Развитие критического мышления. Что такое критическое мышление и возможно ли его развить? Критическое мышление как развить себе

Критика применима к любой сфере деятельности. По сути это отношение к окружению, часто несущее негативный характер. Но существует тип мышления, именуемый критическим, не имеющий цели отыскать плохое в рассматриваемых предметах. Такая часть умственной деятельности в призвана воспринимать на высоком уровне, понимать действительность и объективно к ней относиться. Есть также технология развития критического мышления. Ее сущность в том, что каждый может оценить степень достоверности получаемой информации и сформировать систему аналитических взглядов относительно ее трактования, обоснования выводов.

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими. Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу .

Зачем уметь мыслить критически

Технология развития критического мышления и его применения к реальности используется в множестве областей. Это основа для приобретения , способности аргументировать, принимать решения. Методика помогает думать целенаправленно. В образовательной сфере она развивает у обучающихся следующие способности:

  • наблюдение;
  • синтез и анализ;
  • индукция и дедукция;
  • выбор из множества вариантов;
  • логика в рассуждении;
  • конкретизация из абстрактных понятий.

Умение мыслить критически дает возможность воспринимать информацию объективно, наделяет правом на сомнение. Данные можно будет представить в виде гипотезы, нуждающейся в доказательствах.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление — социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Возникновение и развитие критического мышления на фоне информационных потоков имеет особенную актуальность. Человек приобретает ряд в сфере исследовательской культуры.

Технологии развития критического мышления

Методология, позволяющая получить успешные результаты в образовании, выработана Международной ассоциацией чтения. Это технология развития критического мышления — совокупность приемов, направленных на обучение по предметам. С ее помощью можно получить следующие навыки.

  • По обработке нарастающих в объеме информационных потоков.
  • Формулирование своих мыслей в корректной форме.
  • Формирование собственного мнения по опыту и его осмыслению.
  • Решение проблем, способность к обучению.
  • По сотрудничеству в коллективе,

Идеи, на которые опирается развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), заключаются во взаимодействии учителя и обучающегося. В учениках необходимо развивать аналитический и творческий подходы к усваиваемым знаниям. При этом целью обучения является образование личности, а не процесс. Преподаватель должен в первую очередь сделать ученика способным к обучению.

Индивидуумом с развитым критическим мышлением невозможно управлять. Ведь такой склад ума целенаправленный, а человек, им обладающий, дает адекватные оценки ситуациям.

Развитие включает 3 следующих этапа:

  • Вызов — фаза обобщения, активизации и . Поиск целей для восприятия нового. К примеру, аудиторию необходимо заинтересовать и .
  • Осмысление — период усвоения новых знаний, их анализ и присоединение к имеющимся для систематизирования. В работе с текстом используются маркировка, таблицы, отдельные заметки.
  • Рефлексия — этап размышления, на котором учитывается собственное мнение, восполняются пробелы и формируется своя позиция, основанная на аргументах. Знания применяются на практике, проводятся дискуссии и обмен точками зрения.

Технология использует различные приемы. Рассмотрим те из них, которые успешно формируют критичность ума.

Использование рефлексивных технологий в развитии

Приемы развития критического мышления на его третьем этапе — рефлексии направлены на проверку обучающихся. А также на их собственный анализ достижения ими целей, поиск решений.

  • При анализировании проясняется новое и выстраивается дальнейший путь обучения. Наибольшую пользу дает вербальная или письменная форма, когда можно придать материалу структуру.
  • При обмене точками зрения осознается различие в оценках одного и того же текста. Некоторые суждения приемлемы для усвоения, а по поводу других проводят дискуссии. Преимущества технологии развития критического ума на стадии рефлексии в том, что навыки действительно закрепляются.
  • Сочетание индивидуальных и групповых процессов. Обмен идеями расширяет словарный запас и круг представлений. Диалоги показывают преподавателю разнообразие мнений.

Преимущества данной технологии развития критического мышления реализуются посредством методов, среди которых используется написание эссе (жанр публицистики). Учащийся письменно отражает опыт и впечатления на конкретную тему. Данная 20-минутная практика выполнения заданий представляет собой художественное размышление.

