Вред компьютерных игр или иллюзия успеха. Компьютерные игры и пропаганда Как оградить ребенка от вредной информации

Ориентировочное время чтения: 8 мин. Нет времени читать?

Какое отношение, казалось бы, могут иметь компьютерные игры к реальному миру, а уж тем более к политике. Самое что ни на есть обыкновенное, как в кинофильмах так и в компьютерных играх, нам могут предоставить некий сюжет, который мы посмотрим, или сами реализуем по ходу игры, а потом этот же сюжет будет реализован уже в реальном мире.

Просмотрев его в фильме, и проиграв в компьютерной игре, нам будет гораздо проще воспринять его в реальной жизни.

Jagged Alliance

Есть такая “прекрасная” серия игр под названием Jagged Alliance, это тактические стратегии, в которых нам отводиться роль командира небольшого отряда наемников из ЧВК (частных военных компаний), задача которых вторгнуться в маленькую страну и уничтожить “Кровавого Тирана”, который угнетает свой многострадальный народ.

Игра действительно хорошо сделана: тиран злой и кровожадный, наемники белые и пушистые, а обычные люди – отзывчивые, которые, видимо, всю свою жизнь ждали, когда же и к ним прилетят горячие ребята с Запада и начнут насаждать демократию.

В рамках игры нам нужно будет захватывать города и стратегически важные объекты, зарабатывать деньги, нанимать новых бойцов, тренировать тапочное ополчение из местных бедолаг и так далее.

Игрушка действительно интересна, как и экономической системой, так и принципом ведения тактического боя. Но суть не в этом, не так давно на рынок в продажу вышла уже третья часть этой игры, а сюжет по-прежнему остался неизменным, кровавый диктор тиранит свой народ, а мы управляя командой бравых молодцов его свергаем.

Соответственно люди, которые играли в эту игру и не увлекаются политикой, вполне спокойно могут отнестись к тому, что происходило в Ливии, или к тому, что сейчас происходит в Сирии. Для них, благодаря этой игре, вполне нормальным является, когда в какой-нибудь стране третьего мира есть какой-то условный диктатор, которого надо свергать.

Это своё рода подготовка сознания людей, к тому, с чем им придётся столкнуться в будущем.

Plague Inc

Вызывает интерес и игра Plague Inc, сюжет которой заставляет задуматься о том, какие цели преследовали ее создатели.

Plague Inc – стратегия и симулятор эпидемии в одной упаковке. Вот так выглядит описание к этой игре: “Сможете ли Вы уничтожить почти 7 миллиардов жителей Земли с помощью вирусов, бактерий и прочих недугов до того, как людишки изобретут лекарство против вашей болезни? Ответ вы получите только после того как заразите первого человека. Plague Inc – уникальное сочетание стратегии и ужасающе реалистичного симулятора от Ndemic Creations. Вы сможете заразить весь мир? Вашей болезнью заражается первый “Больной”. Вы должны положить конец человеческой истории путем развития смертоносности. Блестяще выполненный с инновационным геймплеем Plague Inc выводит стратегии на новый уровень. Вы или мир – выживет сильнейший! Мировой хит с более 70 тыс. 5-звездочных рейтингов со всего мира был отмечен в таких газетах, как The Economist, New York Post, Boston Herald, The Guardian и London Metro”.

Отметим, что если мировые газеты наподобие “The Guardian” рассказывают о чем-то на своих страницах, то это что-то автоматически получает огромную популярность.

Metro: Last Light

Другой показательный пример – это игра Metro: Last Light, сделанная по мотивам книги Дмитрий Глуховского “Метро 2033″. Сюжет игры демонстрирует постапокалиптическое будущее, в котором люди выжили только в метро, и разделились на четыре клана:

Четвертый Рейх – идеологические нацисты. Меряют людям головы, не попадающих в «таблицу» без затей уничтожают. Уничтожают массово, поточным методом без малейшей жалости.

Бандиты . Идеология банальна – грабь, убивай, насилуй. Без жалости и сомнений – женщин, детей, всех слабых унижай, топчи и издевайся. Разврат и животные инстинкты. Кто сильнее, тот и прав.

Ганза с идеологией всё ради наживы. С самого тяжелого горя ближнего надо нажиться. Ничего не может быть сделано без выгоды. Отбирай последнее, используй все возможности поставить соседей в жёсткую зависимость.

Красные – идеология коммунистов-марксистов. Всем всё поровну, без голодных, без нуждающихся, без богачей – все должны работать и не должны голодать. Всё ради выживания сообщества, пусть и в ущерб отдельному индивиду.

И кто же из этих основных группировок становится «врагом всего человечества»? Кто тот кровожадный упырь, который готов уничтожить всех выживших и утопить мир Метро в крови невинных и непричастных? Кто должен быть истреблён, дабы остальные выжили? Конечно, Красные!

Некоторые скажут – да какая разница? Это же всего лишь игра, что такого-то?

Ответ прост - любое художественное произведение влияет на внимающего ему и оставляет в человеке след. Вот играет неокрепший разумом подросток в такую игру про «красных упырей», и у него в голове откладывается, что красные хуже нацистов и бандитов. Про «массовые расстрелы». Про коммунистических предателей, потому как оба встреченные по сюжету игры предателя - красные. Про лагеря с невинно осужденными и кровожадных комиссаров.

Игра подразумевает два варианта концовки – «хорошую» и «плохую».

Для достижения «хорошей» можно брать, к примеру, нацистов «в плен», не убивая затравленных служителей Рейха. При этом красных солдат в плен брать не предлагают, да те и не сдаются – очевидно, дабы не вводить игрока в сомнения относительно своей кровожадности и тупости.

Кстати, «плохая» концовка подразумевает, что главный герой, героически жертвуя собой, спасает всё Метро. Т.е., самопожертвование - это «плохо», а «хорошо» - это если выжить любой ценой. По мнению авторов, вот так.

Дмитрий Глуховский, написавший книгу “Метро 2033″, на основе которой и была сделана игрушка, родился в Москве, в 1979 году, т. е. при поздней советской власти. Был этой властью бесчеловечно воспитан и коварно выучен в особой школе имени Поленова, где ему тоталитарно преподали углублённый курс французского. После чего уехал учиться в Израиль, после работать в Германию, Францию, снова в Израиль. Вернувшись на Родину, написал о ней, о её людях, ведь все персонажи – русские, вот такое великолепное произведение Метро 2033, за что получил, кстати, в Европе премию Еврокон 2007.

