Чем отличается настоящая любовь от привязанности? Любовь: определение любви, научное объяснение, мнение философов и цитаты о любви. Что такое любовь

Для каждого человека имеется собственное определение этого чувства. Кто-то убежден, что любовь – это способность отдать жизнь за дорогого человека, в понимании его, это – желание и стремление сделать второю половинку счастливой. Таких определений может звучать множество, и, наверняка, все мы по-своему правы, вкладывая что-то свое в понятие того, что такое настоящая любовь.

Что такое любовь с духовной и материальной точки зрения

Объяснение любви с точки зрения биохимии

Биохимики не отрицают, что любовь можно назвать одним из наиболее сложных чувств, и полностью объяснить ее, используя какую-либо научную модель, попросту невозможно. И все же, ряд исследований, помогает увидеть, что именно происходит с человеком в этот период.Ученые рассматривают это понятие как комплексный процесс импринтинга, который базируется на взаимодействии психологического опыта, влияния гормонов, генетических факторов. В итоге у каждого появляются некие внутренние ориентиры, действующие на уровне подсознания – они сразу определяют подходящего партнера. Такую матрицу ориентации еще называют картой любви.Как известно, различные биохимические стимулы способны активизировать романтическую реакцию. По словам ученых, на этот процесс заметное влияние могут оказать феромоны. Речь идет о запахах, которые возникают при сексуальном влечении. Отметим, что в поте мужчин, присутствует химическое вещество, которое называют андростенолом – именно оно привлекает тех или иных женщин. В свою очередь, состав женской вагинальной секреции включает в себя вещества, которые именуются копулинами. Некоторый период назад даже проводились контрольные эксперименты, призывающие мужчин вдыхать эту субстанцию! В результате выяснилось, что копулинам под силу повышать сексуальную привлекательность женщины.Когда начинается стадия привлечения, на мозг воздействует фенилэтиламин, который по влиянию схож с амфетаминами и прочими средствами, возбуждающими эйфорию. Этот процесс увлекает людей, возбуждающе действуя на них. И все же, важно отметить, что постепенно воздействие порою ослабевает, и тогда может начаться поиск нового партнера – таким образом, человек стремится пережить прежнюю эйфорию.

Объяснение любви с точки зрения духовности

Безусловно, у христианства также имеется свое мнение на этот счет. Этим словом характеризуются различные состояния, и какие именно – зависит от мировоззрения человека. Во внимание берется его чистота сердца, личный «жизненный подвиг». В первую очередь, с точки зрения духовности, любовь выражается в способности жертвовать, и научиться жертвенности очень непросто. Считается, что этому противостоят такие качества, как эгоизм, гордыня, себялюбие, которые замыкают сердце в круг заботы лишь о своем благе, своей выгоде. Если человек не способен на жертву ради другого в больших делах и повседневной жизни, то о любви не может быть и речи. В таком случае, стремясь к собственному счастью, в итоге мы его не достигаем, оставаясь одинокими – неудовлетворенность останется, даже если нам удалось познать множество земных наслаждений.Бытует мнение, что духовный человек обладает острым умом, развитым чувством эстетики, обширными познаниями и замечательным воспитанием. Однако, по мнению православия, без любви в сердце все эти качества малозначительны.

Определение любви своими словами, кратко и ясно

Если говорить кратко, и суммировать все рассуждения биохимиков и представителей православия, то можно сказать, что настоящая любовь – это желание заботиться о другом человеке и делать его счастливым. При этом желание, неизменно должно переходить в действие.

Что значит любовь в жизни человека

Многие убеждены, что лишь любовь способна придать смысл жизни, и, конечно, с этим практически невозможно спорить. Зачастую, сквозь всю жизнь человека, так или иначе, проходит любовь. Сначала мы питаем это сильное чувство к родителям или воспитателям, потом к друзьям, потом приходит «первая влюбленность» к представителю (представительнице) противоположного пола, к детям, Родине, к жизни, к природе, к Богу, к человечеству и так далее. При этом последовательность может быть и иной, но как бы там ни было, без любви не обойтись. Кто-то считает, что этот дар помогает достигать в жизни вершин, но есть и такие люди, которые убеждены, что из-за него лишились чего-то важного и нужного в своей жизни – у каждого, безусловно, своя история и своя правда.Как бы там, ни было, но, без любви человек морально погибает. Если ему пришлось расти в гневе, то и сам он оказывается в итоге озлобленным на всех окружающих, будто желая отомстить им за страдания. Не неся в сердце любви, человек не знает сострадания и не ведает, что такое прощение – в результате он зачастую ощущает в себе пустоту, даже не осознавая до конца, откуда она взялась.А между тем, любовь дарит нам возможность обрести в жизни все необходимые для полного счастья блага – гармонию, понимание, доверие, уважение, сострадание. Человек, который любит и которого любят, получает мощнейший стимул для роста – духовного, карьерного и так далее. Он учится ставить перед собой четкие цели и имеет силы на их достижение. Однажды многие из нас приходят к выводу, что когда любовь оказывается на первом месте, остальные ценности и блага также обретают собственные места.