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка

Все три фазы технологии применяются и при освоении учащимися . У некоторых наблюдается пониженная активность, отсутствие интереса. Предполагается, что это следствие неумения работать с источниками, ориентироваться в них. Если сделать целью не объем усваиваемой информации, а умение ею управлять, искать и применять, возможно будет добиться лучших результатов. Рассмотрим следующие приемы.

  • Кластеры (гроздья) помогают систематизировать полученные знания. По сути метода ключевое понятие располагают в центре, а остальные ассоциации логически с ним увязывают. Получится тот же конспект, но в схематической форме. Учащийся может более успешно тренировать себя по грамматическим структурам.
  • Дерево предсказаний позволяет предполагать развитие сюжета в повествовании: ученики описывают конец рассказа. Тема — это ствол, а ветви — возможности и вероятности. Основания и аргументы мнений будут листьями. Подобный прием применим при закреплении лексики обсуждением текстов.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Чтение и письмо — основные процессы обмена информацией. На них же можно научиться анализу и систематизированию. Все методики развития критики ума включают чтение, в том числе конспектов речи преподавателя. Приобретаемые через приемы технологии развития критического мышления навыки предназначены для информационного пространства, где их можно применять.

Приемы развития критического мышления по технологии РКМЧП следующие.

  • Активное письмо. К примеру, кластер, маркировочная таблица.
  • Активное чтение, слушание. Приемы — инсерт (пометки карандашом на полях с применением маркеров: информация соответствует знаниям, противоречит им, является новой либо не понятна), остановки или паузы.
  • Групповое либо парное чтение.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики

Методы критического мышления на уроках математики также призваны заинтересовать учеников путем успешной реализации навыков обучения. Анализ и логика позволит применить результаты к задачам, в том числе нестандартным.

  • На этапе вызова ученик разрабатывает версии решения задачи.
  • Применяется осмысление новых знаний. Решение от простого к сложному — традиционный метод.
  • На фазе размышления учащемуся даются творческие и усложненные задания.

Приемы технологии критического мышления на уроках математики включают таблицы. К примеру, принцип З-Х-У предполагает три колонки: Знаем — Хотим познать — Узнаем. Сначала активизируется первый раздел: «Что мы уже освоили?». Спорные вопросы заносят в следующую графу. После того, как ученик осваивает текст, заполняется графа «Узнал», вносятся ответы.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики включает также кластеры. Знания систематизируются схемой или рисунком. Это эффективный способ изучения темы. К примеру, изучая треугольник, школьники выписывают все относящиеся к нему слова. После прочтения учебника кластер дополняется. Приобретается навык системного мышления, нахождения аналогий, прогнозирования, рассмотрения вариантов.

Книги по критическому мышлению

Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн «Психология критического мышления». Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.

Книга «Как лгать при помощи статистики» Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория — новый взгляд на

Критическое мышление - это истинное искусство глубокого анализа информации и возможность развивать свои мыслительные способности. Мыслить критически не значит думать больше или о более сложных вещах. В первую очередь - это думать «лучше, более качественно». Оттачивая навыки критического мышления, вы тем самым развиваете свое интеллектуальное любопытство. Но здесь не все так просто. Критическое мышление требует серьезной дисциплинированности. Вы должны быть совершенно объективны и, что очень важно, самокритичны. Нужно искать и признавать истину даже в тех ситуациях, где вы оказались не правы.

Шаги

Оттачивайте свои навыки интервьюера

    Построение вопроса-предположения. Мы говорим много и обо всем. Так наш мозг обрабатывает определенные фрагменты информации. Это основа нашей повседневной жизни. Но что делать в ситуации, когда наше предположение оказалось неверным или неправильным? Ведь в этом случае весь процесс будет изначально провальным.

    Не воспринимайте информацию как истину до тех пор, пока сами не исследовали тот или иной вопрос. Вместо того чтобы проверить насколько верна информация, мы очень часто доверяем надписям на этикетках или какому-то на наш взгляд достоверному источнику. Не старайтесь сэкономить время и энергию на перепроверку информации, даже если она исходит из надежного источника. Не все то правда, о чем пишут журналы, газеты и о чем говорят на телевизионных каналах и по радио.

