Ученые выяснили, почему мы так плохо помним свое детство. Уроки вспоминания своего детства, на курсе «Вспомнить все» (личный опыт) Как вспомнить что в детстве

Воспоминания из глубокого детства недоступны людям, как и память о моменте их появления на свет. С чем же это связано? Почему мы не помним, как родились? Ведь некоторые яркие впечатления как будто отпечатываются в подсознании и после остаются там навсегда, а такой психически и физически важный момент, как рождение, попросту стирается из "подкорки". Многочисленные теории из психологии, физиологии человека, а также идеи, почерпнутые из религии, помогут разобраться в столь загадочном явлении.

Мистические теории

Мировые верования в тайны мироздания и предлагают свое представление о том, почему человек не помнит, как он родился. Все дело в душе - именно в ней сохраняется вся информация о прожитых днях, эмоциях, успехах и провалах, которую человеческий мозг, как и его физическое тело, не может принять и, соответственно, расшифровать. На 10-й день существования эмбриона в него заселяется душа, но только на время, а за 30-40 дней до момента появления на свет она полностью внедряется в бренное тело. Почему мы не помним, как родились? Потому что телу недоступно восприятие информации, коей обладает душа. Энергетический сгусток словно защищает все данные от мозга, предотвращая тем самым возможность разгадки таинства создания человека. Душа бессмертна, тело - всего лишь оболочка.

Научные объяснения

Почему мы не помним, как рождались? С точки зрения науки данное явление объясняется сильным стрессом, сопровождающим родовой процесс. Боль, изменение частей тела, продвижение по родовым путям - все это является тяжелым переходом для ребенка из теплой, надежной материнской утробы в незнакомый мир.

Формирование памяти напрямую связано с ростом человеческого организма. Подсознание взрослого человека запечатляет моменты из жизни и хранит их, а у детей все происходит немного иначе. Эмоции и переживания, а также моменты, связанные с ними, сохраняются в "подкорке", но при этом стираются предшествующие им воспоминания, так как детский мозг, ввиду своей недостаточной развитости, просто не в состоянии хранить обилие информации. Вот почему мы не помним наше детство и то, как родились. Примерно с шести месяцев до полутора лет у ребенка появляется память: долгосрочная и краткосрочная. В таком возрасте он начинает узнавать родителей и близкое окружение, находит предметы по просьбе, ориентируется в своем доме.

Так почему мы не помним, как рождались? Еще одна трактовка отсутствия ранних детских воспоминаний объясняется тем, что младенец еще не может связать определенные события со словами, так как не умеет говорить и еще не знает о существовании самих слов. Отсутствие воспоминаний о детстве в психологии называется инфантильной амнезией.

Согласно мнению многих ученых, проблема памяти детей, скорее, не в том, что они не умеют создавать воспоминания, а в том, что подсознание ребенка сохраняет все пережитое им в Это объясняет и то, почему человек не помнит момент своего рождения, и то, что некоторые даже самые яркие моменты из жизни со временем стираются.

По Фрейду

Мировая знаменитость, благодаря которой были совершены значительные продвижения в медицине и психологии, создал свою трактовку того, почему мы так плохо помним детство. Согласно человек блокирует информацию о событиях из жизни, когда возраст еще не достиг трех-пяти лет, в связи с сексуальной привязанностью к одному из родителей противоположного ребенку пола, и агрессией к другому. К примеру, мальчик в раннем возрасте имеет сильную неосознанную связь с матерью, при этом ревнует ее к отцу и, как следствие, ненавидит его. Потому в более сознательном возрасте воспоминания блокируются подсознанием как негативные и противоестественные. Однако теория Зигмунда Фрейда не обрела признания в научных кругах, она так и осталась всего лишь односторонним взглядом австрийского психолога на отсутствие воспоминаний о детстве.

Теория Харка Хоуна

То, почему человек не помнит своего рождения, согласно исследованиям этого врача, напрямую связано со следующим: ребенок еще не отождествляет себя как отдельную личность. Потому память не может сохраняться, так как дети не знают, что именно из происходящего вокруг является их личным опытом, эмоциями и чувствами, а что - результатами жизнедеятельности посторонних людей. Для маленького ребенка все едино.