Почему мы влюбляемся в одних и игнорируем других

(зачастую более выгодных и привлекательных партнеров) Наверняка, вам известно выражение «наступать на одни и те же грабли». Зачастую оно применяется тогда, когда звучат некие истории из личной жизни. Многие мужчины и женщины, выбирают партнеров, которые во многом похожи на их предыдущих пассий, и зачастую даже не отдают себе в этом отчет. Почему же так происходит?Можно назвать три причины такого явления: 1) Идеал в подсознании. С юных лет в подсознании многих мужчин появляется образ идеальной партнерши. Он может быть сформирован под влиянием многих факторов – матери, героини фильма, привлекательной и доброй соседки и так далее. Пройдут годы, и мужчина, возможно, даже не вспомнит, почему именно у него вызывают трепет, например, брюнетки и девушки с зелеными глазами. Конечно же, идеал складывается с нескольких характеристик, которые не обязательно должны быть «совершенными» в общепринятом понятии. Как только молодой человек все же встречает девушку, которая обладает хоть какими-то качествами, идеализируемыми ним в подсознании, он начинает испытывать к ней сильные чувства. Более того, иногда подобные встречи воспринимаются мужчиной, как подарок судьбы, удивительное совпадение или мечта, которая неожиданно стала явью. В действительности подобные знакомства не имеют ничего общего с чудом – это итог подсознательного поиска идеальной партнерши. 2) Нарциссизм. Как ни странно, но нарциссизм также порою играет роль в поиске идеальной партнерши. Наверно, вы не раз слышали, как какой-то парень говорит о своей возлюбленной: «Мы так похожи!», «У нее такие же вкусы в еде, как и у меня», «У нас одинаковое чувство юмора, мы понимаем друг друга с полуслова», «У нее в детстве тоже были проблемы с родителями». Считая себя в чем-то идеальным или ущемленным, мы видим эти черты в других людях, считая их близкими себе по духу. Так как человек зачастую себя любит, то это чувство он готов распространить и на того, в ком он в той или иной степени видит свое отражение. 3) Комплекс Эдипа. Бытует мнение, что почти каждый мужчина несет в себе комплекс Эдипа – это может выражаться довольно явно или же слабо. Что имеется в виду? Как ни крути, если мальчик растет с матерью, то она невольно становится первой женщиной, к которой он начинает испытывать сильные чувства. Да, они имеют определенные отличия от тех чувств, которые впоследствии он будет испытывать к сверстнице, но все же они очень сильны, и накладывают определенный отпечаток. Многим мальчишкам их мать кажется «самой красивой в мире», «самой умной» и так далее. Подсознательно эта установка может остаться. В итоге с юности молодой человек будет обращать внимание на девушек, которые имеют некое сходство с его матерью. Это может быть черта характера, цвет волос, манера говорить, хозяйственность и многое другое.Также может сложиться и совершено противоположная ситуация. Если у мужчины были тяжелые отношения с матерью, и некоторые моменты из детства он не может вспоминать без содрогания, то, вероятно, он будет искать партнершу, которая будет иметь как можно меньше общего с его родительницей.

Как понять, любишь ты человека или нет

Рассмотрим признаки любви, которые возникаю непосредственно у мужчины к женщине.

Признаки настоящей любви

Сексуальное влечение Если вы испытываете сильную сексуальную тягу к некой особе, то не исключено, что дело этим не ограничивается, и вы по-настоящему влюблены. Наверно, многим известны истории, когда, по прошествии многих лет брака, чувства супругов угасают, и это приводит к тому, что они перестают друг друга «хотеть». Если же влечение есть, то есть место и любви – конечно, первое может быть и без второго, однако любовь мужчины к женщине без сексуальной тяги встречается редко.