    • Научитесь доверять и использовать свой инстинкт. Особенно в наиболее спорных вопросах. Если что-то кажется вам сомнительным, поищите больше информации об этом, а также используйте разные источники. Достаточно скоро вы научитесь различать полезную информацию и отфильтровывать ненужную.
  1. Такая вещь как вопрос. Запомните, от того как вы зададите вопрос зависит качество той информации, которую вы получите. Умение ставить правильные вопросы является, пожалуй, квинтэссенцией всего критического мышления. Не зная, какие вопросы нужно задавать в первую очередь, а какие стоит оставить на заключительную часть, вы никогда не получите желаемого результата. Умение находить правильные вопросы - основной принцип критического мышления.

Настройте свою точку зрения

    Определите собственные предубеждения. Человеческие суждения зачастую субъективные, а иногда вообще несправедливы и обидны. Одно из научных исследований показало, что количество родителей проинформированных о безопасности и необходимости вакцинации, значительно меньше, нежели количество всех привитых детей. Почему так? Гипотеза заключается в том, что большинство родителей воспринимаю эту информацию как верную. Учитывайте свои пристрастия, имея дело с информацией.

    Мыслите на несколько ходов вперед. Не 1 или 2 шага, а несколько как шахматисты. Не стоит недооценивать соперника - это погубило не одного гроссмейстера. Вы должны вступить с ним в интеллектуальную дуэль, просчитав все возможные комбинации.

    Читайте великие произведения. Ничто не сравнится с теми трансформациями нашего мышления и восприятия, которые происходят после прочтения очередной интересной книги. Будь то «Моби Дик» или лирическая поэзия. Вы должны не просто читать, а проникать в суть книги и задавать вопросы.

    Ставьте себя на место других людей. Это способствует развитию навыков критического мышления. Эмпатия поможет вам лучше разобраться в человеческой психологии, мотивах и стремлениях людей. Не будьте бессердечными, ведь умение сочувствовать необходимо каждому человеку.

    Ежедневно выделяйте минут 30 для тренировки мозга. Существуют десятки способов, которыми вы можете улучшить функции своего мозга. Вот несколько таких идей:

  • Используйте Интернет-ресурсы и библиотеки, чтобы найти больше информации о предмете своих размышлений. Неосведомленная критика хуже, чем незнание.
  • Не будьте слишком категоричными, но достаточно смелыми, чтобы критически мыслить. Избегайте слов «никогда», если не уверены в этом на 100%. Будьте убедительны в своих доводах, оперируйте фактами. Говорите медленно и уверенно, гонка здесь ни к чему.
  • Различайте индуктивный и дедуктивный методы рассуждения. Вы должны, когда разговор ведется от частного к общему, а когда от общего к частному.
  • Поинтересуйтесь мнением других людей. Люди из разных возрастных и социальных групп могут дать вам совершенно новый взгляд на вещи.
  • Читайте чужие рецензии в газетных и журнальных статьях. Учитывайте их ошибки и сильные стороны, чтобы совершенствовать свой собственный стиль.
  • Обратите внимание на мнение других критиков о вас.
  • Будьте дипломатичны. Ваша цель - не сам человек, а предложение, которое он выдвигает.
  • Мыслите гипотетически-дедуктивным методом. То есть, учитывая конкретную ситуацию, применяйте соответствующие знания принципов и ограничений и показывайте их в абстрактном, возможном варианте.
  • Критика будет гораздо удачнее, если ее предмет находится в области ваших знаний. К примеру, кто лучше художника оценит картину? А кто, как не писатель, лучше выскажется относительно книги или литературного произведения?

Предупреждения

  • используйте метод «сэндвича»: комплимент, предложение, пожелание. Критика получится лучше, если вы используете этот подход. Также можно использовать имя и фамилию лица, искреннюю улыбку, взгляд в глаза.
  • Никогда не критикуйте в оскорбительной форме. Человек в таком случае занимает оборонительно-атакующую позицию (особенно, если предмет спора касается его лично). Поэтому не стоит, к примеру, в разговоре со сторонником абортов подливать масла в огонь речами о том, что аборт - это преступление. В такой ситуации человек не слушает аргументов и вам будет еще сложнее убедить его в обратном. И в заключение - критика отлично работает с похвалой.

Проблема:

Многие думают, что в этом нет ничего необычного, что мы всегда это используем. Но мы часто уклоняемся от этого, искажаем или относимся совершенно предвзято. Однако качество нашей жизни, наши поступки зависят от качества нашего мышления. Неверное мышление стоит нам и денег и отражается на качестве нашей жизни. Отличное мышление, может, в свою очередь, систематически развиваться.