Почему дети определяют, где мама и папа, если еще не умеют говорить и плохо запоминают моменты из детства

Ребенок легко ориентируется в своем доме и не путается, когда его просят показать, кто из его родителей мама, а кто папа, благодаря семантической памяти. Именно там хранятся важные для выживания человека воспоминания об окружающем его мире. За счет информации, содержащейся в долговременном "хранилище", ребенок быстро находит, где лежит любимое лакомство, в какой из комнат его накормят и напоят, кто у него мама или папа. Почему мы не помним, как родились? Этот момент можно объяснить тем, что подсознание данное событие из жизни трактует как ненужное и опасное для психики явление, сохраняя его в кратковременной, а не в

Исследование канадских психологов феномена инфантильной амнезии

Участие в опросе, проведенном врачами из Торонто, приняли 140 детей, возраст которых был от трех до тринадцати лет. Суть эксперимента заключалась в том, что всех участников опросили, предложив рассказать о трех самых ранних воспоминаниях. Результаты исследования доказали, что дети младшего возраста более отчетливо помнят моменты из раннего детства, а лица, чей возраст старше 7-8 лет, не могут вспомнить подробности пережитых жизненных ситуаций, о которых ранее рассказывали.

Пол Фрэнкланд. Изучение гиппокампа

Гиппокамп является частью мозга. Главная его функция - транспортировка и "архивация" человеческих воспоминаний. Канадский ученый П. Фрэнкланд заинтересовался его деятельностью и ролью в сохранении памяти о происходящем вокруг. Более подробно расмотрев данный "архиватор" мозга, ученый пришел к выводу, что то, почему мы не помним, как мы родились, а также то, каким было наше детство до 2-3 лет, трактуется следующим образом: каждый человек рождается с недоразвитым гиппокампом, что препятствует нормальному хранению получаемой информации. Для того чтобы гиппокамп начал нормально функционировать, требуются годы - растет человек, развивается и он. До этого момента детские воспоминания разбросаны по всем закоулкам коры мозга.

Даже когда гиппокамп начинает работать, он не в силах собрать всю информацию по закоулкам памяти и проложить к ней своего рода мостки. Поэтому так много людей, не помнящих свое детство ранее трехлетнего возраста, и так мало тех, кто помнит себя младше 2-3 лет. Данное исследование объясняет, почему мы не помним, как родились и выросли, до сознательного возраста.

Влияние окружающей среды на сохранение памяти ребенка

Учеными было обнаружено, что, помимо воспитательных факторов и генетической наследственности, на воспоминания о детстве влияет место, где проживает человек. В ходе эксперимента, в котором участвовали дети из Канады и Китая от 8 до 14 лет, был проведен четырехминутный опрос об их жизни. В итоге маленькие обитатели Поднебесной смогли за отведенное им время рассказать меньше, чем канадские ребята.

Какие воспоминания наиболее сильно отпечатываются в детском подсознании?

Дети менее восприимчивы к моментам из жизни, связанным со звуками, для них важнее те события, в которых они смогли что-либо увидеть и ощутить. Однако страх и боль, испытываемые человеком в младшем возрасте, чаще со временем замещаются другими, более позитивными воспоминаниями. Но случается и так, что некоторые индивидуумы лучше запоминают болевые ощущения, страдания и печаль, чем счастье и радость.

Стоит заметить, что в ребенок запоминает больше звуки, нежели очертания предметов. К примеру, слыша голос родной матери, плачущий малыш моментально успокаивается.

Существуют ли способы вытянуть воспоминания о детстве из глубин подсознания?

Психологи часто прибегают к погружению своих пациентов в состояние транса, дабы разрешить ту или иную проблему, как говорится, все наши страхи родом из детства. Попадая в прошлое, человек во время сеанса гипноза, сам того не подозревая, может рассказать о самых потаенных, глубинных воспоминаниях. Однако заглянуть в самые ранние моменты жизни удается далеко не каждому - согласно многочисленным экспериментам, подсознание словно сооружает непреодолимую стену, защищающую пережитые эмоции от чужих глаз.

