Дети 10 месяцев развитие. Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте. Чему важно научить ребенка

Марина Суздалева

Ваш малыш растет не по дням, а по часам. Идет уже десятый месяц его жизни, и вы, конечно же, стараетесь много и разнообразно заниматься с ним, играть в , делать гимнастику, слушать музыку, читать, выполнять зарядку для маленьких пальчиков и т.д. Уверена, что кроха практически ежедневно радует вас своими успехами, новыми открытиями и достижениями и, конечно, демонстрирует свое желание играть и учиться вместе с мамочкой. Давайте же поговорим сегодня о том, , используя эту его природную любознательность и стремление к знаниям.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев

Физическое развитие

Самостоятельно садится и сидит продолжительное время

Встаёт, ходит у опоры и с поддержкой

Координация

Осознанно действует двумя руками

Толкает мячик

Катает машинки

Социальное развитие

Проявляет интерес к детям

Копирует мимику и жестикуляцию взрослых

Смеётся над шутками

понимает простые просьбы и выполняет их

Развитие речи

Внимательно слушает речь взрослых

пытается повторять звуки и слова

произносит слоги типа «ба-ба», «ги-ги»

Моторика

Освоен «пинцетный захват», то есть может брать мелкий предмет
большим и указательным пальцами

С удовольствием играет с мелкими предметами: перебирает и
перекладывает их

Музыкально-ритмическое воспитание

С удовольствие слушает музыку

Пытается подпевать

Пританцовывает

Как развивать 10-месячного ребёнка в игровой форме

Предлагаем вашему вниманию подборку развивающих игр для закрепления необходимых навыков малыша.

Физическое развитие и координация

  • Крокет

Из картонной коробки из-под обуви вырежьте 3 секции в виде буквы «П» – это будут воротца. Поставьте их в одну линию на расстоянии примерно 30 см и катите через них небольшой мячик по направлению к ребенку. Попросите кроху катить мяч обратно к вам. Когда эта задача будет без труда удаваться ребенку, вы сможете поставить воротца в другое положение и продолжить игру. Побуждайте ребенка больше ползать, чтобы доставать мяч и катить его через воротца. Когда малыш станет уверенным «ходуном», вы сможете повторить эту игру с клюшками (их можно вырезать из плотной картонной коробки, использовать легкие гимнастические палки, ручки от игрушек-каталок и т.д.).

  • Ползком по наклонной плоскости

Продолжаем наши упражнения в ползании на наклонной поверхности. Теперь угол наклона при движении вверх может достигать 45 градусов. То, как развивать ребенка в 10 месяцев , во многом зависит от того, как вы развивали его в течение всех предыдущих месяцев. Если вы регулярно занимались гимнастикой, делали массаж и играли в развивающие подвижные игры, рекомендованные по возрасту, скорее всего, малышу уже будет под силу и спуск с «горы». Начните с незначительного угла и постепенно увеличивайте его по мере того, как кроха будет учиться перемещать центр тяжести и уверенно преодолевать это препятствие.

На прогулке стимулируйте малыша заползать на детскую невысокую горку – наградой ему станет скоростной спуск с горы на попе. Катание с горы, а также качание на разнообразных качелях-каруселях и полеты у папы на руках очень полезны для развития вестибулярного аппарата. Так что, если хотите, чтобы вашего ребенка не укачивало в транспорте, почаще заглядывайте на детскую площадку.

  • Снежки

Поиграйте с ребенком в «снежки» из скомканной бумаги. Это простое упражнение действует сразу в четырех направлениях развития. Сначала малыш вместе с вами усиленно мнет бумагу – это развивает мелкую моторику. Затем вы кидаетесь «снежками» друг в друга (или в неподвижную цель) – это развивает зрительно-двигательную координацию, а попросту говоря меткость. Малышу приходится двигаться, чтобы увернуться от «снежка» (вам придется подать пример, чтобы ребенок понял, что нужно делать), — а значит, мы даем нагрузку мышцам ног, спины и живота. Наконец, вы смеетесь и веселитесь во время игры — обогащается эмоциональная сфера.

Моторика и развитие речи

  • Подарки

Вы купили или смастерили для малышу новую игрушку? Преподнесите ее необычным образом, положив в несколько коробочек разного размера и формы. Для большего эффекта можно заполнить пустые коробки шуршащей бумагой, пакетами, серпантином и т.п. Малыш с большим удовольствием будет открывать коробки и искать игрушку. Порадуйтесь вместе с ним, когда цель будет достигнута. Хотя не исключено, что ребенка гораздо больше увлечет процесс «распаковывания» подарка.