Company of Heroes 2

В 2013 году широкий общественный резонанс вызвала игра на тему Второй мировой войны Company of Heroes 2. Количество обмана и унижений имиджа советской армии в этой стратегии просто зашкаливает.

Действие происходит в период Великой Отечественной войны, повествование ведётся от лица простого русского экс-офицера Льва Абрамовича Исаковича, ныне сидящего в заснеженном ГУЛАГе, осуждённого «за неправильное восприятие» военных действий. Антигероем в игре является некий энкавэдэшник. У русских солдат нет оружия, их гонят на баррикады подбадривающими выстрелами в спины, а когда свои солдаты русским мешают, собственные позиции русские просто поджигают. Сами солдаты демонстрируют на диво крепкую психику, поджигая зечем-то русские же дома со своими же мирными жителями.

Деваться игроку, кстати, некуда - иначе миссию не пройдёшь. Кроме того, наши командиры расстреливают своих солдат, когда те отходят с поста, чтобы спасти раненых, и предательски убивают бойцов Войска польского.

Посмотрите видеообзор на Company of Heroes 2, чтобы осознать, что компьютерные игры – это такой же инструмент информационной войны, как и все другие СМИ.


По материалам:

В конце октября интернет-сообщества «ВКонтакте», пропагандирующие смерть и суициды, запустили игру. Её суть, по выражениям создателей — «Самопознание через самоуничтожение».

Руководители этих сообществ даже определили даты «выпиливания» подростков (так на сленге в этих группах называется уход из жизни). О смертельных датах общественность предупредил Центр спасения детей от киберпреступлений. Они же назвали и ближайшие даты предполагаемых самоубийств — 17 и 23 ноября.

Как удалось выяснить корреспондентам Myslo, эти даты не случайны. 23 ноября 2015 года покончила с собой 16-летняя Рина Паленкова из Уссурийска. Её тело нашли на железнодорожных путях.

Перед смертью девочка выложила в сеть фото со словами «ня.пока». Вот уже год Рина — кумир подростков, решивших свести счёты с жизнью. Они ставят на аватарки ее фото, восхищаются ею и ее поступком.

14 ноября 2016 года еще одно происшествие случилось в Псковской области. 15-летние парень и девушка заперлись в доме с оружием.

Обстреляли машину полицейских, а после покончили жизнь самоубийством. Все происходящее подростки снимали на камеру мобильного телефона и транслировали в интернет. После их самоубийства в группах смерти их тут же окрестили «современными Бонни и Клайд» и возвели в ранг кумиров.

Смертельный квест

О том, что в социальных сетях живут и процветают группы, пропагандирующие суицид, журналисты из разных городов России писали уже не раз. Однако в октябре руководители опасного движения вновь активизировались. Корреспонденты Myslo провели собственное расследование. И от увиденного пришли в ужас.

В сообществах активно публикуют пропагандирующие самоубийства картинки, записи и видео, запечатлевшие суицид. Администраторы групп напрямую обещают участникам: смерть решит все проблемы разом. Страшно, но подростки легко покупаются на такую рекламу. Для привлечения внимания руководители смертельных сообществ запустили таинственную игру со строгими правилами. Не выполняешь их — вылетаешь из группы.

Попасть в «игру» просто, достаточно опубликовать на стене незамысловатое стихотворение. Мы приведем отрывок текста «Хочу в игру. Разбуди меня в 4.20. Дай мне номер. Дай инструкцию…». Полный текст Myslo не публикует из этических соображений. Запись снабжается определенными хештегами (ключевыми словами), по ним-то руководители сообществ и ищут «своих» в интернет-пространстве.

В сленге у игроков слова «Тихий Дом», «терминал», «Истина». Их значение для непосвященных непонятно. Кроме того, продвинутые игроки общаются на иврите и шифрами, разгадать которые стандартные дешифровщики не в силах. Мы приведем некоторые фразы из зашифрованных публикаций: «Почему вы живете? Смерть бесконечна. Зачем жить, когда вы можете умереть».

«Я твой проводник»

Чтобы понять, как действуют организаторы страшных игр, я, корреспондент Myslo Оксана Косякова решила «ловить на живца» и создала фейковую страницу в социальной сети «ВКонтакте». На странице — все атрибуты разочаровавшегося в жизни подростка — членство в суицидальных сообществах, кит на аватарке (животное в последнее время стало символом суицида, потому что киты часто выбрасываются на берег перед смертью).

Я отметилась в нескольких группах, оставила посты в обсуждениях о наборе игроков, поинтересовалась у «бывалых», как играть. На что тут же получила ответ «Режешь себя? Фотку». Мы прислали фотографию шрамированной руки. Это и оказалось пропуском. «Тебе напишут скоро», — получили мы в ответ.

«Здравствуй. Я твой проводник. Ты звала меня?» - написала нам в личных сообщения некая Александра Ледкова.

Страница явно ненастоящая — ни одной реальной фотографии, на стене записи на языке «гуджарати» — одном из 23 официальных языков Индии.

В переписке проводник интересовался, почему я хочу ИГРАТЬ. И после придуманной мною печальной истории о несчастной любви и непонимании в семье снова потребовал фото шрамов. Я попала в точку!

Организаторы игры собирают именно таких разочаровавшихся в жизни подростков.

Они не говорят напрямую о суициде, но всё и так понятно — они предлагают избавить тебя от проблем.

Я получила новое задание: вырезать на теле слово «Мэй», что означает свобода. Порезы проводник просил сделать более глубокими. Я прислала фото, но этого оказалось мало. «Сильнее», — получила в ответ.

Все фотографии мы, конечно, делали не в реальности — подделали картинки в фоторедакторе. Для входа в игру нужно нанести себе серьезные увечья. Но к чему привели бы такие задания подростка, оставшегося один на один с проблемами? Тех, кто проходят испытание до конца, готовят к суициду...

Тульские подростки в зоне риска

В манящую подростков игру захотели поиграть уже как минимум семь тульских школьников. На них корреспонденты Myslo вышли только потому, что те указали место своего рождения в соцсетях.

Сколько еще подростков из нашего региона в данный момент обдумывают свой суицид, страшно представить. Отследить это практически невозможно.

После волны призывов к игре и заявлении общественников о готовящихся самоубийствах Роскомнадзор закрыл в сети неугодные группы. Но проблему это не решило. Сообщества со страшными постами и фото множатся с огромной скоростью. Подростки вступают в них снова и снова. Обсуждения с избранными переходят в личные сообщения. О чем там общаются, знают только двое.

