О том,что Не нарушает пост? Пост в Рамадан: женские вопросы Как быть во время поста кормящей матери

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Нарушает ли пост, если постящийся по забывчивости выпьет или съест что-нибудь?

“Тот, кто по забывчивости разговелся в дневное время месяца рамадана, будучи постящийся, то нет на нем греха. Ему следует довести свой пост до конца, и не возмещать его, по наиболее правильному мнению ученых. На этом мнении имам Шафиъи и имам Ахмад. Поскольку пришел хадис, который передал имам Бухари и Муслим, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если кто-нибудь по забывчивости поест или попьет, пусть доведет свой пост до конца, ибо, поистине, это Аллах его накормил и напоил”. А в другой версии хадиса: “Если постящийся, по забывчивости, поест или попьет, то, поистине, это ризк (удел), которой Аллах наделил его. И поэтому он ничего не возмещает”. Передал этот хадис Ад-Даракутни, и сказал, что исанад его достоверный. Помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! ” (См “фатауа ладжнатуль-даийма ” лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\269).

Нарушает ли пост, когда произошло поллюция во сне?

Высший совет ученых Саудовской Аравии говорили: “Если произошло поллюция у кого-либо в то время, когда он постился или же когда он был в состоянии ихрама, будучи совершающий хадж или умру, то нет на нем греха и искупления. И она не влияет на его пост, хадж и умру. Просто ему следует совершить большое омовение от осквернения, если было семяизвержение. А помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! ” (См “фатауа ладжнатуль-даийма ” лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\274).

Выход крови нарушает ли пост?

Высший совет ученых Саудовской Аравии говорили: “Кровь, если вышла внезапно из твоего рта или носа, то она ничуть не влияет на пост, пока ты, до заката солнца, воздерживаешься оттого, что нарушает пост. Независимо оттого, мало крови или много. Твой пост действительный и нет на тебе искупления. Помощь только от Аллаха. Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, и его семье и сподвижникам! ” (См “фатауа ладжнатуль-даийма” лил бухус ълмийа уаль-ифта,10\266-267).

Совершение клизмы нарушает ли пост?

Вопрос:
- Капли в нос, использование сурьмы, капли в уши портят ли пост?
Ответ:
"Наш ответ такой - капли в нос если попадают в желудок, то они разговляют (портят пост), т.к. посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал в хадисе Лакыйта ибну Сабира: "Тщательно полощи нос, если только ты не постишься", и поэтому не дозволено постящемуся использовать капли в нос, которые попадают в желудок. А что касается того, что не попадает в желудок будь это капли в нос, то они не нарушают пост".
(см. "шарх мумти" ", "маджму" аль-фатауа шейх", 551)

Шейх Мунаджид собрал по пунктам то что не нарушает пост в своей фетве:
Вопрос:
- Есть ли слова ученых в вопросе применение лекарственных препаратов для постящегося, кот. не вредят посту?
Ответ:
"Хвала Аллаху. То что последует - это упоминание тех лекарственных препаратов, кот. используется в лечение, и то что нарушает из них пост а что нет. Это все итог исследований шариатских в вопросе фикха, в некоторых уроках (даурах):
Первое: то что не является разговляющим (не нарушает пост):
1 - капли в глаза, капли в уши, примочки ушные, капли в нос, пульверизатор для носа (это прибор, кот. орошают слизистую оболочку носа, типа спрей, прочистка носа), если нет при этом проглатывание того что попадает в глотку
2 - таблетки лечебные, кот. ставятся под язык для лечения стенокардии (الذبحة الصدرية) и других болезней если нет при этом проглатывание того что попадает в глотку
3 - то что вводится во влагалище как свечи, примочки или влагалищное зеркало (мед.), так же мед. обследование гинеколога
4 - введение влагалищного зеркало (мед.) или спирали в матку
5 - то что вводится в мочеиспускательный канал (الإحليل) как мужчины так и женщины, как например катетер (трубочка) или зеркало (мед.) для снимка (рентген), или лекарства, или для прочищения
6 - лечение зубов, сверление, вставка новых, наживление, если нет при этом проглатывание того что попадает в глотку
7 - полоскание рта, полоскание горла, спрей для ротовой полости, если нет при этом проглатывание того что попадает в глотку
8 - уколы лечебные под кожу, в мышцу, в вену, кроме уколов питательных!
9 - кислородный газ
10 - снотворный газ
11 - то, что применяется для высасывание из под кожи, как мазь, пластырь кожный мед., кот. содержит лекарственные препараты или хим. элементы
12 - ввод катетера в артерии (дыхательные например, типа "лампа" для проглатывания) для снимка или лечения, или в сердечную область или в др. органы
13 - ввод прибора (типа лампа, см. выше) внутрь, для осмотра стенок кишки или для проведения операции
14 - взятие частей (кусочков) печени или других органов, если не сопровождается растворами и средствами (кот. могут попасть в желудок)
15 - зеркало для желудка (лампа), если не сопровождается растворами и средствами (кот. могут попасть в желудок)
16 - любые мед. лечебные средства, кот. вводятся в мозг или в костный мозг
17 - рвота не произвольная, в отличие от рвоты кот. человек сам вызвал (الاستقاءة)

Второе: каждый врач мусульманин должен сделать наставление больному, чтобы отложить лечение, если это не повредит, на время ифтара в тех способах, о кот. мы упомянули выше, чтобы это не повредило посту".
(фетва № 2299)

