоаналитик помочь разрешить его внутренние конфликты.

3. Иногда медлительность ребенка рассматривается как этап нормального развития в раннем возрасте. В этот период (от 1,5 до 3 лет) неторопливость ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики, особенно это касается моторики пальцев рук, которые еще не позволяет действовать быстро, четко и красиво. Дети изо всех сил стараются завязывать шнурки, застегивать пуговицы, но руки и пальцы еще не обладают той гибкостью и проворностью, как у мамы или воспитателя детского сада, вызывая у взрослых и родителей непонятное для дошкольника раздражение, и даже незаслуженное унижение ими ребенка, который стремится к самостоятельности. Такая «этапная» замедленность у каждого ребенка с возрастом проходит.

4. В последнее время специалисты много внимания уделяют леворукости детей . Эта проблема также может также стать причиной медлительности ребенка, если в детском саду, школе или дома с должным вниманием не относятся к этой особенности. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой, может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма его деятельности, но и к нарушению гармоничного развития личности. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит.

5. Особенности темперамента ребенка-флегматика — классический случай ярко выраженной медлительности . Такой малыш спешки просто не выносит. При своей неторопливости он отличается солидностью и рассудительностью. Что бы не делал, — он предпочитает уже проверенные, привычные способы и делает все обстоятельно, упорно преодолевая препятствия. Отвлечь его от намеченной цели очень трудно, свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявляет в этом завидное упрямство. Ко всему новому он привыкает с трудом, но зато его психика крайне устойчива к любым внешним раздражителям, вывести его из себя почти невозможно. Малыш-флегматик очень сдержан в проявлении эмоций, зато чувства его глубоки и постоянны. Друзей такой ребенок находит с трудом, но в дружбе проявляется завидное постоянство и преданность. Ребенок-флегматик абсолютно неконфликтен и неагрессивен, он предпочитает уходить от борьбы и лишний раз не рисковать. Больше всего флегматик боится перемен, отступлений от привычного ритма жизни. Родителям следует помнить, что темперамент ребенка -это врожденная черта (как и цвет глаз, форма носа), которую в своем малыше нужно научиться принимать.

6. Любые кризисные моменты в жизни семьи , как то: развод, переезд в новый город, переход ребенка в новую школу или детский сад, конфликты между родителями или другими членами семьи, являются для ребенка стрессовыми факторами. Нестабильная детская психика подвергается большому испытанию. Повышается тревожность, с которой малыш может бессознательно пытаться справиться замедлением общей активности, а также торможением выполнения различных действий.

7. Нерасторопность малыша может быть проявлением дисгармоничных отношений между взрослым (например, матерью) и ребенком. Всегда спешащая, часто отсутствующая и много работающая мама, которая поручает или перекладывает воспитание ребенка на плечи бабушки или няни, теряет эмоциональный контакт с ребенком. Малыш старается привлечь внимание матери своей медлительностью, продлить взаимодействие с ней. Также заторможенность малыша может являться скрытой формой выражения протеста против недостатка эмоционального тепла, внимания и любви со стороны матери и отца. Эти и другие дисгармоничные отношения в семье могут быть скорректированы в ходе кропотливой работы с психологом или психоаналитиком. И участие в ней всех членов семьи — залог успеха.

8. Авторитарный стиль воспитания в семье , жесткое принуждение ребенка к выполнению тех или иных требований, постоянный контроль за исполнением поставленных задач, а также строгие меры наказания за непослушание могут явиться причинами снижения детской активности и формирования неврозов. Медлительность может быть способом контроля и манипулирования ребенка родителями. С помощью медлительности малыш иногда протестует против обучения его, например, музыке. Такой скрытый или явный протест возможен и в случае конфликта с воспитателем в садике. Тогда неторопливость не распространяется на всю деятельность, а только на отдельные ситуации. Другие стороны жизни при этом протекают к обычном темпе. В этом случае родителям необходимо пересмотреть свой стиль воспитания.

9. Часто раздражение и нетерпение родителей вызывает излишняя, на их взгляд, мечтательность детей , которые обычно не отличаются флегматичным темпераментом, но иногда действуют как заядлые медлительные дети. Погружаясь часто и надолго «в мечты» каждый раз, когда необходимо что-то сделать, ребенок может выражать таким способом как протест по отношению ко взрослым, так и проявлять подобным образом свои внутренние конфликты. еВ целом это могут быть самые обычные дети, без каких-либо нарушений.

Копуша

Рассказ

Вот только и слышу: копуша, да копуша. И про морковную запеканку Вера Степановна сказала: не ем, потому что копуша, а ела бы вареную морковку, так и копушей не была бы. В общем, обиды накопилось полно, на Веру Степановну я разозлилась сильно, а себя жалко стало. Вот, думаю, умру, тогда все узнают, какая я хорошая. Будут потом меня жалеть, плакать, но уже поздно будет. Интересно, будет плакать Вера Степановна? Вера Степановна носит очки, за толстыми стеклами у нее большие, карие добрые глаза. Я представила ее лицо и поняла – будет. Ну и пусть, подумала я, так ей и надо, никого мне не жалко. Я стала воображать, как все плачут, жалеют меня, и мне стало приятно. Потом представила, как я лежу под толстым слоем прозрачного льда и сквозь него вижу, как наверху сияют огни, ребята катаются на санках, играют в снежки, смех, музыка. А я тут, глубоко внизу, одна и всеми забытая, как сейчас. Мне стало одиноко и холодно и так жалко себя, что опять полились слезы. А скоро Новый год, елка, подарки, девочки нарядятся белочками, мальчики – зайчиками, а Вова будет медведем… Нет, не хочу умирать, передумала, не буду я их мучить, пожалею. Но что же сделать? Морковную запеканку я все равно есть не буду, но всем им докажу, никто меня больше копушей звать не будет. Думала, думала и придумала! У меня созрел план, и я спокойно заснула. Во сне я слышала, как Вера Степановна подходила ко мне, трогала лоб, укрывала одеялом.

41.00 руб.