Многие эзотерики также используют гипноз, чтобы помочь человеку узнать о его прошлых жизнях, воспоминаниях из детства и даже младенчества. Но данный способ получения информации не является научно подтвержденным, поэтому рассказы некоторых "счастливцев", познавших момент своего рождения, зачастую оказываются выдумками и профессиональным рекламным ходом.

«Брат с удовольствием рассказывает о том, как мы строили шалаши на даче, вспоминает и наши споры, и ссоры, и то, как втайне от родителей мы подкармливали бродячую собаку… У меня же не осталось никаких воспоминаний», - удивляется 34-летняя Елизавета.

Психофизиолог Юрий Гринченко напоминает, что мозг фиксирует все происходящие с нами: «Эта информация продолжает храниться и никуда не исчезает». В чем же причины такой амнезии?

Ранящие переживания

«Неспособность вспомнить, как правило, связана не с потерей памяти, а с бессознательным желанием забыть прошлое, - объясняет детский психоаналитический психолог Наталия Зуева. - Забвение защищает от пережитых в детстве минут стыда или унижения, чувства горя или острого одиночества. Оберегает и от приятных ощущений, которые находятся под запретом».

Так может быть «забыто», например, сексуальное возбуждение, испытанное во время игры с братом или сестрой, - а вместе с ним уходит в темноту и сама игра, и весь тот день, а иногда и более существенный отрезок времени. Если такое воспоминание всплывет, оно приведет к ранящим переживаниям в настоящем.

Осознанный отказ

Отказ вспоминать может быть и вполне осознанным, если человек по тем или иным причинам хочет вычеркнуть какой-то период из жизни.

«До седьмого класса я была настоящим аутсайдером, - вспоминает 30-летняя Юлия. - Потом мы переехали, и в новой школе, где меня никто не знал, я твердо решила, что никому больше не позволю с собой плохо обращаться. Я вычеркнула из памяти предыдущие семь лет своей жизни и начала все заново».

Возвращая себе воспоминания, мы восстанавливаем свою целостность

Как объясняет психоаналитик Виржини Меггле, «те, кто избегает своих воспоминаний, не готовы признать в себе того ребенка, каким они когда-то были и который все еще живет в них. Они боятся того, что, позволив прошлому ожить, обнаружат там вместо себя иное, неприятное им существо. На самом деле это лишь напуганный ребенок, который нуждается в любви».

Сила семейных правил

Еще одна причина «забывчивости» - правила поведения, принятые в семье.

«Когда в доме есть секреты и тайны, ребенок учится, наблюдая за старшими, не задавать вопросов о прошлом, а значит, не иметь и памяти, - говорит Наталия Зуева. - Он непроизвольно подчиняется этим правилам общения и применяет их (намеренно или по привычке) и к собственному прошлому». В зону молчания, например, могут попасть сведения о попавших в тюрьму родственниках, о предыдущих браках родителей, внебрачных детях или болезнях...

Однако «каждый из нас - это история нашей жизни, - подчеркивает Наталия Зуева. - И если мы что-то из нее вычеркиваем, то живем лишь частью себя и не можем воспринимать мир во всей полноте». Возвращая себе воспоминания, мы восстанавливаем свою целостность.

Что делать?

Быть внимательнее к своим эмоциям

«Какое-то событие или переживание в прошлом может причинять такую сильную боль, что вы непроизвольно стараетесь не помнить об этом, - говорит Наталия Зуева. - Попробуйте нащупать границы забытого. Спросите себя: что вызывают сильные чувства? Эти эмоции могут быть связаны с текущей ситуацией, а может быть, они уже встречались в прошлом. Когда, почему? Цель - постепенно проследить происхождение негативных эмоций до самого детства».

Возвращаться в места детства

«Оживите воспоминания с помощью ассоциаций, - подсказывает Юрий Гринченко. - Их могут вызвать сохранившиеся с детства предметы, игрушки или книги… Если у вас получится, побывайте в тех местах, где вы росли». Понаблюдайте за детьми. При виде маленькой девочки, которая плачет на снежной горке, пока другие катаются с нее, у вас сжимается сердце? Смысл этого переживания откроется вам, если вы заглянете в cобственное детство.