Душевный контакт Как мы уже упоминали, сексуальное желание может быть одним из признаков любви, но гораздо более серьезный показатель – склонность к душевному контакту с человеком. Вам хочется находиться в обществе определенной девушке, знать, какое у нее имеется мнение на тот или иной счет. Это может проявляться, как при реальных встречах, так и при виртуальном общении, телефонных звонках. Если вы испытываете потребность в общении с определенной девушкой, то это явно указывает на то, что она не безразлична вам.Внутреннее пространство Многие мужчины всячески стараются ограничивать свое внутреннее пространство определенными рамками, стремятся к некой свободе. Если кто-то начинает посягать на возведенные ним границы, мужчина реагирует довольно болезненно и резко, однако, если вы чувствуете, что не хотите ничего скрывать от этой девушки, а наоборот, даже хотите, чтобы она стала главной частью вашей личной жизни, то, скорее всего, вы влюбились.Жертвенность Один из самых ярко выраженных признаков настоящей любви. Если вы чувствуете, что ради своей избранницы способны изменить устоявшимся привычкам, забыть о каких-то давних увлечениях, то это говорит о многом – значит, вы готовы идти на определенные жертвы, а на пустом месте этого, конечно, не происходит.Трепетное отношение Вы можете нисколько не заботиться о том, что о вас подумают другие, какое впечатление вы производите, какое влияние оказывают ваши некоторые слова и поступки. Однако все это не относится к определенной девушке. Вам важно ее мнение, вы не хотите ее обидеть, и вам больно осознавать, что каким-то своим действием вы могли обидеть избранницу. Конечно же, если вам важен душевный покой и равновесие определенной женщины, то это признак вашей любви к ней.Забота Когда мы любим, то невольно стремимся улучшить жизнь и заботу о любимом во всех планах. Это может выражаться в мелочах (желание принести кофе в постель), так и в более глобальных появлениях (купить ей зимние сапоги). Мужчина, любящий женщину, отчасти относится к ней, как к собственному ребенку – для него естественна забота о ней, в том числе и материальная.

Симптомы проявления любви

Если вы любите женщину, то это определяется по некоторым «симптомам». Вы часто думаете о ней, прокручиваете в голове ваши диалоге, мечтаете о встрече, хотите узнать о ней, как можно больше, стремитесь часто бывать в ее обществе, хотите сделать что-то приятное для нее.

Порою, бывает очень непросто отличить эти два чувства, так как внешние их проявления весьма схожи. И все же, существуют и немаловажные отличия. Итак, влюбленность может вспыхнуть после первой же встречи, в то время как для развития настоящей любви требуется определенное время. В итоге влюбленность может продлиться совсем недолго (максимум 3 года), тогда как настоящая любовь с годами лишь укрепляется и не подвластна времени.Стоит признать, что любовь, как и влюбленность, вызывают желание обладать объектом своих чувств, общаться с ним. Однако заметим, что влюбленная особь в первую очередь жаждет получить наслаждение и удовольствие от контакта с близким человеком, в то время как любящий человек, все же, больше нацелен на то, чтобы самому стать источником счастья для любимого человечка, даже если тот не готов что-либо дать взамен. Попросту говоря, влюбленность обычно стремится получить, а любовь – отдать. Именно поэтому влюбленность можно назвать вполне обычным делом, а вот искренне любить способны далеко не все люди. Если вы способны на самопожертвование ради своей половинки, то чувство любви, безусловно, знакомо вам.Влюбленный человек идеализирует партнера, и когда выясняется, что тот не так совершенен, как предполагалось, то это начинает раздражать и отталкивать. У любящего все происходит иначе – он изначально видит все отрицательные стороны объекта любви, и принимает их.Если человек любит, то он не требует отдачи. Не взаимность неспособна пробудить в нем ненависть, злобу и прочие негативные чувства. Если же взаимности не удается добиться влюбленному человеку, то он начинает испытывать к избраннику гамму отрицательных чувств.

