Комплекс отличницы. Комплекс отличника. Нужно ли быть идеальным во всем? С комплексом отличницы мое тело

Комплекс отличницы это довольно частое явление. Многие люди живут с ним всю жизнь и не пытаются от него избавиться. Другие же ищут пути, чтобы комплекс отличницы не так сильно влиял на выполнение повседневных дел и работы.

Очень многим людям знаком комплекс отличника. Нередко он мешает жить. Поэтому некоторые ищут способы минимизировать его влияние либо вовсе избавиться от него. Для этого существуют некоторые проверенные способы.

Комплекс отличницы это психологическое и физиологическое состояние, которое побуждает делать все в своей жизни идеально и лучше всех. С одной стороны такой комплекс является положительным, поскольку позволяет держать все под контролем, с другой стороны – он доставляет массу неудобств, потому как человек не может позволить себе делать ошибки и жить в удовольствие, без какого-либо напряжения.

Корни уходят в детство…

Довольно многих интересует вопрос: откуда возникает комплекс отличницы? Как это ни удивительно, но он зарождается еще в детские годы. И в большинстве случаев из-за родителей, которые уж сильно много возлагали надежд и обязанностей на своего ребенка. Он в свою очередь пытался не подвести свою мать и отца.

В результате, родители сами того не подозревая выращивают из своего чада, человека с не естественной ответственностью, который готов возложить на себя все дела и проблемы с целью разрешить их непременно в положительном ключе. Такое поведение нередко доставляет неудобства. Оно, кстати, можете привести к серьезному стрессу. В итоге потом придется посещать психологов и употреблять медикаменты, что ни есть хорошо.

Как жить с комплексом отличницы?

Те люди, которые осознают, что у них присутствует комплекс отличницы, начинают осознанно искать методики, которые помогут минимизировать его влияние на жизнь или вовсе избавиться от него. И надо заметить, что такие существуют. Они перечислены ниже.

Во-первых, необходимо осознать, что человека, у которого присутствует комплекс отличника, будут любить близкие и родственники даже в том случае, если он и не будет делать все идеально. Они примут и его победы и его неудачи. Не стоит бояться показывать близким людям свою слабость. Ведь такое качество у человека является совершенно нормальным. Не стоит строить из себя супергероя, которому все по плечу. Необходимо принять себя как обычного человека, который имеет право на ошибки.

Во-вторых, нужно устроить себе отпуск без компании. Необходимо заставить себя в него отправиться без близких и родных. При этом желательно не брать с собой сотовый телефон. Так как он будет побуждать позвонить своей семье и давать им указания, а также производить проверку того, что все ли у домочадцев идет под контролем.

Важно осознать, что даже если перфекционист уедет на несколько недель, то во время его отсутствия у близких и родных не произойдет трагедии, в их жизни не наступит хаос. Они справятся со своими проблемами сами. Поэтому следует собрать свой чемодан, оставить дома сотовый телефон и отправиться в приятное путешествие, не беспокоясь о других. Важно постараться в это время отключиться от всех своих проблем и забот.

В-третьих, необходимо найти мотивацию для того, чтобы хотя бы в некоторых моментах не допускать проявления комплекса отличницы. Следует подумать, что будет вспомнить человеку через 10-15 лет, если он кроме идеального распорядка дня и отличного выполнения своей работы делать больше ничего и не будет?

А как же романтические ужины при свечах, организованные своей второй половинке в необычном месте, спонтанные сумасшедшие поступки, танцы до упада – где же будет все это? Ведь спустя годы люди вспоминают именно такие не типичные моменты. Поэтому не нужно так тщательно контролировать свою жизнь и осуществлять все по шаблону. Нужно начать действовать с долей безумия, иначе существование превратиться в настоящую скуку, а здесь не далеко до затяжной депрессии.

В-четвертых, важно не корить себя за сделанные ошибки. Если что-то не удалось успеть или выполнить, нужно улыбнуться, а потом постараться как можно быстрее забыть об этом. Не стоит своим ошибки придавать слишком большое значение. Их человек в своей жизни совершает слишком много. При этом именно ошибки помогают нам становиться лучше и делать свой опыт более насыщение.

Более того, рекомендуется нарочно начать совершать их. Именно так будет видно, что они не являются чем-то ужасным и не приводят к концу света. Они лишь часть жизни человека, поэтому не стоит относиться к ним серьезно и тем более избегать совершать их.

В-пятых, веселый нрав и отличное настроение – это инструмент, помогающий затмить комплекс отличницы. А значит, следует проживать свою жизнь не официально и серьезно, а немного шутя. В таком состоянии дела будут получаться не хуже, при этом человек сможет в разы улучшить свое психологическое состояние. Поэтому стоит попробовать войти в него и ощутить уже вскоре позитивные перемены.

Для того чтобы жить с комплексом отличницы было легче, многие психологи рекомендуют проводить специальные аутотренинги с применением аффирмаций. Прибегать к ним следует в любое свободное время. Для их проведения необходимо использовать, например такие фразы:

  • Мой комплекс отличницы проявляется в жизни все реже и реже.
  • Комплекс отличницы для меня остался в прошлом.
  • Моя жизнь стала счастливой и веселой, так как комплекс отличницы теперь меня больше не беспокоит.