Делиться чувствами и слушать других

Прислушиваться к рассказам других об их детстве и быть чуткими к своим чувствам, которые возникают во время этих рассказов, советует Виржини Меггле. Часто достаточно начать обмен случаями из жизни, и что-то вспоминается. Она рекомендует умеренно доверять семейным источникам: «Это не объективный рассказ о событиях, их могут толковать и объяснять по своему усмотрению».

Но даже и такое субъективное изложение помогает нам заполнять пробелы в нашей истории, считает Наталия Зуева. Особенно если у нас получится задать себе вопросы или сопоставить разные версии. Постепенно расширяя прошлое, мы начинаем больше принимать самих себя.

Личный опыт

Елена, 29 лет, референт-переводчик

«Я никогда не любила вспоминать детство. В памяти оно выглядело как-то мрачно: злобные воспитательницы в детском саду, школьная продленка, усталая мама - к тому же она часто болела, и на меня у нее почти не оставалось сил. Но однажды я подумала: так не может быть! Если бы у меня в прошлом было так беспросветно черно, я бы просто не смогла вырасти нормальным человеком… И я заставила себя вспоминать.

Сначала было очень трудно и неприятно. Но постепенно возникли и другие картины: как я впервые была в театре, как мы с мамой ездили к морю... Я так и не выяснила, почему эти образы так долго не приходили ко мне, но могу с уверенностью сказать: мне стало гораздо легче жить с тех пор, как удалось восстановить в памяти что-то из своего детства».

Многие люди говорят, что им хотелось бы вернуться в детские годы – теплые, уютные, беззаботные, с молодыми (и живыми) мамами и папами, бабушками и дедушками… При всей нежности к воспоминаниям эти самые воспоминания бывают очень немногочисленными, обрывочными. Почему человек не помнит детство (имеется в виду раннее)? Ведь эта пора так нам дорога!..

Память маленького ребенка напоминает океан. Нежные волны баюкают и оптимистично настраивают на всю оставшуюся жизнь, но след каждого шторма – хотя буря в конце концов заканчивается, а зеркало воды разглаживается – остается в нас навсегда… Может быть, это ответ на вопрос, почему люди забывают, что с ними было в детстве?..

Каждый человек примерно в возрасте 7 лет теряет все свои самые ранние воспоминания. Почему практически каждый из нас может сказать о себе: «Ничего не помню из детства»? Неизвестно. Неврологи и психиатры пока не могут объяснить этого явления, получившего название «детская амнезия» и могут лишь высказывать предположения.

Мы забываем, но наш мозг – нет

Все согласны с тем, что именно в первые годы жизни формируются характер, способность к обучению и восприятие мира человека. Некоторые даже сравнивают человеческий мозг в этот период с зеркалом, которое отражает (но и запоминает за счет развития определенных нейронных сетей) «попадающие» к нам в это время эмоции.

Ребенок любимый и принятый семьей будет уверенным в себе, творческим и доброжелательным по отношению к миру взрослых. А нелюбимый? Обижаемый? Недосмотренный, практически брошенный на произвол судьбы? Вместо того чтобы в будущем ориентироваться на познание мира и саморазвитие, он сосредоточится на отражении угроз и подготовке к обороне. Чувство тревоги и неопределенности такой ребенок позднее будет пытаться компенсировать принятием модели рискованного сексуального поведения, вредными привычками, припадками гнева, перееданием.

Более того, многие люди, которые будучи детьми, пережили сильные обиды, ищут источники чувства собственной значимости, достоинства не в себе, а «снаружи» – в принятии их окружающими. Поэтому они обречены на вечную погоню за похвалами и словами признания, живут, вынужденные что-то постоянно делать, доказывать, получать очередные награды. Одновременно они остаются безжалостными в оценке самих себя, не жалеют для себя наказаний и унижений.

Почему я не помню свое детство?

До четвертого года жизни формируется наша личность, а значит, способ функционирования в обществе, – объясняют психологи Многие приобретенные в это время навыки в нас настолько сильно укореняются, что уже не подлежат дальнейшему процессу воспитания. То же самое касается, к сожалению, пережитых в этот период травм. Они также постоянно формируют наше взрослое поведение, предпочтения и страхи.

Но почему тогда происходит так, что человек почти ничего не помнит из раннего детства (на уровне сознания)? Странно, что мы теряем весь такой важный (если не самый важный) этап нашей жизни.