Чем отличается любовь от привязанности

Случается так, что люди уже не испытывают друг к другу любви, начинают «посматривать» на других возможных партнерах, но при этом не расстаются. Свой союз они объясняют просто – они любят друг друга, но сейчас у них непростой период. Безусловно, бывает и такое, но чаще всего дело в том, что любовь уже давно уступила место привязанности. Как это определить?Для начала, попробуем сформулировать эти термины. Любовью можно назвать безусловное чувство к персоне, которое исключает ярко выраженные отрицательные эмоции и побуждения. Любящая особа искренне желает счастья своему избраннику. В свою очередь, привязанностью называют условное чувство к ближнему, которому вполне знакомы и негативные эмоции: страх потери, зависимость, обостренная ревность, требовательность.У многих психологов имеется свой способ определить – любит человек, либо испытывает привязанность. Итак, предлагаем воспользоваться этим методом. Представьте, что вы со своей партнершей расстались уже довольно давно, и сегодня просто вспоминаете о том времени, когда вы были вместе. Какие воспоминания всплывают первым делом, какие эмоции ощущаются вами от присутствия этой персоны в вашей жизни в первую очередь? Радость или недовольство чем-то, неудовлетворенность в чем-то?Как еще можно отличить настоящую любовь от привязанности? Замечено, что влюбленное лицо является довольно активным, и его главная цель – отдавать любимому, заботиться о его счастье, даже если самом ему это приносит дискомфорт. В свою очередь, привязанность может сопровождаться агрессией и обостренным чувством собственности.

Как распознать любит ли тебя девушка

По нескольким весьма явным признакам вы без труда сможете определить, какие эмоции испытывает к вам девушка, любит ли она вас.Она проявляет о вас заботу Это может выражаться, как в мелочах, так и более серьезных проявлениях. Ей важно, чтобы вам было тепло, чтобы вы не были голодны и тому подобное. Она готова ухаживать за вами, когда вы больны и так далее. Также можно упомянуть и заботу о вашем психологическом спокойствии. Она старается лишний раз не расстраивать вас неприятными новостями или не «нагружать» вас своими проблемами.Она стремиться проводить с вами время Девушка с энтузиазмом откликается на ваши предложения встретиться, и даже может отменить какие-то планы, если они у нее были еще до вашего приглашения. Также она периодически сама инициирует свидания. Если вы живете вместе, она старается почаще находится с вами рядом, даже если вы заняты каким-то делом и не можете сейчас уделить ей внимание. В целом, ей важно как можно чаще присутствовать поблизости с вами.Интерес Она проявляет интерес к вашей жизни, к вашим мыслям, к вашему распорядку дня. Попросту говоря, ей хочется знать, как можно больше о вас – что вы любите, что вам не нравится, как вам нравится проводить время, что вы думаете по тому или иному поводу и так далее.Ревность Порою, ревность является одним из признаков того, что девушка в вас влюблена. Ей не все равно с кем вы общаетесь и проводите время, ей хочется быть единственной девушкой, к которой вы относитесь серьезно. Хотя, конечно, в этой ситуации речь может идти и о девушке-собственнице.Жертвенность Она готова идти на определенные жертвы ради вас. Это могут быть какие-то уступки, изменение своих привычек, смена круга общения, переезд в другой город и многое другое. Ради вас она готова пойти на жертву, и считает это вполне естественным.Сюрпризы Девушка, которая испытывает любовные чувства к своему избраннику, хочет радовать и удивлять его. Как известно, это можно сделать с помощью подарков и сюрпризов, и любящая девушка с удовольствием воспользуется этим методом – ей не жалко потратить время на оформление некого сюрприза или некую сумму денег, чтобы порадовать вас каким-то интересным подарком.Отходчивость Девушка, которая любит, стремится, чтобы в отношениях с партнером все было хорошо, если вы в ссоре, ее это расстраивает, и она проявляет инициативу к примирению. Даже если вы не правы, она пытается понять вас, вызвать на разговор. Если серьезной любви со стороны девушки нет, то вряд ли она будет делать первый шаг к примирению.Прикосновения Когда девушка не испытывает к партнеру сильной любви, или ее чувства начинают угасать, у нее пропадает потребность в тактильном контакте – она не стремится, как можно чаще обнимать вас, целовать, прикасаться к вам. Более того, иногда она может отстраняться, если подобные знаки внимания инициируете вы. Влюбленная девушка, безусловно, трепетно реагирует на прикосновения любимого, и сама старается почаще прикасаться к нему.

Любовь это, если говорить своими словами, чувство в своем сердце к другому человеку, противоположного пола.

Любовь — это божественная сила, смысл жизни человека, когда он тоскует, сексуально вовлечен к человеку, которую любит, озарен сделать ему добро, и может пожертвовать собой ради любимого человека, вот это настоящая любовь .

Любовь – это неиссякаемая сила, которая живет с человеком и двигает его к гармонии, единству и терпимости.

Когда человек любит перед ним открываются все двери, которые были закрыты перед ним и от него исходит аромат цветка, притягиваясь всему хорошему. Он естественностью и легкостью наслаждается жизнью.