Можно оставлять и другие аффирмации, на свое усмотрение. Главное, чтобы они находили отклик в душе. Тогда эффект от них будет феноменальным. При этом совершенно не обязательно специально выделять время, для того чтобы повторять такие фразы. Их можно прокручивать у себя в голове во время поездок в транспорте, производя уборку и глажку белья, во время прогулок и так далее.

Несмотря на то, что многим может показаться, что использование аффирмаций не может дать желаемого результата на самом деле это не так. Эффект от аутотренингов с их использованием уже доказан многими психологами. Потому так важно их использовать всем тем, кто желает избавиться или минимизировать влияние комплекса отличницы. При этом важно еще и верить в их эффективность, тогда результаты будут еще лучше. А именно это и необходимо в этом деликатном и нелегком деле.

Итак, комплекс отличницы – это не слишком хорошо, следовательно, важно от него избавиться либо постараться сократить его влияние на свою жизнь. В этом помогут проверенные методики и аутотренинги.

Комплекс отличника.

Один очень мудрый человек сказал: «Круглыми бывают только дураки и отличники, причем чаще всего в одном лице».

Проблемы современной школы видятся по-разному родителям, учителям, санэпидстанции, чиновникам от образования, ученикам… Я, например, вижу вот что.

Девочка отвечает у доски, решает задачу. У нее дрожат руки, мел в пальцах крошится, она то краснеет, то белеет, лоб вспотел, лицо стало жалким. Голос ее прерывается и неестественно дребезжит. Она боится ошибиться. Задачку решила правильно.

Узнав свою оценку, облегченно вздыхает…

Мальчик сидит развалившись, он весь увешан крестами, черепами, цепями и еще невесть чем. Его перевели на домашнее обучение, и это оказалось для него спасением. Формул он не помнит, желания учиться не проявляет, учителю стоит больших трудов обнаружить у него хоть какие-то познания в физике.

Он не боится ошибиться, но, узнав свою оценку, тоже облегченно вздыхает…
Она окончила школу с медалью и поступила в престижный вуз.

Он после 9-го класса пошел работать слесарем.

Большой вопрос, кто из них будет лучше разбираться в физике во «взрослой» жизни. Но у этих учеников есть нечто общее: они учились не ради знаний, а ради оценок.

Изучаемое не волновало ни ее, ни его. Если ребенка интересует то, что он изучает, если он любознателен и увлечен учебой, то ему оценка, по большому счету, не так уж и важна. Она лишь указатель: правильно ли идет процесс познания? Знания для него имеют ценность сами по себе, ему не нужны никакие дополнительные стимулы для учебы. Счастливы те родители и учителя, чьи дети учатся таким образом. К сожалению, таких учеников меньше, чем хотелось бы. Большинство же ищет себе стимул для учебы.
Стимулы могут быть самыми разными. Некоторые учатся потому, что без документа об образовании им не занять то место в жизни, которое они (или их родители) себе наметили. Другие ходят в школу, т.к. им приказали родители, чтобы не огорчать их, добрые дети послушно учатся. Некоторым нравится получать хорошие оценки, они их коллекционируют, и очень огорчаются, когда в дневнике с одними пятерками на неделе вдруг появляется тройка…

Следует признать тот факт, что учеников, старающихся ради оценки, т.е. ради сиюминутного признания их успеха, гораздо больше, чем тех, кому интересны знания сами по себе.

Это, может быть, спорно, но, на мой взгляд, оценка как цель учебы – ложный стимул. Человека не волнует, что огромный, разнообразный в своих проявлениях мир можно познать. Его не удивляет, что все тела падают вниз, что из одного вещества можно получить другое, что можно разговаривать с другом, находящимся за сто километров, не радуют красота и лаконичность математической формулы. Его не поражают глубина чувств Наташи Ростовой и цельность натуры Татьяны Лариной. Его волнует только оценка, т.е. цифра, которую учитель напишет в журнале напротив его фамилии. Из такого ученика, скорее всего, вырастет ограниченный человек, почти ничего не знающий и почти ничем не интересующийся, кроме того, чем он занимается профессионально.
Такое отношение к оценке имеет несколько причин. Во-первых, – «экономическая». Оценка является в глазах учеников своеобразной валютой, в которой они получают свою «сдельную зарплату» за учебу. Ставится с ног на голову тот факт, что образование у нас бесплатное, и это ученики должны были бы платить за то, что их учат. Но отрицать то, что учеба – тяжелый труд, нельзя, подобная точка зрения возникнет обязательно, если специальными воспитательными мерами родители не будут с ней бороться. А родители – сами бывшие ученики и рассуждают точно так же. Вторая причина – «лаконичная». Учителя вместе с родителями также способствуют тому, что оценка оказывается важнее того, за что она поставлена. Родитель заглянул в школу на 5 минут (он торопится, ему на работу надо): «Как там мой?» Учитель (он тоже торопится, перемена кончается, а ему лабораторную подготовить надо): «На тройку» – «А на четверку к концу четверти не вытянет?» – «Вытянет, если постарается». Вот и поговорили. Хорошо еще хоть так, иные родители не заходят в школу годами. А надо бы выбрать время, спокойно сесть, посмотреть работы ученика, проанализировать их, понять, в чем именно у него пробелы, какие формулы он не выучил, какие темы не усвоил, какие книги дополнительно стоит почитать, чтобы заинтересовать его. Это бывает, к сожалению, гораздо реже. Проще узнать оценку, чем вникать в сложности изучаемой ребенком темы. Еще одна проблема школьной отметки – психолого-социальная. Дети сильно переживают из-за плохих отметок, т.к. их получение чревато неприятностями. В современной школе существует трехбалльная система оценок: «5», «4» и «3». Так как двойки и единицы не ставятся в выпускных документах, то следует признать, что «2» – не оценка, а некое пугало, которым учитель наказывает нерадивого ученика. Либо учись хорошо, либо поставлю «2» – и на второй год. Вывод: получаем ребенка с комплексом «отличника»…