Детская амнезия распространяется на период примерно до 3 лет. По мнению ученых, это может быть связано с развитием мозга, а конкретно – гиппокампа, который является «домом» для человеческой памяти. Старые воспоминания должны уступить место новым. И поэтому мы забываем. Не можем вернуться ни в тот момент, когда отец впервые взял нас на руки, ни когда в первый раз осознанно увидели улыбку матери… Воспоминания гибнут, хотя раньше нас сформировали. Не все, однако, исчезают без следа…

Неврологи знают понятие „оси стресса». Оказывается, что травмирующие, сильные эмоциональные переживания с детства вызывают постоянные изменения в мозге. Ось идет от гипоталамуса через гипофиз до ответственных за выделение стрессовых гормонов надпочечников и отвечает за нашу реакцию на стресс. Если она будет встревожена сильными негативными эмоциями в первые месяцы и годы детства, то всю жизнь мы будем реагировать на подобные стимулы болезненно остро.

Возможно, природа просто оберегает нашу психику, делая так, что человек не помнит своего детства, «включая» детскую амнезию и «выключая» воспоминания о первых годах пребывания в этом мире. Заботится о том, чтобы возможные психологические травмы не калечили нашей будущей жизни. Наверное, нам стоит не обижаться на нее, сокрушаясь, почему я не помню детство, а поблагодарить за предусмотрительность.

Несмотря на то, что память о самих событиях первых лет жизни уже ушла из нашего сознания, все же эхо пережитых эмоций иногда возвращается — в легких обрывках смутных воспоминаний или снов. Значит, детство все-таки никуда не делось, осталось с нами навсегда, просто мы его не помним. Может, для многих из нас это и к лучшему…

Никогда не поздно для счастливого детства, — считает известная американская журналистка Регина Бретт, — но второе детство зависит только от нас самих. И это не пустые слова. У некоторых людей было тяжелое детство. У других — тяжелые эпизоды в жизни. Как справиться с этими плохими воспоминаниями? Устроить перезагрузку счастьем...

Внутри нас живут люди, какими мы были в каждый год своей жизни. Трехлетний карапуз, которого укусила собака. Шестилетняя девочка, которую мама потеряла в торговом центре. Десятилетний ребенок, которого щекотали, пока не описается. Тринадцатилетняя застенчивая прыщавая тихоня. Шестнадцатилетняя девушка, которую никто не пригласил на школьный бал, и так далее. Мы прячемся в телах взрослых, пока кто-нибудь не нажмет нужную кнопку и не пробудит одного из этих ребят.

Однажды я пошла и купила себе пинетки. У моей мамы было одиннадцать детей. У нас не осталось ни одной детской книжки. Мама ничего не сохранила из нашего детства, потому что все вещи передавались следующему ребенку или уже были подержанными.

Фотоальбом заполнен снимками первых четверых детей. Эти снимки делали профессионалы, а малыши на карточках улыбались в безупречном мягком свете. Я родилась пятой. Моих младенческих фотографий просто нет. А может, и есть. Случайные снимки: ребенок в манежике, в кроватке, в коляске, Возможно, это я. Или Мэри? Или Том? Теперь не отличишь. Мне всегда становилось грустно, что мама не сохранила никаких памятных вещей неповторимого и особенного младенца по имени Регина. Наверное, поэтому я бережно храню все вещи моей дочки.

Но однажды я решила, что хватит себя жалеть. Пора создать свои собственные памятные вещи. Я купила пару белых шелковых пинеточек с перламутровыми пуговками. Это были мои изящные туфельки; я всегда мечтала, чтобы мама купила и сохранила такие для меня. Я даже выбрала прелестную погремушку и заявила, что это была моя.


Такой поступок может показаться глупым или странным, но он помог слегка затянуть рану и нарастить немного рубцовой ткани там, где рана все время открывалась, там, куда я все время проваливалась.

Родители дали мне лучшее детство, которое только могли. Лучше, чем было у них обоих вместе взятых. Теперь я взрослая, и они не могут сделать мое детство лучше. Это зависит от меня.