Любовь — это оружие, которая проникает в само сердце но, не раня его, оставляет след.

Любовь — это место божественной силы на земле в вашем сердце, которая будет нести вас к пути истины.

Любовь — это когда соединяет два сердца в единое целое и сможет сделать вас счастливыми.

Любовь — это когда тебе ничего не нужно от любимого человека, и ты полностью отдаешься ему, не прося ничего взамен.

Что такое произойдет, если полюбить человека? Ты станешь его понимать и прощать, принимать его как он есть.

Любовь — это основа всего мира и человечество, это смысл всей нашей жизни, без любви нет счастья.

Что такое любовь в моем понимании, говоря своими словами?

Любовь – это величайшая энергия, которая движет человечеством в правильном направлении в сторону Единого Бога и света, озаряя его.

Любовь — это игра со своими невероятными правилами, если ты поймешь суть игры, ты выиграешь, будешь счастливым, а если не поймешь, ты потерпишь убыток.

Любовь – она не предсказуема в своем начале и прекрасна сама по себе. Но что делать, если любовь не взаимна? Любите Бога больше чем кого — ни будь, и он вам обязательно укажет прямой путь к взаимной любви с тем человеком, которого полюбите вы.

Любовь порождает дружбу, желание и близости тел и сливания воедино.

Любовь — это как огненная река, протекающий из глубины души и охватывающий все твое тело от самой макушки до кончиков пальцев ног.

Любовь — это когда ты, восхищаешься существованием другого человека на земле, и тебя тянет к нему как магнит. Ты готов принести себя в жертву во имя любимого человека.

Что такое любовь в моем сознании и я молвью своими словами?

Любовь — это дар нам от Всевышнего Бога милого и милосердного.

Любовь — это как в чудесной сказке жизнь и смерть, без любви нет жизни на земле.

Любовь – это прекрасное чувство, покрытой величественной тайной, которую ты должен узнать приложив некоторые усилия и усердия.

Любовь – это когда тебя понимают, ласкают нежными руками и целуют манящими губами.

Любовь — это блаженство среди ночи, ласкающий ваш разум и сердце.

Любовь — это способность, по особому произносить твое имя.

Любовь – это когда мужчина и женщина с наслаждением нюхают запах своих тел и получают удовольствия.

Любовь — это тогда когда вы страстно целуетесь, не уставая, и не хочется никогда расставаться.

Любовь – это когда ты отдаешь себя без остатка, когда твои струны вибрируют в унисон, и ты находишься бесконечном спокойствии как за каменной стеной, и чувствуешь себя гармонии с ним.

Что такое любовь в моем восхищении, и твердя моими словами?

Любовь – это то что заставляет нас страдать, но ты чувствуешь себя абсолютно счастливым.

Любовь — это когда тепло и счастливо на душе слившись с человеком воедино.

Любовь — это когда ты просыпаешься с улыбкой на лице с легким дуновением утренний прохлады и нежным ласкающим лучиком солнца.

Любовь проявляется в его словах, любовь проявляется в поступках, любовь проявляется в его желаниях и действиях.

Любовь — это самое сильное, прекрасное чувство в мире, и прожить его надо наслаждаясь им.

Любовь – это жизнь в другом пространстве и измерении.

Любовь порой бывает тяжела, приносит боль, слезы, страдания, ненависть, истощает сердце и человек сходит с ума.

Любовь она как костер его надо постоянно поддерживать, если об этом забыть он рано или поздно погаснет.

Любовь она как яркое солнце, спокойствие и уверенность в себе, полет души и страшная зависимость от другого человека.

Любовь – это начало всех начал, великое и необъяснимое она приходит неожиданно и остается навсегда.

Любовь — это прекрасное чувство! Любовь и есть вся наша жизнь. Если ты умеешь любить, значит ты счастлив. А те, кто не умеет и не хочет любить – это люди черствые, далекие и неинтересные. Любите, как только можете, всем сердцем. Любите, раскрасив вашу жизнь в яркие тона. Не раз она спасала, спасает многие сердца! Любовь — это вечное, продолжительное, самое главное, важное для каждого человека чувство. Дарите свою любовь другим. Любите и будьте любимы! И смотрите ВИДЕО.

Психолог Роберт Стернберг предлагает теорию, согласно которой любовь состоит из трёх обязательных компонентов: интимности, страсти и обязательств.