Видеть свое чадо в рядах отличников - заветная мечта многих родителей. Поднимая тосты на днях рождениях своих любимых чад, желают одно и то же. Здоровья, конечно, послушания и отличной учебы. Если с первым все вроде бы понятно, то со всем остальным возникает много сложностей. Так ли безоблачна жизнь отличников и их родителей? Анна Ф. бывшая медалистка. Она окончила престижный университет с красным дипломам. Преподаватели и родственники прочили ей головокружительную карьеру и самое радужное будущее. Но ничего подобного не произошло. Работать по специальности она не смогла. Личная жизнь не задалась. Мало кто подходил на роль спутника жизни такой «блестящей» особы. Слишком высока была планка отбора кандидатов. Помогла привычка учиться. Женщина овладела иностранным языком, но применить на практике его знание так и не удалось. Она занимается репетиторством, получает кое-какие деньги, и чувствует исключительно пустоту впереди и вокруг. К сожалению, случай Анны далеко не типичен. Ребенок, который не привлекает внимания взрослых плохими оценками и дурной компанией, производит впечатление вполне благополучного.
Так кто же они, отличники? Надо ли радоваться тому, что ваш ребенок «круглый» отличник?
Не редко «отличник» - это сигнал тревоги, который остается не замеченным за внешним благополучием. Родителей таких детей может подстерегать целый ряд серьезных проблем.
1. «Бегство в пятерки». Представители этого рода отличников часто получают кличку «ботаник». Ребенок не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками. У него оказывается не сформированным механизм социальной адаптации. Отличные оценки для него - это защита. Оценками он отстраняется от своих сверстников. Ребенок создает для себя рабочую легенду. «Я умен. - говорит он сам себе, - Они - дураки. Мне все завидуют. Поэтому я в одиночестве». Проблема усугубляется тем, что родители такого ребенка сами верят в это объяснение, более того, они же его и внушают ему. У такого человека формируется негативное отношение ко всему внешнему миру. И этот негатив может проявляться в двух видах. В одном случае ребенок, создает себе собственный мир из абстрактных знаний. Для него получение знаний становится самоцелью, причем применять их где-либо он не собирается. Он использует их для строительства стены, отгораживающей его от окружающих.

В другом случае роль этой самой стены исполняют сами оценки.

2. «Оценочный невроз» В этом случае человек попадает в зависимость от получаемых им оценок. И не только школьных. Ощущение временного комфорта наступает, только когда он оценивается окружающими положительно. Ему необходимо постоянное подтверждение собственной состоятельности и полноценности извне. Причиной этого «невроза» могут быть как заниженная самооценка, комплекс неполноценности, так и метод воспитания в родительской семье. Чаще всего это так называемый метод «кнута и пряника». Когда положительные эмоции связаны исключительно с положительными оценками поступков ребенка, и неприятие его как личности.
3.«Витрина». Этот вариант «отличника» близок к «оценочному неврозу». Разница в том, что ребенок к этому варианту приходит самостоятельно. Для него это легкий способ утвердится среди окружающих. У них нет конфликта со сверстниками - они дают списывать контрольные. Они на хорошем счету у учителей. Активно участвуют в общественной жизни школы. И все у них, кажется, в полном порядке. Хотя это далеко не так. Они слишком привязаны к внешним ситуативным обстоятельствам. Их внутренний потенциал не высок. Если такой человек оказывается в ситуации, где он не может проявить себя как «отличник», он переживает сильнейший стресс. Понятно, что он стремится избежать такого потрясения, а вместе с ним и стрессовой ситуации. А стрессом для него будет любая смена привычного образа жизни, действий, занятий, окружения. Такой человек «застревает» в привычном, плохо адаптируется в новом, избегает любого развития и изменения

4. «Семейный отличник». Он постоянно несет "крест" своей выдающийся семьи. Его окружают знаменитые дедушка и бабушка, гениальные мама и папа, подающие огромные надежды братья и сестры. В школе, университете, где он учится, все помнят заслуги его блестящей родни. В расчет не принимаются ни личность, ни интересы, ни индивидуальность. Он всегда «вторичен» по отношению к членам своей семьи. Его задача не достичь чего-то, а не «посрамить». Все это выливается либо в апатию, либо в бунт против «семейных ценностей».

