Воспоминания из детства и юности. Воспоминание Некоторые ученые предположили, что сохранение воспоминаний требует владения речью или ощущения собственного «я» - чего нам не хватает в детстве

Есть хорошие слова, что все мы родом из детства. И это действительно так, потому что с годами наше прошлое нас не отпускает, наполняя сердце теплыми воспоминаниями. Хотя жизнь показывает, что детство не у всех было радужным, более того, многие, повзрослев, хотят о нем забыть. Вполне естественно, что из этих противоречий возникла проблема детских воспоминаний. Аргументы в пользу их влияния на человека в различные периоды его жизни есть в трудах писателей, педагогов, психологов.

Значимость детских воспоминаний
Сейчас мы все больше сталкиваемся с тем, что темой школьных сочинений, обсуждений на лекциях по психологии и педагогике, предметом научных диссертаций становится проблема детских воспоминаний. Аргументы в пользу их ценности приводят в своих сочинениях ученики старших классов, анализируя те положительные эмоции, которые такие воспоминания вызывают в душе каждого человека. Педагоги проводят на эту тему с учащимися интересные дискуссии. Психологи считают, что все события, произошедшие в детстве, каждый человек хранит на полочках своей памяти, и в любой момент они могут коренным образом изменить его жизнь.

Проблема памяти
Память ценна тем, что она в любое время может вернуть нас в детство, такое далекое и такое родное.

Мы помним, какие молодые и красивые тогда были наши родители.
Конечно же, мы помним наших друзей по дворовым играм.
Вспоминаем наши первые утренники в детском саду.
Отдельное место в уголке нашей памяти отводится нашим одноклассникам и учителям. Даже если нас ругали за плохо выученный урок или делали замечание, с годами все это вызывает только теплую ностальгическую улыбку.
Однако проблема памяти заключается в том, что из нее невозможно стереть воспоминания из детства. А ведь у многих оно, к сожалению, оставило в сердце не самый яркий след:

кого-то дразнили в школе;
кто-то был обделен вниманием родителей;
кто-то остался сиротой и жил в детском доме.
Такие моменты, конечно, не должны омрачать детство, но раз уж так сложилось, у каждого человека все равно в его прошлом должно быть яркое пятнышко, воспоминания о котором придадут ему сил в его взрослой жизни.

Проблема восприятия детства
Большинство считают детство самой прекрасной порой в своей жизни. Вспоминая далекие счастливые времена, они мысленно представляют себя маленькими и беззаботными. Добавить яркости восприятия помогают старые фотографии. Детство у таких людей отождествляется со сказками, детскими книжками, новогодними подарками. Однако, как говорилось выше, не у всех детство воспринималось как праздник. Здесь возникает проблема детских воспоминаний. Аргументы могут быть как за, так и против. Что же делать?

С одной стороны, если человек воспринимает воспоминания о детстве в негативном ключе, возможно, не стоит ему лишний раз о нем напоминать и травмировать его психику.
С другой стороны, воспоминания из детства такому человеку нужны для того, чтобы он мог дать своим детям то, что сам недополучил в свое время.
Значение воспоминаний о детстве в творчестве разных писателей
Ряд писателей в разное время создали незабываемые произведения, в которых описана жизнь героев, начиная с их детства и до того времени, когда они стали взрослыми и твердо стояли на ногах. И через всю канву сюжета рефреном проходит тема детских воспоминаний.

Одним их ярчайших литературных примеров можно назвать книгу Вениамина Каверина «Два капитана». Ее герои были по-своему счастливы в своем, пожалуй, нелегком детстве. Но оно им подарило крепкую дружбу на всю жизнь. И какие бы испытания им не преподносила судьба, воспоминания о детстве помогали им становиться сильнее и увереннее идти к новым победам.
Герой повести Максима Горького «Детство», будучи ребенком, многому научился у своей бабушки. И уже в своей взрослой жизни, вспоминая детство, он понимает, что только благодаря ей он стал добрым и отзывчивым человеком, способным сопереживать и помогать людям, дарить им свою любовь и ласку.
Влияние детских воспоминаний на жизнь человека
Психологи утверждают, что события, происходящие в детстве, могут серьезно повлиять на дальнейшую судьбу ребенка, с малых лет формируя его характер. В поступках уже взрослого человека зачастую могут отражаться его детские воспоминания.

Если родители подавляли любые признаки самостоятельности ребенка, это в нем развивало такую черту, как упрямство. Причем с годами это качество сохраняется.
Если родители с детства учат ребенка быть открытым и общительным, такие дети вырастают коммуникабельными и легко находят общий язык с окружающими.
Если родители считали нормой наказание своего чада за любую, даже мелкую провинность, такой ребенок вырастет скрытным и мстительным.
Если же родители чрезмерно опекали ребенка и все делали за него сами, он вырастает безвольным человеком, который постоянно нуждается в чьих-то советах.
Родители должны доверять своим детям, видеть в них будущих взрослых, и тогда реже будет возникатьпроблема детских воспоминаний. Аргументы психологов в их исследованиях являются ярким тому доказательством.

В моём детстве не было того, что имеет нынешняя детвора. Поющие, говорящие куклы, машины на аккумуляторах, компьютеризированные игрушки и многое другое, это просто фантастикой было в те времена!

Но я считаю, что у меня были самые наилучшие игрушки! Телевизор, по которому можно было смотреть цирковые аттракционы, посуда столовая, в которой я готовила настоящие блюда и угощала ими своих друзей и близких. Автомобиль с педальным двигателем голубого цвета! Я на нём просто шиковала, и мне завидовали все мои подружки. Была швейная машинка, на которой я и осваивала азы швейного ремесла. Я дорожила ей! Но, к несчастью, у меня её украли детишки, которые завидовали моему счастью, но думаю, они не желали мне зла, просто хотели проучить за то, что не давала им пользоваться своими игрушками. Так как не у всех было то, что имела я. Но я не могла распоряжаться ими без разрешения родителей, ведь они с таким трудом зарабатывали деньги, чтоб угодить моим прихотям. Я была очень упрямым и капризным ребёнком... А добрыми феями были, конечно же, мои родители, которым, как я сейчас понимаю, было очень нелегко это исполнять, ведь мы жили не богато...

Моей несбывшейся мечтой остались малюсенькие пупсята, которых трудно было найти в магазинах. Это такие крохотные куклята, у которых свободно двигались ножки и ручки, мне очень нравилось шить им одёжку: ползуночки, распашонки, чепчики, пелёнки.

У одной моей городской подружки Лены был именно такой! И когда она приезжала на лето погостить у своей бабули, то обязательно привозила их! Я с радостью приглашала её к себе в гости во двор поиграть, зная, что она принесёт этих любимых мною крошечных пупсиков.

В нашем дворе был построен хороший домик для кур, но куры в нём не желали жить, уходили всегда к соседям. Сделан он был из хорошего самана (такой кирпич из глины и соломы). С одной стороны было окно глубокое, с другой — дверь деревянная, которая закрывалась на вертушку. В курятник был проведён электрический свет. Словом, отличное жильё! Которое мы, сестрёнки и подружки, немедленно приспособили для игр! Полы застелили матрасами и дорожками, чтоб можно было там сидеть. Площадь его была небольшая, примерно около четырёх квадратных метров. Что и говорить?! Куры наши, обидевшись, вообще не вернулись к нам. А мы, воспользовавшись этим, зажили в этом домике! Подружки с раннего утра шли к нам. Приносили своих кукол. И мы до позднего вечера, пока родители не кликнут, играли там в «дочки — матери»!