Определение:

Критическое мышление это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению.

Результат:

Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

Поднимает жесткие вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко;
- собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
- приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
- думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
- эффективно общается с другими при выработке решения.

Критическое мышление, вкратце, это самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Это предполагает соглашение со строгими стандартами, что влечет за собой эффективную коммуникацию и способность решать проблемы. и обязательство преодолевать наш природный эгоцентризм и социоцентризм.

Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках иностранного языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.

Основные параметры «Критического мышления» (являющегося составной частью глобального мышления), наполняющие содержанием и определяющие цели образования, это восприятие современного мира целостно, познание мира во взаимодействии всех его сторон и себя в этом мире, открытость личности по отношению к новому, умение видеть альтернативные пути решения проблемы, преодоление стереотипов.

Мыследеятельный подход в обучении также нашел свою реализацию в комплексной развивающей технологии «Критическое мышление», обеспечивающей реализацию воспитывающих и обучающих целей. Это комплексная технология, формирующая умение обосновывать предпочтение одной идеи другой, решать сложные проблемы, аргументированно вести спор. Если раньше на уроках применялись отдельные методы и приемы работы, то технология «Критическое мышление» позволила, используя уже накопленный опыт и созданные научные теории, объединить все в одну систему, выработать алгоритм построения урока, приблизить форму обучения в России к европейскому образованию, значительно повысить результативность уроков, сэкономить время.

Основными этапами урока при использовании технологии «Критическое мышление» являются этап вызова, осмысления, рефлексии.

ВЫЗОВ . На стадии вызова с помощью различных приемов (индивидуальная / парная / групповая работа; мозговая атака; прогнозирование содержания; проблемные вопросы и т.д.) и рассказать своими словами о том, что они знают, всему классу. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний, что дает учащимся возможность эффективнее связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к пониманию новой информации.

ОСМЫСЛЕНИЕ. На стадии осмысления, когда обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями, читая текст, просматривая фильм, прослушивая лекции, он учится отслеживать свое понимание и не игнорировать пробелы, а записывать в виде вопросов то, что не понял для выяснения в будущем. Каждый высказывается о том, как он догадался о значении слов, какие ориентиры помогли ему в этом, что, наоборот, сбило его с толку. Такому самоанализу нужно обязательно учить детей. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходит в других формах работы. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

Следует признать, что учащиеся не сразу прониклись идеями новой технологии, некоторые поначалу сопротивлялись непривычной организации обучения, ибо традиционно они привыкли получать знания из объяснений учителя. Но постепенно учащиеся вошли во вкус и дело пошло.

РЕФЛЕКСИЯ . На стадии рефлексии учащиеся размышляют о связи с тем, что они узнали на уроке, закрепляя новые знания, активно перестраивают свои представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Живой обмен идеями между учащимися дает им возможность познакомиться с разными точками зрения, учит внимательно слушать товарища, и аргументировано защищать свое мнение. Последняя стадия рефлексии подразумевает именно творческое применение полученных знаний, навыков, умений. И, таким образом, реализуется еще один критерий эффективности инновационного процесса. Мы формируем личность, способную к непрерывному обучению, самообразованию.

Технология дает ученику:

Повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
-умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология дает учителю:

Умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

В настоящее время проходит этап внедрения концепции и на уроках других учителей, так как данная технология является универсальной, то есть подходит любому учителю, на любом предмете и дает стабильные результаты, в школе создана творческая группа по исследованию технологии.Критическое мышление.. Я далека от того, чтобы абсолютизировать эту новую технологию, но, на мой взгляд, она заслуживает самого пристального внимания и изучения со стороны педагогов, методистов, психологов.

Работая над данной темой, я разработала методические буклеты для учителей английского языка на английском языке, и для учителей других предметов на русском языке.