  • 3 орешка

А может быть, и не три, и даже не орешка. Но мы играли в эту игру так: грецкие орехи в скорлупе заворачиваем в фольгу и предлагаем малышу их развернуть. Если кроха не заинтересовался орехами, заверните в фольгу что-то гремящее (например, контейнер от шоколадного яйца с горошиной внутри) – это подстегнет его любопытство. Со временем, когда движения крохи станут более тонкими, вы сможете «играть» в эту игру с вареными овощами, яйцами, фруктами – ребенок сможет самостоятельно очищать их от кожуры. Так что не упустите возможность воспитать себе настоящего помощника в кухонных делах!

  • Кукольный театр

Вы давно и регулярно читаете малышу сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок»? Что еще читать малышу первого года жизни вы можете узнать . А ваш малыш наверняка уже хорошо запомнил содержание своих любимых сказок и с большим удовольствием посмотрит коротенький спектакль в вашем исполнении.

Если вы любите рукодельничать, вы и сами получите массу удовольствия от процесса изготовления персонажей для вашего домашнего кукольного театра – их можно связать, сшить из фетра, сделать из папье-маше или пластики, вырезать из бумаги, задекорировать старые перчатки и т.д. Здесь все ограничено только вашей фантазией. Если же фантазировать вам сейчас некогда или не хочется, вы можете купить первый кукольный театр для Вашего ребенка (картинки кликабельны, ссылки ведут в интернет-магазин «Лабиринт»).

Выберите момент, когда ваш кроха расположен к созерцательной деятельности и начинайте ваше представление. Старайтесь не затягивать повествование и, конечно же, не стесняйтесь демонстрировать свои актерские способности, чтобы сделать спектакль ярким и интересным для малыша. Хорошо, если такие представления станут доброй традицией в вашей семье. Через некоторое время малыш сможет принимать активное участие в изготовлении персонажей и декораций для вашего домашнего театра, а вскоре уже он сам будет показывать свои первые кукольные спектакли – вам, своим друзьям или игрушечным зрителям.

  • Лепка из картофельного пюре

Как вы знаете, классические занятия творчеством – лепка, рисование, аппликация, поделки — на первом году жизни решают сразу несколько задач. Ребенок знакомится с различными техниками и материалами для творчества, на практике познает понятия цвета и формы, развивает силу и ловкость маленьких пальчиков, познает причинно-следственные связи, учится видеть знакомые образы в кляксах и т.д. Поэтому не упускайте возможность познакомить ребенка с каким-то новым способом «творчества».

Сегодня я хочу вам предложить занятие лепкой из картофельного пюре. Приготовьте и слегка остудите картофельное пюре. Положите его на тарелку перед ребенком и дайте ему разные продукты, которые он сможет использовать для украшения – например, кусочки овощей и фруктов, сыр. Пока малыш готовит съедобное панно для вас, вы на другой тарелке выложите что-нибудь симпатичное для ребенка. Потом картофельные картины можно скушать.

Музыкально-ритмическое воспитание

  • Музыка с мамой

Если вы еще не начали заниматься с малышом по методике Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой», то сейчас самое время это сделать. Попробуйте выполнять вместе с ребенком простые движения под музыку. Какие движения доступны десятимесячному малышу? Самостоятельно или с небольшой вашей помощью ребенок может выполнять повороты кистей («фонарики»), хлопать в ладоши, хлопать себя по животику, поднимать и раскачивать ручками над головой, наклонять и поворачивать головку, хлопать себя по коленочкам, греметь погремушкой или звенеть колокольчиком. В вертикальном положении с вашей поддержкой под мышки он может имитировать обычный и приставной шаг, полуприседания и наклоны в стороны.

Помните, что детки не сразу начинают повторять движения – им для этого может потребоваться много раз понаблюдать, как «танцуете» вы. Но вы можете ускорить этот процесс, если в занятиях поучаствуют другие взрослые или малыши. Договоритесь о таких совместных занятиях с вашими знакомыми мамами – это пойдет на пользу всем участникам.

  • Танцуют все!

Под музыку и песенки удобно делать зарядку с малышом. Пока еще в вашем комплексе упражнений много элементов пассивной гимнастики, но очень близок момент, когда кроха будет самостоятельно выполнять движения рядом с вами. А пока помогаем ему выполнять движения и поем ритмичные песенки:

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке, (ходьба на месте)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

Недавно стали мамой малыша?