Я могу оглянуться назад и найти радость, которая была в моем детстве. Могу посмотреть на свою жизнь и на радость, которая есть в ней. Могу бросить взор на будущее и создать радость, которая может в нем быть. Это зависит от меня.

  1. Сходи в магазин игрушек и потрать там деньги на чистое удовольствие.
  2. Отправляйся в ближайший планетарий и загадай желание на падающую звезду.
  3. Смастери вулкан, используя соду и уксус.
  4. Съешь на завтрак эскимо, рожок или брикет.
  5. Приготовь себе сложный бутерброд из печенья, приготовленного на костре суфле и шоколада.
  6. Съешь первым делом десерт.
  7. Пальцами разрисуй старую простыню.
  8. Посмотри мультики в пижаме.
  9. Сделай себе на завтрак тост с корицей.
  10. Поиграй в пинг-понг.
  11. Нарви букет одуванчиков.
  12. Громко и по ролям зачитывай смешные кусочки из книги.
  13. Читай под простыней с фонариком.
  14. Сходи в зоомагазин и потискай котят.
  15. Зайди в отдел детской литературы в книжном магазине.
  16. Поиграй на качелях.
  17. Пробегись через кукурузное поле.
  18. Весь день притворяйся невидимкой.
  19. Играй, не ведя счета.
  20. Отправляйся "охотиться на мусор" и собери все предметы по списку.
  21. Купи упаковку восковых мелков и ни с кем ими не делись.
  22. Делай кульбиты перед домом.
  23. Играй в войнушку скошенной травой.
  24. Гуляй под дождем без зонта.
  25. Прокатись на велосипеде по лужам.
  26. Играй в настольные игры.
  27. Отправляйся искать птичьи гнезда.
  28. Прочитай "Винни-Пуха".
  29. Поиграй в бадминтон во дворе.
  30. Взбей коктейль из мороженого, сиропа и газировки.


  1. Устрой зимний пикник на полу.
  2. Приготовь шикарный десерт из банана, мороженого, сиропа, орехов, взбитых сливок и вишенки.
  3. Посмотри "Мэри Поппинс".
  4. Просимулируй работу.
  5. Ничего не делай целый день.
  6. Наблюдай за облаками, муравьями, белками и листьями.
  7. Сделай сумасшедшую прическу из мокрых покрытых шампунем волос.
  8. Выучи наизусть детский стишок.
  9. Испеки суфле в духовке.
  10. Поиграй в мяч.
  11. Поиграй в номера на машинах.
  12. Построй крепость из столов и простыней.
  13. Раскрась кожу между пальцами ног.
  14. Сделай ожерелья из ракушек или каштанов.
  15. Набери в стаканы воды и сыграй какую-нибудь мелодию, выстукивая по ним.
  16. Сходи в пожарное депо посмотреть на машины.
  17. Поставь палатку во дворе, на крыльце или в гостиной.
  18. Рисуй мелками на асфальте.
  19. Бросай "блинчики" по реке, ищи всяких букашек под камнями, перейди ручей вброд.
  20. Летом бегай в брызгах дождевальной машины на газонах, зимой лепи снеговиков.
  21. Устрой драку подушками.
  22. Отправляйся в приют для бездомных животных и выгуляй собаку.
  23. Иди по цепочке звериных следов, куда бы они ни вели.
  24. Организуй показ мод, перемерив всю свою одежду.
  25. Налови светлячков.
  26. Зайди к обезьянам в зоопарке.
  27. Ходи по дому и смотри в зеркало, держа его так, чтобы казалось, будто ты разгуливаешь по потолку.
  28. Запусти воздушного змея.
  29. Возьми десять четвертаков и опробуй все игровые автоматы в супермаркете.
  30. Прыгай на кровати, пока не устанешь и не заснешь.

Чем заняться, решать тебе.

Никогда не поздно для счастливого детства — так устрой его себе. Это детство зависит от тебя.

Обсуждение

И обязательно с костерком

ушла ставить палатку в гостиной

Комментировать статью "День счастья: 60 советов для взрослых, как вспомнить детство"

На даче стараемся выращивать все ягоды нашего региона, дети любят лакомиться прямо с кустов, всей семьей собираем лесные землянику и чернику. По возможности стараюсь заготовить впрок: замораживаю, перетираю с сахаром. Помните один из важных составляющих правильного питания - овощи, фрукты, ягоды? Помимо того, что это сладкое и вкусное лакомство, ягоды способны многое сделать для нашего организма, так как содержат витамины, антиоксиданты, минералы, клетчатку и массу других полезных веществ...