За основу презентации взят текст “Christopher Reeve ” (Adapted from Hello! Magazine). Текст содержит интересную интересную, социокультурную информацию из жизни актера. Однако данная информация не выдается учащимся целиком и сразу. Урок проходит в компьютерном классе. Полная презентация подается на головной компьютер. На рабочих местах учащиеся могут видеть только один слайд, они не могут самостоятельно переключать слайды. Это делает учитель с головного компьютера. Текст разбит на отдельные незаконченные смысловые отрывки, в конце каждого отрывка имеются вопросы и четыре варианта ответа. Учащиеся читают про себя данный отрывок, и устно высказывают свои версии правильного ответа. Ответ должен быть обоснованным. Аргументируя свое предположение, учащимся необходимо привлечь свои знания и суметь сформулировать свои ответы на английском языке. Таким образом, повторяется и актуализируется изученный фактический материал, идет интеграция знаний по другим предметам и развиваются речевые умения монологической и диалогической речи, поскольку можно не согласиться с точкой зрения оппонента и выдвинуть свою теорию. Важно не то, насколько правильный ответ был дан, большое значение имеет ход мыслей и уровень аргументированности. Когда все высказали свое мнение по первому слайду, они с нетерпением ждут, чья же версия оказалась правильной. Учитель включает следующий слайд, в котором они могут узнать правильный ответ и перейти к обсуждению следующего вопроса.

Можно в качестве дополнительного стимула и для создания элемента игры выдавать жетончики тем, кто дал правильный ответ. Это делается только после того, как все ответили, открылся следующий слайд, и ученики узнали правильный ответ самостоятельно

В последних слайдах учащимся предлагается сделать вывод на основании прочитанного и сочинить заключительную часть статьи, после чего они могут ознакомиться с выводами автора. И только в самом последнем слайде после предварительного обсуждения о возможных вариантах заголовка текста учащиеся видят название статьи.

Помимо информационной ценности, большое значение имеет воспитательный аспект, так как в статье затронуты проблемы твердости характера, человеческих отношений. Идет обучение основам этики при обсуждении культуры, стиля и образа жизни других людей, воспитывается желание общаться, уважение к культуре других стран.

Когда нет возможности проводить уроки в компьютерном классе, я использую данный прием работы с текстом без компьютерной презентации, на бумагоносителе. Приходит ся разрезать печатный текст на отдельные кусочки и раздавать по частям, что очень неудобно. Компьютерная презентация позволяет сделать работу более продуктивной, эстетичной и зрелищной. Воздействие на зрительные анализаторы активизирует эмоциональную сферу учащихся, положительно влияет на активность мыслительных процессов. Идет воспитание культуры умственного труда, культуры извлечения и обработки необходимой информации.

При проведении рефлексии и саморефлексии в конце урока все учащиеся обычно отмечают важность и пользу подобных уроков и выражают желание к дальнейшей работе в данном направлении. Впоследствии они приносят дополнительные материалы к урокам из Интернета и помогают учителю в составлении подобных презентаций.

Таким образом, я надеюсь, мои ученики продвигаются по ступеням развития критического мышления

Это умение рассуждать и разрешать сомнения, которое помогает нам принимать более обоснованные решения. В этой статье мы расскажем вам, что такое критическое мышление и какие техники существуют для его развития. Кроме того, вы узнаете, как воспитывать критическое мышление у детей, и какую пользу оно может принести в образовательном контексте.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление можно определить, как способность ясно и рационально мыслить и понимать логическую связь между различными концептами и идеями. По сути, это способность развивать независимое и рефлексивное мышление.

Критическое мышление предполагает применение способности рассуждать. Его суть состоит в том, чтобы активно учиться, а не просто быть пассивным получателем информации.

Вы хотите проверить способности своего мозга ? Пройдите CogniFit прямо сейчас!

Как можно стимулировать критическое мышление?

1. Не принимайте факты такими, как они есть

Первым шагом для развития критического мышления является оценка информации, которая поступает к нам из окружающей среды. Прежде, чем делать то, что вы всегда делали, или принять на веру то, что вам сказали, поразмышляйте над ситуацией. Подумайте о том, в чём заключаются проблема и каковы возможные пути её решения. Конечно, вы самостоятельно принимаете решения, во что верить, и что делать. Но если вы будете уделять некоторое время оценке ситуации, вероятнее всего, вы сможете принимать более взвешенные и обоснованные решения.

2. Определите свои цели

Какого результата вы ожидаете? Что вам хотелось бы получить? Какова ваша цель? Определение цели, которую вы намерены достичь, имеет важное значение для построения плана ваших действий и шагов на пути к осуществлению задуманного.