Кстати, именно эта категория «отличников» чаще всего становится завсегдатаями наркологических клиник.
5.«Временный отличник». В эту категорию попадаю детки-умнички. У них все просто замечательно: любящие, заботливые родители, полно друзей, учеба дается им легко, учителя их просто обожают, они душа компании. Все радостно и безоблачно. Но человек быстро привыкает к хорошему. И скоро им начинает казаться, что так и должно быть. Что они избранные и баловни судьбы. И, когда приходит время перейти на новую ступеньку жизни они просто оказываются не в состоянии сделать следующий шаг. Им так хорошо и комфортно было до этого, что нет необходимости что-то менять.
С точки зрения психологии эта проблема выглядит примерно так: «Понятие отличник в психологическом ракурсе можно рассматривать с двух позиций: с позиции группы, воспринимающей отличника, и с позиции самого отличника, воспринимающего себя, свой статус и группу. Отличники - непохожие на других - люди, чьё поведение и способ мышления отличается от остальных. Отличник часто начинает вести себя настороженно по отношению к одноклассникам, не доверяя им, что ещё более углубляет трещину во взаимоотношениях, если она уже существует. Таким образом, антагонизм между классом и отличником, как правило, бывает обусловлен стереотипами, лежащими в основе предрассудков, которые являются побочным продуктом нашего мышления - способом упрощения окружающего мира. Такие дети становятся отличниками потому, "что так хочет мама" (или какой-то иной значимый взрослый с психологической функцией Родителя). Эти родители (чаще, конечно, матери, ибо "принято, чтобы ребенком занималась женщина") придерживаются следующей "логики": "Я хочу, чтобы на меня обратили внимание, а если мне больше выделиться нечем, я выделюсь как мать, что для женщины с ребенком самое приемлемое.

А выделиться как мать лучше всего я могу, если мой ребенок станет отличником".
Мама думает о том, что ее (именно ее, а не ее ребенка) будут хвалить на всех собраниях и проводить в пример всем остальным родителям - как-то забывая о том, что учится-то ребенок, а не мама! Но у нас как-то принято, что - это, мол, заслуга прежде всего родителей (хотя так далеко не всегда), и если ребенок учится плохо - родители "плохие", а если хорошо и тем более отлично - значит, родители "молодцы", и в первую очередь, конечно, мама. Поэтому с раннего школьного возраста ребенку как бы ставится условие: "Мама будет тебя любить только в том случае, если ты будешь отлично учиться". И в результате любая "не отличная" оценка (пусть даже хорошая, не говоря уже о более низкой) для такого ребенка - сильнейший стресс.

Таким образом, говорить именно о "комплексе отличника", или о "синдроме отличника", можно в том случае, когда стремление к отличным оценкам как-то человеку в жизни мешает. Строго говоря, человек с "комплексом отличника" живет не для себя, а для своего оценщика, который вроде как должен (или хотя бы обещает) поставить ему вожделенную "пятерку".

Если уж говорить об учебе - то подчас такие отличники, которые как раз относятся к "маминым радостям", адаптируются в школе именно посредством отличной учебы: при всей их "сомнительности" им нет нужды придумывать еще какие-то заранее заготовленные модусы поведения, им пока все ясно: получай везде пятерки - и угодишь родителям и учителям. Здесь непременно должен добавить, что у таких личностей должна быть еще непременно и : в этом случае они становятся зависимыми именно от похвалы, от поглаживаний, от одобрений. Можно вообще сказать, что без выраженной истеричности комплекса отличника у психастеника не будет. Так вот, когда такой отличник, для которого его пятерки - это заранее заготовленный модус жизни ("как делать так, чтобы меня не ругали"), выходит из стен учебного заведения с тем же дипломом - больше ему оценки ставить, по сути, некому. Точнее, не так: фактически больше у него нет БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНО настроенных оценщиков, которые сами заинтересованы поставить ему оценку "отлично".

Если говорить в общем, то основная проблема комплекса отличника - люди с таким комплексом "НЕ УМЕЮТ ПАДАТЬ". Как-то на горнолыжном курорте инструктор собрал группу новичков на первое занятие и сказал: "Сегодня мы с вами будем учиться… падать". А на их разочарованные возгласы ответил, что тот, кто не умет падать, не может выйти на трассу. Ибо как только он упадет (а упадет закономерно, потому что нет опыта) - его падение может стать последним. А если падать научиться заранее, то когда упадешь - тогда же и встанешь без лишних повреждений, отряхнешься и поедешь далее. Вот примерно с такой проблемой "неумения падать в плане оценок" сталкиваются "комплексующие отличники": они ни в какой области жизни не умеют получать двоек, троек, четверок.

Любая оценка "не пятерка" расценивается как провал, поражение. При этом, чем выше истероидность у такой личности, тем более бурной и выраженной должна быть эта "отличная оценка": тихая похвала может быть и не замечена.

То есть человек с данным комплексом часто бывает уверен, что "получает от судьбы одни подзатыльники". А "подзатыльник" для него - любая "не пятерка". Конечно, обычные школьные пятерки далеко не всегда признак комплекса отличника - о чем говорится в самом начале данного материала. Ведь если эти пятерки добываются в рамках какой-то собственной логики и ради какой-то личной реальной пользы - одно дело. Если они получаются походя - тоже нет проблем. Но если пятерки становятся самоцелью, и все, что не пятерка, то трагедия - тогда сложнее. Ведь еще проблема "закомплексованного отличника" и в учебе и в жизни - у него подчас в областях, пораженных этим комплексом, не работает логика, просто не подключается: его зависимость от отличных оценок эмоциональна, сиречь опять находится в области бессознательного.