"365 дней вместе" [ссылка-1] - это иллюстрированный ежедневник для родителей, которые мечтают: планировать важные дела и оставлять место сюрпризам; справляться с рутиной регулярных обязанностей и оставлять силы на игры и приключения; сохранять самые важные мгновения и вспоминать свое детство. Как пользоваться этим ежедневником? Этот ежедневник поможет планировать дела в течение года, вдохновит на маленькие чудеса и даст полезные советы на тему отношений с ребенком. Для каждой недели есть...

Содрала с ютуба - вспомнилось много позитива:) началось с клипа в одноклассниках - чьи то родители передрали [ссылка-1]

Вот я все о кошках больше пишу. А все потому, что с ними возиться в радость. Просто никаких отрицательных моментов. А с детьми так не получается. Не то чтобы дети радости не доставляли. Уже то, что они есть - большое счастье. Но вот все остальное... Самое страшное - школа. Я нормальная мать и хочу, чтобы у моих детей было хорошее образование. Но вот никак я не могу взять в толк, почему я должна принимать в процессе разгрызания гранита науки такое активное участие? Особенный кошмар с начальной...

Есть за горами, за лесами маленькая страна… Наверняка каждому ребенку хочется жить в таком сказочном королевстве. И, по секрету, мы, родители, тоже иногда мечтаем о чуде – для наших детей. В Тридевятое царство попадают не все, а вот в «Городе для детей» «жить» может любой ребенок-дошкольник. Мама мечтает о том, чтобы ее малыш рос активным, любознательным и общительным. Мы представляем себе, как наши здоровые и счастливые дети устраивают гонки между игрушечными машинками и обсуждают за чаем с...

Вспомнили детство:). -- посиделки. Ребенок от 7 до 10. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.

Хотя не могу сказать, что была несчастна в детстве - нет, но вспоминаю его как самый скучный этап своей жизни. Начиная с 16 лет мне моя жизнь нра гораздо больше, вот по периоду 16-20 лет я ностальгирую иногда, да!

Вспоминаю мое детство. На утренники никто из родственников не ходил, правда, недосуг было. Но стоило мне увидеть рОдную бабушку, которая шла мимо ограды садика в магазин (сад был во дворе) - все.

Как он станет вспоминать свое детство? Или необходима бурная социальная жизнь с шумными праздниками, которые мы - семейство - не очень-то и любим? Я в детстве была очень счастлива и вспоминаю о нем с огромной теплотой.

вспоминаем детство. Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

С ужасом вспоминаю 7 лет в музыкалке (с >. C 6 до 14 лет детство мое было УБИТО музыкальной школой. Получив свидетельство, закрыла пианино на ключ и выкинула ключ в окно.

У меня было хорошее детство, с теплотой вспоминаю о родителях, были и совсем счастливые времена, но столько болезненных воспоминаний: о чем-то стыдно вспоминать, о чем-то жалеешь очень.

Вспоминаю детство... Так близко и далеко... С болью вспоминаю потерю блокнота с адресами. Особенно тогда плакала из-за потерянного адреса девочки из Москвы, на пол-года меня старше.

Вспомним детство! Девочки, не сочтите за бесцеремонность, но я вспомнила, как однажды тут кто-то название для фирмы обсуждал, и решила со своей просьбой воткнуться, Просто на подростковой за день никто может и не войти, а у нас тут всегда оживленно.

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 19 лет, я не замужем, детей нет. Меня воспитывали мама и бабушка, у папы уже была другая семья, в которой он и остался, ко мне приходил 2-3 раза в год.