3. Исследуйте факты

Огромное количество информации каждый день поступает к нам из различных источников. Следует учитывать, что эта информация может стать очень мощным инструментом в момент принятия решений. Когда у вас возникает некая проблема, требующая анализа, перспектива, которой необходимо дать оценку, или же вам предстоит принять важное решение, выполните поиск информации в Интернете, исследуйте факты, почитайте публикации на эту тему. Проанализируйте различные мнения, аргументы, убеждения. Узнайте, если есть противоречивая информация. Чем большим количеством информации вы располагаете, тем лучше вы будете подготовлены, чтобы дать резонный ответ.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения.

4. Не ставьте себе установку, что вы правы

Всегда приятно осознавать, что вы правы. Все мы получаем от этого удовольствие. Но если мы изначально ставим себе установку, что наши аргументы справедливы и являются единственно верными, то мы отказываемся от знакомства и рассмотрения других точек зрения. Ваши мысли, убеждения и аргументы являются лишь одним из возможных объяснений, но существует множество других альтернативных взглядов, которые также являются верными. Откройте свой разум для рассмотрения и оценки других точек зрения.

5. Начните с самого простого

Существует линия мышления, которая часто используется в научных исследованиях, чтобы выяснить, какая из гипотез верна. Эта техника получила называние «Бритва Оккама». Её сторонники рекомендуют отдавать предпочтение самым простым объяснениям, пока не будет доказано, что они являются ложными.

6. Разделите проблему на несколько частей

Когда вы сталкиваетесь со сложной проблемой, попробуйте разделить её на несколько частей. Таким образом, вам будет легче оценить и найти решение для каждой отдельной части, а затем, соединив полученные результаты, вы придёте к решению основной проблемы.

Развитие критического мышления в образовательной среде

На сегодняшний день наша система образования во многом отстает от большинства европейских стран. Способ преподавания в среднестатистической школе основан на пассивном получении знаний, которые в будущем могут принести пользу учащимся, а могут никогда не пригодиться.

Одной из основных задач, которые должны быть поставлены перед учителем, является развитие у детей способности думать, рассуждать и отстаивать свою точку зрения, собирать и исследовать информацию о явлениях окружающей действительности, а не только передать им знания, заложенные в школьную программу. Это имеет решающее значение для их взрослой жизни. Дети должны научиться задавать вопросы и разрешать сомнения, а не принимать все как само собой разумеющееся. Важно научить их не доверять, не задумываясь, всему, что они читают, видят или слышат из СМИ, от друзей, членов семьи и других источников информации. Узнайте, как работает нейрообразовательная платформа CogniFit, помогающая раскрыть потенциал каждого ученика с помощью когнитивных занятий и упражнений.

Что же мы можем сделать для того, чтобы научить дететей мыслить критически? Как способствовать развитию критического мышления в процессе обучения?

1. Поощряйте работу в группах

Атмосфера работы в группе подходит идеально, чтобы дети учились думать и развивали свои когнитивные способности . Когда они находятся в окружении сверстников и работают вместе, они подвергаются воздействию различных процессов мышления, знакомятся с другими точками зрения и мнениями. Так, они учатся понимать и анализировать, как думают другие дети, и приходят к осознанию, что их форма мышления не является единственно возможной. Они также учатся подвергать сомнению свои собственные убеждения и уважать мнение других людей.

2. Побуждайте детей использовать творческие способности

3. Не спешите прийти на помощь

Дети привыкают к тому, что мы даём им всё готовое. Каждый раз, когда у ребёнка возникает трудность, он обращается к вам за помощью, и вы мгновенно находите решение. Чтобы способствовать развитию критического мышления ребёнка, дайте ему возможность попробовать решить проблему самостоятельно. Например, когда ему нужно решить задачу по математике, не говорите ему конкретные шаги, вместо этого задавайте наводящие вопросы, которые помогут ему самому найти решение.

4. Используйте технику мозгового штурма на уроках

Мозговой штурм (Brainstorming ) перед началом любого урока стимулирует критическое мышление учеников. Это помогает им размышлять и увидеть альтернативы. Задавайте им вопросы следующего характера: «Как вы думаете, о чем эта книга? Что нового вы узнаете из этой темы?».

5. Научите детей сравнивать и сопоставлять

Хороший способ для развития критического мышления учащихся – это сравнения и противопоставления различной информации, которую мы имеем в доступе. Эта техника может применяться в отношении любой темы. Чтобы стимулировать критическое мышление детей, предложите им сравнить два метода решения одной и той же задачи, две книги и т.д. Можно также вместе порассуждать о преимуществах и недостатках того или иного аспекта.