Чтобы войти в некоторые группы, придется пройти целый квест, выполнить задание, направленное на самоповреждение, составить видеообращение. Организаторы прекрасно понимают, что за ними ведется охота, поэтому не допускают взрослых к игре.

На связь школьники выходят в основном ночью, чтобы родители ни о чем не догадались.

Но все эти условности только в реальности. На своих страницах в соцсетях школьники не стесняются публиковать оправдывающие самоубийство картинки, видео и стихи. Видимо, считают: здесь полностью их территория. В группах они делятся соображениями, как покончить с собой безболезненно и где это лучше сделать. Присылают свои фото с крыш и железных дорог.

«Я умру на твоих глазах», - пишет у себя на странице туляк Андрей. Под постом леденящий душу комментарий: «Жду *-*». Страница комментатора удалена и больше не существует.

Заходим на страницу еще одной тульской школьницы. Девочка пишет:

«Ни к кому нельзя привязываться. Уходят все. Кто-то к другим, а кто-то на небеса». И снова комментарий — картинка с летящим с высотки человеком.

Кто стоит за играми со смертью?

На эти вопросы сейчас пытаются ответить следователи из разных уголков России. На базе Следственного комитета РФ создана специальная рабочая группа. Но пока работа продвигается крайне медленно. Правоохранителям сложно противостоять новому виду онлайн-преступлений.

15 ноября в деле наметился серьезный поворот. СКР сообщил, что полицией задержан один из администраторов группы смерти - Филипп Лис.

Как стало известно Myslo, задержать парня удалось после попытки совершения самоубийства одним из подростков в Санкт-Петербурге. Мальчик выжил и дал показания о постоянном воздействии на него со стороны администратора интернет-сообщества.

Следствие располагает данными о том, что с декабря 2013 по май 2016 года злоумышленники создали восемь виртуальных сообществ в сети «ВКонтакте», где открыто пропагандировали суициды и склоняли к их совершению несовершеннолетних пользователей. Как установили следователи, доступ к этим группам был строго ограничен и, сродни членству в закрытом клубе, осуществлялся на усмотрение администратора сообщества. На следующем этапе новоиспеченные участники должны были пройти различные тесты и задания, по мере выполнения которых прогрессировал рейтинг, открывающий доступ к новым «возможностям»: контенту и заданиям, связанным с тематикой смерти, суицида, причинением себе физических увечий и инсценировке этих событий.

В подтверждение своих «успехов» ребята направляли администраторам группы, пользующимся непререкаемым авторитетом, рисунки, тексты, фотографии порезов и тому подобное.

Стоит отметить, что последовательному воздействию на детей способствовала четко выверенная с психоэмоциональной точки зрения тактика, ведь выполнение некоторых заданий происходило глубокой ночью, что приводило к систематическому недосыпанию и, как следствие, ухудшению самочувствия, снижению волевых и аналитических способностей, невозможности взвешенно и адекватно воспринимать происходящее.

В результате ребенок, вступивший в группу для участия в увлекательной игре и исполнения занимательных и, на первый взгляд, невинных заданий, попадал в сильнейшую психологическую ловушку.

Смерть пропагандировалась как единственный правильный и красивый способ выхода из сложных жизненных ситуаций, культивировались депрессивные психологические состояния, применение насилия в отношении себя и окружающих, а незыблемые человеческие ценности — семья, друзья, образование — критиковались, высмеивались и обесценивались. Балансируя на грани между виртуальной и реальной действительностью, дети проецировали происходящее на экране в собственную жизнь, воспринимая его как нечто естественное, обыденное, нормальное, в то время как руководители групп крепко держали руку на пульсе, вынуждая ребят выполнять все более изощренные задания.

На данный момент следователями ГСУ СК России по городу Санкт-Петербургу установлено 15 потерпевших — несовершеннолетних, состоявших в «группах смерти» и совершивших суициды в различных субъектах Российской Федерации. Самоубийства еще пятерых ребят не состоялись.

Следователи проводят серию обысков в 10 регионах России, в том числе в Тульской области. Изымаются электронные носители, допрашиваются свидетели и потерпевшие.

Только благодаря показаниям выживших детей у следователей появились основания для задержания. Дело в том, что доказать причастность групп к детским суицидам непросто. В статье «Доведение до самоубийства» написано, что основанием для привлечения по ней являются «угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства потерпевшего». Посты в группах смерти не подходят ни под одно определение.

В Туле уже известны печальные случаи воздействия смертельных групп на подростков. 3 апреля две

Их тела нашли на стройплощадке одного из долгостроев. Рядом с ними — предсмертная записка в стиле рэп, на их страницах в соцсетях сообщения о готовящемся самоубийстве и подписки на смертельные сообщества. В СУ СК РФ по Тульской области возбудили дело по статье «Доведение до самоубийства».

Следователи выяснили: девочки не вступали в переписки, но активно сидели в группах, рассказывающих о суициде. И уже этого хватило, чтобы школьницы сделали решительный шаг.

Андрей Титов

Данных о том, что кто-то из администраторов групп в социальных сетях или сайтов общался лично с погибшими девочками и склонял их к суициду, у следствия нет. Есть сведения, что они сами были подписаны на новости в этих группах и регулярно видели информацию, которая в них размещалась. Тем не менее расследование уголовного дела продолжается, — говорит заместитель руководителя отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Тульской области Андрей Титов.

Корреспондентам Myslo стало известно, что проведенная посмертная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза установила: информация из интернета повлияла на психику подростков. А сам суицид рассматривался девочками как позитивный выход из ситуации, который позволит им оказаться в другой реальности. Однако на поступок девочек толкнул не только интернет, но и окружающие их проблемы — непонимание в семье и непринятие со стороны сверстников.

Девчонки много обсуждали между собой предстоящий поступок. А также, по словам их знакомых, одна из девочек даже резала руки за некоторое время до трагедии. Могло ли это быть такой же «проходкой» в сообщества или игру? Теперь ответа на этот вопрос не найти.

Как оградить ребенка от вредной информации?

1 ноября в Туле состоялась . В город приехала уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова. Она рассказала, что о несовершенствах Уголовного кодекса уже известно. И на федеральном уровне борются с недоработками.