Да, он может вызубрить несколько правил логики "для жизни", если этого в частности потребует какой-то внешний оценщик, но осознанно ПРИМЕНЯТЬ их для себя, скорее всего, не сможет. И даже если сможет, они не будут никогда определяющими: первой и основной системой бытия будет зависимость от оценок.
Однако, комплекс отличника - это вовсе не пожизненный приговор, как, к сожалению, нередко думают многие. И даже если он сформировался в результате каких-то воздействий родителей, решавших таким образом и свои какие-то проблемы и задачи - тоже не фатально. Да, детские переживания и впечатления имеют большое значение в формировании модуса жизни, но никак не определяющее. И родительские ошибки в воспитании, уж коли вы считаете. что они имели место - тоже не повод вечно зацикливаться на "последствиях этих ошибок".

Как избавиться от комплекса отличника?

1. Наши возможности не могут быть всегда и во всём одинаковы . И это абсолютно нормально и не имеет оснований для возникновения тревоги. Мы можем иметь склонности к чему-то больше или меньше. Мы можем иметь разные уровни знаний в разных сферах. Мы, в конце концов, можем быть больны или расстроены. Делая что-то выше своих сил, человек истощается , что ставит под сомнение достижение следующих успехов. Но делая что-то меньшее , чем ваши возможности вы также рискуете остаться неудовлетворенным. Существует рекомендация замены установки «я должен сделать это» на более щадящее – «я могу сделать это».

2. Несчастливые, неудачные моменты как неотъемлемая часть нашей жизни могут стать для нас весьма полезными. Используйте эти периоды для анализа ситуаций, поступков, а также для переоценки некоторых индивидуальных жизненных необходимостей. Не стоит их бояться, а важно пройти их с пользой для себя.

3. Среди рекомендаций также встречается метод жестких вопросов к своей тревоге о «не идеальности» . При возникновении данного страха задайте себе вопрос, например, «насколько лучший результат равнозначен вашим затратам», «насколько он изменит вашу жизнь к чему-то лучшему», «способна ли вообще ваша идеальность заставить кого-то полюбить вас», «что будет, если вы не сделаете это идеально» и т.д.

4. Безупречность подразумевает постоянный контроль над собой и над окружающим миром . Психологи рекомендуют задуматься, насколько это реально возможно, насколько этот контроль нужен окружающим.

5. Постарайтесь пересмотреть в себе реальную потребность в оценке окружающих, а также нетерпимость к недостаткам . Примите хотя бы часть своих недостатков как милые особенности вашей личности.

6. Восстановите внутри себя верное отношение к оцениванию своих действий, а не своей личности в целом.

7. Пусть стремление избавиться от комплекса «отличницы» станет вашим последним заданием «экзамена» по безупречности.

Современное общество часто диктует нам, как себя вести, что надевать, какие места посещать, а иногда даже, что нам думать . Со средств массовой информации каждодневно транслируются картинки успешных, счастливых, жизнерадостных людей. Складывается впечатление что, у них не бывает неудач, плохого настроения, неприятностей на работе или дома. И даже, когда они простужаются то, какие-нибудь «чудо лекарства» мигом ставят их на ноги, и уже через считанные часы они готовы покорят новые вершины на пути к своей карьере.

Я не стану первооткрывателем, если скажу, что наше общество ориентировано на социальное одобрение . Большинство людей пытаются демонстрировать свою идеальность и перфекционизм. Молодежь часто бывает «лайкозависимой» , особенно это стало заметно с популяризацией различных социальных сетей. Одобрение со стороны других людей, желание показать себя с наилучшей стороны, количество собранных лайков, различные смайлы, мемы и т.д., заменяет простое человеческое общение, порой начинает влиять на самооценку человека и его настроение в целом. Особенно пагубно это влияние сказывается на неокрепшей психике детей и подростков.

Желание во всем быть первым, делать все идеально приводит к появлению так называемого комплекса (синдрома) отличника . Он часто зарождается еще в детстве , когда ребенок совершал определенное действие, получая тем самым похвалу или одобрение со стороны взрослого человека (родителя, учителя). Со временем у такого ребенка вырабатывается механизм: «Я должен быть идеальным и всегда во всем первым, для того, чтобы меня хвалили (любили)» . Хочу заметить, что это не означает, что любая похвала плохо влияет на ребенка. Бесспорно, детей стоит хвалить и иногда баловать, но проявление любви и одобрение не стоит привязывать исключительно к успехам в школе и демонстрации ребенком одобряемого взрослыми поведения. Ребенку необходимо регулярно говорить о том, что вы его любите и принимаете таким, каков он есть . Критикуя или наказывая детей, желательно конкретно указать, что вам не нравится в их поведении, к примеру: разбросанные по комнате вещи, невымытая тарелка, двойка в дневнике. Но при этом не следует обобщать , и говорить что-то вроде: «Ты у меня такой неряха (или лентяй, недотепа)». Потому что таким обобщением вы даете негативную оценку не конкретному поведению ребенка, а в целом оцениваете его личность как плохую, негативную.