Уа ‘алейкум ас-Салям уа рахмату-Ллахи уа баракяту-ху. Как сказано в хадисе: «Всякое дело человека - для него самого, кроме поста: он (посвящен) Мне и Я воздам за него. Человек оставляет свою пищу, питье и вожделения ради Меня» (передал Аль-Бухари). В этом смысле ни использование всех видов уколов, ни использование свечей и т.п. не является употреблением пищи или питья, как с точки зрения языка, так и с точки зрения обычая, и не противоречит установленному шариатом значению поста. А потому все это не нарушает пост. В этом деле, в котором Аллах не создал для нас тягот, не следует проявлять излишнюю строгость. В аяте, касающемся поста, Всевышний говорит: «Аллах хочет для вас облегчения, и не желает для вас тягот» (2:185). Ибн Хазм пишет: «Пост не нарушают: клизма, лекарство, вводимое в нос, жидкое лекарство, капаемое в ухо, нос или в мочеиспускательный канал, полоскание носа (и даже если вода достигла глотки), полоскание рта (и даже если вода непроизвольно проникла внутрь глотки), использование глазного порошка (сурьмы) из любого состава и даже если он проник до горла (будь то днем или ночью), мучная или любая иная пыль (хвойная, цветочная), насекомое, случайно залетевшее в рот...». Ибн Хазм, аргументируя своё мнение, пишет: «Аллах запрещает нам во время поста только употребление пищи и питья, соитие, намеренное вызывание рвоты и совершение грехов. Совершенно известно, что употребление пищи и питья не совершается через анальное отверстие или мочеиспускательный канал, через ухо, глаз или нос, через ранение живота или головы. Для нас нет запрета вводить в желудок (кроме пищи и питья) то, что не запрещено в него вводить». Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя по поводу использования глазного порошка, клизмы, жидкого лекарства для мочеиспускательного канала, проникновения лекарства в желудок через рану пишет следующее: «Наиболее верная точка зрения заключается в том, что все эти вещи не нарушают пост, поскольку знания о посте, как составляющей религии, должны быть известны всем людям. Если бы все эти вещи входили бы в число запрещенных Аллахом и его Посланником дел и нарушали бы пост, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, должен был разъяснить это. Но если Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дал бы на этот счет какие-либо указания, то об этом знали бы его сподвижники и довели бы эти сведения до мусульманской уммы также как они довели до нее остальной шариат. А так как никто из «людей знания» не передал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по этому поводу какого-либо хадиса (будь то достоверного или слабого), становится ясным, что на этот счет нет никаких указаний. А Аллах знает лучше».

Малоподвижный образ жизни современных людей неизбежно приводит к возникновению целого ряда заболеваний, одно из них — геморрой. Предлагаемая инструкция по применению препарата Постеризан свечи расскажет, как использовать препаратпри лечении геморроя и прочих заболеваний заднего прохода.

Вконтакте

Описание

Геморрой - один из самых неприятных перманентных недугов, которому подвержены люди, ведущие сидячую жизнь.

Постеризан свечи инструкция по применению

В состав комбинированного средства входят следующие компоненты:

  • суспензия инактивированных клеток бактерий Кишечной палочки;
  • твердое масло, плавящееся при температуре 36° C;
  • консервант - Фенол;
  • стабилизатор - глицерилгидроксистеарат макрогола.

Производитель - немецкая фирма Др. Каде, помимо препарата Постеризан свечи выпускает его модификацию - Постеризан форте . Для усиления противовоспалительного действия добавлен Гидрокортизон. У суппозиториев светло-желтой окраски ощущается специфический запах Фенола. Упаковка содержит 10 ректальных свечей.

Фармакология

Воспаление геморроидальных венозных сплетений возникает из-за чрезмерного сдавливания при сидячем образе жизни. Происходит застой крови, сосуды растягиваются, их стенки становятся тонкими. Кровь просачивается наружу, становится питательным субстратом для окружающей микрофлоры.

В результате инфламмационного процесса оболочка сосудов разрушается, возникают геморрагии. Воспаление распространяется на расположенные глубже ткани.

Для устранения патологии существуют два пути - хирургическое вмешательство либо консервативное лечение при помощи ректальных суппозиториев.

Свечи от геморроя Постеризан содержат инактивированные микробные клетки привычной для органов пищеварения кишечной палочки. Антигенные свойства микроорганизма не были утрачены, поэтому конкурентная флора перестает размножаться.

Создаются условия для заживления поврежденной оболочки геморроидальных вен. Иммунная система вырабатывает антитела против болезнетворных микробов, что способствует выздоровлению.

Прекращается зуд, жжение, утихает боль. При необходимости используют модификацию Постеризан форте с Гидрокортизоном. Препарат обладает дополнительными противовоспалительными свойствами.

Применение

Свечи от геморроя Постеризан вводятся в задний проход утром, а также вечером. Для повышения эффективности действия лекарства суппозиторий вставляют после дефекации.

Процедуре предшествует подмывание, промокание избыточной влаги. Руки перед вставкой суппозитория моют с мылом.

Ложатся на бок, ту ногу, которая оказалась наверху, подгибают. Осторожно извлекают из упаковки суппозиторий, подталкивая пальцем.

Вставляют, убедившись, что свеча проскользнула через сфинктер. После введения лекарства рекомендуют 5-10 минут полежать, чтобы суппозиторий расплавился. Длительность лечебных процедур устанавливается врачом и составляет, преимущественно 2 или 3 недели.

Улучшение самочувствия не является основанием для прекращения лечения. Если сформировалась анальная трещина, сочетают использование свечей и мази.

Важно! Для повышения эффективности действия суппозиторий вставляют в задний проход после дефекации.

Наличие анального зуда сигнализирует о начале заболевания. Появление небольших узелков и обнаружение крови в кале свидетельствует о необходимости врачебной консультации. На ранней стадии заболевание легко излечивается. Гинекологи не рекомендуют использовать Постеризан при беременности в первом ее триместре.

Существует вероятность аллергической реакции на компоненты препарата. Однако при возникновении необходимости делают исключение и проводят курс лечения под врачебным контролем. Противопоказаний для применения ректальных суппозиториев при кормлении детей грудью не установлено.

Медикаментозное лечение сочетают с умеренной физической нагрузкой, позволяющей предотвращать застойные явления в прямой кишке.