Счастливые были времена! Не было роскоши, но была искренняя, человеческая любовь! Корысти и лицемерия мы не знали. Да, куда там! Наивные и доверчивые!..

Насколько помню, подруг у меня было мало, но зато я очень любила дружить с пацанами. Ребята так же играли с нами в «дочки-матери», но они, естественно, были «папами» или «разбойниками».

Ну, вернусь к тому, что я любила приглашать Лену, девочку из города, к себе во двор, а точнее, в этот самый домик! Когда она приносила пупсика и других кукол, то я немедленно старалась поменяться с ней своими куклами на её пупса. Сама Леночка среди нас, местных, смотрелась белой вороной. В буквальном смысле слова. Её кожа от нашей отличалась своею ослепительною белизною, блондинка с длиною, густой косой. Мы же были очень загорелыми и смуглыми, с черными густыми волосами. Да! В нашей глухой деревушке не было никаких развивающих спортивных секций, танцевальных залов и других подобных занимательных мероприятий. Только начальная школа и клуб, в котором мы выступали по праздникам. Но, когда мы играли в нашем излюбленном домике, тогда мы ещё не учились в школе. Поэтому нам было очень интересно знать, как живут люди в городе и чем?! Когда Лена что-нибудь рассказывала, мы многое не понимали, слушали, приоткрыв рот и удивлялясь. И каждая из нас мечтала побывать на её месте! Вот попасть бы в город и посмотреть, как там и что... Мы были диковатыми, но зато крепкими и дружными! Мы делились с Леной опытом своей деревенской жизни, а она — городской. Сейчас смешно всё это вспоминать! Спустя годы, когда я закончила третий класс начальной школы, меня отправили учиться именно в тот город, в котором и жила та самая Лена.

Для разнообразия нашей беззаботной жизни мы, кроме как в куклы, играли в другие интересные игры. Вот одна из них, которая немного приключенческая и романтичная! Называется она «Секретики». Не помню, откуда она дошла до нас, но в семидесятые годы в нашем посёлке была популярна. Надо было создать как можно больше и как можно более красивых «секретиков», затем спрятать их в таких местах, где трудно было б их найти. В ход шли и фантики от конфет, и ракушки, и бусинки, и всё, что блестит. Обычные места где мы их прятали, — задний двор или свалки, которые находились за дворами. Они у нас ассоциировались, наверно, с горами или островами в наших-то степях. Мы любили там что-либо искать и находить. Ох, и получали тумаков от родителей, когда домой приходили грязные как поросята!

Мы с сестренкой Светой делали свои «секретики» так. Любой красивый блестящий фантик от конфеты разглаживали ладошками, выбирали место, в тайне от других его готовили (раскапывали неглубокую ямочку в земле), в неё клали расправленный фантик, затем его накрывали сверху прозрачным осколочком стекла. И, наконец, завершающий этап! Всё это засыпали и сравнивали с поверхностью земли, чтобы никто не нашел наш «секретик». Ведь надо было найти как можно больше чужих «секретиков», но желательно, чтоб другие не нашли твои. Побеждал тот, чей «секретик» окажется красивее других! Эта игра мне очень нравилась!

По вечерам летом любили играть в «казаков-разбойников», в классики, прыгать со скакалкой. Лапта, «брехучий телефончик», «садовник», «самовар», «сердце», «ножички», «догонялки», «прятки» и многое другое — все эти игры помогали нам развиваться и физически, и интеллектуально, а главное — давало возможность лучше узнавать нрав окружающих людей, живущих с нами в одном посёлке!

Наш дом находился почти у берега пруда. Единственное чудо природы, которое украшало нашу местность! Он был великолепен! Большой извилистый водоём, с прозрачной водой, берега которого густо покрыты разнообразной зеленой травой. Могучие ветвистые старые деревья в соседстве с молодыми деревцами окружали наше местное достояние. Там же находился «партизанский» лесок, который состоял из молодого тополя. Почему «партизанский»? Да потому, что в времена войны, по рассказам наших дедов, в таких лесах останавливались партизаны. Сомневаюсь, что именно в том тополином лесочке могли прятаться партизаны — слишком молодо он выглядел! Но молодёжь его очень любила, ведь это отличное место для уединения. Там часто гуляли молодые парочки, а по праздникам — целые группы отдыхающих. Пруд разделял наш посёлок на две части.

Весной, когда прилив воды, часто случались ужасные наводнения — вода выходила из берегов и заливала основную дорогу села и даже дворы. Но нас, детвору, это всё только забавляло! Журчание ручьёв и поток воды заманивал нас перейти затопленную дорогу самостоятельно, а также попускать кораблики, что приводило чаще всего к разочарованиям. Поток бывал мощным и глубоким, он сшибал нас с ног. Вспоминаю такой случай. Младший брат моей матери, Андрей, который был старше меня на один год и доводился мне дядей, был заводилой в нашей неразлучной «тройке», где кроме него была я и моя двоюродная сестрёнка Светлана. Она же моложе меня на девять месяцев. Все мы почти погодки. Но всюду были вместе! Так вот, когда мы были все ещё дошкольниками, в один из таких весенних дней мы вышли погулять на улицу. Но нас потянуло проверить, насколько пруд переполнен водою.

Как вы уже догадались, мы направились туда, куда не стоило идти! Место, находившееся вблизи клубного здания и задних дворов жилых домов, было густо усажено высокой полынью, за которой нас, детишек, трудно было увидеть. Андрей среди нас троих ведущий. И поэтому мы следовали за ним, а он тем временем решил исследовать дорогу сам, прежде чем мы, его племянницы, сделаем какой-либо шаг вперёд. Он направился сквозь полынь выяснить, где нам можно будет перейти эти заманчивые ручьи, чтобы попасть на другую сторону улицы, на которой находился дом нашей бабули и его матери. И вдруг нас охватывает дикий ужас. Андрей начал тонуть. Там, куда он ступил, оказывается, находилась глубокая канава, которую затопило водой и сравняло с уровнем обычной лужи. Мы в панике! Что делать? Наша помощь ему не пошла на пользу, да и что мы могли сделать? Но наконец-то сообразили и позвали на помощь взрослых! Бабушке сказали, что Андрей наш тонет. Она в ужасе побежала. К счастью, его вытащили и отнесли домой. Вся его одежда и сапоги вымокли до последней ниточки. Ух, и попало нам за самовольство! А случай послужил уроком в нашей дальнейшей жизни. Желание лезть при наводнении в лужу отпало. Но на этом наши испытания не закончились! Мы находили себе другие приключения, о которых наши родители, возможно и не знают до сих пор!..

Луценко Елена

Комментировать статью "Приятные воспоминания детства... "

Еще по теме "Приятные воспоминания детства...":

Сегодня на меня накатило опять про еду:) Простите, что опять к ночи:) Вспомнила про семейные рецепты, наверное немного национальные. Первое, что пришло в голову, это куриный суп с галушками. В России, наверно, они называются клецками. В почти сваренный куриный суп вместо вермишели кладется по ложечке густое тянучее тесто, (мука, яйцо, соль, сода-уксус и несного воды). Эти смешные облачка быстро всплывают и в три раза вырастают в размере. В супе еще всегда много зелени. Интересно, что муж и...