У взрослого человека сформировавшийся комплекс отличника может проявляться:

1) постоянным страхом потерять уже достигнутые высоты (в карьере или личной жизни);

2) болезненным восприятием самых незначительных неудач , ведь у отличников всегда все идеально получается, даже с первого раза;

3) повышенной тревожностью, которая сказывается на самочувствии (нервные срывы, бессонница, иногда даже анорексия);

4) перфекционизмом, у них везде должен быть идеальный порядок, и на рабочем столе, и на кухне, и даже в голове;

5) повышенной чувствительностью к критике , «отличники» остро реагируют на малейшие замечания и обижаются, если их не выделяют, не хвалят;

6) завышенным уровнем притязаний , то есть такие люди ставят перед собой чрезмерно высокие цели и задачи, которые им просто непосильны. При этом они требовательны не только к себе, но и окружающим.

Все мы прекрасно понимаем, что идеальных людей не существует . И наша цель заключается, по большому счету, в том, чтобы принять себя таким, какой ты есть, со всеми недостатками и достоинствами . Это ни в коей мере не означает, что не нужно прилагать усилий к саморазвитию, лелеять свои вредные привычки, наплевательски относится к своему телу и душе. Задача состоит в том, чтобы научится правильно выбирать цели, ставить перед собой задания, которые мы реально можем осилить, на которые у нас хватит ресурсов: физических, финансовых, временных и психических . Родители со своей стороны должны донести до детей, что в школе или институте главное не сами по себе оценки и балы, а именно знания и умения, приобретенные во время учебы .

И помните, как говорил З. Фрейд: «Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя – это вы в прошлом» . Необходимо воспитывать в себе независимость от чужих оценок , все решения принимать самостоятельно и не боятся брать за них ответственность. И чем бы вы не занимались, к чему бы не стремились, важно получать удовольствие не только от достигнутого результата, но и от процесса работы .

Любите и берегите себя!

Помните кадр из «Приключений Шурика»: «На песчаный карьер — я! На разгрузку металлолома — я! " Примерно так воспринимают жизнь — работу, семью, дружбу — барышни, у которых присутствует комплекс «отличницы». В стремлении к идеалу нет ничего негативного, пока оно не перерастает в перфекционизм — разновидность невроза, когда человек буквально вгрызается в какое-то занятие (работу, быт, воспитание детей), стараясь сделать все правильнейшим образом, и тем самым изводит себя и окружающих. Однако завышенные требования — не единственный побочный эффект «синдрома отличницы».

Напряженность

Комплекс «отличницы» выражается в том, что дама-«отличница» вечно перегружена делами, стремится всем управлять, всех контролировать. Стараясь заранее продумать все подробности, она не оставляет места для случайностей или возможных ошибок, однако нередко просто валится под обилием деталей. Но хуже всего то, что из-за постоянного напряжении ей очень часто не удается продемонстрировать, на что она действительно способна. Страх ошибки, сопровождающий комплекс «отличницы», или блокирует всякое желание что-то совершать, или же выматывает «отличницу» до состояния выжатого лимона. В результате сдача обычного проекта завершается микроинфарктом, организация собственной свадьбы — нервным срывом, а ремонт квартиры — переездом в больничную палату.

Максимализм

Человек, претендующий на идеальность, не должен ошибаться по умолчанию — считает перфекционистк, и потому панически боится оступиться. Она по сто раз выверяет каждый свой шаг, лишь бы только избежать ляпов. Публичное уличение в ошибке для нее — аутодафе. Но даже если ошибку удается скрыть или исправить, то в глубине души «отличница» все равно чувствует себя крайне неуютно. Кроме того, патологическая боязнь ошибиться не позволяет ей действовать смело и самостоятельно. Вот почему такие женщины часто тянут с замужеством и нередко отказываются от серьезных должностей, хотя со многими проектами могли справиться действительно «на отлично».

Зацикленность на мелочах

Зачастую, чтобы правильно оценить проблему, ее нужно увидеть целиком. Но перфекционисты предпочитают разглядывать слона по частям. «Отличнице» так нравится ковыряться в деталях, что до целого руки не доходят. Безусловно, детали важны. Но, излишне на них сосредоточившись, мы рискуем не увидеть леса за деревьями. К примеру, вы можете тщательнейшим образом расписать сценарий предстоящего свидания: отрепетировать диалог, продумать меню, наряд, походку, намеки, но… захочет ли молодой человек после такого «парада» встретиться вновь? Причина — увлеченность мелочами способна лишить встречу искренности, спонтанности и живого общения.

Потеря своего «я»

Фото Katarzyna Krawiec/Shutterstock.com

Стремлению к высоким стандартам часто сопутствует желание найти образец для подражания. Повторять чужие шутки — они же вызвали когда-то смех, значит и сейчас сработают — постоянно говорить фразами из кинофильмов или мультиков, копировать манеру одеваться и т. д. Что в этом плохого? Оказавшись в чуждом образе, «отличница» рискует не раскрыть собственной индивидуальности. И потом, пародия не всегда бывает удачной — особенно если она слепо используется целиком. Помните Эллочку-Людоедку из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, которая неистово имитировала Вандербильдиху? Пожалуй, здесь не нужны комментарии…

Конфликтность

Комплекс «отличницы» чреват тем, что большинство перфекционистов настроены враждебно. Раздражают всеобщая нетребовательность к себе, безалаберность, приземленность. Вы убеждены, что каждому человеку должно быть свойственно истовое стремление к самосовершенствованию, но жизнь подтверждает обратное. Подчиненный неправильно подвел дебет с кредитом, подруга не откомментила ваш пост в ЖЖ, любимый не принес букет — они все как будто сговорились вас доконать! Однако от того, что вы тычете халтурщиков и тунеядцев носом в их промахи, они почему-то лучше не становятся. А, напротив, обижаются, идут на открытый и острый конфликт. В итоге — отношения испорчены, а мир не стал совершеннее… Оно вам надо?

