Что такое «подходящая» работа в Центре занятости? Подходящая работа Что значит подходящая работа

Отвечает Вашей профессиональной пригодности – то есть, учитываются Ваши профессиональная подготовка, навыки, которые подтверждаются документом об образовании (дипломом, свидетельством), Ваш опыт работы, уровень квалификации (разряд, класс, категория), которые Вам позволят выполнять работу правильно и своевременно;
отвечает условиям Вашего последнего места работы (службы) (кроме оплачиваемых общественных работ) – то есть, Вам не могут предложить худшие условия труда, это в частности касается и заработной платы, которая не может быть ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы граждан. Однако если ваш среднемесячный заработок превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации, подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке;
соответствует состоянию Вашего здоровья;
соответствует требованиям транспортной доступности рабочего места – то есть, максимальной удаленности соответствующей работы от места, где Вы проживаете (транспортная доступность определяется органами местного самоуправления по месту Вашего жительства).

Если Вы являетесь инвалидом, и хотите использовать этот особый статус в отношениях со службой занятости), то при регистрации в качестве безработного для поиска подходящей работы помимо стандартного перечня документов Вам необходимо представить - индивидуальную программу реабилитации инвалида и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда.

Если работа, отвечающая Вашей профессиональной подготовке, отсутствует - Вы можете в течение всего первоначального периода безработицы ждать от органа службы занятости предложения по поводу подходящей Вам вакансии, пользуясь, при этом, правом на получение пособия по безработице.

Однако Вы вправе согласиться на выполнение работы, иной по характеру, чем Ваша предыдущая работа, а также на работу, требующей более низкого уровня квалификации. Также Вы можете согласиться на общественные работы, повышение квалификации, переподготовку.

Что касается транспортной доступности рабочего места, то Вы можете узнать требования к ней в органе службы занятости по месту своего жительства, так как они устанавливаются органом службы занятости исходя из максимальной удаленности подходящей работы от места жительства безработного с учетом развития сети общественного транспорта в данной конкретной местности.

ВАЖНО: Некоторым категориям граждан может быть предложена в качестве подходящей любая (!) оплачиваемая работа (как постоянная, так и временного характера, включая общественные работы), учитывающая Ваш возраст и иные особенности, которая может требовать либо не требовать от Вас наличия предварительной подготовки.

В каких случаях это возможно?

Вы впервые ищете работу (раньше не работали) и не имеете специальности (профессии);
Вы были уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, которые предусмотрены трудовым законодательством РФ, более 1 раза в течение года, который предшествовал периоду вашей безработицы;
Вы прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность (деятельность в качестве индивидуального предпринимателя) или вышли из членов крестьянского (фермерского) хозяйства;
Вы хотите возобновить свою трудовую деятельность после долгого (более 1 года) перерыва;
Вы были направлены органом службы занятости на обучение и были отчислены за виновные действия;
Вы отказались от повышения либо восстановления имеющейся у Вас квалификации по Вашей профессии, отказались получить смежную профессию либо пройти переподготовку после окончания установленного периода времени, в котором Вам выплачивали пособие по безработице;
Вы состоите на учете в органе службы занятости более 12 месяцев либо более 3 лет не работаете;
Вы обратились в орган службы занятости после окончания сезонных работ.
При этом не забывайте, что «любая работа» - не означает работу, не соответствующую требованиям трудового законодательства.
Тем, у кого уже есть опыт трудовой деятельности, Вам будут предлагать работу по иному принципу.

Подбирая Вам работу, специалисты службы занятости будет учитывать Вашу квалификацию. А в случае, если Вы имеете несколько профессий, то поиск производится по каждой из них. Предпочтение будет отдаваться той из Ваших профессий, специальностей, по которой Вы работали непосредственно перед тем, как обратиться в службу занятости. Предлагая Вам вакансии, служба занятости должна стремиться учитывать Ваши пожелания.

Имейте в виду, что неподходящей будет работа, если:

Предлагаемая работа требует перемены Вашего места жительства, а Вы на это не согласны;
предложенные Вам условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда (к примеру, требованиям Глав 34, 36 Трудового кодекса РФ);
предложенный Вам заработок ниже среднего заработка, который Вы получали за последние три месяца по своему последнему месту работы (службы).

ВАЖНО: Работа не может считаться неподходящей по последнему основанию, если Ваш среднемесячный заработок был выше прожиточного минимума в субъекте РФ, где Вы проживаете. Предложенная Вам работа не может быть подходящей, если заработок по ней будет ниже величины прожиточного минимума в Вашем субъекте РФ.