По камешкам, по камешкам, (прыгаем, слегка продвигаясь на месте)

По камешкам, по камешкам…

В яму — бух! (приседаем на корточки)

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом —

Здесь мы живем. (бежим в дом – на стул, на диван и т.д.).

Две веселые овечки

Две веселые овечки

Разрезвились возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

(Весело прыгаем)

Скачут белые овечки

Рано утром возле речки.

Прыг-скок, прыг-скок!

Вверх до неба, вниз до травки.

(Встаем на ножки, тянемся вверх.

Приседаем, руки опускаем вниз)

А потом кружились

(Кружимся)

И в речку свалились.

Светит солнышко

Светит солнышко в окошко, (подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)

Потанцуем мы немножко

Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем)

Так танцует мой дружок.

Потанцуем мы немножко

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, (хлопаем)

Так танцует мой дружок.

Светит солнышко в окошко, («фонарики»)

Потанцуем мы немножко

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп, (топаем)

Так танцует мой дружок.

  • Концерт

Во многих крупных городах сейчас есть возможность посетить концерт живой музыки для взрослых вместе с маленькими детьми, начиная с шестимесячного возраста. Если можете, обязательно отправляйтесь на такой концерт. Посмотрите, как будет реагировать на музыку ваш малыш? Также как и при прослушивании записей? Уверена, что иначе, но почти наверняка, очень положительно.

Если же такой возможности у вас нет, попробуйте найти другой вариант познакомить малыша с «живым» звучанием музыкальных инструментов. Может быть, вы сами играете на пианино, гитаре, скрипке, аккордеоне? Может быть, кто-то из ваших друзей не откажется продемонстрировать свое мастерство у вас дома за чашечкой чая? Этот вариант особенно удобен, так как после «концерта» у крохи будет возможность как следует рассмотреть инструмент, потрогать его и даже самостоятельно извлечь из него какие-то звуки.

Возможно, где-то поблизости есть музыкальная школа – в ней как минимум 4 раза за учебный год проводятся отчетные концерты. Попробуйте договориться, чтобы вам разрешили присутствовать хотя бы на части концерта с малышом. Садитесь неподалеку от прохода, чтобы, в случае слишком шумной реакции ребенка, иметь возможность быстро покинуть зал (кстати, у меня есть отличная , которая поможет вам подготовиться к первому концерту с малышом и получить от этого мероприятия массу удовольствия).

На этом я заканчиваю беседу на важную тему «», потому что в ваших блокнотиках уже наверняка и так полно пометок «попробовать», «показать», «поиграть»… Постарайтесь реализовать на практике хотя бы какую-то часть их этих задумок, ведь в следующий раз я расскажу вам о новых играх и занятиях для вашего подросшего .

Предлагаю вам также посмотреть видео об особенностях развития малыша в 10 меяцев

Не теряйте времени, играйте и развивайтесь вместе с вашим крохой и с Клубом Увлеченных Мам!

Читайте другие статьи о развитии ребенка по месяцам:

Чем ближе ребенок к своей первой годовщине, тем больше удивляет своих родителей новыми достижениями – и тем актуальнее становится овладение навыками говорения и ходьбы. Как развивать ребенка в 10 месяцев, чтобы этому способствовать?

Что малыш уже умеет?

К 10 месяцам детки становятся очень активными, подвижными, эмоциональными. Они беспрестанно изучают мир вокруг себя, способы общения с окружающими, свойства предметов, возможности действий с ними и их последствия. К этому моменту физические и интеллектуальные навыки ребенка достаточно внушительны.

  • Малыш умеет уверенно и подолгу ползать в разных направлениях по всему свободному пространству.
  • Уверенно сидит с ровной спиной, при этом управляясь с игрушками.
  • Сам встает, когда к нему протягивают руки.
  • Может ходить, держась за опору, руку взрослого или толкая перед собой коляску.
  • Откусывает и пережевывает небольшие кусочки пищи.
  • Выполняет простые сюжетные действия (укачивает или кормит куклу, катает машинку, строит башню из кубиков или собирает пирамидку).
  • Может манипулировать одним предметом с помощью другого (например, рушит башню из кубиков мячиком, катает мишку в машинке, толкает мячик стержнем от пирамидки.
  • Кроме разрушающих действий (сломать, разбросать) освоил созидательные – может собирать, строить, складывать.
  • Умеет забираться на диван, кровать, кресло, а также слезать с них.
  • Может немного постоять без опоры.
  • Сам садится из положения стоя.
  • Может открывать и закрывать дверцы, ящики, емкости.
  • Понимает практически все, что ему говорят.
  • По просьбе взрослых выполняет простые действия, находит нужные предметы.