Что следует сделать вместе с вашим ребенком, чтобы счастливые воспоминания детства остались на всю жизнь: 1. Пускать вместе солнечных зайчиков. 2. Прорастить вместе семена. 3. Вместе с ребенком скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10...

Прохожу сейчас тренинг, и надо написать свои воспоминания о роли мамы в детстве. Обнаружила ужасную вещь - у меня почти нет воспоминаний и маме... Не понимаю почему.

Не-не-не, ностальгировать по детству не буду, у меня оно было счастливое, советское, безоблачное, но и на сейчас грех жаловаться. Хотя память человеческая забавно устроена: что-то мы помним отчетливо, а что-то напрочь забываем - и только мамины рассказы вызывают смутные воспоминания. Я вот до сих пор наизусть помню стихотворение про резиновую Зину, которое картавила наизусть в 2 года под запись на бобинный магнитофон Весна (папа-мама были продвинутые пользователи, даже стиляжили в далекие...

у меня приятные воспоминания >. Хотя были и елки, и гости, и гулять нас таскали, и салюты-феерверки. Поездки на елки-утренники это вообще самый ужасный-ужас детства. мандарины вот разве что...

1. Пускать солнечные зайчики. 2. Наблюдать как прорастают семена. 3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы. 4. Принести с мороза и поставить в воду ветку. 5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок. 6. Смотреть на звезды. 7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой. 8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким. 9. Дырявить льдинки под струей воды. 10. Приготовить жженый сахар в ложке. 11. Вырезать гирлянды бумажных человечков. 12. Показывать театр теней. 13. Пускать...

Каждое воспоминание детства трогательно и приятно. Я благодарна моим родителям за то, что они очень любили друг друга и их стастье заливало все мелкие неприятности. Бабушка - отдельное её спасибо, свою жизнь посвятила для меня.

Какие у вас воспоминания от детства? Вот я думаю, неужели исключительно у меня была настолько бедная семья....? У меня воспоминания наоборот - есть некоторые отрицательные моменты на общем приятном фоне...

Воспоминания с детства что то начала часто вспоминать наше детство, хоть и не было у нас телеков по 50 дюймов и компьютеров всяких (ну хотя потом появлятся начили сначала как сейчас помню спектрум, потом дэнди, потом сега, потом персональный купили), и мобильников, а так...

Самые яркие воспоминания моего детства и самые радостные - это совместные отпуска с родителями на море. Меня возили с года, потом сестра прибавилась, где мы только не были (я Россию имею ввиду, ну и Крым).

Пожалуй, мне приятно вспоминать своё детство. Вот на этом собственно и кончилось детство золотое. Все воспоминания об отношениях с родителями в то время (за исключением разбора школьных полетов) светлы и безоблачны.

Одно из самых приятных воспоминаний - мой день рождения в 4 года - очень хорошо помню весь праздник. Вот его я и помню, и как земля удаляется... Но это не самое яркое воспоминание из детства.

Воспоминания о елке. -- посиделки. Детская психология. До сих пор эти воспоминания - сказка детства... Максимова и Васильев в "Щелкунчике" 31 декабря... аааах! Поэтому елки... гм... как теперь мОлодежь говорит... "не катили".


Наверное, скоро умру. Мне видится детство всё чаще и чаще.

Воспоминания - это богатство старости.
Фаина Раневская

До старости мне еще далеко, хоть уже три года пенсионерка!
Тем не менее, очень часто вижу яркую картинку из далекого, увы, невозвратного, детства…

…Огромное синее-синее небо над головой, по которому величаво, неторопливо движутся белые кучерявые облака, рисуя причудливые картины.
Мимо проплывают ярко – зеленые холмы, с седыми проплешинами ковыля, поля, с цветущей гречихой, от которой стоит необыкновенный чудесный медовый аромат… Где-то там, в вышине, поют жаворонки, а в траве стрекочут кузнечики. Моя голова, с тугими косичками запрокинута в небо и слегка кружится от счастья и восторга: я лежу, мурлыкая песенку, на овчине в телеге, которую катит мой любимый Пегашка – старенький, серый в яблоках, коняга. Пегашкой управляет моя бабушка Пана, мы едем с ней на «кошару», - летнюю стоянку, где они с дедушкой Петей пасут овец…Петр Васильевич- мой дед и бабушка Павла Петровна – родители моего отца – были чабанами в совхозе. А я приехала к ним на каникулы!..
Как жалко осознавать, что после развала Союза, деревеньки в степи медленно, но верно, вымирают. Никто не сеет гречиху, пшеницу; уже не пасутся на сочных травах тучные стада овец и табуны быстроногих лошадей… Совхозы уже давным- давно «почили в бозе» …

У дедушки с бабушкой – большая семья! Семеро сыночков и «лапочка-дочка». А еще приемных двое: девочка постарше и мальчик маленький, от умершей сестры бабушки остались. Всего они вырастили и воспитали десять детей! Честь им и хвала! А когда дети стали взрослыми и родили своих детей – у дедушки с бабушкой оказалось 33 внука и внучки! И все они- мои двоюродные братья, и сестры. Это только по отцовской линии.
По маме- всё гораздо скромнее. Мою маму- единственную дочь - бабушка родила в 41 год, когда замуж вышла за вдовца, с сыном. Примечательно то, что родители моих мамы и папы- были однофамильцы, так, что маме даже фамилию менять не пришлось!

…Каждое лето мы с сестрой ездили на каникулы к бабушке и дедушке, это было такое счастье- вновь оказаться на своей малой Родине!
Помню, однажды, папка повез нас, на своем мотоцикле «ИЖ-Юпитер» с коляской, в деревню– а, это без малого четыреста километров! В коляске мы с сестрой ехали по-очереди, так как тряска по грунтовой дороге была необыкновенная. Ехали долго- долго, целый день. Начинало уже смеркаться, до деревни еще километров пятьдесят. А в фаре мотоцикла перегорела лампа! Нам с сестрой было очень страшно… До сих пор не могу понять, как по проселочной дороге, в кромешной темноте, мы умудрились добраться до места целыми и невредимыми? Конечно, папка был профессионал – водитель от Бога! Жаль, что рано ушел из жизни, ему было всего 55 лет…

Отец мой всю свою жизнь был связан с автотранспортом, на каких только видах автомобилей не работал! За руль машины меня посадил, когда еще в третьем классе училась. В шестом – я уже вовсю гоняла на мотоцикле.
Вот и на каникулах очень любила, когда папка доверял мне руль мотоцикла, сам садился на заднее сидение, а я, - счастливая и довольная,- давила на газ, и мы ехали из деревни по степным дорогам на «кошару» к бабушке и дедушке.
Помню, с двоюродным братом Сашей, который старше на год, у нас всегда была конкуренция. У его отца – моего дядюшки Гены – был «Урал»,- крутой по тем временам, мотоцикл с коляской. И мы частенько устраивали соревнования, кто из нас быстрее довезет своего отца к бабушке и дедушке по разным дорогам, благо их в степи было очень много! А еще соревновались, кто из дедовой «мелкашки» - мелкокалиберной винтовки- попадет по пустой банке. Память стерла - кто из нас был точнее тогда…