Книга рассказывает о том, как влияет на характер поведение ребенка природа, наследственность, как с возрастом меняется его личность и поведение, о различиях в развитии и…

А теперь вот такое задание: в каждую клеточку ставь точку и громко считай "Одна, две, три" и так далее. Лена старательно выводит точки и, растягивая слова, делая длинные паузы, считает.

А теперь вот такое задание: в каждую клеточку ставь точку и громко считай "Одна, две, три" и так далее. Лена старательно выводит точки и, растягивая слова, делая длинные паузы, считает.
- Хорошо, умница, а теперь сделай то же самое, только быстрее.

Девочка испуганно поднимает глаза и чуть слышно, виновато говорит: "Я быстрее не могу...". На глазах слезы, дрожат губы...
- Вот так всегда, - раздраженно замечает мама.- Я ей: "Побыстрее", а она чуть что - в слезы. Раньше не была такой плаксой, а теперь до истерики дело доходит.

Рассказ мамы: "Росла нормально, только ела плохо, часами могла над тарелкой просидеть. Я уж из себя выходила, даже к врачам обращалась, может, болезнь какая, - ничего. До трех с половиной лет дома была, я с ней сидела, а потом пошла в сад.

Дома-то не обращала внимания, как она одевается, сама одевала. Знаете, как дома - тысяча дел, а Лена у меня не одна, тогда уже и младшенький родился. А как пошла в детский сад, так одни жалобы; все уже гуляют давно, а она только одевается; все уже обедают, а она ботинки расшнуровывает. И дома все то же самое... Но самые главные мои мучения начались в прошлом году, когда пошла в школу. Сначала буквы не могли выучить, уроки делали по 3-4 часа. Сколько мы тетрадей исписали, а толку никакого... Вот посмотрите. (Мама протягивает тетради, в которых на каждой странице красными чернилами: "Опять половина задания. Где вторая половина задания?", "И это все?!", "Грязно", "Небрежно", "Не стараешься!".) А сейчас все хуже и хуже и с письмом, и с чтением. У нее двойка по скорости чтения и с математикой не очень..."

Мама еще долго жаловалась на Ленино упрямство и капризы. В своей правоте она не сомневалась и хотела получить один совет: "Как заставить?".

Разговорить Лену нам удалось с большим трудом. И мы узнали: она "самая медленная и весь класс назад тянет"; "измучила маму" - и мама часто наказывает ее: и за плохие отметки, и "за грязь в тетради", и за то, что "все не успевает"... Теперь у нее часто "плохое настроение", "плакать хочется", и болит голова, "особенно когда уроки сажусь делать; маме говорю, а она не верит". А еще Лена боится оставаться одна в комнате и вечером долго не может заснуть. Горестно поджав губы и не по-детски тяжело вздохнув, Лена заканчивает неожиданно: "Надоело все, устала я".

Что и говорить - есть от чего устать этой несчастной девочке, доведенной непониманием взрослых до невроза! Результаты тестирования показали: интеллектуальное развитие, запас знаний и навыков Лены соответствуют возрасту, она удовлетворительно освоила школьную программу. Но темп деятельности (ее индивидуальный темп) более чем в два раза ниже, чем у ее сверстников. Да, она очень медленно пишет; но когда работает в своем темпе - почти нет ошибок, нет дрожащих линий и дополнительных штрихов, нет "грязи". Получается "почти красиво"! Вот читает вслух она действительно плоховато: переставляет и меняет звуки, делает длительные паузы между слогами, иногда словно спотыкается и останавливается. Вообще, делает все неуверенно; вернее, в полной уверенности, что делает неправильно; похвале, подбадриванию в первый момент не верит; долго собирается, прежде чем начать выполнять задание, суетится, нервничает. На "Не спеши", "Не торопись", "Все хорошо" реагирует как на подгонку - настолько привыкла к тому, что "всегда отстает" и ее подгоняют... Результаты обследования показали, что Лена - так называемый медленный или медлительный ребенок.

К сожалению, такого рода ситуации не относятся к числу единичных. И, к еще большему сожалению, ни родители, ни учителя, как правило, не понимают состояния ребенка. И продолжают ставить двойки, ругать за них, упрекать в лени - не обращая внимания на собственные страдания ребенка... А они - не только моральные. Постепенно растет утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон... Заканчивается все, как правило, таким резким ухудшением здоровья, что уже нужна не только педагогическая коррекция, но и лечение. А ведь поначалу это не больные дети; просто таковы особенности их нервной системы. Отсюда медленные речь и письмо, оттого они дольше других включаются в работу, труднее переходят с одного вида деятельности к другому. И, как правило, не поспевают за темпом работы класса. Понятно, что происходит дальше: постоянный страх отстать, неуспехи, недовольство учителя и родителей, вечные понукания - все это ведет прямым путем к нарушениям в состоянии здоровья...

Учителей не нужно убеждать в необходимости индивидуального подхода к таким детям - они про это сто раз слышали. Но на практике... на практике почти ничего не получается! Оправдание - переполненность класса, трудности с сегодняшними детьми, интенсивность сегодняшнего процесса обучения. И вот таких детей стараются либо не замечать, либо требуют: "Быстрее!", а при невыполнении задания ставят двойки. Уже во второй четверти накапливаются пробелы в знаниях, резко снижается успеваемость и... из категории неуспевающих ребенок, как правило, не выходит. И нередко родители уже считают своего ребенка не очень способным, а то и тупым. Как это, мол, другие все успевают, а он, кажется, не понимает, что надо быстрее. А не понимают сами родители - дело не в способностях, а в том, что ребенку постоянно навязывается непосильный для него темп работы! Слишком быстро говорит учитель, слишком быстро меняется вид деятельности, слишком быстро все открыли тетради и пишут; а потом делают что-то другое, а он еще пишет...
Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе!

Детей медлительных у нас не так уж мало: по некоторым данным - 22 % (по нашим наблюдениям меньше - 10-12 %, но мы не включаем в это число тех детей, у которых медлительность связана с леворукостью, частыми заболеваниями, общей ослабленностью). У "истинно медлительных" - низкая подвижность нервных процессов ; это и определяет оптимальный для них темп любой деятельности.