Материал обновлен в рамках проекта «Трудовые права для всех»: знать и защищать свои права в кризисных ситуациях». Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Правовой статус безработного представляет собой совокупность его прав и обязанностей. В гл. II Закона о занятости определен перечень основных (статутных) прав безработных, по некоторые из них, равно как и обязанности, закреплены и в других главах (например, право на пособие но безработице).

Так, безработный имеет право:

  • – на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;
  • – бесплатную консультацию и бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
  • – бесплатное получение услуг по содействию в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, психологической поддержке, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости;
  • – бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования;
  • – самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;
  • – обжалование решения, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ;
  • социальную поддержку в виде:
    • а) выплаты пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности;
    • б) выплаты стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
    • в) материальной помощи в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе и в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
    • г) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости;
    • д) предоставления возможности участия в оплачиваемых общественных работах.

Безработные обязаны:

  • – являться в органы службы занятости для перерегистрации не реже одного раза в месяц;
  • – участвовать по истечении трехмесячного периода безработицы в оплачиваемых работах или пройти обучение по направлению органов занятости населения (для лиц, указанных в законе);
  • – являться на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
  • – являться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу);
  • – сообщать в орган службы занятости о самостоятельном трудоустройстве, поступлении на обучение по очной форме, призыве на военную службу (сборы);
  • – выбрать один из предложенных органом службы занятости вариантов подходящей работы.

При определении понятия "безработный" и в процессе подыскания гражданам работы на практике могут возникнуть трудности с квалификацией ее в качестве подходящей и неподходящей. Закон о занятости четко регламентирует указанные разновидности работ. Дефиниция понятия "подходящая работа" содержится в ст. 4 Закона о занятости.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства РФ о труде, считается подходящей для граждан:

  • – впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности);
  • – уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего безработице, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, указанные в законодательстве;
  • – ранее занимавшихся трудовой деятельностью и стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
  • – направленных органами занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  • – отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • – состоящих на учете в органах занятости более полутора лет, а также более трех лет не работавших;
  • – обратившихся в органы занятости после окончания сезонных работ.

Не считается подходящей работа:

  • – если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  • – если условия труда по предлагаемой работе не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  • – если предлагаемый заработок ниже среднего заработка обратившегося по последнему месту работы. При этом максимальный предел среднего заработка ограничен величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ.
  • Понятие, предмет, метод и система трудового права
    • Понятие права на труд в его историческом развитии
    • Регулирование труда на различных этапах общественного развития
      • Регулирование труда на различных этапах общественного развития - страница 2
      • Регулирование труда на различных этапах общественного развития - страница 3
    • Понятие трудового права как отрасли права
    • Предмет трудового права
    • Метод трудового права
    • Система отрасли трудового права
    • Сфера действия норм трудового права
    • Юридически значимые обстоятельства в трудовом праве
    • Соотношение трудового права с другими смежными отраслями
    • Предмет, методы и система науки трудового права
    • Цели и задачи трудового законодательства
    • Функции трудового права
  • Источники трудового права
    • Понятие источников трудового права и их особенности
    • Классификация источников трудового права
    • Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
    • Факторы дифференциации
    • Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда
    • Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права
      • Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права - страница 2
    • Международно-правовое регулирование труда
      • Международно-правовое регулирование труда - страница 2
    • Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права
      • Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права - страница 2
    • Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права
      • Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права - страница 2
    • Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений
      • Роль Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в регулировании трудовых отношений - страница 2
    • Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
    • Соглашения, коллективные договоры, иные локальные акты организации как источники трудового права
  • Принципы трудового права
    • Понятие правовых принципов и их виды
    • Отраслевые принципы трудового права
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 2
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 3
      • Отраслевые принципы трудового права - страница 4
    • Принципы институтов трудового права
      • Принципы институтов трудового права - страница 2
    • Соотношение общих, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов
    • Реализация принципов трудового права через права и обязанности субъектов
  • Субъекты трудового права
    • Понятие субъектов трудового права
    • Классификация субъектов трудового права
    • Правовой статус субъектов трудового права
    • Граждане как субъекты трудового права
      • Граждане как субъекты трудового права - страница 2
    • Работодатели как субъекты трудового права
      • Работодатели как субъекты трудового права - страница 2
    • Представители работников как субъекты трудового права
    • Представители работодателей как субъекты трудового права
    • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
    • Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
    • Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
  • Права профсоюзов в сфере труда
    • Понятие профсоюзов, право на объединения в профсоюзы
    • Защита трудовых прав работников профсоюзами
      • Защита трудовых прав работников профсоюзами - страница 2
    • Основные права профсоюзов, их классификация
      • Основные права профсоюзов, их классификация - страница 2
      • Основные права профсоюзов, их классификация - страница 3
    • Гарантии осуществления профсоюзных прав
      • Гарантии осуществления профсоюзных прав - страница 2
  • Трудовые отношения
    • Система отношений в трудовом праве
    • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения
      • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения - страница 2
      • Понятие, содержание и субъекты трудового отношения - страница 3
    • Отличие трудового отношения от других отношений, возникающих при использовании труда
    • Общая характеристика отношений по трудоустройству
    • Отношения по организации труда и управлению трудом
    • Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
    • Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
    • Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства
    • Отношения по материальной ответственности работников и работодателей
    • Отношения по обязательному социальному страхованию работников
    • Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства
    • Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
    • Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
    • Отношения по самозащите трудовых прав
  • Коллективные договоры и соглашения
    • Сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях
    • Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
      • Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров
      • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров - страница 2
      • Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров - страница 3
    • Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители
      • Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители - страница 2
    • Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
    • Структура и содержание коллективного договора
    • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 2
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 3
      • Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности - страница 4
    • Структура и содержание соглашений
    • Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
      • Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений
      • Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений - страница 2
    • Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
  • Занятость и трудоустройство
    • Общая характеристика законодательства о занятости населения
    • Понятие занятости и занятых граждан
      • Понятие занятости и занятых граждан - страница 2
    • Понятие безработного гражданина
      • Понятие безработного гражданина - страница 2
    • Правовой статус безработного гражданина
    • Понятие подходящей работы
    • Порядок и сроки выплаты пособий по безработице
      • Порядок и сроки выплаты пособий по безработице - страница 2
    • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
    • Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
    • Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
    • Понятие общественных работ
    • Понятие массового увольнения и его правовые последствия