В своих детских воспоминаниях чаще вижу отца, возможно потому, что он нередко брал меня с собой и на работу в гараж, и в поездки.
А мама со своей работы приходила поздно, потом занималась домашними делами и хозяйством: в ту пору держали корову, свиней, кур
.
…Я лежу на асфальте лицом вниз... Поднимаю голову, больно подбородок, а вдаль убегает папкин «Москвич», в котором я только что сидела. Быстро – быстро так удаляется, только из выхлопной трубы сизый дымок вьётся! Кругом лес, а шоссе «серою лентой» впереди и позади меня… А, дальше, помню, уже дома папка говорит нам с сестрой: «Маме ничего не рассказывайте!» … Оказывается, я выпала на ходу из машины, когда мы возвращались с речки. Я набрала целый ворох цветов, уселась на переднее сиденье, сестра моя с соседской девочкой - на заднее. Видимо, не закрыв плотно дверцу машины, когда выезжали с проселочной дороги на мост и шоссе; я, наклонилась, чтобы собрать упавшие под ноги цветы, и локтем открыла дверцу…Папка со страху, когда я выпала из машины, вместо тормоза надавил на газ! Мне тогда было лет семь, может, восемь…Шрам на подбородке остался до сих пор.

…Еще одно яркое воспоминание: мне 4 года, Ольге- моей младшей сестре, - три. Мы идем, взявшись за руки, через большое зеленое поле к маме на работу. Где-то там, далеко, виднеются цистерны автозаправки, где работает наша мама…Светит яркое солнце, трава цепляется за коленки и, вдруг! Сороконожка! Большая, цветная, краси-и-ивая! Как на картинке,- мультиков тогда, и в помине, не было…Почему-то мы называли ее «сороко-бочка». А сестра испугалась! Пришли к маме, наперебой рассказывали о такой необыкновенной встрече…

Когда мне было три года, через меня перепрыгнула корова -наша Зорька, которую мама пришла подоить. Я сидела на корточках, а корова, вдруг, взбрыкнула, побежала и перепрыгнула через меня – с тех пор, наверное, я плохо вырастала,- есть такая народная примета! Уже в возрасте шести лет моя младшая сестра была выше меня на пол-головы, а потом и, вовсе, переросла на 10 сантиметров. А, я так мелкой и осталась – метр с кепкой!

А еще, меня клевал индюк! Огромный такой, страшный и крикливый! Тряс своей ярко-красной бородкой и жутко так кричал! А я – маленькая, в бардовом пальтишке, шапка на глаза сдвинулась…Почему не убежала, сейчас и не помню. Наверное, от страха и ужаса, не смогла с места сдвинуться! Говорят, индюки, как и быки, красный и бордовый цвет терпеть не могут, вот и – нападают.

Странное дело, воспоминания посыпались, как из рога изобилия! Вот что значит, заставить память немного напрячься…

…Вижу отца своего с высоты кабины комбайна. Он внизу что-то ремонтирует, а я забралась наверх.
Кричу ему сверху: «Папка!»
Он от удивления роняет большой гаечный ключ, который падает со стуком: «Ты как туда забралась?»
А вот, наказал он меня или нет – не помню, мне было года три в ту пору.

Наша семья: отец с матерью, бабушка с дедом, я и сестра жили в маленьком селе, затерянном среди сопок в степи, где-то, недалеко, находился военный аэродром. Однажды, выйдя из дома я испугалась так, что маме пришлось меня «ладить» у какого-то дедки, он шептал надо мной заговоры и лил воду. Испугалась огромного ревущего самолета, который, казалось, падает на меня всей своей стальной массой. С тех пор боюсь низко летящих самолетов, их рев вызывает у меня панический ужас.

Родители моей мамы – Евгений Иванович и Мария Петровна жили вместе с нами. Дедушка был заядлый рыбак и мастер на все руки. Делал все сам: стулья, этажерки, даже ванну из алюминия! Бабушка Маня – домохозяйка – мастерица. В былые времена овчинные полушубки для военных шила сама на руках, без всякой машинки. Помню её яркие и красивые лоскутные одеяла, тоже сшитые на руках! Мы с сестрой так любили разглядывать эти разноцветные лоскуточки… А, какие вкусности она готовила! Остались в памяти ее блины из рыбьей икры, ярко- оранжевого цвета и необыкновенные печенюшки – «ночешники», которые так и таяли во рту. Когда мы с сестрой были совсем маленькими, дедушка катал нас по снегу в той самой алюминиевой ванне, а еще рисовал на снегу разных сказочных героев, огромных размеров. Однажды, когда дедушка рисовал, мы с сестрой увидели сидящего на столбе электрика, так напугались, заорали благим матом: «Бабайка, бабайка!» - и пустились наутек…

Дедушка с рыбалки приносил всегда очень много разной рыбы и вываливал ее, большой кучей, на брезент в сенцах. Однажды я увидела, что рыба живая, шевелится и открывает рот. Подошла поближе, присела на корточки и – засунула пальчик в открытую пасть! Она сомкнула зубастые челюсти… Это была щука!

Когда мне шел шестой год семья наша переехала поближе к городу, в небольшой поселок.
Запомнилась такая картинка: на зеленой травке ярко- желтые цыплятки пасутся, мы с сестрой прилегли рядом на покрывале, а деревья вокруг большие-пребольшие! Это был привал на Агинском хребте. Дорога дальняя, ехали целый день. Так мы из степных краев оказались в лесном поселке, где началась совсем другая жизнь…

В 1 класс школы мы с сестрой пошли вместе: в 1966 году мне уже было почти восемь, а сестре еще не исполнилось семи лет. Но, 25 ноября ей исполнилось семь, а мне восемь – только 6 декабря. И вот в этот короткий промежуток времени -11 дней мы с ней обе были одного,- семилетнего возраста! А всё потому, что мама родила нас с разницей в 11 месяцев. И хотя, мы с ней совсем не похожи внешне, нас в детстве и юности считали двойняшками.

В то время в поселке, не было никакого общественного транспорта, впрочем, как и везде, кроме города; в школу ходили пешком на другой конец поселка, где-то минут сорок пути. При этом нужно было пересечь шоссе (по-нынешнему – федеральную трассу) и железную дорогу, которая круто уходила за сопку, поэтому с той стороны, идущего поезда, издалека не было видно. Гремящий железнодорожный состав, несущийся на огромной скорости, возникал всегда как-то неожиданно. На этом участке железной дороги часто происходили несчастные случаи, в основном с детьми. Соседский мальчик Андрюша, второклассник, трагически погиб, когда, возвращаясь из школы, перебегал железную дорогу…

А вот - другая история: в первый раз в первый класс мама нас привела сама- это был всего лишь один день. А потом уже мы с сестрой ходили одни, так как мама работала, а бабушка была старенькая. Мама показала нам на часах, в какое время нужно было выходить, чтобы не опоздать.
Однажды, я перепутала стрелки часов и стала подгонять сестру, чтоб быстрее идти на урок. Она сопротивлялась, я схватила её за косу и потащила силой. Так и волокла почти всю дорогу. Дошли до школы – она закрыта. Оказалось – пришли на целый час раньше!