Конечно, взрослый человек может произвольно изменить темп своей деятельности и делать что-то, например, стучать пальцем по столу, быстрее и медленнее... Да только самый быстрый темп медлительного человека все равно будет ниже, чем темп быстрого! А ребенок в шесть лет практически может работать только в свойственном ему оптимальном темпе. Причем многие исследователи считают: индивидуальный темп деятельности - врожденная особенность, существенно изменить которую практически невозможно.

Подвижность нервных процессов определяет не только скорость самого движения, но и время от сигнала к началу действий до начала этого действия. С возрастом эти показатели постепенно совершенствуются, и, естественно, движения дошкольника значительно быстрее, чем движения двух-трехлетних детей. Но индивидуальные различия никуда не деваются, они порой даже сильнее; и среди шестилеток могут быть дети, у которых темп такой же, как у быстрых четырехлеток...

Родители часто спрашивают: пройдет ли медлительность? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью. Главное, на начальном этапе обучения не убыстрять их работу, а создать все условия, чтобы не усугубить это состояние, не сорвать здоровье. Ведь стоит выбить ребенка из колеи - и это, в свою очередь, еще больше замедлит и письмо, и чтение, и любую другую деятельность. А к тому же сильно ухудшит ее качество.

Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет; эффект окажется обратным), но и вредно - так создаются условия для возникновения невроза.

Многие родители медлительных детей и сами это замечают, но видят тут чуть ли не детскую зловредность: "Я его тороплю, а он назло еще медленнее..." Дело в том, что скорость действий у таких детей в 1,5-2 раза ниже обычной.

Это достаточно просто проверить. Положите перед ребенком лист бумаги в клетку и попросите в каждую клетку (на любой строчке) ставить точку и громко считать до десяти. В среднем, обычные шестилетки выполняют это задание за 10-12 секунд, семилетки - за 6-8 секунд; а у медлительных это время в 1,5-2 раза больше.

И вот это "назло", на которое порой так нервно реагируют родители, увы, мало зависит от желания ребенка. Во-первых, шестилетки и дети более младшего возраста не могут различать скорость действий. Правда, при слове "Быстрее!" они начинают суетиться, громче или тише считать - а скорость остается той же! Во-вторых, у медлительных детей время от сигнала "Делай" до начала действий в 2,5-3 раза больше, чем у остальных. Окрик, раздражение, недовольство взрослых еще больше замедляют у них подготовительный период; и создается впечатление, что они назло тянут.

Это необходимо учитывать и когда дети садятся за уроки, и когда, проявляя родительское рвение, вы вдруг требуете: "Быстро расскажи мне правило!" Медлительный ребенок может прекрасно знать это правило, но вы не даете ему собраться, вы подстегиваете: "Опять не выучил!" Он нервничает - и еще глубже процесс торможения. А дело не в том, что он плохо соображает - речь идет только о темпе, а отнюдь не о качестве умственной деятельности.

Если же мы учтем особенности такого ребенка и, главное, дадим ему возможность работать в оптимальном (для него!) темпе, качество и точность такой работы могут быть очень высокими!

Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Об этих детях часто говорят "инертны", имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не схватывают ее. Если вы объясняли ребенку математику, а потом вдруг заодно решили вспомнить, как пишется та или иная буква, ответ ребенка вас огорчит, - а он всего лишь еще не смог переключиться, перестроиться; оттого и не может с ходу ответить на ваш вопрос. А на поверхностный взгляд эта трудность переключения, невозможность поспеть за быстро меняющимися заданиями, сменой деятельности может показаться тупым равнодушием - ребенок словно не реагирует... В действительности же новое задание может прийтись на то время, когда продолжается еще решение предыдущего задания...

На примере медлительных детей мы можем воочию понять, сколь значимый реальный смысл имеет тезис, с которым "вообще" все соглашаются, а на деле пренебрегают: дети - разные. У подвижных детей ускорение темпа подачи сигналов оказывает стимулирующее влияние на протекание нервных процессов. А у медлительных детей при ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение количества усваиваемой информации! Медлительные реагируют на нагрузку не увеличением, а дальнейшим уменьшением количества усваиваемой информации, - значит, нагрузка ведет к углублению торможения. Можете вообразить себе те трудности, которые испытывает медлительный ребенок, слушая быструю речь или следя за быстрым показом учебного материала! Он не успевает уловить суть рассказа или объяснения; естественно, большая или меньшая часть слышимого и видимого не усваивается. А вот если повторить то же еще раз или говорить медленнее, такие дети прекрасно справились бы с заданием! Но это, увы, не всегда возможно в классе; поэтому помочь ребенку могут родители.

Советуем родителям: не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно!

Итак, индивидуальный темп деятельности ребенка определяется в основном врожденными особенностями его нервной системы. Однако в него могут внести свой вклад некоторые другие факторы и обстоятельства: воспитание , условия роста и развития , состояние здоровья и пр. Представим себе ребенка, который воспитывается пожилой бабушкой. У нее размеренные движения, медленная походка, слегка растянутая речь, она не терпит шума, быстрых движений - и постоянно сдерживает питомца, не разрешает "бегать без толку", "крутиться". Такой малыш не сможет безболезненно вписаться в активное, подвижное детское общество; он будет сторониться детей и остро ощущать свою неловкость, так как он не привык быстро думать и быстро действовать. Поэтому такого ребенка (возможно, с вполне нормальной подвижностью нервных процессов) могут подстерегать трудности, свойственные медлительным детям.

Особое значение имеет влияние воспитательных воздействий в тех случаях, когда инертность (малая подвижность) нервных процессов проявляется как природная черта. Такие дети "удобны", они не вызывают беспокойства, предпочитают беготне спокойные сидячие игры. Из-за медлительности они с детского сада могут сторониться сверстников; а если родители поощряют такое поведение, не помогают ребенку - не учат двигаться, бегать, прыгать и иногда, из-за боязни инфекций или по каким-либо другим причинам, сами ограничивают контакты с детьми, - все это лишь усугубляет медлительность.

И вот ребенок такого развития и воспитания приходит в школу. И - новая обстановка, новые лица, новые требования оказываются непосильными для него! Малыш теряется, не знает, что ему делать, буквально столбенеет, когда к нему обращаются с вопросом; в ответ чаще молчит или начинает плакать.