Противопоказания

Нежелательные эффекты, возникающие у лиц, которые обладают гиперчувствительностью к ингредиентам Постеризан свечи , характеризуются зудом и кожными высыпаниями.

Постеризан показания к применению

Медикамент не назначают при перечисленных ниже недугах анально-генитальной области:

  • туберкулез,
  • сифилис,
  • гонорея,
  • грибковые заболевания.

Так, что же лучше — свечи Постеризан или Постеризан форте. Модифицированное средство обладает мощным противовоспалительным действием, но имеет больше побочных эффектов. Противопоказано сочетание препарата П. Форте с глюкокортикостероидами, поскольку сами свечи содержат гормональный антифлогистант. Поэтому модифицированный препарат не назначают беременным и кормящим грудью.

Важно! Постеризан можно применять при беременности и кормлении грудью под врачебным контролем. Постеризан форте в этот период противопоказан, поскольку включает в себя гормональное средство.

Специалисты отмечают высокую эффективность препарата. Он хорошо справляется с купированием зуда, устраняет дискомфорт в анальной области, применяется при лечении геморроя, трещин, а также свищей. Показан как реабилитационное средство после операций.

Пациентка была вынуждена применить ректальные суппозитории в конце первой трети вынашивания плода. Облегчение наступило на вторые сутки. Через пять дней проблема исчезла, но курс лечения был выдержан.

Аналоги

Постеризан и его модификация с гидрокортизоном - препараты уникальные. Существуют их аналоги с одинаковостью действия. Среди таковых востребованы следующие:

  • Натальсид,
  • Гепатромбин Г,
  • Релиф Ультра.


Натальсид или
Натрия альгинат — это производное полисахаридных волокон бурых морских водорослей, распределенное равномерно в твердожировом наполнителе. Обладает гемостатическим и противовоспалительным действием.

Способствует восстановлению кровообращения в геморроидальных сплетениях. Не противопоказан при беременности и кормлении грудью.

Что лучше: Натальсид или Постеризан. Их действия неодинаковы, но результат получается аналогичный.

Не содержит антигенов, противостоящим условно болезнетворным бактериям. Однако альгиновые волокна препятствуют питанию и размножению микробов. Детям до 14 лет Натальсид, в отличие от Постеризана, не назначают. Цены на препарат из водорослей - 400-500 руб. за 10 суппозиториев более высоки, чем стоимость аналога (300-400 руб.).

Проктозан

Другое название препарата - Буфексамак. В состав свечей Проктозан входят перечисленные ниже компоненты:

  1. Буфексамак. Является противовоспалительным ингредиентом. Ингибирует синтез медиаторов инфламмации - простагландинов.
  2. Соединения Титана и Висмута оказывают вяжущий эффект. Они подсушивают воспалению поверхность, что способствует заживлению ран.
  3. Лидокаин. Оказывает обезболивающее действие.
  4. Наполнители.

Препарат применяют при лечении геморроя, ректальных трещин, проктита и параанальной экземы. Что лучше - Проктозан или Постеризан. Буфексамак противопоказан при беременности, а также вскармливании грудью. Проктозан не назначают детям. К положительным качествам потребители относят низкую стоимость лекарства - 250-300 руб./10 свечей.

Гепатромбин Г

Антигеморроидальное действие препарата обуславливается следующими веществами:

  • Гепарин. - антикоагулянт. Препятствует формированию венозных тромбов;
  • Преднизолон. Мощный антифлогистант;
  • Лауромакрогол - вещество, способствующее склеиванию кровоточащих вен.

Аналоги препарата

Свечи предназначены для введения в прямую кишку, а мазь с идентичным названием снимает воспаление вокруг ануса. При остром течении геморроя свечи вставляют 3-4 раза в день. Когда кровотечение прекращается переходят на однократное применение суппозиториев. Длительное использование препарата опасно.

Гепарин способен спровоцировать кровотечение. Нельзя применять Гепатромбин Г в первую треть периода вынашивания плода. Главным достоинством свечей является их низкая цена, порядка 150-200 руб./упаковка.

Релиф Ультра

Суппозитории Релиф обладают обезболивающим, противовоспалительным, кровоостанавливающим, а также ранозаживляющим действием. В состав препарата входят:

  • масло из акульей печени. Снимает зуд, ускоряет заживляемость поврежденных поверхностей.
  • фенилэфрин. Оказывает сосудосуживающий эффект, нормализует кровоток.
  • бензокаин. Обладает анестетическим свойством.
  • цинка сульфат. Оказывает вяжущее действие.
  • гидрокортизон уксуснокислый - мощный антифлогистант.
  • масло какао - наполнитель.

Назначается лицам старше 12 лет утром, вечером, а также после каждого опорожнения, но не более 4 раз в день. Противопоказан при беременности, кормлении грудью. По цене немного дороже Постеризана.

Важно! Постеризан является уникальным препаратом и не имеет аналогов по составу. Существует широкий выбор медикаментов со сходным терапевтическим эффектом.

Видео: Постеризан свечи инструкция по применению

Свечи ректальные рекомендуют хранить при комнатной температуре два года после даты изготовления. Важно не допустить перегрева, иначе расплавится наполнитель. Суппозитории зарекомендовали себя действенным средством при лечении геморроя. По своему составу они уникальны и не имеют аналогов. Лекарство можно использовать в период вынашивания плода и грудного вскармливания под врачебным контролем.

Вконтакте

Юсуф Аль-Карадави отвечает на вопросы относительно Уразы

Ураза в вопросах и ответах

Разрешается ли использовать духи во время поста?

Использование духов разрешено во время поста. Никто из правоведов не запрещает использовать духи в месяце Рамадан и не говорит, что это нарушает пост.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел о «О посте»
Перевел: Я. Расулов

Очень много людей в начале месяца Рамадан забывает о посте. Кто-то выпивает стакан воды, другой - закуривает сигару или начинает что-то есть. Он вспоминает, что соблюдает пост, после того как уже что-то поел или выпил. Разрешается ли ему продолжать поститься или пост уже нарушен?