Некоторые детки уже умеют сами пользоваться ложкой или кружкой. Особо «говорливые» малыши произносят первые простые слова (дай, мама, ляля).

Сейчас уже можно определить, какая рука у крохи ведущая (если это левая – его ни в коем случае не нужно переучивать!).

Чему важно научить ребенка?

Как и раньше, обращаем внимание на то, какие навыки кроха еще не освоил (вставание, умение садиться, переступать, стоять без опоры). Кроме того, сейчас важно разнообразить впечатления ребенка, расширяя кругозор: бывать в новых местах, общаться с разными людьми, в том числе обязательно – с ровесниками, тем более что сейчас ребенок проявляет к ним интерес и готов к контакту; изучать новые предметы, их свойства, осваивать новые занятия.

Как и в предыдущем месяце, важно продолжать обучать малыша навыкам самообслуживания: пользования салфеткой, расческой, кружкой, ложкой, зубной щеткой, учить его снимать и надевать одежду, обувь. Это поможет крохе подойти к кризису первого года более подготовленным.

Занятия с ребенком в 10 месяцев должны преследовать определенные цели:

  • развитие двигательных навыков, направленных на освоение ходьбы;
  • изучение окружающего мира;
  • развитие логического мышления, внимания, памяти;
  • развитие мелкой моторики, речевых навыков.

Не пытайтесь в этом возрасте приучать своего ребенка к горшку. Научно доказано, что это совершенно нецелесообразно как минимум до полутора лет, ведь малыш еще не умеет контролировать свои физиологические процессы. Поэтому толку от такого «приучения» будет немного.

Полезные занятия

В этом возрасте малыши активно интересуются бытовыми предметами. Занимательными игрушками для детей сейчас могут стать кастрюли, банки, пластиковые бутылки, поварешки, мамины бигуди или папины пассатижи. Важно следить, чтобы манипуляции с ними не закончились неприятностями.

В любой обстановке можно придумать занятие, которое не только увлечет малыша, но и будет развивать какой-либо полезный навык.

  • Можно рассыпать перед ребенком ворох разных предметов, а затем показать, как их собирают в таз или большую коробку. Привыкнув к таким занятиям, ребенок в будущем легче освоится с уборкой.
  • Находясь на прогулке, важно не препятствовать крохе в изучении мира. Пусть собирает понравившиеся ему камешки, ракушки, веточки, шишки. Придя домой, мама расскажет ему, что это, какого цвета, размера, для чего нужно. Так развивается и кругозор, и речь.
  • Пусть малыш повторяет за родителями бытовые действия: смешивает что-то в кастрюле, когда мама готовит, елозит тряпочкой, когда она протирает пыль. Это поможет освоить бытовые навыки, а также понять, что существует определенный перечень домашних дел, которые необходимо делать всегда.
  • Когда мама разбирает вещи после стирки, можно предложить крохе носочки, перчатки или другие парные предметы по одному. Пусть подбирает им пару из общей кучи вещей.
  • Во время готовки можно отстукивать ритм песенки, которую поет мама, ложкой по миске или сковородке. Пусть малыш пробует повторить. Так он будет развивать чувство ритма, необходимое для формирования его речевых навыков.
  • Во время купания можно взять с собой куклу или резиновую игрушку. Пусть малыш помоет ей спинку, ручки, носик, животик. Кроме удовольствия такое занятие способствует развитию моторики и дает знания о частях тела.
  • Для того чтобы ребенок усваивал сюжетно-ролевое взаимодействие, необходимое для дальнейшей социализации, полезно показывать ему простые ролевые игры. Например, научить его кормить зайку, переодевать куклу, укладывать их спать, катать на машинке, лечить, когда они «заболели». Пусть куколка поет, плачет, танцует, падает…

После таких занятий малыш с удовольствием воспримет небольшие представления, показанные мамой с помощью пальчиковых игрушек или самодельного кукольного театра. Проигрывать можно простые бытовые сценки или сюжеты знакомых крохе сказок.

Нужные игрушки и принадлежности

Игрушки должны быть, прежде всего, полезными. Например, те, которые можно катить или толкать перед собой, помогают малышу развивать равновесие и учиться ходить.