Понятие подходящей работы

В п. 1 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дано понятие подходящей работы. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности.

В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей не может считаться работа, если:

  1. она связана с переменой места жительства без согласия гражданина
  2. условия труда не соответствуют нормам и правилам по охране труда
  3. предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, за исключением случаев, когда средний месячный заработок гражданина превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации

Сказанное позволяет выделить следующие обстоятельства, доказанность которых позволяет признать подходящей предлагаемую гражданину работу. Во-первых, таким обстоятельством является предоставление гражданину работы, которая соответствует профессиональной пригодности гражданина с учетом уровня его профессиональной подготовки.

То есть при предоставлении работы гражданину должны быть учтены имеющаяся у него профессия, а также навыки работы по этой профессии. При предоставлении подходящей работы учитываются и профессиональные навыки гражданина, полученные по последнему месту работы.

Во-вторых, предлагаемая работа должна соответствовать условиям последнего места работы. В связи с этим при предложении подходящей работы должны быть учтены профессия, должность, специальность по последнему месту работы, размер получаемой заработной платы в сумме, не превышающей прожиточный минимум на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из данного правила сделано исключение для выполнения общественных работ, к которым граждане могут привлекаться и без учета условий последнего места работы. В-третьих, обстоятельством, характеризующим правовое понятие подходящей работы, является соответствие состояния здоровья гражданина предлагаемым условиям для будущей трудовой деятельности.

Не может считаться подходящей работа, которая противопоказана гражданину по состоянию здоровья. В-четвертых, обстоятельством, входящим в правовое понятие подходящей работы, является транспортная доступность предлагаемого гражданину рабочего места. Рабочее место, которое предлагается гражданину в качестве подходящей работы, должно находиться в том же населенном пункте.

Предоставление работы в другом населенном пункте связано с переменой места жительства. Поэтому предоставление работы в другом населенном пункте может быть признано подходящей работой исключительно с согласия гражданина. Такое согласие должно быть выражено в простой письменной форме. В пределах населенного пункта максимальную удаленность подходящей работы от места жительства гражданина определяет соответствующий орган местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

При превышении установленных органом местного самоуправления нормативов удаленности предлагаемой работы от места жительства гражданина такая работа не может быть признана подходящей. В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие "подходящая работа", является соответствие условий труда по предлагаемой гражданину работе действующим требованиям по охране труда.

Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что предлагаемая гражданину работа является для него подходящей. При возникновении спора между гражданином и органом службы занятости по поводу предлагаемой гражданину работы обязанность доказать перечисленные обстоятельства лежит на представителях соответствующего органа службы занятости.

Из рассмотренных правил признания работы подходящей сделано исключение. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям действующего законодательства, является подходящей для следующих граждан:

1) впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), уволенных более одного раза в течение одного года, предшествующего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и иные виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;

2) отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности); получить смежную профессию или пройти переобучение после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

3) состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

4) обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Однако и предлагаемая перечисленным гражданам работа должна соответствовать требованиям действующего трудового законодательства, а также их состоянию здоровья.