Мама воспитывала нас с сестрой в строгости. Помню, всегда очень боялась ее взгляда темно-карих глаз. Ей ничего говорить не надо было, достаточно взглянуть. Тут же сердце убегало в пятки.
Ловлю себя на том, что до сих пор мамин строгий взгляд оказывает на меня магическое действие… На протяжении 36-ти лет, с юности, я курила, но всегда пряталась от мамы. И она об этом не знала, хотя, может быть, догадывалась…

Сейчас моей маме 81 год. И я очень скучаю по ее любящему и строгому взгляду, ведь нахожусь от нее вдали, за тысячу сто километров… Всё же стараюсь использовать каждую возможность приехать домой, хотя бы раз в два месяца…

Где-то в начальных классах я не могла решить задачу и попросила маму помочь. Она какое-то время мне объясняла, понять я не могла, потом терпение мамы лопнуло, она взяла меня за косу и «натыкала» головой в тетрадь. Больше мама никогда и ничего мне не объясняла. Кстати, и я со своими детьми уроки не делала, всегда говорила, что знания приобретать - это прежде всего, в их интересах…

После 8 класса мы с сестрой сдавали экзамены.
Мама сказала: «Сдадите на пятерки – куплю коробку «Птичьего молока».
Мы постарались – сдали на пятерки все четыре экзамена! Только вот после восьмого класса я пошла в техникум, а сестра продолжала учебу и закончила 10 классов.
Как меня уговаривала директор школы, чтобы не уходила, училась дальше! Но я уперлась: мне нужно быстрей выучиться, чтобы маме помогать!
Ага, «помогла»: закончила техникум и родила ребенка…Вообще-то я хотела поступать в театральное училище в другом городе, куда нужно было ехать поездом почти сутки. Но, вероятно, маме страшно было отпускать пятнадцатилетнюю девчонку, в такую даль. Поэтому, вместе с тетей они уговорили меня поступить в строительный техникум, главное, что находилось это учебное заведение в городе рядом, всего в сорока километрах от нашего поселка.

Впервые на сцену я вышла в первом классе, была ведущей какого-то ответственного концерта. А еще и песенку пела - «Любитель - рыболов» называется.
Песни орать, надо сказать, с сестрой мы очень любили! Куда-нибудь в лес едем с папкой на мотоцикле – поем во всё горло, потом он на автобусе работал, маленьком таком, с носом – едем, болтает нас по салону, а мы- поём, нам всё нипочем!
За наше «песенное творчество», однажды, чуть было, не выгнали из пионерского лагеря, - это было после третьего класса. Кто-то научил нас песенке про козу, где упоминалось слово «попа». Вот мы с сестрой качаемся на качелях, громко поем эту песню, ребятишки рядом хохочут. А, проходящая мимо, старшая вожатая, услышала, и потащила нас к директору лагеря. Было ужасно стыдно и страшно!

По окончании первого класса, мама перевела нас в школу №2, которая находилась совсем на другом конце поселка, но, так же далеко, как и первая.
Но, хотя бы, через железную дорогу не нужно было переходить. Ну, а, шоссе пересекали каждый день.
Однажды, мы шли со школы, а, несущаяся мимо машина, сбила большую собаку, прямо у нас на глазах! Собака была еще жива, мы ее оттащили на обочину, не знали, как помочь… Немного погодя, собака умерла… Как мы плакали с сестрой тогда…

В школе я училась с удовольствием и почти отлично, была «любимчиком» у преподавателей.
Учительница литературы Александра Алексеевна вела кружок, где я была «примой»: читала стихи, играла главные роли в спектаклях.
Спектакли ставили на тему литературных произведений. Помню, в воинской части играли постановку по мотивам поэмы А. Пушкина «Алеко».
Я была главной героиней –Земфирой, которая в конце спектакля погибает от ножа ревнивца. Сраженная, я упала на сцену – занавес закрылся. Аплодисменты. Видимо, не выйдя из образа, я не успеваю встать, а занавес вновь открылся! Я лежу…Зал покатился со смеху…

Все свое детство была искренне уверена – что я – исключительный человек, не такая как все, особенная! Наверное, поэтому со мной и происходили разные истории, когда у остальных было все в порядке. Так, в первом классе, зимой, всех повели на экскурсию на замершую реку Ингода.
Я умудрилась лизнуть крупную льдинку и, намертво, приморозить к ней язык. Пришлось отрывать, с кровью и болью!

Когда училась в третьем классе, мы ходили в дальний поход на речку Кручина, учительница нам рассказывала и показывала много интересного.
А когда переходили речку, перепрыгивая по крупным камням, поскользнувшись на мокром валуне, одна из всех,- я- свалилась в воду!
Учительнице пришлось разводить костер и сушить мою мокрую одежду.

Другая история с костром, уже более трагичная. Наша школа принимала участие в военно-спортивной игре «Зарница», я была шестиклассницей.
Игра была районного масштаба, поэтому нас привезли на автобусах за город, где-то в районе поселка Смоленка расположился палаточный городок.
Меня назначили дежурной по кухне: на большом костре в двух ведрах готовили кашу и варили чай. Большим черпаком я взялась размешивать кашу, а она на дне пригорела. Потянула посильнее черпак - и два ведра: с кипятком и кашей,- опрокинулись на меня вместе с таганом!
Кипятком мне ошпарило обе ноги, «по самое не хочу» … Классная руководительница, растерявшись, стала заворачивать на мне трико…вместе с кожей. Как не случилось у меня заражения крови- удивляюсь до сих пор!
Старший пионервожатый на руках унес меня в палатку, где долгое время, в ожидании скорой, я периодически впадала в забытье от ужасной боли и страха.
На следующий день, уже в больнице, меня опрашивал милиционер, как все произошло.
Слабым голосом отвечаю: «Я мешала…»
Он улыбается- «Кто мешает –того бьют!»

Где-то в «Одноклассниках», недавно увидела фотографии ребят из пионерского лагеря «Огонек», в котором отдыхала несколько лет подряд на летних каникулах. И сразу волной захлестнуло щемящее воспоминание пионерского детства…
Запах прогретой солнцем хвои и соснового бора; огромные сосны, через ветки которых золотыми лучами льется солнечный свет; ежедневные построения и линейки с поднятием флага; звездное небо, в которое летят искры высоченного прощального костра – всё это было так прекрасно, романтично, удивительно!

И фотографии весеннего буйства нашего Забайкальского багульника навевают на меня, не менее романтичные, воспоминания…
Наша улица заканчивалась лесом. В середине мая, только войдя в лесок, состоящий, в основном, из сосен, попадаешь сразу в необъятное розово- сиреневое море багула! Необыкновенный лесной запах вызывал восторг, головокружение! Синие «ургуйки» - подснежники под ногами, а вокруг – куда не бросишь взгляд – цветущие кусты багульника, выше наших голов. Мы срывали нежные розовые цветочки, напихивали их в рот и жевали - кисловатые на вкус они были тогда лучшим лакомством! А еще делали из цветков «розочки»: на тонюсенькую веточку нанизывали один за другим, получался «цветок- роза», который сначала сравнивали, у кого красивее, а потом съедали… Ни о каких клещах тогда не слышали, ничего и никого не боялись!
Теперь уже и нет того леса, всё вырубили, зато постоянно слышим тревожные сводки о клещах, и о том, что пропадают дети…Грустно…

С раннего детства общество воспитывало во мне «командирские» задатки.
В детском саду мне вручили маленький бубен-барабан, извлекая звуки из которого, я шагала впереди юных воспитанников. А когда всех в группе ставили лицом к стене, за какую-то провинность, меня оставляли «надзирателем» за малолетними нарушителями детсадовской дисциплины.
Сейчас думаю, спасибо, хоть доносить не заставляли, а то и не знаю, что бы из меня выросло.