Пробуксовка времени

Характерная черта перфекционисток — тратить на минутное дело целый час, а то, что можно сделать за неделю, растягивать на долгие месяцы. Время, тем не менее, не резиновое. Именно поэтому дамы-карьеристки, имеющие комплекс «отличницы», так часто не успевают выйти замуж и родить детей, перфекционистки «семейного типа» не имеют времени хоть сколько-нибудь развиться в социальном плане.

Самобичевание

Перфекционистка никогда не бывает удовлетворена результатом. Ей все время кажется, что она недотянула, недопрыгнула, и казнит себя за это. Да, безусловно, иногда полезно себя критиковать, но эта критика не должна переходить в самобичевание — иначе можно убедиться в собственной никчемности и растерять внутренние ресурсы для улучшения.

Потеря здоровья

То, что у «отличниц» страдает здоровье, — неоспоримый факт. Ученые Стенфордского университета выяснили, что люди, предъявляющие слишком высокие требования к себе и другим, в большей степени подвержены эмоциональным и физическим расстройствам, чем те, кому присущи внутренняя гибкость и широкий взгляд на жизнь. Исследования ученых-психологов показали, что каждая пятая женщина, склонная к перфекционизму, страдает хронической бессонницей, частыми головными болями, расстройствами ЖКТ, хронической усталостью, неврозами, анорексией, булимией, навязчивыми идеями. Кроме того, оголтелый перфекционизм может трансформироваться в ананкастическую психопатию, при которой малейшее отклонение от принятого порядка или отход от принятых правил выводит из равновесия.

Так вот — не стоит дожидаться времени, когда пребывание в комнате, где криво висит картина, станет для вас невыносимым, а до работы вы будете доходить только в том случае, если не наступите ни на одну трещинку в асфальте. Обращайтесь к врачу как можно раньше. Лечатся такие состояния жесткой ломкой правил и стереотипов.

Сама себе «скорая помощь»

Andresr/Shutterstock.com

Сбросьте бремя перфекционизма, если вам его навязали. Вовсе не обязательно вы рождены, чтобы ставить мировые рекорды, днем и ночью выглядеть как топ-модель и зарабатывать миллионы. Скорее всего, на эту скоростную лыжню вас поставили родители. Именно они усиленно формировали в вас комплекс отличницы, требуя сверхрезультатов. Детство закончилось, и теперь вы вправе сами выбирать свой путь и идти по нему с той скоростью, которая по душе и по силам.

  • Не мелочитесь. Гораздо правильнее остановиться на достигнутом, чем пытаться добиться совершенства во всех возможных мелочах и нюансах.
  • Не бойтесь ошибиться. Лучше падать и вставать, двигаться вперед, чем топтаться на месте. В конце концов, еще никому не удавалось показывать только идеальные результаты. И у Наполеона было свое Ватерлоо…
  • Вырабатывайте в себе здоровое отношение к критике. Из справедливой и конструктивной извлекайте уроки, а остальную пропускайте мимо ушей. Вы ни на миллиметр не приблизитесь к совершенству, если будете отталкиваться от критики назад, а не использовать ее как рычаг для движения вперед.
  • Опустите планку требовательности к окружающим. Скажем по секрету: то, что для вас недостаточно хорошо, для других вполне нормально.
  • Тратьте ровно столько времени и сил, сколько требует ситуация . Для этого просто постарайтесь овладеть азами тайм-менеджмента, ограничивая время на пустяшные ковыряния.

И главное — полюбите себя, свое тело, своих родных и близких. Не жалейте время на приятные сюрпризы себе любимой. Помните, жизнь коротка, и в ней масса приятных занятий. И оценка «хорошо» отнюдь не хуже, чем «отлично»…

В нашей культуре быть перфекционистом — это предмет особой гордости. «Я никогда не опаздываю». «Я все выполняю на отлично». «Я не понимаю, как люди могут быть такими безответственными». Но за этой гордостью порой стоит усталость, отчаяние и состояние «загнанной лошади».

Вся жизнь — экзамен

Причиной формирования «синдрома отличника» является особое воспитание. Родители требуют от детей высоких достижений — в учебе, спорте, рисовании, музыке, в самообслуживании, уходе за младшими братьями и сестрами. То есть ребенка, по сути, лишают детства и превращают его жизнь в один сплошной экзамен, который надо сдать непременно на отлично. Только в этом случае ребенок имеет право на родительскую любовь. А значит, и на существование.

Так и получается. Ребенок давно вырос, превратился во взрослого. Но по-прежнему сдает экзамен. Если это женщина, то она обязана быть лучшим и самым востребованным специалистом, лучшей женой, домохозяйкой, лучшей мамой. Обязана, потому что иначе она не имеет права на существование — на любовь мужа и детей, на признание коллег, на карьерный рост, на отдых и удовольствия.