Ответ: В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему) сказано: «Кто, будучи постящимся, по забывчивости вкусил еду или питье, то пусть продолжит пост. Поистине, это лишь Аллах накормил и напоил его» (передал Аль-Бухари и Муслим). В другой достоверной версии хадиса говорится: «….это всего лишь пропитание, которым наделил его Аллах, нет на нем обязанности возмещать пост» (передал Ад-Даракутни). А в другой также достоверной версии сказано так: «Кто по забывчивости вкусил еду во время поста в Рамадане, то на нем не лежит обязанности возмещать пост или искуплять его (милостыней)» (передали Ад-Даракутни, Аль-Хаким)ю

Эти хадисы недвусмысленно говорят о том, что употребление, по забывчивости, пищи и питья не нарушает пост. Это согласуется со словами Всевышнего: «Владыка Наш! Ты пощади нас, коли забудем мы или ошибемся» (2:286). В достоверных хадисах сказано о том, что Аллах ответил на эту мольбу. Также в достоверном хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Поистине, Аллах простил этой умме ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

Постящемуся, который, по забывчивости, принял пищу или питье, необходимо продолжить свой пост. Он не должен прекращать поститься.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», рздел «О посте»
Перевод: Я. Расуло
в

Можно ли поститься тому, кто не совершает 5-кратную молитву?

Мусульманин обязан исполнять поклонение в его полной форме: совершать 5-кратную молитву, платить закат (ежегодный налог, взимаемый с богатых слоев населения - Перев.) соблюдать пост, совершить паломничество (хадж), когда найдет для этого возможность.

Кто без оправдательной причины не соблюдает какое-либо из этих предписаний, тот является пред Богом грешником. Правоведы Ислама выносят относительно него различные оценки. Одни считают, что мусульманин, который не соблюдает любое из этих предписаний, является «неверным» («кафиром»), другие - считают «кафиром» только того, кто не соблюдает молитву и не платит закат; с точки зрения третьих, - кафиром является только тот, кто не соблюдает молитву, поскольку она занимает особое место пред Богом и в хадисе пророка (мир ему) сказано: «Между человеком и неверием лежит оставление молитвы» (передал Муслим).

Правоведы, которые утверждают, что мусульманин является «неверным», если он не совершает молитву, не считают, что его пост будет принят Всевышним, поскольку служение, поклонение «неверного» не принимается Богом.

Некоторые правоведы считают, что подобный мусульманин сохраняет свою веру и свою принадлежность к Исламу, если он верует в Аллаха, его посланника Мухаммада (мир ему) и его откровение (Коран), не подвергая это сомнению или отрицанию. Эта группа правоведов называет подобных мусульман теми, «кто уклонился от заповеди Господа своего». Пожалуй, эта, последняя, оценка (Аллах знает лучше) является наиболее верной из всех точек зрения правоведов.

Таким образом, человек, который в силу своей лености или иных настроений проявляет упущения, халатность в исполнении одних предписаний, но соблюдает другие предписания, является человеком со слабой верой, исповедующим неполноценный Ислам. Его вера находится под угрозой, если он постоянно уклоняется от предписаний.

Но Всевышний Аллах не оставит без вознаграждения того, кто творил благие деяния. Он получит полное воздаяние сообразно со своими делами. «И все что ни делают они, занесено в их книги, где запись всех - и малых и великих дел» (54:52), «И тот, кто створил добро величиной с пылинку, узрит его! И тот, кто сотворил зло величиной с пылинку, узрит его» (99:7-8).

Юсуф Аль-Карадави,

Перевод: Я. Расулов

Нарушает ли пост полоскание рта и носа во время омовения? Нарушается ли пост, если случайно проглотил воду во время полоскания рта или носа?

Полоскание рта и носа является либо сунной (желательным образом действия. - Перев.), согласно мнению трех корифеев права: Абу Ханифы, Малика, Аш-Шафии, либо предписанием (фард), согласно мнению Ахмада Ханбала, который посчитал это составной частью омовения лица. Но не зависимо от того, будь полоскание рта и носа желательным делом или предписанием, оставление его не требуется во время поста.

Мусульманин, который постится, не должен глубоко заглатывать воду, полоская рот и нос, как он это делает в обычное время. В хадисе сказано: «Когда полоскаешь нос, то глубоко (заглатывай воду), если только ты не постящийся» (передал Аш-Шафии).

Если постящийся, полоская рот или нос во время омовения, непроизвольно, ненамеренно (не проявляя расточительства) проглотил воду, то пост его не нарушается. Это равносильно глотанию дорожной пыли, или пыли просеянной муки, или залетевшего в рот насекомого, поскольку все это входит в число прощаемых «ошибок» (не смотря на то, что некоторые правоведы так не считают).

Надо отметить, что полоскание рта, совершаемое вне омовения, также не нарушает пост, если только вода не проникла в желудок.

Аллах знает лучше!

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Нарушают ли пост поцелуи и ласки супругов?

Поцелуи во время поста разрешены тем, кто контролирует свои чувства. В достоверном хадисе (от Аишы) говорится: «Пророк (мир ему) целовал (своих жен), будучи постящимся, и ласкал (их), будучи постящимся. Он лучше всех владел своими (чувственными) желаниями».

Умар (да будет доволен им Аллах) передает: «В один из дней я, будучи постящимся, поцеловал свою жену. Я пришел к Пророку (мир ему) и сказал ему: «Я совершил большое прегрешение: поцеловал свою жену, будучи постящимся» Пророк (мир ему) спросил меня: «Как ты смотришь на то, что если бы ты, будучи постящимся, прополоскал рот?» Я ответил: «В этом нет ничего плохого». Он (мир ему) сказал: «Тогда для чего этот вопрос?»

Ибн Аль-Мунзир сказал: поцелуи (во время поста) разрешили: Умар, Ибн Аббас, Абу Хурайра, Аиша, Атта, Аш-Шааби, Аль-Хасан, Ахмад, Исхак.