Предлагаемая им работа не может быть признана подходящей, если она противопоказана по состоянию здоровья. Предлагаемая перечисленным гражданам работа для ее признания подходящей должна соответствовать установленным требованиям транспортной доступности.

Однако при предоставлении перечисленным гражданам подходящей работы не учитываются их профессиональные навыки, а также условия последнего места работы. С очевидностью возникает вопрос о соответствии перечисленных ограничений прав граждан требованиям ст. 19, 55 Конституции РФ, решение которого относится к подведомственности Конституционного Суда РФ.


Отвечает Татьяна ИВАНОВА, начальник отдела Центра занятости населения Новочебоксарска.

Какая работа считается подходящей для безработного, а какая неподходящей?
Марина РОЖКОВА.
В п. 1 ст. 4 Закона о занятости населения подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Критерием профессиональной пригодности является уровень профессиональной подготовки, подтверждением чего служит диплом (свидетельство) учебного заведения, курсов.
Прежняя работа оценивается по последним записям в трудовой книжке. Если гражданин имеет несколько профессий, то поиск работы проводится по каждой из них. При этом предпочтение отдается той профессии, по которой он работал до увольнения.
При подборе работы учитывается размер средней заработной платы по последнему месту работы. Не может считаться работа подходящей, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. На сегодняшний момент прожиточный минимум в Чувашской Республике составляет 4586 рублей.
Возможность выполнять работу с учетом состояния здоровья рассматривается применительно к конкретному человеку. Состояние здоровья определяется заключением клинико-экспертной комиссии или инвалидам индивидуальной программой профессиональной реабилитации, разработанной бюро медико-социальной экспертизы.
Транспортная доступность рабочего места предполагает учет таких факторов, как удаленность организации, марш-руты общественного транспорта, продолжительность времени, затрачиваемого на дорогу.
Исключение из общего правила по подбору подходящей работы предусмотрено в п. 3 ст. 4 Закона о занятости населения. Для следующих категорий граждан подходящей является оплачиваемая работа (в том числе имеющая временный характер и относящаяся к общественным работам), требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки:
— для впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
— уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Россий-ской Федерации;
— прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
— направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
— отказавшихся повысить квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
— состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев;
— не работавших более трех лет;
— обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Кто устанавливает максимальную и минимальную величину пособия по безработице?
Владимир П.

Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются постановлением Правительства Российской Федерации. На 2009 год установлены минимальная величина пособия по безработице в размере 850 рублей, максимальная — 4900 рублей.

Согласно закону «О занятости населения в Российской Федерации» при решении органами службы занятости вопроса о присвоении гражданину статуса безработного одним из важнейших условий является невозможность подбора для него подходящей работы.

Дело в том, что правительства многих стран с рыночной экономикой стараются выработать различные подходы к смягчению социальных последствий безработицы. Один из таких методов - дифференцированный подход при трудоустройстве безработных, назначении пособий по безработице различным группам людей. Безработный вправе без ущерба для себя отказаться от предложенной ему так называемой неподходящей (для него) работы, но не должен без негативных последствий отказываться от предложенной ему подходящей (для него) работы.

Таким образом, он на определенный срок сохраняет себя в своей профессиональной, а значит, и в социальной группе, оставаясь на определенном месте в социальной иерархии общества. Это позволяет безработному чувствовать себя более уверенно как в материальном, так и в моральном плане. Что же касается государства, то оно сохраняет сложившуюся социальную структуру общества, препятствуя тем самым ее деградации - изменению в сторону роста количества людей, относящихся к так называемым низам общества, всегда недовольным условиями своей жизни в рамках существующего государственного строя.

В международное право юридический термин «подходящая работа» впервые был введен Конвенцией Международной организации труда (МОТ) «О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам». Авторы этой Конвенции исходили из того, что применение термина «подходящая работа» является ключевым в системе оказания помощи безработным как при поиске для них работы, так и при выплате пособия по безработице. Для того чтобы иметь основание на получение пособия, безработные граждане должны оказаться в положении, в котором невозможно подыскать подходящую работу.

Термин «подходящая работа» имеет важное значение и для работодателей: чем больше профессионально-квалификационный уровень нанимаемых безработных отвечает профилю и потребностям предприятия, тем меньше дорогостоящая для работодателей текучесть кадров. Даже если требование о «подходящей работе» может в некоторых случаях привести к продлению срока выплаты пособий в рамках установленного максимального периода, оно себя оправдывает. При этом некоторое увеличение времени поиска работы будет не столько мешать, сколько способствовать более тщательному отбору вариантов имеющихся вакансий и подбору более подходящей гражданам работы, а в дальнейшем будет способствовать снижению текучести кадров.


