Как вырастить гения. Как вырастить гения и не погубить детство Как вырастить гения с пеленок

Сенсорное развитие ребенка – это формирование восприятия о свойствах предметов, их форме, цвете, размерах, пространственном положении, о присущих им запахов, вкусов, а также накопление чувственного опыта.

Основные представления об окружающем мире закладываются в возрасте до семи лет, поэтому роль сенсорного развития в младенчестве является основополагающей.

Педагоги и психологи единогласно утверждают, что без своевременного сенсорного воспитания невозможно формирование умственных способностей ребенка.

Сенсорное развитие детей от рождения до года идет быстрыми темпами, поэтому ему стоит уделить максимум внимания с самых первых дней. С развития основных чувственных восприятий начинается путь к талантливому, успешному будущему малыша.

Новорожденные детки

Самое верное представление о новорожденном – это представление о маленькой, но все же личности, а не только как о предмете ухода. В работах по дошкольной психологии Г.А. Урунтаевой отмечено, что с момента рождения у малыша функционируют органы чувств , однако, сенсорное развитие детей раннего возраста (0-1 года) происходит не одновременно с развитием моторики .
Своевременное начало развития органов чувств малыша – залог его успешного развития в будущем.

Поэтому первые недели и даже дни являются крайне благоприятными для начала сенсорного воспитания крохи. Самые простые игры и важные процедуры, такие как гимнастика или расслабляющий массаж - лучшие упражнения по сенсорному развитию для новорожденных. Рассмотрим подробнее потенциал малыша, недавно появившегося на свет, а также возможности сенсорного развития новорожденных в домашних условиях.

Движения и действия

Особенностью сенсорного развития новорожденного является то, что зрение и слух развиваются быстрее, чем, например, руки. Поэтому родителям, желающим ускорить познавательные способности своего чада, важно предлагать малышу игры на развитие моторики. При этом развитию общей и мелкой моторики новорожденного следует уделять особое внимание, ведь двигательная активность является показателем психоэмоционального развития малыша. Учеными доказано, что движения пальцев рук крохи оказывает положительное влияние на кору головного мозга и формирование речевых зон.

За свободное владение своим телом отвечает кинестетические, кинетические и пространственные факторы. Кинестетическое и кинетическое развитие у новорожденных – это ощущение положений своего тела в пространстве, усилий производимых мышцами в процессе движения или совершения определенных действий, а также совокупность телодвижений (включая мимику), применяемых в период общения. Роль кинестетического и кинетического развития у новорожденных выделена И. М. Сеченовым , считающим, что мышечное чувство – это не только регулятор движения, но и психофизическая основа видения пространства.

Закрепление понимания в мозгу ребенка всех поз и движений происходит на трех уровнях:

  • зрительном, т. е. в процессе наблюдения за движением других людей;
  • словесном - ребенок проговаривает действия для себя или командует другим;
  • двигательном - при самостоятельном выполнении действий.

Чтобы помочь ребенку сконцентрироваться на своих ощущениях, можно использовать игры на кинестетическое и кинетическое развитие:

  • смена положения туловища (вытягивание вверх, затем полное расслабление);
  • смена качества движений (сначала резкие, затем плавные);
  • движение в разных направлениях (вверх-вниз, влево-вправо).

Основополагающим в развитии пространственных отношений у новорожденных является осознание собственного тела, начинающееся с напряжения и ослабления мышц. Малыш, недавно появившийся на свет, еще не знает, где заканчивается его тело и начинается окружающий мир, поэтому развитие пространственных отношений у новорожденных напрямую зависит от его умений держать головку, а впоследствии сидеть и ходить. Именно с освоением этих навыков малыш получает первое осознание себя самого в окружающем мире. Отличные игры для формирования пространственных отношений можно придумать во время проведения массажа и гимнастики.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у новорожденных происходит, прежде всего, путем телесного контакта с мамой. Поэтому чаще берите малыша на руки, практикуйте периодически совместный сон или ванну. Смастерите или купите развивающий коврик из материалов разных фактур для игр на развитие тактильно-двигательных ощущений. Выкладывая на него малыша голеньким, он почувствует материалы не только ручками, но и ножками и животиком, развивая тактильно-двигательные ощущения. Повесьте над кроваткой карусель с разнообразными по форме и материалу игрушками и периодически меняйте их на другие. Желательно чтобы игрушки также были разными по размеру и цветам, тогда это окажет положительное влияние еще и на развитие зрения новорожденного.

Развиваем зрение, слух и вкус

Младенцы, появившиеся на свет, видят еще очень плохо, поэтому старайтесь время от времени проводить игры на развитие зрения: показывайте малышу яркую погремушку или простые картинки, но не убирайте и не перемещайте их слишком быстро, дайте малышу их рассмотреть. Во избежание развития косоглазия не приближайте свое лицо или различные предметы к малышу ближе 30 см. Изучайте с малышом его отражение в зеркале и пейзажи за окном.