Согласно школам Аль-Ханафи и Аш-Шафии, поцелуи во время поста нежелательны только для тех людей, в ком они вызывают чувственные желания. Хотя, тем не менее, воздержание от поцелуев во время поста в любом случае лучше.

Таким образом, исходное положение, от которого отталкиваются в этом вопросе, - это возбуждение и опасность извержения семенной жидкости, возникающие вследствие поцелуев. И здесь не существует разницы между людьми пожилого и молодого возраста. То есть поцелуи нежелательны во время поста для любого человека, не зависимо от его возраста, если вследствие них у него возникают чувственные желания. Соответственно, если поцелуи не вызывают возбуждения у человека, будь он пожилым или молодым, то «нежелательности» в них нет.

Разницы между поцелуями в щеку, губы или иные места не существует. Ласкания супругов в этом вопросе равносильны поцелуям.

Источник: Сайид Сабик, «Фикх-ус-Сунна»
Перевел Я. Расулов

Разрешается ли больному во время поста ставить суппозитории (свечи) от геморроя, клизму и капать лекарство в ухо?

Всем известно простое значение поста: воздержание от пищи, питья и соития. На это указывает Коран. Также всем известно какой смысл в себе несут эти запретные моменты. Его понимали и простые бедуины в эпоху Пророка, которые не нуждались в логических трактовках для понимания значения «пищи» и «питья». Также всем известно главное значение поста - это проявление покорности, поклонения Богу путем воздержания от телесных вожделений для достижения Его довольства. Как сказано в «священном» хадисе: «Всякое дело человека - для него самого, кроме поста: он (посвящен) Мне и Я воздам за него. Человек оставляет свою пищу, питье и вожделения ради Меня» (передал Аль-Бухари).

В этом смысле ни использование всех видов уколов, ни использование свечей и т.п. не является употреблением пищи или питья, как с точки зрения языка, так и с точки зрения обычая, и не противоречит установленному шариатом значению поста. А потому все это не нарушает пост. В этом деле, в котором Аллах не создал для нас тягот, не следует проявлять излишнюю строгость. В аяте, касающемся поста, Всевышний говорит: «Аллах хочет для вас облегчения, и не желает для вас тягот» (2:185).

Ибн Хазм пишет: «Пост не нарушают: клизма, лекарство, вводимое в нос, жидкое лекарство, капаемое в ухо, нос или в мочеиспускательный канал, полоскание носа (и даже если вода достигла глотки), полоскание рта (и даже если вода непроизвольно проникла внутрь глотки), использование глазного порошка (сурьмы) из любого состава и даже если он проник до горла (будь то днем или ночью), мучная или любая иная пыль (хнойная, цветочная), насекомое, случайно залетевшее в рот…».

Ибн Хазм, аргументируя свое мнение, пишет: «Аллах запрещает нам во время поста только употребление пищи и питья, соитие, намеренное вызывание рвоты и совершение грехов. Совершенно известно, что употребление пищи и питья не совершается через анальное отверстие или мочеиспускательный канал, через ухо, глаз или нос, через ранение живота или головы (то есть проникновение лекарства в желудок или кровь через рану. - Перев.). Для нас нет запрета вводить в желудок (кроме пищи и питья) то, что не запрещено в него вводить».

Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя по поводу использования глазного порошка, клизмы, жидкого лекарства для мочеиспускательного канала, проникновения лекарства в желудок через рану пишет следующее: «Наиболее верная точка зрения заключается в том, что все эти вещи не нарушают пост, поскольку знания о посте, как составляющей религии, должны быть известны всем людям. Если бы все эти вещи входили бы в число запрещенных Аллахом и его Посланником дел и нарушали бы пост, то Пророк (мир ему) должен был разъяснить это. Но если Пророк (мир ему) дал бы на этот счет какие-либо указания, то об этом знали бы его сподвижники и довели бы эти сведения до мусульманской умы, также как они довели до нее остальной шариат. А так как никто из «людей знания» не передал от Пророка (мир ему) по этому поводу какого-либо хадиса (будь то достоверного или слабого), становится ясным, что на этот счет нет никаких указаний. Аллах знает лучше».

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Где нужно выплачивать закат-аль-фитр (налог-милостыню): там где постился или где встретил праздник окончания месяца Рамадан?

Мусульманин выплачивает закат-аль-фитр в том городе (стране), в котором он встретил предпраздничную ночь (первую ночь месяца Шавваль), поскольку основанием этого налога-милостыни является не пост, а - «разговение», «окончание поста» («фитр»). Именно поэтому он увязывается с разговением и носит название «закат-аль-фитр» (в дословном переводе звучит как «налог разговения». - Перев.)

Если человек умрет до наступления захода солнца последнего дня месяца Рамадан, то выплачивать за него закат-аль-фит не обязательно, и даже если он постился все дни Рамадана. Если новорожденный появился на свет после захода солнца последнего дня Рамадана (т.е. в первую ночь месяца Шавваль), то нужно выплатить за него закат-аль-фитр, согласно единому мнению правоведов. Таким образом, этот налог-милостыня увязывается с праздником, с всеобщей радостью, которая должна распространятся также на нищих и бедняков. Потому относительно последних в хадисе сказано: «Обогатите их в этот день!»

Юсуф Аль-Карадави, «Современные фатвы»
Перевод: Я. Расулов

Нарушается ли пост человека, который будучи постящимся, лжет, осуждает людей за глазами, смотрит с вожделением на чужих женщин?

Полезный и полноценный пост - это пост, который улучшает человека, воспитывает желание творить добро и порождает благочестие, упомянутое в Коране: «О вы, кто верует! Предписан пост вам, как он предписан был для тех, кто был до вас, чтоб благочестие могли вы обрести». (2:183).