Лет в 5-10 (я точно не помню во сколько) мама спросила не помню ли я что-то про один случай, когда мне было 2-3 года. Я сказала, что нет. Произошло следующее: когда к нам пришёл мой дядя, а мама с бабушкой отвлеклись, то он закрылся со мной на кухне и не пускал их туда, хотя они кричали и ломились, он просто держал дверь рукой (нет, не было никакого насилия, ТОЧНО!, потому что перед тем, как пойти в школу нужно было проверится у гинеколога), мама сказала, что я не плакала, а смеялась, а потом он открыл дверь и всё; мама спрашивала его про то, что он делал и зачем закрылся, а он ничего не ответил, и я ничего не помню.

Меня это беспокоит уже не один год, в школе и колледже я не спрашивала об этом у психологов, потому что мне не удобно как-то и они все проблемы учеников обсуждали потом с их классными руководителями, а те уже с родителями. Я боялась, что они меня не так поймут, а маму с бабушкой я об этом тоже больше никогда не спрашивала, а дядю и подавно. Пишу вам, потому что это, всё таки, анонимно. У меня не получается вспомнить, хотя некоторые моменты этого возраста я помню очень ярко, может есть какая-то методика или что-то вроде того. Подскажите пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Здравствуйте, Вероника!

Техники "вызывания глубинных воспоминаний" бывают разные: гипноз, медитация, "спонтанное письмо", неглубокий сон, ассоциативные приёмы и т.д.

В принципе, все эти техники так или иначе связаны с психоэмоциональной релаксацией и последующей "работой" сознания и подсознания.

Схема одного из самых простых способов воспоминания очень простая:

1. Расслабиться (принять удобную позу, расслабить мышцы, упорядочить дыхание, очистить голову от мыслей и задач, сосредоточив себя на, например, движениях маятника, пламени свечи, определённых звуковых сигналах). Как именно это сделать описано в 1000000 источниках и есть в интернете. Тем более, что способы релаксации у каждого свои. Кому-то нужен маятник, а кому-то нет. Кто-то быстрее реагирует на медитативную мантрическую музыку, а кто-то на визуальный ряд (свеча, прозрачный кристалл, шар и т.д.)

Тут надо себя искать и знать, либо обращаться к специалисту-гипнологу.

Итак... Вы релаксируете. Теперь...

2. Визуализировать те воспоминания, которые остались. Представить белый экран и как-бы "наложить" на него хотя бы одну "картинку" из того эпизода. Всё-равно какую! Это может быть фрагмент той кухни, дверь, фигура, одежда, лицо и т.д. Надо постараться максимально удержать фокус внимания на этой картинке, постараться дополнять эту картинку деталями и дополнительными штрихами и красками. Вы находитесь как-бы "по ту сторону" камеры. Вы - оператор. Фокус внимания не на том, что делаете Вы внутри картинки, а на детали самой картинки! С деталями придут ощущения, даже образы, которые тогда присутствовали! Постепенно весь экран заполнится. Причём, не двухмерным, а объёмным, глубоким сюжетом!

Но это всё делается только после достижения расслабления!

Главное - не торопиться и быть просто "оператором". Нет задачи увидеть что-то конкретное. Задача - увидеть, "дополнить" картинку как можно большим кол-вом деталей.

А теперь - главное!

Вероника! Насколько Вам это действительно нужно?

Мне кажется, что если с Вами сейчас всё хорошо, то вспоминать какие-то трудно объяснимые эпизоды из детства не стоит!

Интересно разобраться, что всё-таки прячется за "ширмой" Вашего беспокойства, если Вы уверены, что насилия не было.

Вы сейчас - вполне взрослый человек, живущий в информационном пространстве 21-ого века! Вы прекрасно понимаете, что вообще случается в жизни и что, вероятно, Бог Вас уберёг (как и Вашего родственника) от чего-то, возможно, непоправимого.

Что Вы (тогда совсем крошка) пережили - это представить трудно! Это ПРОШЛО! Прошло, но, если сеть тревожность, нечто невротическое осталось.

Надо ли туда возвращаться, чтобы справиться с этим неврозом?

Вот знаете, я не уверен!

У меня своё мнение о том, что такое "незавершённые действия" и "недоигранные драмы". Что-то надо доигрывать и завершать обязательно, а что-то лучше оставить в глубинах подсознания.

Ведь у Вас нет навязчивых страхов, каких-то тревожных сновидений, повторяющихся панических атак? Есть то, что Вы назвали словом "беспокойство".



Случайные статьи

Вверх