Конвенция МОТ.№ 44 указывает на возможные критерии подходящей работы:

Þ владение профессии, навыков, способностей, образования, профессионального опыта;

Þ местонахождение предлагаемой работы, учет времени, затрачиваемого на проезд к месту работы и необходимость смены местожительства;

Þ вознаграждение за работу, условия труда;

Þ непричастность к трудовым конфликтам и др.

Однако, в силу социально-экономических различий стран критерии лежащие в основе определения «подходящей работы» также различаются: где-то они «размыты» и могут трактоваться не однозначно и не всегда в пользу безработного; где-то они чрезмерно конкретизированы, пытаясь предусмотреть все возможные ситуации.

В соответствие со статьей 4 закона «О занятости населения в Российской Федерации» подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует:

Ö профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки;

Ö условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ);

Ö состоянию здоровья;

Ö транспортной доступности рабочего места.

Остановимся более подробно на каждом из указанных условий.

Профессиональная пригодность работника определяется, прежде всего, уровнем профессиональной подготовки и опытом работы. Основные пути профессиональной подготовки -обучение в образовательных учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования, а также профподготовка на производстве или краткосрочных курсах. Профессиональное образование должно быть подтверждено соответствующим дипломом (свидетельством) образовательного учреждения. Сведения о квалификационных разрядах по рабочим профессиям записываются в трудовую книжку. В случае, если гражданин длительный срок не работал в соответствии с имеющимся профессиональным образованием, может быть целесообразно восстановление его квалификации.

При наличии у гражданина высшего и среднего профессионального образования подбор подходящей работы может проводиться по обеим профессиям, с учетом опыта работы как по одной, так и по другой профессии. В целях более точного определения профессиональной пригодности граждан при направлении их на должности служащих целесообразно пользоваться квалификационными характеристиками, содержащимися в тарифно-квалификационных справочниках. Если гражданин имеет несколько рабочих профессий, поиск работы ведется по каждой из них. При отсутствии вакансий, соответствующих профессиональному образованию, с согласия гражданина предлагаются другие варианты работы.

К сожалению, в статье 4 нет четкого разъяснения относительно «условий последнего места работы», однако, ряд правоведов относит к ним оплату труда по последнему месту работы: предлагаемая Службой занятости работа не может считаться подходящей, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (См. Жданова И., Привалов В., Филатова Л. Подходящая и неподходящая работа//Пресс-аналитик. Информационно-аналитический бюллетень/Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда С.-Петербурга. – СПб., 2000. № 1-2).

Средний заработок по последнему месту работы включает в себя, в общем случае, фиксированную часть (например, оклад по штатному расписанию), и, кроме того, надбавки, премии и другие выплаты. Указываемый же в заявке работодателя предлагаемый заработок зачастую включает в себя только фиксированную часть, что не всегда отражает величину фактического заработка, который будет получать претендент на вакантное место и, в ряде случаев, может привести к отнесению подходящей работы к категории неподходящей. Наряду с этим необходимость однозначного учета, без всяких исключений, именно среднего заработка зачастую делает невозможным подбор подходящей работы для граждан - инвалидов, имеющих высокий средний заработок до установления инвалидности.

При подборе подходящей работы следует учитывать, что для граждан, принимавших участие в оплачиваемых общественных работах в период нахождения их на учете в органах службы занятости в качестве безработных, полученные за выполненные работы денежные суммы не считаются заработком по последнему месту работы.

Гражданам, у которых средний заработок превышал величину прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, может быть предложена работа с заработной платой, равной прожиточному минимуму.

Состояние здоровья. Если у гражданина имеются ограничения к различным видам работ по состоянию здоровья, то подбор подходящей работы производится с учетом заключения КЭК поликлиники. Для инвалидов подходящей считается только та работа, которая соответствует рекомендациям, указанным в справке МСЭ и в индивидуальной программе реабилитации инвалида.

Транспортная доступность рабочего места. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Кроме того, оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации о труде, считается подходящей для граждан:

¨ Впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности). Подбор подходящей работы для указанной категории граждан ведется с учетом состояния здоровья и транспортной доступности рабочего места.

¨ Отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы, уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ранее занимавшихся предпринимательской деятельностью, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, о также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действие;

¨ состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;

¨ обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

Законодательством также оговариваются те ситуации, при которых работа не может считаться для гражданина подходящей. Таковой не будет работа, если:

¨ она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

¨ условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

¨ предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже прожиточного минимума исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.



Случайные статьи

Вверх