Постящемуся необходимо воздержаться от слов и деяний, несовместимых с духом поста. Иначе значение его поста сведется к пустому голоданию, жажде и запретам. Пророк (мир ему) сказал: «Сколько есть постящихся, получающих от поста лишь голод, и сколько есть выстаивающих (ночами молитвы), получающих от выстаивания только бодрствование» (передал Аль-Хаким: достоверный хадис, согласно условиям Аль-Бухари). Также Пророк (мир ему) говорил: «Кто не оставит ложь и проистекающие из нее поступки, то Аллах не нуждается в том, чтобы он воздерживался от еды и питья» (передал Аль-Бухари).

Ибн Хазм считает, что грехи нарушают пост точно также как его нарушает намеренное принятие пищи. Некоторым сподвижникам Пророка (мир ему) и их современникам принадлежат высказывания, позволяющие сделать такой вывод.

Мы, хотя и не придерживаемся мнения Ибн Хазма, считаем, что грехи уничтожают благие последствия поста, нарушают цель его предназначения. Именно поэтому первые поколения исламской уммы обращали внимание на воздержание от пустословия и запретного, в такой же степени как и на воздержание от принятия пищи и питья. Умар Аль-Хаттаб, ближайший сподвижник Пророка (мир ему), сказал: «Воздержание (пост) - не только от еды и питья, но и от лжи, вздора и пустословия». Али, кузену Пророка и четвертому халифу, принадлежит следующее высказывание: «Если постишься, то пусть «постятся» твой слух, зрение и язык от лжи и греховности. Не причиняй неприятности прислуге. Будь преисполнен достоинством и умиротворением в дни твоего поста. И не делай твой обычный день и день поста равными». Маймун ибн Махран сказал: «Самое легкое в соблюдение поста - воздержание от принятия пищи».

В любом случае как у поста есть свои последствия и воздаяние, так ложь получит свое воздаяние пред Богом. «Пред Ним все (сущее) - по мере» (Сура «Гром», аят 8). А каждое деяние будет оценено и взвешено. «Не ошибается Господь мой (никогда), и (ничего) не забывает». (Сура «Та-ха», аят 52)

Поразмышляй над следующим хадисом о точности божественного расчета в день Суда, и ты сможешь найти полный ответ на свой вопрос.

Один из сподвижников Пророка (мир ему), придя к нему, спросил: «О Посланник Аллаха, у меня есть рабы. Они обманывают меня и ослушаются, а за это я браню и бью их. Что ожидает меня (в день Суда) за них?» Посланник Аллаха (мир ему) ответил: «Будут сосчитаны их обман, ложь, ослушание по отношению к тебе и твое наказание по отношению к ним. И если твое наказание окажется ниже их грехов, то эта разница в твою пользу. Если же твое наказание окажется по мере их грехов, то это ни в твою пользу, и ни против тебя. А если же твое наказание было выше их грехов, то будешь наказан за них в пределах оставшейся разницы». После этих слов сподвижник заплакал навзрыд. А Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Почему бы тебе не прочесть книгу Аллаха? «В День воскресения Мы установим верные весы, и ни одна душа ни в чем обижена не будет, и будь какое-либо (из ее деяний) весом хотя б с горничное зерно, то и его положим Мы на вес, - и Нас достаточно для проведения расчета», (Сура «Пророки», аят 47). Тогда сподвижник воскликнул: «О Посланник Аллаха, не вижу более лучшего, чем расстаться с ними (рабами). Я призываю тебя в свидетели - они все свободны!» (Передал Имам Ахмад и Ат-Термези от Аиши).

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли делать уколы во время поста?

Уколы делятся на несколько видов. Можно сказать однозначно, что любые уколы, используемые для лечения, будь они внутривенные, внутримышечные или подкожные, не нарушают пост. Здесь нет разногласий.

Что же касается питательных уколов, например, глюкозные уколы, посредством которых питательные вещества сразу поступают в кровь, то относительно них ученые современности разногласят. Этот вопрос не освещен ни Пророком (мир ему), ни его сподвижниками и их современниками, поскольку о подобные методы лечения в их время не применялись. Поэтому здесь и наблюдаются разногласия.

Одна часть ученых полагает, что питательные уколы нарушают пост, так как питание поступает непосредственно в кровь человека. Согласно мнению других ученых, эти уколы не нарушают пост. С их точки зрения, пост не может быть нарушен, так как питательные вещества поступают в кровь, а не в желудок. То есть пост нарушается тогда, когда человек принимает то, что проникает в желудок и то, после чего человек ощущает утоление голода и жажды. Ведь сущность поста сводится к тому, что человек лишает себя желудочных и половых потребностей. То есть человек ощущает чувство голода и жажды. В силу этого они считают, что питательные уколы не нарушают пост.

Хотя я и склоняюсь к последней точке зрения, все же считаю, что в целях предосторожности лучше отказаться от питательных уколов в светлое время суток Рамадана. Для желающего сделать подобные уколы существует вполне достаточное количество времени, начиная с заката солнца.

Если же человек болен, то Аллах дал ему право воздержаться от поста. Ведь эти уколы, (если они даже действительно не питают в такой же степени как и потребляемая человеком натуральная пища и питье, и человек не чувствует утоление голода и жажды) по крайней мере, привносят в организм человека оживление. Человек не ощущает того утомления, которое обычно испытывает постящийся. А ведь ощущение человеком голода и жажды является одной из целей этого поста. Тем самым человек познает величину милости Аллаха по отношению к себе. И тем самым он ощущает на себе состояние голодной, несчастной и бедной части человечества.

Я боюсь, что состоятельная часть общества будет избавляться от этих ощущений и тягот поста посредством подобных уколов. Поэтому предпочтительнее будет отложить это дело на вечер, после разговения.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Закат аль-фитр


Почему налог-милостыню (закат-аль-фитр) (которую надо выплачивать после окончания месяца Рамадан) надо выплачивать сыпучими телами? Изменяется ли размер закат-аль-фитр? Можно ли ее выплачивать в денежном эквиваленте?