Анна Кузнецова

К сожалению, о группах, пропагандирующих суицид, мы узнали, только когда стали разбираться в причинах уже случившихся трагедий. Мы предлагаем внести изменения в статью уголовного кодекса «Доведение до самоубийства», чтобы охватить и виртуальную реальность. Мы работаем над этим. В скором времени будут проведены встречи с руководителями социальных сетей. Мы понимаем, что нельзя откладывать это на завтра, нужно действовать сегодня.

Омбудсмена поддержала и тульская коллега уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталия Зыкова.

Наталия Зыкова

Для жизни наших детей, которые, к сожалению, много времени проводят в интернете, эти группы несут огромную угрозу. Одни сообщества закрываются, открываются следующие. Многие из них зарегистрированы за рубежом, бороться с ними достаточно сложно.

А председатель координационного совета, уполномоченный по правам ребенка ЦФО Ольга Копышенкова согласилась, что для борьбы с опасными сайтами нужны конструктивные методы.

Ольга Копышенкова

К сожалению, дети в школе и социальных сетях ведут себя по-разному. Истинное их лицо и душевные качества открываются именно в соцсетях. Наша задача — сделать так, чтобы дети не были безнадзорными в этом опасном информационном мире. Мы постараемся сделать всё, чтобы спасти наших детей. Процедура закрытия сайта на данный момент очень сложна. Единственный орган, который может закрыть сайт, — это Роскомнадзор. Если взять опыт регионов в ЦФО, то в среднем 50 сайтов в год закрывается именно с помощью работы уполномоченного и детских общественных советов. Нужны новые конструктивные методы на государственном уровне.

Как поступать, чтобы избежать таких проблем в будущем, рассказала доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Лидия Матвеева. Она считает: чтобы решить проблему, нужно создавать новых русских героев, примеры для современной молодежи.


Лидия Матвеева

Объективная реальность, до которой мы с вами дожили, была, естественно, предсказана во всех сакральных текстах. Соблазн пришел как сетевая коммуникация. Можно ли спасти наших детей от информационных драконов? Можно, если начать процесс спасения как можно раньше. У детей до семи лет голос совести еще отчетливо слышен. Необходимо работать с детьми таким образом, чтобы не «Маша и медведь» формировали образ хорошего ребенка, а другой медийный контент. Не Гарри Поттер, а наш человек, который добивается успеха. Необходимо создание для детей нового героического и мифологического эпоса, где было бы восхищение мужеством и доблестью мужчины и преклонение перед тайнами женской красоты.

Сработают ли такие советы на практике? Странно думать, что пропаганда новых русских героев для детей заменит им теплую обстановку в семье. Поэтому все спикеры конференции сошлись во мнении, что многое зависит именно от того, что дети и подростки видят и чувствуют дома. Именно родители должны стать главными помощниками в решении всех подростковых проблем.

От редакции

Myslo много раз поднимал тему детских суицидов. Очередная публикация — не инструмент для наведения паники, а призыв для родителей.

Борьба с организаторами суицидальных сообществ ведется на федеральном уровне. Но отследить каждого ребенка нереально. Это могут только родители.

По словам окружения уже совершивших суицид подростков, дома дети обычно себя ничем не выдают, неплохо успевают в школе, ведут себя как обычно, но открывают волю чувствам только в социальных сетях.

Обратите внимание, если в друзьях у подростков есть странички с фамилиями Холод, Рейх, Лис - чаще всего за такими псевдонимами скрываются участники групп смерти. Насторожитесь, если увидите ключевые слова #f57 #f58 или #морекитов и #тихийдом. Депрессивные публикации подростка — повод обратиться за квалифицированной помощью психолога.

Никто не призывает к тому, чтобы вторгнуться в личную жизнь вашего ребенка-подростка, подсмотреть пароль, влезть под его никнеймом на страницу. Просто толика внимания к ребенку, его поведению, его проблемам и радостям!

Практика показывает: счастливого ребенка к самоубийству через социальные сети не склонить.

Но если в семье человек чувствует себя неуютно, если он думает, что не важен и не нужен, если его не принимают сверстники, если у него комплексы и проблемы, — жди беды. Не будьте равнодушными к своим детям!

Все данные об опасных страницах есть в распоряжении редакции и могут быть переданы в правоохранительные органы по запросу. Информацию о тульских подростках, увлекающихся группами смерти, мы сразу же передали в аппарат уполномоченного по правам ребенка в Тульской области.

Запрещать нельзя!

Когда по стране прокатилась первая волна суицидов, психологи и государственные деятели немедленно предложили запретить интернет. Это так по-русски! Советовали как минимум отбирать гаджеты у детей с вечера до утра либо вовсе разрешать пользоваться ими только под контролем родителей. Этого делать нельзя, считает Сергей Коваленко, руководитель интернет-проектов издательского дома «Слобода».

Уверен, что нет никакой волны детских самоубийств, связанных со специальными группами «ВКонтакте». Эти группы не причина, а следствие. Так же в мои школьные годы ровесники резали руки под группу Cure и «Агату Кристи» и сочиняли стихи про смерть. Возраст нежный, поиграть в декаданс с единомышленниками — милое дело. А в эпоху социальных сетей это можно делать не выходя из дома. Значит ли это, что, отключив своего ребенка от интернета, вы спасете его? Сомневаюсь, для поколения 2000-х соцсети, наоборот, скорее, главное окно в жизнь.

Игру Pokemon Go могут запретить в России. С таким предложением выступил первый зампред комитета Совета Федерации по обороне Франц Клинцевич. По его словам, "ловля покемонов" негативно сказывается на человеческой психике и создает ощущение вседозволенности. Компьютерные игры далеко не в первый раз вызывают резкую реакцию законодателей, и порой дело доходит до полноценного запрета. Итак, десять игр, которые по каким-либо причинам запрещали в разных странах мира.

KZ Manager Millennium
Где запретили: Германия

Игра получила титул одной из "самых бесполезных" по версии журнала Imagine Games Network. Но это не главная причина запрета в Германии. В стране законодательно запрещено использовать вне научного контекста любые символы Третьего рейха, будь то свастика или изображения Адольфа Гитлера. Действие игры разворачивается в концлагере, где главный герой - надзиратель, и его задача - заставлять заключенных работать, используя репрессивные меры. Интересно, что, несмотря на запрет в Германии, большая часть версий игры существует на немецком языке.