Вот еще несколько примеров полезных игрушек и материалов.

  • Кубики, пирамидки, сортеры, матрешки, конструкторы. Они помогают крохе развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость, мелкую моторику.
  • Мячики. Их можно бросать, толкать ловить, пинать – все это стимулирует развитие равновесия и координации, способствует укреплению мышц, что понадобится для обучения ходьбе.
  • Яркие развивающие карточки с изображением животных и птиц, овощей и фруктов. С их помощью можно расширять кругозор, наращивать пассивный словарь крохи, стимулировать развитие речи.
  • Картонные книжки с красочными крупными иллюстрациями. Чтение также помогает развитию речи, памяти, кругозора. Читать нужно много. И лучше те книжки, которые карапуз выберет сам.
  • Пластилин или тесто для лепки, пальчиковые краски или мелки для рисования, крупные бусины для нанизывания – все это прекрасно стимулирует мелкую моторику, а значит, и речь.

Кстати, весьма полезно знакомить ребенка с альтернативными видами творчества. Например, можно рисовать пальчиками по столу, на котором рассыпана манная крупа, гречка или мука. А картофельное пюре может стать прекрасной палитрой для выкладывания съедобного натюрморта из овощей.

Полезные развивашки можно сделать самостоятельно. Например, оклеить картонные кубики бумагой разных цветов, чтобы затем просить кроху показать нужный цвет. Если внутрь одного из таких кубиков поместить колокольчик, то весьма скоро ребенок запомнит, кубик какого цвета умеет звенеть.

А купив крохе новую игрушку, можно запаковать ее последовательно в несколько коробок, а затем – в подарочную бумагу с ярким бантом, чтобы процесс распаковывания занял у малыша какое-то время и разогрел интерес к тому, что внутри. Это и положительные эмоции, и развитие моторики.

Поиграйте с ребенком в телефон. Когда вам позвонит кто-то из родственников, дайте крохе трубку и позвольте пообщаться с абонентом. Это прекрасно стимулирует развитие речи.

На пути к ходьбе

А теперь — подробнее о том, как развивать ребенка в 10 месяцев физически — какие упражнения помогут малышу укрепить нужные мышцы и развить навыки, необходимые для самостоятельной ходьбы (координацию, умение держать равновесие, стоять без опоры).

Для этого полезны, например, такие упражнения и занятия:

  • плавание в бассейне;
  • качание на фитболе;
  • приседание и вставание ребенка при поддержке взрослых;
  • активное ползание;
  • ходьба с поддержкой малыша за ручку;
  • сгибающие и разгибающие движения рук и ног ребенка.

Чтобы занятия сделать более веселыми, из них нужно сделать полезные игры. К примеру, разложить по полу небольшие кубики или игрушки и водить малыша так, чтобы он переступал через них, поднимая ножки (скажем, как ходит цапля). Или погулять с ним по «книжной дорожке», выложенной в коридоре.

Очень весело бывает проводить «танцевальную гимнастику». Под ритмичную музыку кроха может повторить за мамой (и при ее поддержке) множество полезных движений:

  • поворачивать кисти рук;
  • раскачивать ручками, подняв их над головкой;
  • поворачивать или наклонять в стороны головку;
  • наклоняться в стороны;
  • притопывать ножками;
  • хлопать ручками по коленкам или животику;
  • раскачиваться в стороны.

Полезно научить малыша ползать по наклонной поверхности вверх и вниз. Это может быть, к примеру, гладильная доска, приподнятая под углом примерно 45 градусов. На прогулке пусть взбирается на небольшую детскую горку и скатывается с нее, катается с помощью взрослых на качелях. Все это отлично тренирует вестибулярный аппарат.

Итак, основное внимание в развитии ребенка в возрасте 10 месяцев уделяют освоению навыков говорения и ходьбы. При этом обязательно включают и занятия на развитие логики, внимания, памяти, бытовых умений. В этот комплекс непременно должна входить эмоциональная составляющая — больше позитива: улыбок, радости, похвал. Пожалуй, это ключевой компонент в развитии малышей.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

Малыш? В 10 месяцев ребенок по-прежнему растет и развивается, увеличивая число своих навыков, а также уровень интеллекта. Хотя умственное развитие ребенка 10 месяцев активизируется, увеличение его веса происходит все медленнее.