Размер закат-аль-фитр не изменяется, поскольку он установлен шариатом и равняется 1 саа (мера сыпучих тел). Размер саа в сыпучих телах был определен Пророком (мир ему) и смысл этого установления, по моему мнению, сводится к двум вещам:

1. Денежный обмен имел редкое хождение среди арабов, особенно среди кочевых арабов, бедуинов. Если последним было бы повелено выплатить налог в размере динара или дирхема, то они не смогли бы этого выполнить. Они владели только распространенными натуральными продуктами (финиками, ячменем, изюмом и др.), которые употребляли в пищу арабы в то время. В силу этого Пророк (мир ему) повелел выплачивать закат-аль-фитр сыпучими телами.

2. Покупательная стоимость денежной единицы изменяется в зависимости от времени. Иногда курс реала падает и его покупательная стоимость заметно понижается. А иногда на валютных фондах покупательная стоимость реала поднимается. Это делает установление закат-аль-фитр в денежной единице зависимой от повышения и понижения валюты, не стабильной. В силу этого Пророк (мир ему) определяет закат-аль-фитр в размере, который не подвергается изменениям и колебаниям, - это саа. Саа, в большинстве случаев, обеспечивает суточный рацион целой семьи.

Пророк (мир ему) установил для выплаты закат-аль-фитр сыпучие тела, имевшие широкое хождение в его время. Но их список не является жестким, строго определенным. Поэтому правоведы считают, что выплачивать закат-аль-фитр разрешается теми сыпучими телами, которые имеют широкое хождение в определенной местности, будь то пшеница, рис или кукуруза и др. Размер саа равняется примерно 2 кг.

Саа разрешается выплатить в денежном эквиваленте, согласно школе Абу Ханифы. Если человек имеет возможность, то предпочтительнее выплатить сумму, превышающую стоимость саа, поскольку пища в эти праздничные дни не ограничивается, к примеру, только рисом. Необходимо к этому мясо, бульон, зелень, фрукты и др.

Аллах знает лучше!

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Можно ли использовать зубную пасту во время поста?

При использовании зубной пасты необходимо соблюдать предосторожность, чтобы не проглотить пасту внутрь. По мнению большинства ученых, в случае попадания пасты внутрь организма пост нарушается. Поэтому лучше отложить использование зубной пасты на вечер.

Однако, если постящийся, чистя зубы и соблюдая при этом осторожность, все же по оплошности проглотил зубную пасту, то его пост не нарушается. Всевышний Аллах говорит в Коране: «..На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах Прошающ, Милосерд!» (Сура «Союзники», аят 5).

А Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением».

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли постящемуся смотреть телевизор?

Телевидение - это средство, с помощью которого можно достичь как положительного, так и отрицательного результатов. Подобные средства всегда оцениваются сообразно со своими целями, намерениями. Телевидение подобно радио или прессе содержит в себе как прекрасное, так и неприличное.

Мусульманин должен получить пользу от прекрасного и сторониться неприличного в любое время и независимо от поста. Разумеется, постясь, мусульманин должен быть более осторожен, чтобы не испортить духовную пользу поста и не лишиться божьей награды.

Я не могу сказать, что просмотр телеинформации абсолютно разрешен или абсолютно запрещен. Все зависит от того, что смотреть. Если полезное, как например, религиозные программы, новости или передачи, ориентирующие на позитивное и т.п., то, естественно, разрешено. А если плохое, то смотреть это не позволяется в любое время, а особенно в Рамадане.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Что такое сухур?

Сухур - это время до начала первых проблесков зари, когда мусульмане в последний раз могут принимать пищу перед наступлением поста.

Шейха Ю. Аль-Карадави спросили о том, что является ли сухур, то есть принятие пищи во время этого промежутка времени он непременным условием поста?

Вот что ответил Ю. Аль-Карадави:

Сухур не является условием поста. Это только «сунна» («желательный образ действий»), которую соблюдал Пророк и повелевал соблюдать ее: «Принимайте пищу перед рассветом, ведь, поистине, в сухуре - благодать».

То есть соблюдение сухура входит в разряд «сунны». Также желательно (сунна) во время сухура оттягивать время принятия пищи до конца, так как это сокращает период времени голода и жажды, укрепляет постящегося и уменьшает ему тяготы поста. Ислам, по своей сущности, состоит из облегчений, стимулирующих человека к поклонению. Ускорение времени разговения и оттягивание сухура являются проявлением этих облегчений.

Таким образом, для постящегося, согласно сунне Пророка (мир ему), желательно перед наступлением рассвета принять пищу и пусть даже очень скромную - хотя бы финик или глоток воды.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Можно ли беременной женщине или кормилице воздержаться от поста?

Разрешается ли беременной женщине воздержаться от поста, если она боится за ребенка в своей утробе, который может умереть? И какая на ней лежит другая обязанность вместо поста, если она имеет право не поститься?

Ответ: Да, беременной женщине разрешается воздержаться от поста, если она боится за жизнь плода в своей утробе. Более того, если врач-мусульманин, который должен быть просвещенным специалистом и религиозным человеком, подтверждает эти опасения, она обязана воздержаться от поста, чтобы сохранить жизнь плода. Всевышний Аллах говорит: «...Детей своих не убивайте...» (6;151).

Жизнь этого плода обладает правом неприкосновенности, и никто - ни мужчина, ни женщина, не имеют право посягать на нее и приводить плод к смерти. Бог никогда не желает ставить людей в затруднительное положение. В аяте Корана: «…для тех, кто может пост держать (с трудом), назначен откуп - накормить бедного..» (2;184), речь также идет (как это передают от сподвижника Пророка Ибн Аббаса) о беременной женщине и кормилице.

Если кормилица или беременная опасаются за собственное здоровье, то, согласно мнению большинства правоведов, они могут воздержаться от поста, и должны будут возместить пропущенные дни поста в другое время. В этой ситуации они равнозначны больному человеку.