В младших классах школы я была сначала командиром «звездочки», затем командиром класса. В пионерском лагере - командиром отряда, в школе - командиром пионерской дружины. Даже когда вступила в комсомол, так и оставили командиром дружины, до окончания восьмого класса с гордостью носила комсомольский значок и пионерский галстук.
Вот почему, я думаю, у меня до сих пор явно выраженные лидерские качества, с которыми, все сознательные годы, я пытаюсь бороться, правда, с переменным успехом.

Возможно поэтому и в строительном техникуме, и в институте культуры где, позднее, получала образование, обязанности «старосты» группы меня благополучно миновали. Зато все свое свободное время, обучаясь в техникуме, я активно посвящала занятиям в драматическом кружке, которым руководила преподаватель технической дисциплины Вера Сергеевна Плавинская. Какие замечательные спектакли мы ставили! И не раз занимали призовые места на областных конкурсах.

Однажды на репетицию в техникуме руководитель пригласила свою подругу- маму известных и очень популярных в ту пору артистов Юрия и Виталия Соломиных. Мы - драмкружковцы, натерпелись страху тогда перед таким ответственным выступлением! К слову, у самой Веры Сергеевны Плавинской сын был актером и снялся в одной из ролей фильма «Строговы», который был показан по телевидению и собрал огромную зрительскую аудиторию. Актер Алексей Плавинский - был тоже зрителем той самой памятной репетиции.

Как лучших самодеятельных артистов драмкружка меня пригласили в труппу народного театра при Доме офицеров, имевшего тогда хорошую репутацию в городе. Но, побывав на репетиции, испугавшись строгости режиссера – старой громкоголосой тетеньки, я так и не стала актрисой.

В техникуме я училась почти отлично: техническая механика, сопромат и высшая математика давались мне легко. Над чертежами на нескольких листах ватмана корпела ночами, вычерчивала очень внимательно и качественно.
Однажды, когда моя курсовая работа была почти закончена, а это -девятиэтажный дом в трех проекциях, где было тщательно прорисовано каждое окно на фасаде, младшая сестра, поругавшись со мной, масляными руками беспощадно нанесла на эти фасады жуткие пятна.
Что потом было! Я схватила кухонный нож и, не помню, сколько времени, гоняла несчастную сестру вокруг стола, на котором лежала уничтоженная курсовая.

Моя подруга Ирина, бывшая старостой группы, а ныне заведующая отделением нашей альма-матер, говорит теперь своим студентам: «Когда-то со мной училась девушка, у нее была лучшая графика на курсе, а теперь она стала артисткой». «Артисткой» - это, конечно, сильно сказано.
В институте культуры, где я позже получила профессию «режиссер массовых праздников» и моей голубой мечтой было создать театрализованное представление на тридцатитысячном стадионе. Но, увы! Голубая мечта так и осталась призрачной….
Разве что, в следующем моем земном воплощении?..

Наша староста группы на отделении «Промышленное и гражданское строительство» - Ирина – была разносторонне одаренной девушкой.
Училась на пятерки, участвовала в самодеятельности, пела под гитару, сама сочиняла стихи и музыку. Став взрослой, родила и воспитала четырех очаровательных девочек, теперь она бабушка шестерых внуков! При этом осталась оптимистичной, доброй и отзывчивой, яркой и творческой натурой!

Еще один яркий эпизод периода учебы в техникуме. Точнее, мы уже не учились, а проходили преддипломную производственную практику на строительстве областной клинической больницы. Это был большой объект с девятиэтажными зданиями, соединенными воедино. Наверное, с высоты птичьего полета это выглядит как гигантская буква Ш. Наша группа практикантов, в основном, девчонок, работала на одном из блоков в бригаде каменщиков. В обязанности практикантов входило подносить кирпичи рабочим, кладущим стены и перегородки. Мы, худенькие семнадцатилетние девушки, грузили на себя по пять кирпичей, и прогибаясь от тяжести, тащили…Одна студентка была беременна, хоть и скрывала это от нас, но всё стало явным, когда у неё случился выкидыш от поднятия тяжестей…

А потом нас перевели на другой блок, где нужно было заливать бетонные полы. Привезут самосвал готового бетона, вываливают в кучу, и в течение получаса эту кучу нужно было растащить совковыми лопатами по площадке, выровнять рейкой, которую тянули двое, прикладывая немалые физические усилия.
Наши пацаны из группы вечно были где-то заняты, а мы, «девчушки – пичужки» оставались одни с этой бетонной кучей, которая вот-вот застынет, и, черпая огромной совковой лопатой бетон, таскали эту неимоверную тяжесть.
До сих пор в глазах стоит картинка: моя подружка Дина, малюсенькая такая, как подросток, зачерпнула лопатой бетон, а поднять не может – силы закончились! Потом, кое-как вытянула лопату, идет, шатаясь; донесла до места- плюхнула лопату – выдохнула с облегчением и смехом!
Смеялись,- не плакать же!

Хотя, один раз, случай был – хоть плачь! Был у нас на стройке прораб, противный такой, вечно орал на практикантов. Мы все его очень боялись.
Работая на стройке, я подружилась с Наташкой- крановщицей.
Однажды, в обеденный перерыв, она кричит мне из будки башенного крана: «Хочешь покатаю?»
Конечно же, я согласилась. Кран огромной высоты – выше девятиэтажного дома, Наташки из будки почти не видно – но, я полезла по винтовой лестнице! Вниз смотреть боюсь, голова кружится…
Когда до Наташки остался один пролет, вдруг, снизу слышу истерический голос прораба: «Слезай сейчас же!»
А Наташка сверху: «Лезь, давай!»
Память стерла, что было дальше: что я сделала и как очутилась на земле, но знаю, что за нарушение техники безопасности, меня чуть не отчислили из техникума, хотя была почти отличницей.
Через много лет, будучи уже взрослой женщиной с двумя детьми, встретилась случайно с тем прорабом – и он меня узнал! Мне было как-то неловко…

Прораба боялись до жути, но, тем не менее, умудрялись работать в купальниках, когда нас в конце апреля перевели работать на кровлю какого-то подсобного помещения. Загорали на крыше, пока не видел прораб! Нужно было подъемником поднимать керамзит на кровлю, и рассыпать его толстым слоем, подгоняя под уровень. Так наши «догадливые» мальчики, чтобы меньше класть керамзита, вниз складывали какие-то плоские деревянные ящики, засыпали сверху керамзитом. Обман все-таки раскрылся, а что за это было всем нам, как-то забылось…

Говорят, что дружба, возникшая в детстве, юности, с годами только крепнет. Но, как часто это бывает, люди разъезжаются по городам и весям, и о дружбе остаются воспоминания, и только…
Мне же повезло в жизни! Подружки мои с техникума, хоть и живут от меня далеко, подружками и остались до сих времен.
Даже, наверное, больше, чем подружки – родные души, родственницы!