... Ира росла "незаметно" (так сказала мама). Даже первый год, обычно самый трудный для родителей, не был ни бессонным, ни беспокойным. Она спала по 10-12 часов, правда, ела без охоты. Ира вовремя пошла, начала говорить; но разговорчивостью не отличалась; каждое слово - золото. Нельзя сказать, что была невеселой; но ощущалась в ней какая-то скованность, вялость. До трех лет мама была с ней дома и контактов с детьми старалась избегать, так как кончались они всегда Ириными слезами: "Дети ее вечно обижали, отнимали игрушки, она очень огорчалась". К детскому саду привыкала долго, трудно и рада была любому поводу, чтобы остаться дома. Один раз, уже в старшей группе, наелась снега, "чтобы заболеть и не ходить в детский сад". Да и воспитательница не очень ее жаловала: "Вечно мне с ней одной приходится возиться - то одеваю, то раздеваю, то кормлю, иначе весь день над тарелкой просидит".

К школе Ира готовилась и учиться пошла с большим желанием. Но первый же день в школе закончился слезами. Ира ничего не успевала, сторонилась детей, вздрагивала и терялась, когда называли ее фамилию. А громкоголосая и очень решительная учительница приводила ее в ужас. Дома мучения продолжались - нужно было писать красиво и быстро, а получалось все хуже и хуже... И с чтением нелады... Ира замкнулась, часто без причины плакала, стала плохо спать (вскрикивала во сне, с трудом засыпала); а однажды утром перед школой началась рвота. Вызвали врача, решили, что съела что-то не то. Несколько дней Ира не ходила в школу - и было все в порядке; но как только нужно было отправляться в класс, рвота повторилась. Так продолжалось несколько недель, пока родителям не порекомендовали обратиться к врачу-психоневрологу. Он сразу понял: все эти нарушения были проявлениями школьного невроза, который возник у медлительного ребенка в результате постоянного цейтнота.

Мы подробно говорим об этом потому, что многих родителей тихий ребенок, не причиняющий особого беспокойства, устраивает даже больше, чем живой, непоседливый, активный. И получается: свойство подвижности, и так недостаточное, ослабляется без тренировки еще больше! А именно дети с недостаточной подвижностью нервных процессов нуждаются в постоянной тренировке! Иначе процесс адаптации к школе может быть не только затруднен, но при сочетании неблагоприятных условий (неправильной тактике педагога и родителей), привести к школьному стрессу и вызвать тяжелые нарушения в состоянии здоровья. Так что не стоит радоваться на тихих детей - лучше в оставшееся до школы время постарайтесь в играх их расшевелить.

Иногда у медлительных детей довольно спокойно проходят первые школьные недели. А основные сложности начинаются во второй четверти. Увеличивается объем, интенсивность письменной работы - и тогда возникает целая куча трудностей при письме. У ребенка лишь два пути. Либо писать красиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, но тогда дело идет медленно. Либо быстро, как требует учитель ("Не отставай от темпа работы всего класса!"), но тогда появляются дрожащие линии, дополнительные штрихи, буквы смотрят в разные стороны, не соблюдается их высота и ширина. Впрочем, попробуйте сами писать в 2-3 раза быстрее, чем обычно - что получится? Так и у медлительного ребенка... Дальше - хуже. Он не успевает выполнять все задания, начинает писать с ошибками. А в школе и дома считают: "Он начал лениться", "Не хочет", "Не старается".

Еще большие трудности возникают, когда проверяют письмо и чтение "на скорость". К сожалению, не все учителя знают: темп письма и чтения у медлительных детей может быть гораздо ниже, чем в нормативах - но это не сказывается на качестве чтения. Если вы видите, что учитель не обращает внимания на медлительность вашего ребенка, попробуйте (но тактично, корректно, без упреков) довести до сознания педагога эту особенность и попросите его быть снисходительнее к почерку медлительного. Да и сами не ругайте маленького школьника за почерк! В дальнейшем многое компенсируется, что-то можно потренировать, на чем-то не фиксировать внимания. Ведь главное в конце концов не образцовая каллиграфия, а детское здоровье!

Помогает ли тренировка медлительным детям?

Да, специальные исследования показали: систематические занятия способствуют повышению скорости работы и у дошкольников, и у школьников. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте от 4 до 6 лет. Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка - ежедневные 10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая тактика, которую вы должны соблюдать: не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Вы спешите? Это уже ваши проблемы. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению! Спокойно, без раздражения ждите, когда ребенок встанет (кстати, медлительные дети не вскакивают тут же с постели, они должны отойти от сна, минут 5-10 просто полежать), умоется, позавтракает. Лучше разбудите его пораньше...

Не конфликтуйте вечером перед сном, не корите за долгие сборы ко сну. При этом вы и сами должны быть достаточно организованны - иначе успеха не будет. Нужно облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел: помочь в этом может четко организованный режим . Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче.

Можно придумать немало игр, которые помогут ребенку преодолеть ее: важно делать что-то вместе, соревнуясь - но при этом важно не увлечься "ролью победителя" и подстроиться под его темп.

Непростой вопрос: можно ли действовать на копушу юмором? Да, можно пошутить над копушей - но по-доброму, без раздражения! Можно подчеркнуть это качество у себя - и пусть посмеется ребенок. Дадим ему возможность осознать свою медлительность и в то же время не чувствовать себя ущербным и неспособным.
Приучите себя (и его тоже) к мысли: оттого, что он медлительный, он не хороший и не плохой, - а просто вот такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться и в школе, и в жизни.

Как еще тренироваться? Необходимо знать: тренировка с помощью постепенно ускоряющихся движений мало успешна; использование предельных скоростей эффективней, но приводит к утомлению. Наиболее успешна работа с использованием приема "медленно-быстро": в занятия включаются резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно; а время от времени даются и предельные скорости движений.

Вы можете использовать игры со сменой скорости движений:

1) ходьба-бег-ходьба медленная;
2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;
3) "бег" пальчиками (большим и указательным); для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так "бегать" в обычном темпе; можете посоревноваться;
4) прыгать через прыгалку, меняя темп;
5) стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним);
6) чертить палочки и ставить точки. Для этого используйте тетрадь в клетку;
7) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки и считать: "Один, два, три..." - до десяти.