  • Интимность - это близость и взаимная поддержка, партнёрство. Она увеличивается по мере сближения влюблённых и в спокойной, размеренной жизни может не проявляться. Однако в кризисной ситуации, когда паре приходится вместе преодолевать трудности, отчётливо выражается.
  • Страсть - это чувство . Она достигает наивысшей точки в начале отношений, но прекращает рост в длительных. Однако это не значит, что в долгом браке страсть отсутствует - просто она перестаёт быть важным мотиватором для пары.
  • Обязательства - готовность хранить верность другому человеку. Это единственный компонент любви, который со временем возрастает в любых отношениях - как в долговременных, так и в краткосрочных - и становится всё более значимым аспектом.

Виды любви

В зависимости от того, присутствуют ли эти составляющие в отношениях, Стернберг выделяет семь разновидностей любви.

1. Симпатия. Включает только один компонент - интимность. Есть духовная близость, чувство нежности, привязанность к человеку, но отсутствуют страсть и преданность.

2. Одержимость. Есть страсть, но нет интимности и обязательств. Как правило, страсть возникает очень быстро и так же быстро проходит. Это та самая любовь с первого взгляда, которая может остаться мимолётным страстным увлечением, а может и перерасти во что-то большее.

3. Пустая любовь. Есть взаимные обязательства, но нет страсти и интимности. Это любовь по расчёту (не денежному, конечно), когда человек рассудительно, взвесив все за и против, решает оставаться преданным своему партнёру. Такой вид любви характерен для семейных пар, которые долго прожили вместе и утратили эмоциональное и физическое влечение друг к другу, но .

4. Романтическая любовь. Характерны интимность и страсть, но нет преданности. Отношения похожи на симпатию, однако в них, помимо эмоциональной близости, присутствует физическое влечение к партнёру. Этот вид любви постоянно всплывает в виде сюжета в литературе и кино (и в классической пьесе «Ромео и Джульетта», и в популярных дамских романах).

5. Товарищеская любовь. Сочетание интимности и обязательств. Страсти уже нет или никогда и не было. Эта любовь связывает родственников, друзей или супругов, когда страсть прошла.

6. Бессмысленная любовь. Необычное сочетание страсти и преданности партнёру, но отсутствует духовная близость с ним. Такие отношения часто переходят в скоропалительный брак, когда пара решает пожениться чуть ли не на втором свидании. Однако, если с течением времени не возрастает интимность, такой брак заканчивается .

7. Идеальная любовь. Включает все три компонента: страсть, интимность, преданность. Все пары стремятся к таким отношениям. И добиться их можно, а вот поддерживать очень сложно. Такая любовь никогда не бывает долгой. Это не значит, что отношения заканчиваются разрывом, просто они теряют один из компонентов, и идеальная любовь трансформируется в другую разновидность, например в товарищескую или в пустую.

Что нужно для возникновения взаимной любви

Психолог Элейн Хэтфилд в результате проведённого ею исследования пришла к выводу, что для того, чтобы возникла любовь - взаимная, приносящая радость и удовлетворение, или неразделённая, ведущая к отчаянию и - необходимо наличие трёх факторов:

1. Подходящее время. Обязательно должна быть (в идеале - у обоих) готовность влюбиться в другого человека.

2. Сходство. Не секрет, что люди симпатизируют тем, кто похож на них самих, причём не только внешне, но и внутренне - имеет схожие интересы, увлечения, привязанности.

3. Стиль ранней привязанности. Это зависит от личностных особенностей каждого. Спокойный, уравновешенный человек больше способен на долгосрочные отношения, чем импульсивный и порывистый.

Психологи стремятся понять природу любви, но в настоящее время вряд ли хоть один из них сможет ответить на вопрос, почему и как появляется это чувство. Но феномен любви, безусловно, нуждается в изучении. Ведь если понять закономерности этого чувства, то станут понятны и причины , которых в дальнейшем можно будет избежать.

Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как "повторное нахождение объекта", ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.

Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.

Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.

Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.

После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.

Любовь

ЛЮБОВЬ

Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.

Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по

разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).

Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.

Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?

ЛЮБОВЬ

обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.

В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».

В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.

В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.

З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».

Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.

С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.

Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.

Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».

Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».

Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.

Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».

Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.

В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».

Любовь

1. Высокая степень эмоционального положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных интересов и потребностей субъекта (к матери, детям, музыке и др.). 2. Интенсивное напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально формируемом стремлении быть своими личностно значимыми чертами с максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

ЛЮБОВЬ

1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.

2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.

Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.

Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.

Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.

Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).



Случайные статьи

Вверх