Mortal Kombat
Где запретили: Германия, Южная Корея

Настоящая классика и первая в истории игра с рейтингом "18+". Интересно, что изначально разработчики планировали сделать игру с участием Жан-Клода Ван Дама, но ограничились жанром "файтинг". Mortal Kombat часто критиковали и запрещали за сцены насилия, но тем не менее серия игр, насчитывающая уже 20 частей, остается одной из самых популярных в истории: по ее мотивам нарисованы комиксы, сняты фильмы, мультфильмы и сериалы.

Grand Theft Auto
Где запретили: Таиланд, Малайзия, ОАЭ, Бразилия

Игровое пространство - нелинейная виртуальная реальность, где геймер может свободно перемещаться по городу и делать что угодно: угонять машины и вертолеты, грабить прохожих, использовать различные виды оружия. Именно поэтому в большинстве стран игра имеет рейтинг "только для взрослых". Однако в Бразилии нашли другой повод ограничить доступ к симулятору: в GTA Episodes from Liberty City без разрешения использовали музыку местного композитора. Вероятно, создатели одной из самых прибыльных видеоигр привыкли к тому, что многие звёзды Голливуда добровольно озвучивали персонажей.

The Pokémon Trading Card Game
Где запретили: Саудовская Аравия

Карточная игра про покемонов получила благосклонные оценки критиков в разных странах мира, хоть ее и называли несколько скучной. Задача геймера - перемещаться по игровому пространству, вызывать персонажей на карточный поединок и собирать различные значки. Но главный муфтий Саудовской Аравии увидел в игре пропаганду сионизма. Как заявил религиозный лидер королевства, один из символов в картах напоминает Звезду Давида. А кресты и треугольники, отметил муфтий, обозначают символы христианства и масонства соответственно. В итоге к его мнению прислушались и игру про покемонов запретили на законодательном уровне.

Marc Ecko’s Getting Up: Contents Under Pressure
Где запретили: Австралия

Главный герой игры - граффити-художник, который большую часть времени разрисовывает стены, вагоны и прицепы грузовиков. По сюжету, он использует стрит-арт как средство выражения протеста против ограничения свободы самовыражения. Однако запрет на такую деятельность наложили в реальности: инициатором стал генеральный прокурор Австралии Филип Раддок. По его мнению, игра пропагандирует вандализм: граффити в стране запрещено. У этого решения были противники, которые ссылались на разрешение местных властей играть в уличные гонки и другие игры про граффити, однако цензоры остались непреклонны.

Postal
Где запретили: Новая Зеландия, Австралия, Малайзия, Германия

На обложке этой игры в жанре "шутер" создатели с гордостью писали "запрещена в 13 странах мира". В симуляторе массовых убийств, по мнению законодателей, пропагандируются наркотики и циничное отношение к религиям и различным меньшинствам. В некоторых странах доступ к игре ограничили возрастным цензом. Как уверяют создатели игры, практически любое задание, будь то обналичивание чека или поход в прачечную, можно пройти мирным путём, не прибегая к насилию и незаконным действиям. Но геймеры предпочитают использовать другие возможности игры.

Bully
Где запретили: Бразилия

По версии портала Yahoo! Games, Bully входит в десятку самых противоречивых компьютерных игр всех времён. Действие разворачивается в учебном заведении. Подросток Джимми должен отстоять себя среди школьных группировок, таких как "ботаны", "хулиганы", "мажоры", "качки" и т.д. Для этого главный герой может использовать рогатки, баллончики с краской, скейтборды и петарды. А кроме того, подросток может целовать ровесников любого пола. В Бразилии игру посчитали пропагандой насилия среди несовершеннолетних и ввели денежный штраф в тысячу долларов за ее распространение.

Tom Clancy"s Ghost Recon Advanced Warfighter 2
Где запретили: Мексиканский штат Чиуауа

Главный герой отправляется на север Мексики, чтобы урегулировать конфликт между мексиканскими повстанцами, военными и армией США. По сценарию, в Мехико убивают премьер-министра Канады, под угрозой оказывается жизнь президента США, а власть в республике переходит в руки вооруженных повстанцев. Игра вызвала возмущение в мексиканском штате Чиуауа. Власти региона посчитали ее угрозой туристическому бизнесу. По их мнению, пейзажи, где проходят игровые действия, напоминают северный штат, что оскорбило местных жителей. Примечательно, что игра находится в свободном доступе на всей остальной территории Мексики.

EA Sports MMA
Где запретили: Дания

Игру анонсировали как первый трейлер битвы Федора Емельяненко и Бретта Роджерса. Она сразу стала популярной среди поклонников боев без правил. В распоряжении виртуальных бойцов разного рода приемы защиты и нападения, практически из всех видов боевых искусств. Неожиданной новостью стал запрет EA Sports MMA в Дании. Местные власти обнаружили, что в игре содержится реклама энергетиков, которая незаконна в стране. Создатели игры заявили, что их симулятор максимально соответствует реальности, и отказались вырезать сцены с напитками, поэтому датские геймеры остались без популярной игры.

Company of Heroes 2
Где запретили: Россия

Нетривиальная история запрета игры: ограничить доступ попросили сами пользователи. Сценарий стратегии вызвал возмущение у российских геймеров: по сюжету, советские солдаты должны были убивать друг друга при отступлении, сжигать дома своих соотечественников и расстреливать польских партизан. Сразу после релиза геймеры подписали петицию о запрете игры. Издателю стратегии пришлось прекратить продажи на территории стран СНГ.

Это раньше родители переживали, что их чадо допоздна где-то пропадает на улице. А вдруг он связался с плохой компанией? Теперь ситуация изменилась - тревогу может вызвать ребенок, безвылазно торчащий в интернете. И дело не в пресловутом пристрастии к онлайн-играм, а в полной зависимости от модераторов . Отныне именно эти неизвестные личности решают судьбу вашего ребенка.

Что нужно знать родителям об опасных группах, рассказывает "КП" в Украине".

"Киты и бабочки"

Самыми распространенными и опасными на сегодняшний день группами остаются сообщества "смерти". Пока закрывают один паблик, сразу появляются еще три… и так до бесконечности. В их названиях, и это важно знать родителям, употребляют слова "кит", "бабочки". Их выбрали неслучайно - киты выбрасываются на берег, совершая самоубийство, а жизнь бабочки длится всего один день.

В каждом таком сообществе могут быть свои правила игры, но в основном все сводится к одному: подростки получают квесты, которые нужно выполнить максимум за 50 дней. Цифра тоже неслучайна - это отсыл к книге "50 дней до моего самоубийства" Стейси Крамер, в которой героиня за этот период должна определиться - хочет она жить или умереть.