Если же беременная или кормилица опасаются за здоровье плода или грудного ребенка, то они также воздерживаются от поста. Но здесь правоведы уже разногласят относительно последствий: какая лежит на них после этого обязанность? Одна группа ученых считает, что они обязаны возместить пропущенные дни поста, другая группа считает, что они обязаны только лишь накормить бедного за каждый пропущенный день, не возмещая пост, и, наконец, с точки зрения третьей группа правоведов, они должны возместить пропущенные дни и наряду с этим накормить бедного.

Я же считаю, что в данной ситуации женщина имеет право не возмещать пропущенные дни, а только накормить бедного за каждый пропущенный день поста. Период беременности и кормления следуют для женщины друг за другом, и она не находит возможности для возмещения пропущенных дней поста. В один год - она беременна, во второй год - становится кормилицей, в последующий год - она опять в положении…

Таким образом, период беременности и кормления сменяют друг друга, и женщина не находит времени, сил, возможности для возмещения поста. Если же мы вменим ей в обязанность возместить все пропущенные дни поста в период беременности или кормления, то это означает, что она обязана поститься непрерывно несколько лет. А это трудно. Аллах же не желает отягчать жизнь своим творениям.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Разрешается ли воздержаться от поста престарелым старцам и хронически больным? Если да, то лежит ли на них после этого какая-либо другая обязанность?

Престарелому мужчине или женщине, которых сильно изнуряет соблюдение поста, разрешается воздержаться от поста в месяце Рамадан. Также разрешается воздержаться от поста хронически больному человеку, если врачи свидетельствуют, что заболевание хроническое или неизлечимое.

Им, если они не постятся, необходимо накормить одного бедняка за каждый пропущенный день поста. Это - разрешение и облегчение от Господа. Всевышний говорит: «Бог хочет облегчения для вас, и не желает для вас тягот» (2:185), «В религии Он никаких на вас тягот не возложил» (22:78).

Сподвижник Пророка Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Престарелый старец воздерживается от поста, за каждый день кормит бедняка, и не постится за пропущенные дни» (передал Ад-Даракутний, и Аль-Хаким).

Подобное сообщает Аль-Бухари: следующий айят Корана был ниспослан по поводу престарелых старцев: «Для тех, кто может пост держать (с трудом), назначен откуп - накормить бедняка. Но кто по доброй воле прибавит к этому благое, то себе на будущее возымеет». То есть, кто накормит больше бедняков, чем требуется, то это лучше для него пред Аллахом.

Таким образом, престарелые мужчины и женщины и хронические больные имеют право воздержаться от поста, после чего им необходимо выплатить милостыню за каждый пропущенный день в пользу бедняка.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Есть ли установленный шариатом возраст, когда нужно поститься детям?

В хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Перо поднято по отношению к троим (т.е. их деяния не записываются - Перевод.): к дитя, пока не достигнет совершеннолетия, спящему, пока не проснется и умалишенному, пока не выздоровеет» (хадис достоверный, передали Ахмад, Абу Давуд, Ан-Нисаи, Ибн Маджа, Аль-Хаким).

«Перо поднято» означает отсутствие ответственности, обязанности (таклиф), то есть они не несут какой-либо ответственности, обязанности. Но вместе с этим Ислам, религия, учитывающая природу человека, приучает детей с малых лет к исполнению богослужения. В хадисе Пророка (мир ему) сказано: «Повелевайте свои детям совершать молитву с 7 лет, и наказывайте их (за ее неисполнение) - с 10» (передали Ахмад, Абу Давуд, Аль-Хаким).

Пост - это тоже поклонение и религиозное предписание наряду с молитвой. И необходимо приучать детей к посту. Но с какого возраста? Не обязательно - с 7 лет. Ведь пост труднее, нежели молитва. А потому это дело полностью зависит от возможностей, сил ребенка. Если родитель или опекун видят, что ребенок в состоянии физически вынести пост, хотя бы в определенные дни в каждом месяце, пусть приучает его к этому. Пусть каждый год приучает его поститься: первый год - 3 дня, второй год - неделю, третий - 2 недели, последующий - месяц. Когда же наступит совершеннолетие (возраст ответственности), пост не станет для него тягостным, поскольку он был заблаговременно приучен к практике поста.

Таким образом, исламское воспитание заключается в том, чтобы ребенок с малых лет приучался к этикету Ислама и исполнению его предписаний. Родители, опекуны должны приучать детей к молитве, начиная с 7 лет, наказывать за ее неисполнение - с 10 лет, приучать их к посту с того возраста, когда они в состоянии поститься.

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов

Нарушают ли пост поллюции и купание?

Если в дневное время месяца Рамадан во время сна у меня произошли поллюции (непроизвольное извержение семенной жидкости), после чего я совершил «купание», то нарушается ли мой пост?

Как я понял, меня спрашивают о поллюциях: нарушают они пост или нет? Для некоторых людей этот вопрос действительно все еще остается сложным. Отвечаю: поллюции не нарушают пост, поскольку они происходят у человека непроизвольно, непреднамеренно. Купание, естественно, также не нарушает пост, так как оно является очищением, предписанным мусульманину шариатом, и даже если во время купания вода зашла в уши.

Пост также не нарушается, если человек случайно проглотил воду, совершая омовение или купаясь, поскольку все это входит в число прощаемых ошибок, оплошностей. Всевышний Аллах говорит: «...На вас греха не будет, коль ошибетесь вы, а грех лишь в том, что замышляет ваше сердце, - Аллах прощающ, милосерд!» (Сура «Союзники», аят 5). А Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Моей общине прощены ошибки, забывание и действия, совершенные под принуждением», (хадис достоверный, передал ат-Табрани от ибн Умара).

Юсуф Аль-Карадави,
«Современные фатвы», раздел «О посте»
Перевод: Я. Расулов



Случайные статьи

Вверх