Когда ребенок научится работать в определенном темпе и замедлять его, можно попробовать игры с максимально быстрыми движениями. Не огорчайтесь, если вначале на ваше "Быстрее!" может выйти еще медленнее, особенно для тех движений, которые выполняются руками, пальцами. На начальном этапе не стоит играть в "кто быстрее".

Когда проводить эти занятия? В любое время дня, главное, чтобы они были систематичными, не нудными, а интересными, не тягостной обязаловкой, а веселой игрой.

Для снятия эмоционального напряжения можно использовать специальные комплексы аутогенной тренировки. Считается, что уже в 7-8 лет дети способны осознать правила аутогенной тренировки и применять ее осмысленно. Если у вас есть возможность посещать специальные группы аутогенной тренировки для детей (или вместе с детьми) - это прекрасно. Если нет, вы можете сами использовать некоторые приемы дома. Для того чтобы такая тренировка была эффективной, нужно сначала расслабить ребенка, снять напряжение. Знаете ли вы, что движения, подвижные игры, гимнастика, упражнения с мячом и скакалкой не только укрепляют ребенка физически, но и снимают напряжение, дают необходимую разрядку?

См. на нашем сайте следующие статьи:

Если вы найдете несколько раз в неделю полчаса-час для того, чтобы побегать вместе с сыном или дочкой, поиграть в кошки-мышки, догонялки, лапту, бадминтон или просто попрыгать "как заяц", походить "как медведь", побегать "как лев", вы заметите, как исчезает напряженность, настороженность, неуверенность, как налаживается ваш контакт с ребенком. Можно расслабить ребенка вечером, перед сном, предварительно погуляв вместе, обсудив какие-то дела. "Поет ли мама тебе перед сном песни?" - спрашиваем мы малышей. Типичный ответ: "Раньше пела, теперь - нет, говорит, что я уже большой". Хорошо бы сесть рядом (не торопясь, не дергаясь оттого, что дел много или по телевидению интересная программа), погладить ребенка по голове, по спинке легкими спокойными движениями, провести несколько раз по лбу, как бы снимая все дневные заботы и тревоги, приговаривая что-нибудь ласковое, доброе... Не лишайте ребенка своего тепла, даже если он чем-то рассердил или огорчил вас! Не вспоминайте на ночь о неприятностях! Особенно важно это для тех детей, которые плохо засыпают и тревожно спят. По мнению австрийского врача Гизелы Эберлейн, у детей младшего возраста основу страха составляют неразрешенные, "непроработанные" конфликты. Ребенок чувствует себя под угрозой, у него сохраняется беспокойство - и он плохо спит. Взрослые часто не могут выяснить причину этих нарушений: маленький ребенок ведь не умеет выразить словами свое состояние... Помогает в засыпании какой-нибудь утешитель - медведь, заяц, кукла...

Очень помогают преодолеть дневные неприятности и страхи любимые сказки или истории с продолжениями - и обязательно с хорошим концом! Можно помечтать о близких каникулах или воскресной прогулке, интересной книге, которую вы начнете завтра, или покупке велосипеда. Но только ни в коем случае не ставьте условие "если..." - вы можете попасть в тупиковую ситуацию.

Мы хотели бы подчеркнуть: любые усилия по расслаблению, снятию напряжения не будут эффективны, если напряжение царит в доме. Известный психотерапевт А. И. Захаров заметил: для ребенка существенно не только ваше недовольство, выраженное явно в любой форме, но и недовольство, внешне не выраженное, но услышанное им интуитивно. А услышанное, оно вызывает у детей состояние неопределенности и тревожного ожидания. Помните об этом. Если мама вечером постарается сделать так, чтобы напряжение спало, чтобы сын расслабился, а папа утром даст волю своему раздражению ("Опять копаешься!"), никакого толку от занятий не будет. Порой родителям трудно договориться между собой. Но все-таки постарайтесь: единая и согласованная тактика отношения к ребенку, к его поведению, к его успехам и неудачам - непременное условие успешности любых занятий.

Итак, медлительность - свойство нервной системы. Нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой. Постоянный цейтнот, в котором они живут, - один из самых вредоносных факторов; это путь к неврозам.

Но это не значит, что медлительные дети обречены быть вечно отстающими. Во-первых, идет возрастная компенсация; во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку приспособление к школе.

И тогда к четвертому примерно классу ребенок выравнивается и чувствует себя равным среди сверстников...

Другие публикации по теме данной статьи:

жЙМШФТ

ВПМШЫПЕ УРБУЙВП ЪБ ПФЛМЙЛ. б ЛБЛ ЧЩ ХЪОБМЙ РТП РПТБЦЕОЙЕ гоу? нЩ У ТПЦДЕОЙС ОБВМАДБЕНУС, ОЕ ПДОЙН ЙУУМЕДПЧБОЙЕН ОЕ РТЕОЕВТЕЗМБ-ОП ЛТПНЕ ЧПФ ЬФЙИ ЪБНЕДМЕООЩИ ЛТПЧПФПЛПЧ ОЙЮЕЗП ОЕ ОБЫМЙ. пВТБЭБМЙУШ Ч ГЕОФТ ЪБЭЙФЩ РУЙИЙЮЕУЛПЗП ЪДПТПЧШС ОБ ЮЕТОПН РТХДХ - Й ФБН НОЕ УЛБЪБМЙ ФПМШЛП ПВЭЙЕ ЖТБЪЩ, ВПМШЫЕ ЪБОЙНБКФЕУШ, ЧПЧМЕЛБКФЕ ЕЗП Ч РТПГЕУУ Й Ф.Р. пФ ДЕЖЙГЙФБ ЧОЙНБОЙС ФПЦЕ МЕЮЙМЙУШ-ВЕУ ФПМЛХ. чППВЭЕ, ПО Х НЕОС ПЮЕОШ ДПМЗП УППВТБЦБЕФ Й НЩУМЙ ЖПТНХМЙТХЕФ ФПЦЕ ДПМЗП. с ВЩ ТЕЫЙМБ, ЮФП ПО РТПУФП ЖМЕЗНБФЙЛ, ОП ЮФП ЛБУБЕФУС ЙЗТ, ПВЭЕОЙС-УБНЩК РЕТЧЩК, ЫХУФТЩК. БЛФЙЧОЩК. рТП ТПДЙФЕМЕК-С ИПМЕТЙЛ. ЕЗП ПФЕГ-УБОЗЧЙОЙЛ. чПФ ОЕ НПЗХ С РПОСФШ-ОЕЧТПМПЗЙС ЬФП ЧУЕ ЦЕ Й ЛБЛ УМЕДУФЧЙЕ ЪБДЕТЦЛБ РУЙИ.ТБЪЧЙФЙС ЙМЙ ИБТБЛФЕТ? й ЛБЛ НПЦОП РПМХЮЙФШ ОБРТБЧМЕОЙЕ Ч рЕЮЕТЩ? нОЕ ХЮБУФЛПЧЩК ОЕЧТПМПЗ ОЕ РТЕДМБЗБМБ ФБЛПЗП, ИПФС С ЕЕ ХЦЕ ДПУФБМБ. рПУМЕДОЙК ТБЪ ДБМЙ ОБРТБЧМЕОЙЕ Л ЧЕТФЕВТПМПЗХ. Б ФБЛПЗП ЧТБЮБ Ч ЗПТПДЕ Х ОБУ ХЦЕ ОЕФ. фЕРЕТШ ОБ ТХЛБИ ЛЙРБ ВХНБЗ, ЛПФ. С ХЦЕ ОЕ ЪОБА ЛПНХ РПЛБЪЩЧБФШ.

ДЙБЗОПУФЙТПЧБМЙ ОБУ ЛХЮЕК -нтф, ЬОГЕЖБМПЗТБННБ...С ХЦЕ ДБЦЕ ОЕ РПНОА ЕУМЙ ЮЕУФОП, ЧУЕ УНЕЫБМПУШ ЪБ ЬФЙ ЗПДЩ. Б РПРБУФШ ОБ РЕЮЕТЛХ ОЕФТХДОП- Л ОЕЧТПМПЗХ ЙДЕФЕ, ДЙЛФХЕФЕ ЛХДБ -"гЕОФТ ЧПУУФБОПЧЙФЕМШОПЗП МЕЮЕОЙС ДМС ДЕФЕК", Й ДЙБЗОПЪЩ РХУЛБК ТЙУХЕФ ЧУЕ ФХДБ ЧБН.ЧУЕ-ФБЛЙ ЬФП ОЕОПТНБМШОП ЧЕДШ. УБНЙ ХЮБУФЛПЧЩЕ ОЕЧТПМПЗЙ Й ОЕ РТЕДМПЦБФ ОЙЛПЗДБ ОЙЮЕЗП, ОБЫЙ ЧПО УМЩИПН ОЕ УМЩИЙЧБМЙ РТП ЬФПФ ГЕОФТ.

ТЕВЕОЛПН ЛПОЕЮОП ОБДП ЧБН ЪБОЙНБШУС, ЧЕДШ ПО РПМХЮБЕФУС ОЕРТЙУРПУПВМЕО Л ПВЩЮОПНХ ТЙФНХ ЦЙЪОЙ

УБНПЕ ЙОФЕТЕУОПЕ, ЮФП УБН УЩО ЮХЧУФЧХЕФ УЕВС БВУПМАФОП ЛПНЖПТФОП, Х ОЕЗП ОЕФ ОЙЛБЛПЗП ОЕДПЧПМШУФЧБ ЕЗП ТЙФНПН. РТЕФЕОЪЙЙ Х ОБУ (ТПДЙФЕМЕК) Й ХЮЙФЕМС. ПВЩЮОЩК РУЙИПМПЗ НОЕ УЛБЪБМБ, ЮФПВ С ПФ ОЕЗП ПФУФБМБ Й ОЕ ЧЩТБВБФЩЧБМБ ЛПНРМЕЛУПЧ РП РПЧПДХ ЕЗП НЕДМЙФЕМШОПУФЙ, ТБЪ ТЕВЕОЛХ ЛПНЖПТФОП Ч ЬФПН ТЙФНЕ, ЪОБЮЙФ ОЕЮЕЗП Л ОЕНХ РТЙУФБЧБФШ, НПМ ЧЩ ОЕДПЧПМШОЩ-ЧЩ Й МЕЮЙФЕУШ)) РТЙНЕТОП ФБЛ. уПВУФЧЕООП, РПУМЕ ЬФПЗП С ХЦЕ ПЛПОЮБФЕМШОП ОЕ РПОЙНБА, ПФУФБФШ ПФ ОЕЗП ЙМЙ МЕЮЙФШ

Таких детей сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах называют копушами, мямлями или сонными тетерями. Все действия они совершают словно в замедленной съемке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу. Специалисты пользуются термином «медлительные дети», психоневрологи иногда в этом случае говорят о гиподинамическом синдроме. К чему нужно быть готовыми родителям, и как помочь своему медлительному ребенку справиться со множеством проблем?

Тучи начинают сгущаться в школе

В первые годы своей жизни медлительный ребенок практически не вызывает своим поведением тревоги у взрослых. Наоборот, он очень «удобен»: много спит, не капризничает, не носится как угорелый. Вот разве что в песочнице всегда пасует перед более шустрыми сверстниками. Да в детском саду воспитательница ворчит: «Все уже давно гуляют, а этот только первый ботинок зашнуровывает». Но пока это лишь мелкие неудобства.

Отдавая медлительного ребенка в школу, родители зачастую не подозревают, что отныне требования к нему резко изменятся, и то, что раньше было незначительной особенностью, может послужить причиной серьезных неприятностей. Первые несколько месяцев могут пройти без особых нареканий — ребенок тихий, не конфликтный, а невысокие учебные успехи списываются на трудности адаптации.