Подростки, сидящие в "группах смерти"... Фото: vk.com

Итог игры в таких группах - совершить самоубийство.

О "группах смерти" в Украине активно заговорили в конце прошлого года, когда в Мариуполе, выполняя квест, 15-летняя девочка выпрыгнула с 13-го этажа. В паблике, в котором она состояла, модераторы давали своим подписчикам жуткие задания: сделать снимок любой вещи в комнате, а затем порезать руки на фоне этого предмета или просто нанести себе увечья. Личная вещь нужна, чтобы модератор убедился: человек не "вытащил" снимок порезов из интернета. Ту группу через несколько дней после смерти девушки закрыли. Но она - одна из сотни подобных.

Группы с заданиями не исчезли. Хотя найти их не просто - обычно поисковик выдает рядовые странички "китов", где постят музыку или грустные картинки. Чтобы попасть на "самоубийственный" паблик, школьники оставляют на своих страницах специальные посты с хэштегами "кит", "хочувигру" и прочее.

В основном модераторы пытаются набрать не очень большое количество людей для игр (100-1000 человек). Чем меньше подписчиков, тем больше шансов оставаться незамеченными для правоохранительных органов. В одну из небольших групп удалось записаться и "КП" в Украине". В паблике состояло чуть больше 500 человек - из них 33 определяются как украинцы. У многих фейковые страницы, то есть неправдивые данные - реальное имя заменено на никнейм, вместо своих снимков - кадры из кинофильмов, музыканты и прочее. Наугад мы написали первым попавшимся подписчикам от имени подростка 15 лет. Нам ответила одна из подписчиц, представившись 13-летней школьницей из Украины. Она подписана на множество групп с эмблемой "китов", хотя признается - квест нигде не получала… Не успевала из-за самоубийц.

"Я подписываюсь, но не играю, да и никто задание не присылает. Но ты лучше не бери квест, - посоветовала собеседница. - Просто в трех группах, в которых я была - забанили из-за того, что кто-то умер от суицида. Но все равно хочу поиграть, из интереса".

Она рассказала о появлении еще одной игры - "Беги или умри". Не менее страшной и опасной…

"Беги или умри"

О квесте "Беги или умри" в Украине заговорили несколько недель назад. Его суть - подросток должен перебежать дорогу перед близко идущим авто. Либо проскочишь, либо нет.

"КП" в Украине" уже сообщала: на эту "группу смерти" массово начали жаловаться киевские таксисты. Мол, участились случаи, когда детвора "напролом" перебегает дорогу. В столичной полиции, правда, эту информацию не подтверждают, хотя и говорят, что в каком-то из регионов страны подобный случай таки произошел.

Можно допустить, что школьники просто стали небрежно относиться к правилам поведения на дороге. Но настораживает появление в соцсетях группы под названием "Беги или умри". Правда, те, что мы обнаружили, были пустые (без подписчиков и записей). Однако не исключено - игра новая, только начинается, и скоро в ней появятся участники.

Во всяком случае среди пользователей хватает сообщений, которые призывают не увлекаться новым опасным "игрищем".

"Исчезнуть на 24 часа"

В конце января сообщили об игре "Исчезнуть на 24 часа". Это такое испытание, когда дети пропадают на целые сутки, не сказав никому ни слова. На следующий день возвращаются как ни в чем не бывало. Первые инциденты с пропажей школьников уже произошли и у нас - в Киевской области. В Сети пишут: с разницей в три дня исчезли двое подростков - с ними не было никакой связи, никто из друзей не знал, где могут находиться беглецы. Но уже на следующий день они вернулись к родителям целые и невредимые. Жители Белой Церкви уверяют - один из этих случаев произошел в их городе. Правда, в полиции Киевской области отрицают - такого у них не было. По крайней мере, никто из родителей к ним не обращался с просьбой разыскать ребенка, исчезнувшего из-за группы в соцсети.

Когда ребенок уходит из дома, сотрудники полиции начинают полную проверку: узнают, что ребенок делал в этот день, с кем виделся, где, с кем переписывался в соцсети и прочее. Но мы не подтверждаем информацию о том, что в области были случаи пропажи детей из-за такой группы, - рассказали "КП" в Украине" в пресс-службе полиции Киевской области.

Однако полицейские из многих областей уже знают о такой опасности и в любой момент готовы к поискам детворы, увлеченной соцсетями.

ОФИЦИАЛЬНО

"За группами стоят подготовленные люди"

В столичной полиции говорят, что в Киеве пока не было случаев смерти детей из-за "групп смерти". Но подтверждают - проблема действительно существует. О ней на профилактических беседах в школах рассказывают как дети, так и преподаватели.

Мы отслеживаем такие группы, но, поскольку их основной провайдер зарегистрирован не в Украине, не можем на них повлиять. Мы пришли к выводу, что за группами стоят специально подготовленные люди, манипулирующие личностью ребенка. Они отслеживают тех, кто хочет попасть в группу. Во время беседы задают "правильно вопросы" и стараются проверить, с кем ребенок общается, какие отношения с близкими. Естественно, и набирают тех, кто более закрыт - это для них целевая аудитория, - рассказала "КП" в Украине" начальник отдела ювенальной превенции Киевского управления полиции Лариса Зуб.

Она приводит пример того, как быстро в такие группы "набегает" народ. Буквально на днях в 8 утра появилась очередная "группа смерти", а уже к половине 11 утра в ней состояли более 2 тысяч участников.

Хотя в столице и не было случаев гибели школьников из-за подобных групп, всего в прошлом году счеты с жизнью свели 9 подростков.

В полиции советуют родителям больше общаться с детьми. И ставят в пример еще один момент - бывают случаи, когда родители заводят "липовые" странички и подписываются на те же группы, в которых состоит ребенок, или же просто начинают переписку с ним под видом нового знакомого. Так хотя бы можно понять, что у школьника на уме.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

"Способ самовыражения и потребность в признании"

Психолог Ольга Бабенко рассказала "КП" в Украине", почему подростки рискуют и что родителям с этим делать.

Психологи об опасной тенденции влияния соцсетей знают и всерьез обеспокоены нынешней модой подростков рисковать. По мнению экспертов, таким образом ребенок самовыражается, обращает на себя внимание родителей и других взрослых, значимых в его жизни.