Физическое развитие ребенка в 10 месяцев

Уровень физического развития 10 месячного ребенка значительно улучшается:

  • 10 месячный малыш садится самостоятельно, даже если изначальное положение его тела – это лежа на животе;
  • большинство детей этого возраста сидит довольно устойчиво. Изредка теряя равновесие, они могут самостоятельно наклониться и достать упавшую игрушку, а также повернуться на источник звука;
  • малыш может кушать, сидя на стульчике;
  • малышу доступно держать в руках три предмета одновременно, но координации кистей пока недостаточно, чтобы свободно манипулировать этими предметами;
  • 10 месячный ребенок вполне способен положить или бросить игрушку, а не только уронить ее;
  • некоторые дети в этом возрасте любят «читать» - постигают трудное искусство перелистывания книжных страниц;
  • в 10 месяцев дети обычно уже умеют стоять, если рядом есть опора. Некоторым малышам даже удается простоять некоторое время без поддержки, впрочем, даже самые отважные ребята быстро садятся на попу;
  • подражая взрослым, малыши способны к жестам. Например, могут помахать ручками на прощание, или же спрятаться, закрыв лицо руками;
  • дети этого возраста проявляют больший интерес к подвижным играм. Например, могут самостоятельно толкнуть мячик, катать по полу машинку;
  • также, обычно дети 10-ти месяцев самостоятельно умеют пить из чашки-непроливайки.

  1. Даже если вашему ребенку 10 месяцев, а он до сих пор не пытается вставать и ходить самостоятельно, не стоит чрезмерно расстраиваться. Многие дети в этом возрасте передвигаются исключительно на четвереньках, а свои первые шаги делают ближе к окончанию первого года жизни.
  2. Меню ребенка пора разнообразить и усложнить. Предложите малышу, поевшему суп, второе блюдо. Также можно вводить в рацион детей 10 месяцев от роду хлеб.

Рост и вес в 10 месяцев

Малыш вырос на 1,5 см. и прибавил около 450 г. в весе. 10 месячные мальчики теперь весят 9,2-9,5 кг, а девочки 8,6 - 8,9 кг. Рост 71-72 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев

Отличительной чертой эмоционального развития 10 месячного ребенка является его желание социально взаимодействовать . Так, малыш может призывать вас к помощи, если у него что-то не получается. Например, может поднять вверх коробку, которую он не может открыть, демонстрируя, что нуждается в вашей помощи.

У некоторых детей в этом возрасте может проявляться сильная привязанность к неодушевленным предметам . Например, у малыша может быть любимая игрушка, соска или одеяло. Такие "маленькие друзья" обеспечивают ребенку чувство безопасности и успокаивают его печали, а при попытках разлучить малыша с любимым предметом можно натолкнуться на бурный протест.

Также для детей 10-ти месяцев характерно обострение чувства тревожности при появлении незнакомцев. Степень проявления этой реакции зависит от темперамента ребенка и связана со страхом быть украденным, расстаться с родителями и близкими. Но, повзрослев на несколько месяцев, малыш становится настолько любопытным, что страхи перед чужими людьми уступают место интересу малыша.

  1. Конечно, при нужен неусыпный надзор родителей. Но нужно внимательно анализировать сигналы, посредством которых малыш с вами общается. В случае «детских» проблем стоит предоставить ребенку возможность решить преследующую его задачу самостоятельно, прежде чем спешить на помощь. Это способствует эмоциональному развитию и воспитанию выдержки малыша.
  2. Добавьте к развлечениям ребенка игры перед зеркалом. По мнению психологов, это вызывает рост самосознания малыша и стимулирует понимание собственной личности.
  3. Уважайте право ребенка иметь свою любимую игрушку. Если малыш не позволяет играть с ней никому, это еще не означает, что у вас растет эгоист. Цените индивидуальность ребенка.
  4. Мягко подводите ребенка к знакомству с новыми людьми. Внимательно следите за выражением лица малыша, а также за языком его тела. Если малыш боится нового человека, знакомство рекомендуется отложить.

Интеллектуальное развитие ребенка в 10 месяцев

Интеллект ребенка 10-месяцев достаточно высок, чтобы малыш смог быстро найти игрушку, которую вы спрятали на его глазах. Ему не стоит труда найти погремушку, спрятанную вами в карман, или обнаружить игрушку под одеялом.