6. Задавайте детям вопросы

Когда учитель задаёт вопросы, это часто подталкивает учеников к размышлениям, делает их более внимательными, помогает применять и закреплять полученные знания. Спросите у них: ёСогласны ли вы с этим утверждением? Какой вариант, по-вашему, будет наилучшим? Объясните, почему наблюдается это явление?». Избегайте вопросов, которые приводят к одному ответу. Старайтесь .

7. Предлагайте дебаты и дискуссии

Дискуссии являются очень хорошим способом, чтобы заставить детей думать и рассуждать на заданную тему. Это помогает им сформировать свое собственное мнение и уважать мнение окружающих.

Эффективный способ развития критического мышления путем обсуждения – это предложить учащимся защитить две противоположные позиции.

В следующем видео вы найдете несколько советов для улучшения критического мышления.

Перевод Александры Дюжевой

– это умение делать собственные выводы, опираясь на имеющиеся факты . Энциклопедические статьи называют его системой суждений, но это скорее методика мышления, помогающая самостоятельно приходить к обоснованным умозаключениям, вычленяя из информационного потока правдивые данные в противовес слухам, интерпретациям и трактовкам.

К критическому мышлению не относятся такие процессы как запоминание и усвоение (понимание) информации, творческое и интуитивное мышление. Его стержень – анализ.

Чтобы понять суть критического мышления, нужно пойти от противного – увидеть со стороны его отсутствие. А для обнаружения сего зияющего вакуума нам придется отправиться… в школу.

Современная система школьного образования основана исключительно на процессе запоминания и использования полученных знаний для операций с уже известным результатом. Все ростки критического мышления в школе старательно выкорчевываются, оставляя место только заученным правилам и однолинейным алгоритмам. Часто подобная практика переносится и в университеты. Таким образом выращиваются поколения, неспособные думать.

Вспомните, что вы делали, когда задавали написать реферат или отзыв на художественное произведение? В обоих случаях вы находили книги с готовыми материалами и выбирали из них куски подходящего текста. В «докомпьютерные» времена этот процесс сводился к переписыванию, позже – к поиску в интернете и копированию. Так же делаются курсовые и даже дипломные работы студентов. Все привыкли к тому, что доклад, реферат или рецензия выглядит как компиляция чужих мыслей.
Преподаватели не просто смотрят на это сквозь пальцы – они это поощряют. Не будем углубляться в размышления по поводу того, кому это выгодно, и выгодно ли вообще кому-то, но факт остается фактом – большинство людей не приучены к критическому мышлению. Они не умеют думать самостоятельно, потребляя уже пережеванную и переваренную информацию через катетер СМИ, интернета и телевидения.

К счастью, критическое мышление не является органом, поэтому не атрофируется от того, что его долго не использовали. Одно осознание его необходимости и важности уже является отправной точкой к формированию собственной критической мысли. Польза этого инструмента, думаю, очевидна – человека, думающего самостоятельно, сложнее обмануть, навязать ему невыгодные условия труда и жизни, втянуть в мошенническую аферу. Кроме того, вырабатывать собственное мнение проще и приятнее, чем усваивать чужое.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (профессор,США Дэвид Клустер)

Во-первых – это мышление самостоятельное
Во-вторых – это мышление обобщенное
В-третьих – это мышление проблемное и оценочное
В четвертых – это мышление аргументированное
В пятых – критическое мышление есть мышление социальное

Как развить критическое мышление? Для этого нужно соблюдать некоторые правила при работе с информацией.

Обращайтесь к первоисточникам

«Мне сказал приятель моей подруги», - самый распространенный источник информации, еще его называют «сарафанным радио». Конечно, он неплох для передачи сплетен, которые нередко оказываются правдивыми, но вот использовать его в качестве авторитетного мнения вряд ли стоит. Одно дело, что «Ленка, оказывается, уже вторым беременна», и совсем другое – «дядя Вася сказал, что скоро грянет мировой дефолт, идите срочно меняйте валюту». Первая новость вас, как минимум, никак не касается, а вторая может значительно изменить курс вашей жизни. Причем не гарантированно, что в хорошую сторону. Дядя Вася, может, и лучший политический обозреватель на весь подъезд, но кто сказал, что после сегодняшней поллитры его прогнозы будут кристально провидческими?