Подросток - максималист, который видит черное и белое, а не полутона. Ему важно как-то проявить себя, - считает психолог Ольга Бабенко. - Особенно ему важно, как на него смотрит социальная группа его сверстников. Флешмоб удовлетворяет все эти потребности. Здесь он может самовыражаться, демонстрировать свое отношение к какому-либо вопросу, удовлетворять потребность в признании от сверстников, которые тоже участвуют в этих группах. К тому же эти движения не требуют жесткой социальной роли - поучаствовали и разошлись.

Но одно дело, если флешмоб - безобиден. Однако зависимость от группы может нести опасность. Тут родителям нужно быть внимательными.

Ребенок, который увлекается подобными "делами", обязательно выдаст себя, - считает психолог. - Подозрительным должно показаться то, что он практически все время проводит в интернете. Подросток может стать молчаливым, отрешенным. Ругать, кричать и наказывать за то, что он вдруг пропал на сутки, или решил переночевать в супермаркете, или проскочить перед несущимся автомобилем, категорически нельзя. Нужно поговорить с ним и выяснить, зачем он это сделал. А лучше всего - разговаривать, не дожидаясь каких-то эксцессов. По мнению психолога, открытые и душевные разговоры - лучшая профилактика, дающая отличные результаты в течение всей дальнейшей жизни.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Как уберечь подростка от чужого влияния?

Доверительные отношения

Для подростков методы опеки и контроля уже не подойдут, поскольку перед вами сформированная личность. При этом недостаточно интересоваться, как ребенок учится. Можно задать вопрос "Как прошел твой день?", а не стандартный "Как дела в школе?" Обязательно интересуйтесь "Как поживают твои друзья?", "Что хорошего сегодня у тебя произошло?", "Нужна ли тебе моя помощь?" И тогда ваше чадо, само того не понимая, "сольет" все информацию, чем живет и интересуется. Правда, нужно быть готовым к тому, что все и сразу вы не узнаете - общение будет складываться постепенно. Но когда произойдет контакт - тогда можно будет поговорить и о соцсетях, и об опасностях, которые они могут нести, и о том, почему вашему ребенку интересно это.

Займите время детей

Полностью лишать детей соцсетей не нужно - это вызовет протест, недоверие и попытки скрыть от родителей свою жизнь. Сделайте так, чтобы у них оставалось мало времени на сидение перед монитором компьютера. Запишите ребенка в секцию, но только в ту, куда захочет он, а не вы. Проводите выходные всей семьей - и не так, чтобы каждый занимался своим делом. Общие занятия и интересы помогут стать ближе друг к другу.

Не наказывайте

Если ваш ребенок уже "внутри" флешмобного движения - не нужно рубить сплеча, наказывать, запрещать и ограничивать. Поговорите с ним об этом с полным уважением к его личности, попытайтесь понять. Не понимаете - задавайте вопросы, только "без наездов" и обвинений.

ВАЖНО

Как вычислить, что ваш ребенок состоит в "группе смерти"

На руках ребенка нарисованы "киты", "бабочки". Такие же рисунки или наклейки могут быть изображены в блокнотах, тетрадках.

На теле есть явные следы порезов или травм.

Встает в 4 утра (именно в это время модератор дает задание). Жалуется на то, что не высыпается.

Становится более закрытым, агрессивным, не хочет говорить на "личные" темы.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

"24 challenge"

Не отступают в популярности и группы "24 challenge" - в переводе "вызов 24". Этот квест подойдет экстремалам - нужно записать видео о проведенной ночи в "запретных местах" - ТРЦ, ресторане, магазине, метро. И при этом не попасться охранникам.

Такие "челенджи" более года назад появились на Западе, теперь их занесло и к нам в страну. В интернете уже есть парочка записей с украинцами: ребята хвастаются, как они смогли прогуляться по закрытым торговым центрам, строительным магазинам и прочим местам.

Эти записи смотрят миллионы людей. Если одни после просмотра максимум поставят "лайк", то у других ведь может появиться идея воссоздать увиденное. К гибели, возможно, это и не приведет, а вот ночь в отделении полиции, если попадутся, - гарантирована.

Правда, сами блогеры, создающие безумные, на первый взгляд, видео для своих подписчиков, считают, что "челленджи" несут лишь развлекательный характер, в отличие от "групп смерти", где главная задача - морально задавить подростков и ими манипулировать.

Основатели "групп смерти" - чаще всего психически неуравновешенные люди, которые прекрасно понимают, что от их сообществ гибнут маленькие дети, и им это, скорее всего, приносит удовлетворение. А "челленджи", где нужно 24 часа провести в закрытом ТРЦ, более безобидны и несут развлекательный характер для зрителя в первую очередь. Нужно же все интересно снять и выложить на Ютуб. Правда, такие действия выполняют чаще всего популярные блогеры, чтобы повеселить своих зрителей, и всегда с призывом "не повторять этого". Как это, например, делаю я. Всегда в описании пишу, что не нужно повторять увиденное, - рассказал "КП" в Украине" одесский блогер Родион Щукин, который совсем недавно прославился на всю страну благодаря видео с отправкой своего товарища в коробке по почте.

Блогер при этом добавляет: стало появляться больше подростков, которым приятнее смотреть на то, что делают другие, а не выполнять что-то самому.

Даже в игры меньше играют, смотрят больше, как это делают другие. Такое пошло поколение, - добавил блогер.

В виртуальной реальности возможности человека кажутся неограниченными, а индустрия компьютерных игр ежегодно предлагает все новые и новые игры, которые вызывают большой интерес. Компьютерные игры развивают зависимость — это их главная опасность. Это является психическим отклонением и для излечения требует вмешательства врачей и поддержки близких.

При компьютерной зависимости человек погружается в виртуальную реальность и только изредка возвращается в реальную жизнь. В тяжелых случаях игромания доводит до потери аппетита (игроку не хочется прерываться на еду) и сна (оторваться от игры невозможно, так как желание продолжить борьбу с противником непреодолимо). Начинается все очень просто, с обычного засиживания за компьютерной игрой. Оно становится все более длительным. Подростку кажется, что он провел за компьютером немного времени, а оказалось, что прошло несколько часов. Когда же зависимость от игры становится очевидной, то бороться с ней уже очень сложно. В такой зависимости порой оказываются и взрослые, что негативно влияет на их судьбу.

Многие он-лайн игры сопровождаются платными услугами и при игровой зависимости подросток может тратить на игру все имеющиеся деньги.