При условии, что вы много разговариваете с малышом, он в 10 месяцев на удивление хорошо понимает человеческую речь . Многие дети не только отлично понимают, что им говорят, но и сами активно вовлекаются в разговор, весело болтая и изменяя интонации голоса. Малыш может подчеркивать свою речь жестами, использовать вопросительные интонации, восклицания, утверждения. Некоторым детям удается в 10 месяцев произнести свое первое слово. Обычно, к радости родителей, это «мама» или «папа».

Дети в 10 месяцев понимают несколько простых команд, например, "дай", "возьми", и выполняют их. Любит развлекать себя, неоднократно повторяя услышанные звуки: кашель, хлопанье, хрюканье, слоги. Также малыш воспринимает новые звуки, например, издаваемые домашними животными, и может их имитировать. Ребенок в этом возрасте пытается четко говорить, а не только обратить на себя внимание. Может адресовать свой лепет конкретному человеку, и даже будет разочарован отсутствием ответа. В определенных ситуациях использует одни и те же звуки, что свидетельствует о формировании его речи.

Дитя в 10 месяцев от роду делает огромные успехи в процессах мышления. Развиваются познавательные способности малыша. Он начинает понимать понятия "внутри" и "снаружи", предусматривает повторяющиеся события и учится реагировать на новые ситуации. Его действия направлены на цель. Большинство выполняемых ребенком действий или выдаваемых звуков имеет свою причину.

Часто 10-ти месячные дети теряют интерес к грудному вскармливанию, ведь они ознакомлены с достаточным количеством вкусных «взрослых» блюд. Однако, отказавшись от груди на обед, малыш еще долго может просить материнское молоко вечером или ночью.

Советы для родителей:

  1. Поощряйте развитие ребенка, подарив ему новую цветную игрушку, изобилующую кнопками, ручками, и другими «секретами».
  2. Смотрите вместе книжки, показывая малышу на картинки, и озвучивая, что на них изображено: "это дом", "это кошка", "это машина", а затем попросите малыша показать пальчиком на дом, кошку, машину. Читайте ребенку сказки.
  3. Обучайте малыша простым жестам, например, протяните руку и скажите «дай».
  4. Сравнивайте перед ребенком простые предметы. Например, покажите ему два шара, отличающихся цветом, и расскажите об их отличиях.
  5. Старайтесь угадывать речь ребенка.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители 10-месячных малышей

Малыш покачивается и ударяется головой в стену

Как ни странно, такое поведение является нормальным для 10-месячного ребенка. Ритмичные движения завораживают детей, а также могут помочь в отключении (например, перед сном) или в борьбе с болью (когда, например, у ребенка ).

10 месячный ребенок кусает окружающих

Таким образом малыш тестирует свои зубки. Если вы будете действовать последовательно, ребенка можно быстро отучить от такого поведения. Каждый раз, когда малыш собирается вас укусить, нужно отойти и строго сказать, что так нельзя делать, потому что это больно!

Ребенок приостанавливает дыхание

Некоторые дети могут перестать дышать (даже до состояния посинения), например, во время плача, немало пугая этим родителей. Обычно малыши так делают в стрессовых для себя ситуациях, когда они недовольны, напуганы, или у них что-то болит. Но также быстро ребенок приходит в себя, потому что дыхание – это инстинктивный механизм, который слишком сложно остановить по своей воле.

Детские страхи

До сих пор смелый и отважный малыш может внезапно начать бояться многих вещей. Но это нормально, ведь малыш осознает опасности и учится их распознавать.

В возрасте 10 месяцев малыш уже с большим удовольствием может выполнять разнообразные поручения взрослых и при этом самостоятельно придумывать для себя занятия.

В том случае, если родители хотят вырастить активного и любознательного ребенка, им следует уделить должное внимание развитию его навыков.

Изначально, конечно, малыш будет больше мешать, нежели на самом деле помогать, но при этом ни в коем случае не стоит его ругать за то, что у него не получилось.

Даже если испорчены обои, не нужно наказывать ребенка, ведь сделал он это не обдуманно – он просто хотел помочь. Дело в том, что если отругать малыша, желание помогать пропадет сразу и возобновить его будет практически невозможно.