Казалось бы, это же прекрасно: стремиться к идеалу, делать все на пять с плюсом — что здесь плохого? Проблема кроется в том, что перфекционисты никогда не достигают ощущения, что действительно все сделали на отлично. Им постоянно кажется, что можно было сделать лучше.

И это происходит по двум причинам: во-первых, слишком высока планка, во-вторых, перфекционисты всегда обесценивают свои достижения. Их коронная фраза: «Меня не за что хвалить — все так могут». Стремясь получить одобрение со стороны других, они, по сути, никогда не получают одобрение от самих себя.

И тогда жизнь превращается в вечную гонку за ощущением удовлетворения от достижений, а это удовлетворение так и не приходит. В итоге не приходит и удовольствие от жизни. Ведь цель не достигнута!

Более того, перфекционистов постоянно преследует страх неудачи. Потому что неудачи для них — это прямое подтверждение того, что они не имеют права на жизнь, на любовь других. Из-за страха потерпеть неудачу такие люди стремятся следовать тому жизненному сценарию, который был заложен в них родителями.

Они выбирают престижную профессию, часто одобренную родителями, но неинтересную самим. Они выходят замуж или женятся на внешне «приличных людях», которые в последствии могут оказаться тиранами. Проводят все свое свободное время в выполнении домашних обязанностей или воспитании детей. Которые тоже непременно должны стать отличниками.

Как избавиться от «синдрома отличника»

Многие считают, что заложенный в детстве жизненный сценарий изменить невозможно. Возможно все. Если вас заинтересовала эта статья, значит, есть шанс, что «синдром отличника» доставляет вам определенный дискомфорт. Осознание проблемы — уже большой шаг за те границы, которые были выставлены вам кем-то.

Для начала попробуйте проанализировать, что вы чувствуете, проживая свою жизнь не в удовольствие, а в постоянной гонке «быть лучше»? Какую вы от этого получаете пользу? И какие потери вы уже понесли (отказ от интересов, отсутствие отдыха, хобби, встреч с друзьями, удовольствия и т.д.)?

Попробуйте ответить честно на вопрос: хотите ли вы продолжать в том же духе? Если вас устраивает то, что с вами происходит, — это тоже нормально. Есть люди, которым сам процесс постоянного достижения приносит удовольствие.

Если же ваш ответ «нет», то для начала попробуйте выполнить какое-то дело неидеально, но приемлемо. Так сказать, вполсилы. Или вовсе не делайте то дело, невыполнение которого не повлечет болезни или смерти вашей или членов семьи. К примеру, не мойте пол сегодня. Посмотрите на реакцию окружающих. Это заметят? Если заметят — что скажут или сделают? Может быть, можно делегировать кому-то из домашних эту обязанность — тому, кого не устраивает немытый пол?

Важно почувствовать и усвоить, что «неидеальность» для вас безопасна и не несет угрозы вашему существованию.

Подумайте, какие приятные дела вы запрещали себе в последнее время, потому что «нет времени», «я должна уделять внимание мужу и детям», «на это нет денег». Разрешите себе это маленькое приятное дело. Помните: если вы действительно разрешили себе что-то, вы не будете чувствовать впоследствии вину.

Разрешать себе что-либо — это действительно риск. Пока мы действуем только так, как от нас ожидают другие, мы перекладываем всю ответственность за свою жизнь на них. Как только мы сами выбираем, как нам действовать, мы берем ответственность на себя.

Попробуйте взять на себя ответственность за свою жизнь. Это расширяет горизонты и наполняет жизнь красками.


Оцените, пожалуйста, этот материал, выбрав желаемое количество звезд

Оценка читателей сайт: 4 из 5 (38 оценок )

Заметили ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Благодарим за помощь!

Статьи раздела

22 июля 2018 Третий модуль курса «Эмоциональный интеллект» – «Практика взаимодействия» – для большинства участников группы проходил сложнее всех остальных. Одно дело, когда диагностируешь свое состояние и учишься его корректировать, и совсем другое – контакт с другими. Когда мы делимся своими чувствами с другими людьми, мы становимся ближе друг к другу. А не этого ли мы хотим?..

02 мая 2018 С того момента, как мы с Женей Крюковой решили исследовать тему эмоционального интеллекта, прошло полгода. За это время я успела побывать на двухдневном интенсиве у Василия Проня, и мы обе - на первых двух модулях курса «Эмоциональный интеллект» у семейной тренерской четы Захаровых...

17 февраля 2018 Принять участие в тренинге Инны Захаровой «Практики осознанного проживания эмоций» мне захотелось сразу и очень сильно. Во-первых, тема нынче популярная и полезная. А во-вторых, после игры «Зеркало» хотелось снова попасть под поддерживающее, мягкое ведение Инны, с одной стороны, и провокационные вопросы о себе же от Евгения, с другой...

17 января 2018 Редакция портала сайт решила выяснить, почему изучение и применение эмоционального интеллекта приобретает такое важное значение в выживании и развитии человека, а обучение EQ завоевывает все большую и большую популярность. Мы решили пообщаться с опытными белорусскими тренерами и преподавателями, пройти обучение в разных компаниях, сравнить подходы и выделить наиболее полезное в каждом из тренингов, а также оценить послевкусие сразу после каждого тренинга и спустя несколько недель по его завершении...



Случайные статьи

Вверх