Наиболее опасны из игр различные стрелялки, гонки, бродилки. Они сопровождаются агрессивными эмоциями, вызывают озлобленность. Это проявляется часто по отношению к тому, кто пытается отвлечь от игры. Некоторые игры не вызывают явной агрессии, но они требуют повышенного внимания и быстрой ответной реакции. Это вызывает сильное умственное напряжение. Прибавить к этому длительное пребывание в одной и той же позе во время всей игры и становится понятно, почему игра так изматывает и истощает нервную систему. Психика человек зацикливается, так же, как и тело, застывает в одной позе и сознание человека притупляется. Оно не может своевременно сказать «стоп». Поэтому даже безобидные на первый взгляд компьютерные игры при долгом времени игры очень вредят психике и здоровью.

Длительное пребывание в положении сидя нарушает подвижность позвоночника и приводит к заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Очень напрягаются кисти рук, которые часами сжимают мышку или щелкают по клавиатуре. Нарушение подвижности позвоночника приводит к ухудшению кровоснабжения внутренних органов и различным заболеваниям. Компьютерные игры вызывают глазное напряжение, что может привести к ухудшению зрения. Поэтому утверждение, что длительное пребывание за компьютером вредит здоровью, совсем не шутка.

От компьютерных игр может быть и польза. Немного поиграть в игры, способствующие развитию логики, памяти и внимания, т.е. интеллекта в целом, полезно. Это различные головоломки, ребусы, логические игры. Есть игры-стратегии. Они не заставляют напрягать глаза, не требуют чрезмерного внимания и скорости реакции. Такие игры можно в любой момент прервать для более важных жизненных дел, а потом продолжить в свободное время. Их легко дозировать по времени. Существуют различные развивающие игры, например, по обучению иностранному языку, школьным предметам. В совокупности с другими развивающими занятиями, такие игры будут даже полезны. Подростку, так же, как и взрослому человеку, на компьютерные игры можно тратить не более 1—2 ч в сутки. За это время можно и поиграть, и получить полезную информацию, и остаться живым человеком в реальном мире.

Интернет привлекает подростков также социальными сетями. В Интернете легко и просто заводить новые контакты, или легко прервать их, если что-либо вышло не так, как хотелось бы. При этом не нужно беспокоиться о том, какое впечатление вы производите на другого человека. В Интернете можно представить себя таким, каким хочется, и не нужно стараться измениться внешне или чему-либо научиться. У подростка возникает иллюзия жизни, наполненной эмоциями, и при этом не возникает каких-либо сложностей. Все это очень обманчиво.

Чтобы найти друзей в реальной жизни или познакомиться с девушкой, необходимо затратить душевные силы. Необходим душевный труд и для поддержания отношений. Общение в Интернете очень легкое. Там не надо заниматься спортом и худеть, если у тебя лишний вес, не надо накачивать мышцы, чтобы понравиться девушке. В Интернете не нужно избавляться от своих дурных привычек. Можно придумать себе любое имя и представляться героем. Таким образом, подросток, как и взрослые, перестает работать над собой. Он тратит время на пустое общение и в реальной жизни у него может не быть друзей. За этим развлечением может скрываться одиночество, страх перед реальным общением, неуверенность в себе как в личности. Подросток может бояться критики или насмешек по отношению к себе, так как считает себя некрасивым, неостроумным, не... У подростка создается иллюзия общения, в то время как он становится все более одиноким и отвыкает общаться с живыми людьми. Попытки перейти из интернет-общения к реальному знакомству, как правило, происходят редко и еще реже это знакомство продолжается.

Опасность интернет-общения заключается также в том, что возможно придумать себе любой образ. В процессе переписки можно представить себя кем угодно, даже киногероем, известной личностью. Так думают многие подростки и ошибочно тратят жизнь на Интернет и подвергают себя риску потерять собственное Я. К тому же стремление выдавать себя за другого человека часто приводит к психическим расстройствам. Если вы обнаруживаете это у себя, то у вас комплекс неполноценности. Разве у вас нет собственных достоинств, чтобы быть ценной для общения личностью со своим именем, своими собственными чертами характера? Если это не так, то нужно заняться собой. Во-первых, реальный живой человек всегда лучше выдуманного, во-вторых, вам надо вспомнить свои достоинства и развить их, чтобы от своего имени писать так же уверенно и интересно. В период бурного развития организма для этого самое время. Ведь развивать необходимо не только тело, но и ум, душу. Для этого нужно читать книги, смотреть фильмы, заниматься спортом, играть в развивающие игры и общаться с живыми людьми. Разносторонне развитые люди всегда интересны. И если вы стесняетесь говорить о себе и считаете себя самым обыкновенным и ничем не примечательным, то следует это менять.

Собеседник в Интернете также может выдавать себя за кого-то другого. Или вы сами, не видя и не слыша его, можете наделять собеседника выдуманными чертами. При встрече вы можете удивиться: что же общего вы нашли с этим человеком, о чем с ним можно говорить?

Настоящие друзья намного интереснее. С ними можно поговорить о многом, пойти в кино, обсудить волнующую вас тему. Друг может помочь в трудной ситуации, сам обратиться за помощью. Настоящие отношения развиваются. Пока вы просиживаете часами в Интернете, ваши сверстники успевают что-то сделать, развиваются как личности, становятся более успешными в жизни.

Общение в Интернете среди подростков происходит на особом языке. Взрослым он даже не всегда понятен. При общении с помощью сокращенных и извращенных слов, смайликов, словарный запас и речевые способности подростка оскудевают. В компании любителей Интернета он выглядит своим и может общаться на этом сленге, но теряет свою грамотность, способность ясно выражать мысли и чувства. Длительное общение только в Интернете приводит к тому, что способность поддерживать разговор с живым человеком значительно снижается, даже утрачивается.

При длительном пребывании в Интернете человек перестает замечать прелесть реальной жизни — людей вокруг, события, природу, чувства как свои, так и другого человека. Зависимость от Интернета приводит к развитию неврозов, психозов и даже шизофрении.

Интернет позволяет развивать кругозор человека, так как в нем можно найти любую информацию. Если вы ищете в Интернете сведения по интересующему вас вопросу для более глубокого изучения чего-либо — это нормально.

Если же вы бесцельно бродите по сайтам, думаете, что бы еще поискать, то только зря тратите время. Значит, пора потянуться, встряхнуться и срочно сделать что-либо, не связанное с компьютером.



Случайные статьи

Вверх