С одной из них, Людой, ещё в школе учились, в параллельных классах. Но, тогда ещё, не дружили. Просто знакомые и – всё!
А в техникуме оказались в одной группе, вместе жили в «общаге», вместе ездили домой на электричке.
Люда – человек целеустремленный, самодостаточный, за всё, что не бралась – всё всегда делает отлично, на совесть. Вот и в техникуме была круглой отличницей, закончила с красным дипломом.
Не то что я, мне всегда чуть-чуть, чего-то, да не хватает. До диплома с отличием не хватило одиннадцать сотых балла! Убеждали пересдать один предмет, но я же – упертая, не согласилась!

Еще одна подружка – Дина. Как была маленькой, худенькой в молодости, такой же стройной и юной осталась, хоть сейчас ей уже за пятьдесят.
Мы подружились с ней на практике, но, учились в разных группах. Сейчас и не припомню, какой у нас был общий интерес, что нас объединило – мы ведь такие разные! Но, разве дело в этом?
Дина – с юности мастерица, рукодельница, отличная швея. На мой юбилей подарила шикарное платье, которое сшила без примерки, только спросив по телефону мои основные параметры в сантиметрах. Удивлению и восхищению моему не было предела, когда она, придя на праздник, вынула из крохотного подарочного пакетика платье и сказала: «Пойдем, переоденемся!». Весь вечер я «блистала» в прямом и переносном смысле, получила массу комплиментов и огромный заряд энергии на долгое время.

Пока учились в техникуме - дружили крепко, я часто бывала у нее в гостях, она, иногда приезжала ко мне.
Однажды устроили с ней «фотосессию» у нас в палисаднике. У меня был фотоаппарат «Смена», сама фотографировала, проявляла пленку и печатала, но какие замечательные черно- белые снимки получались! Храню до сих пор!
Фото возле цветущей черемухи, на траве, на белом фоне оштукатуренного гаража…
Делали фото в «фате»: капроновую накидку с подушек (тогда это было принято во многих домах – накрывать подушки) - завязывали, подворачивали. Приспосабливали на голову – ну, чем не фата? В руках – хрустальный бокал с водой, томный взгляд и поворот головы…

А еще помню, когда я вышла замуж, приехала к Дине в гости со своим мужем. Он – красавец, с черными длинными ресницами вокруг темно-зеленых миндалевидных глаз, с роскошными густыми, вьющимися волосами, отпущенными по моде тех лет.
Дина говорит: «Давайте посмотрим, сколько спичек на ресницах удержится?» Стала укладывать – поместилось пять штук! Потом она взяла расческу, и стала причёсывать ему волосы. Странное дело – я ничуть не ревновала!

Всё это было…было…
Осталось лишь вспоминать…

Время на чтение: 2 мин

Воспоминание - это восстановление из памяти прошлых образов, которые мысленно ассоциируются с определенными временно-пространственными событиями. Воспоминание бывает произвольным, с помощью приложенных усилий воли, а также непроизвольным, при спонтанном возникновении образов в сознании личности. В момент произвольного воспоминания прошлых событий возникает личностное отношение индивида к прошлому, имеющее некую эмоциональную окраску.

Воспоминание – процесс памяти, при котором извлекаются образы далекого прошлого, это умственное восстановление жизненных событий, с его помощью создается непрерывная связь между ранним детством и старостью личности.

Воспоминание прошедшего опыта редко бывает детализированным. Уровень такого несовпадения между воспоминанием и событиями связан со степенью личностного развития. Качество воспоминания прямо зависит от умственных возможностей индивида, от условий запоминания событий и его личностной значимости для индивидуума.

Что такое воспоминание

Это часть сложного умственного процесса. Значение слова воспоминание берет начало с английского языка от слова reminiscence и буквально переводится, как воспроизведение и понимается, как восстановление образов прошлого опыта.

Роль воспоминания в жизни индивида заключается в том, что этот мыслительный механизм обеспечивает осознанную переработку образов памяти. Благодаря эмоциональному отношению к прошлым событиям во время их мысленного восстановления, формируется духовное и моральное восприятие личностью себя в социуме.

Воспоминание – это в психологии процесс извлечения из памяти содержащейся информации. Механизм достаточно сложный, если учитывать сильную связь между мнемическими действиями и непременным возникновением определенных эмоциональных переживаний.

Воспоминание – это представление, которое отображает приблизительно точно определенное жизненное событие. Данная грань памяти вплотную связана с общим развитием индивида. С ее помощью индивидуум имеет неразрывное представление о себе прошлом и о себе нынешнем. Это историческое единство личности человека, которое выделяет его от представителей животного мира и поэтому многие психические заболевания провоцируют возникновение – обратного от воспоминания процесса.

Образ, что возник из прошлого опыта можно называть воспоминанием. Его результатом есть представление, то есть тот же образ из прошлого, но уже повторно воспроизведенный в памяти. Это сложная работа процессов памяти. Осуществляется она в условиях присутствия более или менее высокого уровня , что не присуще для животного мира и в случаях некоторых психических отклонений. Но именно эта двойная работа по обработке образов дает человеку возможность осознавать факт прошлых событий и отделять мысленно прошедшие события от происходящих. Некоторые из ученых называли такое явление «исторической памятью» человека, поскольку во время мысленного воспроизведения прошлых событий сохраняется хронологическая их последовательность.

Воспоминание, как механизм, возникает, опираясь на социальную вовлечённость личности. Ведь зачастую большинство событий в жизни индивида создаются с участием близкого либо коллективного окружения. И чем больше личность вовлечена в социальную жизнь, тем больше условий для продуктивного восстановления прошлого. Будучи участником коллективной жизни, человек обязан сохранять и уточнять свои воспоминания, ведь они являются опорой для воспоминаний других членов социума.

Воспоминание в психологии

Достаточно сложным феноменом является проблема детских воспоминаний. Заключается это в понимании развития процесса памяти у малышей, а именно в запоминании образов. В начале жизненного пути (первый год) ребенок запоминает исключительно то, с чем чаще всего вступает в зрительный контакт. В основном это близкие родственники. Но поскольку период восстановления в памяти этих образов слишком краток, то их воспроизведение в памяти очень шаткое и, соответственно, механизм воспоминания практически невозможен. В дальнейшем количество запоминаемых образов увеличивается и растет период сохранения этих образов в памяти. Происходит это примерно на втором году жизни малыша.

В три года процесс запоминания имеет довольно сильную эмоциональную окраску и уже закрепляется на достаточно длительный период времени – до года. При этом запоминаются даже единичные ситуации, особенно если они сопровождаются сильными эмоциональными впечатлениями.

Детские воспоминания, полученные в детском возрасте, начинают закрепляться в памяти, когда они составляют подкрепляющие сами себя цепочку образов. Данный факт можно наблюдать у крох уже в период от года до двух. Но пока это еще только непроизвольные воспоминания. Формирование такой стороны работы детской памяти, как произвольность осуществляется с помощью взрослых, которые задают провоцирующие вопросы. Поиск ответов на них стимулируют малышей вспоминать. В памяти крох всплывают ассоциативные ряды, связанные с ответом на вопрос. Сюда относят необходимость вспомнить, как именно нужно выполнить то или иное задание, чтобы получить желаемый результат. Так происходит закрепление воспоминаний. В данном возрасте очень эффективным средством для расширения круга детских воспоминаний является процесс игры. Путем повторения определенных слов и действий ребенок пополняет количество запоминаемых образов. А поскольку это еще и связано с позитивными , то вероятность лучшего развития памяти у крохи растет.