Мне, да и вам неоднократно приходилось наблюдать картину всеобщей паники, порожденной слухами – то соль скупают мешками, то гречку, то бытовую технику. А все потому, что «дядя Вася сказал». Ни официальных новостей, ни предпосылок, из которых можно было сделать вывод, что гречки не будет больше никогда в нашей стране или что деньги отменят, и впредь все будут расплачиваться утюгами.
Обращайтесь к первоисточникам! Ими могут быть официальные заявления банков, правительства или других организаций, вышедшие законы, которые должны публиковаться в прессе. Чтобы развить критическое мышление, вы должны найти самый первый пункт выхода информации, еще не засоренный наслоениями трактовок, мнений, аналитики и всего прочего – вы должны изучить информацию в ее первоначальном виде и сделать собственные выводы, исходящие из личного опыта и знаний.

Не доверяйте авторитетам

Чтобы понимать первопричины, нужно учиться доверять только тому, что видишь собственными глазами, без использования призмы чужого восприятия. Все люди в той или иной степени глупы, не существует ни единого стопроцентного мудреца, чьи идеи во все времена будут истинными. Что-то может устареть, а что-то – быть спорным изначально. На опыт и знания ученых и мыслителей, конечно, нужно полагаться, но они должны быть лишь инструментами познания, а не заменой собственному мнению.
Развитие критического мышления должно начинаться с понимания, что новую идею можно развить, лишь анализируя чистую информацию из первоисточников, а не примыкая к стадам почитателей тех или иных веяний. К слову, порой довольно абсурдных.

Правильно усваивайте информацию

Главный метод усвоения информации, которому нас учили – бездумное заучивание. Куда более эффективный метод, который не только помогает запоминать данные, но и учит их анализировать – понимание. Куда проще воспроизвести факты и понятия, которые человек понял, чем просто набор слов, не имеющий для него особого смысла.
Для этого можно создать такой алгоритм работы. Вооружитесь листком и ручкой. Прочитайте текст (посмотрите видео). Выпишите основные тезисы. Воспроизведите информацию своими словами, опираясь на имеющиеся тезисы.
Это самый обычный пересказ, который нам задавали в школе, и который очень туго дается детям, привыкшим все зубрить – они пытаются дословно воспроизводить текст, вместо того, чтобы запомнить его содержание.

Научитесь писать рефераты, рецензии и доклады

Может, вы уже давно не студент, но для того, чтобы развить критическое мышление, должны наверстать упущенный в это золотое время навык самостоятельного написания научной работы. Это поможет вам научиться эффективно работать с информацией, структурировать ее, отсеивать сомнительные данные, делать умозаключения – проще говоря, критически мыслить.

Как это правильно делать? Если это рецензия, нужно прочитать книгу. Если реферат или доклад – ознакомиться с энциклопедическими статьями, вычленив из них нужную вам информацию.
Изучите мнения специалистов по этому вопросу, но не для того, чтобы закопать под ними свое собственное, а чтобы узнать историю развития человеческой мысли в отношении изучаемого объекта. И пишите. Пишете то, что думаете, описывайте ход своих размышлений. Структурируйте главные мысли с помощью подзаголовков, в начале подготовьте введение, в конце – вывод. Собственный. Пишите все на совесть, так, чтобы самому понравилось.
Тему можете взять любую – главное, чтобы вам было интересно делать этот доклад или реферат. Если ничего не идет в голову – напишите рецензию на любую книгу, не обращаясь к вспомогательной литературе.
По сути, это наиболее действенная методика развития критического мышления.
***

Мнение, выработанное самостоятельно, может огорошить вас своей неожиданностью, а может и оказаться общепринятым. Вы можете выяснить, что подобные выводы принадлежат последователям какой-либо школы или что их уже высказывали бунтари науки, противостоящие устоявшимся догмам. Не важно, думал ли кто-либо так до вас или нет – главное, что это ваши собственные умозаключения, которым вы можете доверять. Вам их не навязали, не продали, не подарили.

Критически мыслящий человек устойчив к манипуляциям, он не станет жертвой стереотипов или мнения толпы. Это отдельная категория людей, способных проникать в суть вещей, находить ответы на вопросы, мучившие человечество, и генерировать новые идеи.



Случайные статьи

Вверх