В представленном возрасте ребенок обладает рядом навыков:

  1. Смотря на своих родителей, ребенок пытается им во всем подражать, в лексиконе появляются новые слоги, которые становятся более разборчивыми.
  2. По просьбе взрослого человека малыш может выполнить действие (которое умеет). Приходит понимание слова «нет», «пойдем» и некоторых других. Но это только в том случае, если родители использовали их в общении.
  3. Самостоятельно поднимается. Зачастую к этому возрасту ребенок может без посторонней поддержки, ходить вдоль опоры или же за руку с родителями.
  4. Многие ребята уже умеют самостоятельно пить из чашки и есть ложкой. Конечно, этого всего не получится с первого раза, поэтому чаще всего малыша в конце еды нужно будет обязательно умывать. Но уже через некоторое время ребенок начнет есть без посторонней помощи.
  5. Понимает и может садиться на него при необходимости.
  6. В том случае, если предоставить выбор между игрушками, малыш уже в состоянии выбрать ту игрушку, которая ему больше нравится.

В возрасте 10 месяцев ребенок уже может доставать один предмет при помощи другого, например, лопаткой захватывать в песочнице песок, доставать из тарелки еду ложкой.

Конечно, для того чтобы эти навыки развивались, родители малыша обязательно должны помогать, даже в том случае, если их ребенок все может сделать самостоятельно.

Как правильно развивать малыша в 10 месяцев?

Итак, рассмотрим, как организовать занятия с ребенком 10 месяцев.

Дело в том, что в этом возрасте ребенок достаточно развит и физически и психологически, и с каждым днем это становится все заметнее.

Он уже понимает значение простых слов, интересуется окружающими его предметами.

В процессе кормления может разбросать еду, пытается пробовать на вкус все то, что его окружает.

Можно дать малышу в руки столовые предметы, еду и попросить, чтобы он самостоятельно поднес ложку с едой ко рту. Естественно, в эти моменты ребенок может играть с приборами, отвлекаться по сторонам, но за эти шалости его не нужно ругать, ведь он пока что только всему учится.

В этот период времени ребенок узнает близких людей, которые окружают его каждый день, может отозваться на свое имя и показать на предмет, который назовут взрослые. В отношении других людей малыш может реагировать улыбкой или же, наоборот, заплакать из-за неприязни. То есть начинает укореняться собственное мнение. Ярко проявляются эти эмоции в тот момент, когда родители пытаются сделать то, что малышу совершенно не нравится, и именно в это время он начинает плакать и громко кричать.

Необходимо быть особо внимательными, так как в это время дети становятся сильными манипуляторами, если знают, что после каждого их плача будет выполнена любая прихоть.

Детки уже понимают значение самых простых слов и пытаются произносить их самостоятельно. В это время родителям просто необходимо как можно чаще общаться с малышом. И делать это все нужно не с насмешкой, а серьезно. Таким образом, к малышу максимально быстро придет понимание всего, что хотят до него донести.

Играем вместе с малышом

В этот период дети становятся более сосредоточенными. Ребенок может самостоятельно держать в руках игрушку, бросать мяч или закрывать коробку. В принципе, малышу подойдут игрушки, в которые он играл , но чуть более усложненные.

За счет этого следует отдавать предпочтение играм, которые будут развивать эти умения.

Большой популярностью в этом возрасте пользуется пирамидка.

При помощи родителей малыш может собрать ее и радоваться достигнутому результату.

Это великолепное время для того, чтобы освоить пальчиковые краски. Радости будет масса. При выборе цветовой палитры нужно ее озвучивать. Таким образом, ребенок максимально быстро запомнит цвета и начнет их различать, а в будущем – правильно называть их названия.

Уже ближе к годику малыш начинает впитывать всю полученную информацию. Именно поэтому нужно использовать познавательные игры. Следует посадить ребенка в удобное для него положение на комфортное место. В том случае, если у него есть настроение к общению, можно по картинкам познакомить его с животными, овощами или фруктами. Показывать картинки необходимо по очереди и рассказывать про каждое животное в отдельности. Пусть малыш это все запоминает.

Мама учит ребёнка играть с пирамидкой

Естественно, никакие книги или разноцветные игрушки не смогут в полной мере заменить игр на свежем воздухе, так как именно такое времяпрепровождение благотворно влияет на развитие ребенка.

Также весьма актуальными остаются развивающие короткие стишки, которые сопутствуют одеванию, купанию или же умыванию. Следует давать малышу самостоятельно рассматривать красочные книги. В настоящее время можно даже не переживать что книга останется порванной, ведь есть специальные издания для малышей со страницами из толстого картона. Изучение книг очень заинтересует малыша, таким образом он научится познавать окружающий мир.

В конце стоит отметить, что десять месяцев – это великолепный возраст в развитии малыша. Но нужно тщательно следить за его ростом, весом, общим развитием и, конечно же, здоровьем.

Видео на тему



Случайные статьи

Вверх