Только приближаясь к дошкольному возрасту, малыш начинает использовать произвольность в воспроизведении образов. Это связывают с увеличением требований со стороны взрослых – родители, воспитатель детского сада. За счет незначительного уменьшения новизны эмоциональной реакции на появляющиеся в жизни ситуации кроха переходит к следующему этапу закрепления воспоминаний – заучиванию. С этого момента детские воспоминания начинают приобретать непрерывный последовательный характер. В дальнейшем развитие механизма запоминания усложняется и может зависеть от разного рода раздражителей: воспоминания способны быть связаны с запахами, цветами, людьми, ситуациями, ощущениями, искусством и т. д.

Новое звучание значение слова воспоминание приобретает, когда вспоминаем о памяти. Феномен, открывающий новые грани в процессах памяти. Как уже известно, большинство происходящих в жизни индивида событий сопровождается разнообразными эмоциями. Отдельные из этих переживаний настолько сильны при воздействии на человека, что могут видоизменять качество запоминаемой информации. Например, относительно известным фактом является история актера одного из театров, у которого по окончании сцены в пьесе, где он по сценарию участвует в драке, после снятия грима обнаружили гематому на лице. А обнаружили ее на том месте, куда ему якобы нанесли удар. Такому явлению больше подвержены высокочувствительные личности.

Воображение памяти состоит в том, что под влиянием аффективных переживаний в случае какого – либо происшествия человек может запомнить его в абсолютно противоположных от реальности деталях. Может возникать в ситуации довольно стрессовой для человека, к которой он не был подготовлен. Впечатление от события настолько сильное, что видоизмененные в памяти факты кажутся для личности абсолютно реальными. Воспоминание в психологии до конца не изучено и выступает спорным вопросом среди ученых.

Роль воспоминаний в жизни индивида становится наиболее весомой в период взросления и самоопределения в социуме. Например, когда личность проходит сквозь общую массу жизненного опыта и пытается соотнести себя к одному или другому коллективному статусу, составляется общая субъективная картина личности. В этом случае память о предыдущих событиях может, как поддержать рост личности, так и приостановить его. Когда, представим, будучи ребенком, индивид был свидетелем или же участником психотравмирующих ситуаций, воспоминания об этом в достаточно осознанном возрасте зачастую блокируются на уровне подсознания. Подобного рода защита срабатывает для предупреждения повторной травматизации личности. Вместе с тем защитная реакция психики не позволяет этой же личности развиваться дальше, поскольку личностный рост предполагает проработку неудачного жизненного опыта. Это часто сплетено с переживаниями, а в случае травматизации существует вероятность, что они могут быть опасными. Поэтому психика их блокирует, с целью сохранения баланса.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

теперь нам надо далеко уйти в прошлое и вспомнить наше детство!)какие у вас остались самые яркие детские воспоминание-может плохие и самое главное хорошие)сопровождаем все фото)

Я начала вспоминать и поняла, что у меня хороших воспоминаний куда больше, чем плохих! и это радует! было счастливое детство!

начну с не очень-помню до сих пор, как в три года меня переехали на велосипеде и сломали ногу.была такая маленькая, а помню все до сих пор по секундно, как это произошло.Видать потому что была адская боль.Также помню, как всегда боялась круглого зеркала в комнате, чего я там только не видела, мы с ним никогда не дружили)но маме почему то не говорила об этом.Также приходы-уходы моего отца.Помню как мама лежала в больнице, как было тяжело без нее и боялась за нее.Еще не была света, тепла-жили в одной комнате-в спальне-было тяжелое время.Помню-как мой дядя был тетю у нас на глазах(с тех пор ненавижу всех пьяных и боюсь)Помню, как безумно хотела животного домашнего-но никак не удавалось-то кот с ума сошел, то лишаем нам заразил другой, то еще что-то.Как стучала мелом об горку и песчинка попала мне в глаза и как я долго лечила и мучилась с глазами, и как однажды сестра дернула санки и я упала в снег-разбила губу и нос-прямо перед поездкой в Алмату.И я часто болела простудными по детству.Как раз я потянулась за соком и не аккуратно села на стул, в итоге упала вместе с ним и ударилась затылком об угол и потеряла сознание-это было единственный раз в жизни.

Из хорошего много, я почти все детство провела со своей сестрой Таней, поэтому все воспоминания в основном с ней связаны.Как мы собирались огрызки от ранеток с земли и ели их, вкуснее ничего не было)Как ели «Солдатский хлеб», сахар с мешка воровали(теперь сахар не люблю), воровали жвачки на базаре, собирали зеленую джигиду и обстреливались ее, воровали черемуху и яблоки на даче, Юпи и Зуко пили литрами, ели в сухую и делали лед из этого сока.Вызывали Пиковую даму, Жвачного короля, боялись Буку, который живет в кладовке.Рассказывали страшилки, сами себя пугали, что боялись выйти из комнаты.Записывали кассеты, прикалывались, пели-любимый фильм и прикол Зубастики.Играли с лизунами и попрыгунчиками, денди и тамагочи, тетрис.Очень много времени проводила я в Алмате у родственников-счастливое время-качели, горы, каскады-река Весновка горная, играли в Казаки-разбойники, прятки-разбитые коленки и камень во лбу))Какая я бы звезда класса-в меня были влюбленны все мальчишки-мы вместе играли в фишки, плитку, с девчонками в резиночку, классики, выбивалы.На каждое чаепитие я танцевала-сама придумывала танцы.Много выступала вплоть до 6 класса.На новый год всегда готовила концерты-писала стихи, песни, танцевала.Я была красотка!)Помню-какие замечательные подарки мама делала нам на новый год-я всегда съедала сладкое быстрее сестры и клянчила у нее потом конфеты)Помню, как строила домик пол столом, часто играла сама, была одна, не доставляла хлопот маме.С любовью вспоминаю наши игры на половичкам во дворе, пикники.Как играли Сейлормун-и спорили, кто кем будет.Как писали друг другу письма и записывали кассеты.Как катались с подругой на трюке, как меня колбасило по всей кабинке, до сих пор вспоминаю и угораю)Помню первую свою куклу Кетти, как я с ней не расставалась, также клевые посылки из Германии-там были шоколадные конфетки паровозики и я сочинила стих-«Про меня пишут в газетах, и я еще бываю на конфетах»_что-то такое уже не помню)Я вообще была как Алдар-косе, сочиняла на ходу-вечно пела и читала стихи)Помню свой первый опыт в готовке-халва из манной крупы-было очень вкусно! Как ели снег и сосульки грязные-за трубой прятались с сестрой)

Ой, много так вспомнила, еще много могут написать)

Расскажите вы-что вам запомнилось вам? и фото))

я, мама и сестра родная в Алмате на мамино 35летие

6й класс окончание-решили в кафе сходить-такие самостоятельные)

ой,14 лет, ужасная стрижка

с моей Танюшкой

новый год(тут еще бабуля моя(

в Алмате с братом на Весновке



Случайные статьи

Вверх