Второе полугодие может стать временем неприятных открытий. Весь класс так или иначе приспособился к единому ритму, и только один копуша катастрофически его разрушает — ему постоянно требуются или дополнительное время, или индивидуальные задания. Неописуемый кошмар в его тетрадях — тоже из-за выпадения из общего ритма. Самая трудная для первоклассника работа — освоение письма. Учительница просит найти в прописи определенную точку, и: «Пишем овал, ведем черточку вниз, закругляем петельку…». Все успевают, а медлительный ребенок безнадежно отстает уже в первые секунды. Голос учительницы ему теперь не помогает, как остальным, а мешает, сбивает, ведь она руководит уже написанием третьей буквы, а он в одиночку сражается еще с первой.

Чтение тоже становится испытанием. Во многих школах и по сей день учитель должен предъявить в качестве результата своей работы быстро читающих детей. Вот и торопит ребенка: «Читай быстрей! Что ты застрял на одном слове?», а тот начинает суетиться, вытягивать голову, читать громче… но никак не быстрее.

Когда такого ребенка вызывают к доске, он теряется, сбивается и замолкает, даже если хорошо знает материал. Контрольные работы, как и всякие тестовые задания, вызывающие повышенную нервозность, тоже дают плачевный результат. Над головой несчастного медлительного ученика начинают сгущаться тучи. Учитель жалуется родителям на плохую успеваемость, на невнимательность, безразличие к учебе.

Но если протестировать такого ребенка в спокойной обстановке, скорей всего окажется, что интеллект у него в норме, и со всеми учебными заданиями он справляется хорошо.
Заторможенные и туповатые? Нет! Уравновешенные и рассудительные!

Чтобы не доводить дело до таких неприятностей, можно своевременно принять некоторые профилактические меры. Прежде всего внимательно присмотритесь к своему медлительному ребенку. (Кстати, медлительными можно считать только тех детей, которые все делают с черепашьей скоростью — ходят, едят, разговаривают, — а не время от времени тянут время, отлынивая от нелюбимых занятий.)

Медлительные дети мало и неохотно говорят, трудно сходятся с другими ребятами, склонны к полноте, не могут постоять за себя, с трудом переключаются на другой вид деятельности. Терпеливые и любящие родители могут увидеть за этими качествами не только недостатки, но и превратить их в достоинства. Медленные дети осторожны и основательны. Они не становятся душой компании, но очень ценят дружбу и хорошее к себе отношение. В малышовом возрасте это может приносить огорчения: более эмоционально подвижные дети сначала предлагают дружить, а потом отворачиваются. И в этот момент родители должны поддержать ребенка, который по-настоящему страдает, потеряв с таким трудом налаженный контакт. Зато позже, в юности, верность и надежность будут оценены друзьями. Потому что из вашего ребенка вырастет внимательный, вдумчивый и сочувствующий слушатель, который бывает даже притягательнее, чем хороший собеседник.

Еще одна особенность медлительных детей — склонность ко всему привычному, обжитому. Вероятно, это способ защиты от стремительного, агрессивного и опасного, на их взгляд, мира. Они просят читать им уже знакомые книжки, любят гулять в хорошо известных местах, долго осваиваются в незнакомых обстоятельствах и присматриваются к новым людям. Поэтому если вы уже подыскали школу и будущую учительницу для своего ребенка, постарайтесь попасть именно к ней для подготовки к школе. Пусть у ребенка будет время приспособиться, привыкнуть.

Большое количество новой информации или впечатлений пугает медлительного ребенка. В то же время его нельзя совсем уж предоставить самому себе: тормошить нужно, но в меру. Например, если вы хотите познакомить его с буквами, цифрами, таблицей умножения или геометрическими фигурами, не следует завешивать стены сразу всеми соответствующими таблицами, раскладывать на столе дидактические карточки, кубики, развивающие материалы. Лучше размещать все это постепенно, добавляя новые предметы к знакомым, уже освоенным.

Медлительные дети болезненно воспринимают любые внезапные и радикальные перемены — от обустройства рабочего места до распорядка дня. Им важно быть уверенными хотя бы в какой-то незыблемости правил и уклада жизни. Для них особенно тщательно нужно подбирать будущее место учебы, поскольку необходимость перехода в другой класс или школу они воспринимают как катастрофу. Если же ребенку предстоят какие-то перемены в жизни — поездка на лето в незнакомое место, переселение, появление младшего ребенка в семье, — постарайтесь сообщить о них ему как можно раньше, подробно объясните, как будет устроена его жизнь в новых обстоятельствах.
Не спорьте с природой своего ребенка!

Перед поступлением в школу очень важно социализировать ребенка, ввести его в группу сверстников или детей чуть помладше — во дворе, в кружке. Хорошо, если в этой детской компании окажется еще несколько таких же медлительных детей.

А вот решение отдать робкого, медлительного, склонного к полноте ребенка в спортивную секцию должно быть очень взвешенным. Такие дети, как правило, категорически не любят физкультуру и элементы соревновательности. Желание родителей расшевелить своего копушу при помощи спорта может иметь прямо противоположный результат: ребенок приобретет стойкую неприязнь к любой физической активности. Кстати, родителям медлительных школьников стоит учитывать, что каждый урок физкультуры — настоящее испытание для ребенка, за редким исключением тех, кому повезло с хорошим учителем.

Зато медлительные дети чаще всего охотно и успешно занимаются ручным трудом: вышивают, лепят, рисуют, плетут из бисера, режут по дереву, садовничают. Такая индивидуальная, кропотливая, иногда монотонная работа в удобном для ребенка темпе, а также результаты, оцененные окружающими, — все это может стать ступенькой к успехам и в других областях. Одна моя ученица почти весь первый класс упорно отмалчивалась. В ответ на все попытки завязать малейший разговор Ира насупливала брови, сжимала губы и в лучшем случае односложно отвечала: «да» или «нет». Результаты приходилось оценивать только по письменным работам. На ее (и мое!) счастье девочка выбрала кружок керамики и на итоговом занятии, предъявляя одноклассникам свою работу, совершенно преобразилась. Разминая кусок глины и придавая ему форму, Ира рассказывала о свойствах разной глины, о том, какой сорт нужно выбирать для каких изделий, о приемах лепки. Это было настоящее чудо: девочка рассказывала медленно, в такт движениям рук, но плавно, свободно, с увлечением. Эффект оказался стойким. Ира, конечно, не стала образцом красноречия, но на уроках с этого момента отвечала вполне спокойно.
Не подгонять, а помогать

Несоответствие внутреннего темпа медлительного ребенка и скорости окружающей жизни составляет главную причину его проблем. Особенно трудно приходится тем, у кого энергичные, деятельные, «скоростные» родители. Хуже может быть только случай, когда напористая мама пытается переделать на свой лад ребенка, который «весь в своего заторможенного папашу». Или отец стремится «сделать настоящего мужика» из пухленького тихони, похожего на маму. Увы, ничего хорошего из такого перевоспитания не получается. Прежде всего родителям нужно понять и смириться с тем, что у ребенка такое устройство нервной системы. Это как рост, цвет глаз, музыкальный слух.

Поэтому худшее, что вы можете сделать, — это постоянно подгонять и понукать медленного ребенка. Представьте, что от вас каждый день раздраженно требуют быть выше ростом. Вы, конечно, можете подпрыгивать, ходить на цыпочках или на ходулях, но недолго и ценой огромных усилий. Примерно так же чувствует себя ребенок, которого вы хотите подстроить под свой темп. Вы только задумайтесь: ребенок изо дня в день с утра до вечера слышит по любому поводу — быстрей, быстрей, быстрей. И от усталости, растерянности «тормозит» еще больше.

Попробуйте вырваться из этого порочного круга, устройте один день без «подгонялок». На слово «быстрее» накладывается строгий запрет, а вы честно пытаетесь настроиться на неторопливый темп жизни своего ребенка. Многие родители и учителя уверены, что только их постоянные пришпоривания заставляют ребенка хоть как-то шевелиться. Вы убедитесь, что это не так. Без окриков он будет все делать в привычном ему темпе. Некоторые родители, выдержавшие это нелегкое испытание, рассказывают, какие робкие и изумленные взгляды ловят на себе, когда ребенок вместо привычной раздраженной реплики слышит доброжелательное приглашение к завтраку, спокойное предложение помощи или вопрос: «Через какое время ты будешь готов?» И только увидев этот взгляд, понимают, как тяжело было ребенку слышать нескончаемые окрики.

Конечно, медлительные дети катастрофически не вписываются в напряженный темп жизни загруженных работой родителей, которым вечно нужно бежать: на работу, в школу за детьми, по магазинам, в поликлинику, домой, где тоже куча дел. Единственное, что вы можете сделать, как взрослый, организованный и энергичный человек, — это предусматривать специальные промежутки времени на раскачку ребенка. По утрам будите его чуть раньше обычного (ему необходимо время для перехода от сна к бодрствованию), запланируйте больше времени на еду, одевание, сборы. При выполнении домашнего задания давайте ему передохнуть после каждого предмета, помните, что ребенок с трудом переключается с одного вида деятельности на другой. Он медленно входит в новую работу, поэтому начинать лучше с предметов попроще.

В школе из-за медлительности и робости может возникнуть серьезная угроза неуспевания. Если это уже случилось, постарайтесь попасть к компетентному психологу и заручиться результатами тестов о нормальном уровне интеллекта ребенка. И еще — о низкой подвижности нервных процессов (или о гиподинамическом синдроме — чем торжественнее будет звучать, тем лучше). Это, конечно, не означает, что отныне ребенок получит идеально комфортные условия в классе. Но на основании этого заключения вы можете доказательно просить учителя не вызывать пока ребенка к доске, не оценивать по устным ответам, давать дополнительное время на перемене для дописывания. Кстати, ответы у доски можно заменить заранее заданными творческими работами, пусть даже сверх программы. У ребенка будет время подготовиться и собраться с духом к намеченному уроку.

При проверке тетрадей медленных детей у учителя иногда закрадывается подозрение в том, что домашнее задание делал кто-то из взрослых — так разительно отличаются домашние и классные работы. А дело просто в том, что дома ребенок не чувствует постоянного напряжения из-за нехватки времени, от этого серьезно улучшается почерк, исчезают ошибки. Заключение психолога может успокоить эти подозрения. Кстати, психолог может посоветовать специальные занятия, которые помогут несколько компенсировать медлительность вашего ребенка.
Акценты - на достоинствах

В заключении хотелось бы дать родителям еще несколько важных советов, которые помогут их медлительному ребенку обрести спокойствие и уверенность в себе. А вам — лучше понять его и снизить чрезмерные требования.
Не подгоняйте медлительного ребенка ежеминутно!
Специально планируйте время на вхождение в новую деятельность.
Не ругайте за медлительность: ребенок должен быть уверен, что вы любите его таким, какой он есть. Не забывайте чаще говорить об этом.
Не ставьте ему в пример более подвижных, успешных детей-лидеров, не травите душу. Возможно, ваш ребенок и так часто сравнивает себя с ними — общительными, удачливыми, всеми любимыми.
Хвалите ребенка за его достоинства. Медлительные дети под грузом вечных насмешек и претензий легко теряют веру в себя.
При выборе кружка или другой внешкольной деятельности, скорее всего, вам придется взять инициативу на себя: узнать направленность и расписание, убедить, что это может быть интересно, проводить на несколько пробных занятий и не настаивать, если ребенок категорически не захочет продолжать.
Выбирайте для ребенка более флегматичного учителя начальных классов — того, кто медленно двигается и спокойно говорит.
Составьте приемлемый и устойчивый распорядок дня, а о резких переменах в жизни сообщайте ребенку заранее.
Будьте готовы к тому, что фонтан удовольствий (фейерверк, поход в цирк, полтора десятка гостей и гора подарков), старательно подготовленный вами к празднику, может не вызвать того ликования, на которое вы рассчитывали.
Особенно бережно отнеситесь к умению читать: не подгоняйте, просите учителя не ругать за медленное чтение, не обращайте внимания на плохие отметки. Пусть читает как угодно медленно, но с удовольствием. В этом случае книги и справочники станут мощным средством для развития в довольно замкнутом мире медлительного ребенка.

Елена Куценко, педагог



Случайные статьи

Вверх