Груднички уже с рождения воспринимают многие звуки, поэтому родителям следует применять музыкальную терапию для развития слуха у новорожденных. Включайте малышу спокойную классическую музыку с участием разных инструментов – это поможет развить не только слух, а еще и музыкальные способности, хороший мелодичный вкус и окажет положительное влияние на нервную систему.

Для успокоения малышей хороши композиции Вивальди (например, «Зима» из «Времен года»), колыбельные песни, особенно если их напевает мама. Для поднятия настроения и активности крохи включайте произведения Баха или Брамса, вальсы Чайковского, шестую симфонию Бетховена. Также малыши любят композиции Шопена или Моцарта. Ученые обнаружили, что при прослушивании музыки последнего активируется вся кора головного мозга и назвали это «эффектом Моцарта». Постоянно разговаривайте с малышом, используя различные интонации и тембр голоса, это также поможет развитию слуха.


Вкусовые рецепторы у человека формируются рано. Исследования, направленные на развитие вкуса у новорожденных показали: с самого рождения малыш имеет свои вкусовые предпочтения, а некоторые ученые считают, что они закладываются еще на внутриутробной стадии. Дайте малышу попробовать водичку с различными вкусовыми эффектами: с лимоном, сладкую и со вкусом фенхеля. Такие игры помогут развитию обоняния, а родителям проверить вкусовые ощущения малыша.

От двух месяцев до года

Учеными доказано, что наиболее благоприятное развитие малыша протекает под продуманным планом воспитания и обучения родителями, которые учитывают возрастные особенности крохи.

Поговорим немного о сенсорном развитии ребенка до года в домашних условиях.

Действия и движения

Чем богаче опыт ощущений у малыша, тем смышленее и активнее он будет становиться подрастая.

Чтобы разнообразить ощущения крохи используйте различные игры на развитие тактильно-двигательных ощущений. Смастерите разнообразные следы из бумаги, картона, ткани, ваты и бинтов, предлагая босому ребенку топать по ним, а совсем маленьких крох можно провести поддерживая под ручки.

Насыпьте в мешочки разные крупы, горох или пуговицы и давайте малышу попробовать их на ощупь. Это станет очень увлекательной игрой для юного открывателя (только проверьте прочность мешочков, чтобы кроха не смог их разорвать). Организуйте водные процедуры для игрушек, поместив их в небольшой надувной бассейн или тазик – водные игры малыши очень любят.


Развитие общей и мелкой моторики у ребенка до года важная, но вполне посильная задача для родителей. Для совсем маленьких деток можно предложить небольшой кукольный театр, в котором главным участником будет малыш. Смастерите или приобретите сказочных героев, которых можно надеть на пальчики ребенка. Эта забавная игра заинтересует малыша, побудив желание лучше управлять ими. Играйте в потешки с участием пальцев и ладошек.

Немного подросшим малышам уже можно предлагать лепку из пластилина на растительной основе (PlayDoh или Artberry) или из теста. Не страшно, если малыш попробует пластилин на вкус. Он сделан на основе натурального теста и поэтому абсолютно безопасен. Материал имеет яркую палитру цветов и идеально подойдет для первых шагов в освоении приемов лепки и моделирования.

Не забывайте и про игры с подручными предметами: застежки и пуговицы на одежде, коробочки и баночки. Также современные магазины предлагают огромный ассортимент игрушек для развития общей и мелкой моторики у ребенка до года и старше. Это разнообразные пирамидки, погремушки, развивающие центры и коврики. Конечно, мамам важно помнить о том, что одним из главных органов познания мира малышом является рот, поэтому крохе необходимо попробовать на вкус любой предмет. Исходя из этого, все игрушки должны отвечать возрастной категории малыша, не иметь мелких деталей, а все ее мелкие части должны быть надежно пришиты или прикреплены к основе.

Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка до года особенно быстро прогрессирует во втором полугодии. Теперь все больше и больше регулируются движения рук, которые с каждым днем становятся увереннее. Мышцы получают «сигнал» к действиям от головного мозга, а также от периферийных органов чувств (тактильных, зрительных и слуховых) о достижениях, в результате чего мозг и центральная нервная система дают более точные «команды». Кинестетическое и кинетическое развитие у ребенка к году достигает высокого уровня, и малыш уже может взять предмет, не задев окружающих вещей.

Рисование можно отнести к вполне подходящим играм на кинестетическое и кинетическое развитие, помогающим развивать воображение и координацию, даже для таких маленьких. По достижении ребенком 10- месячного возраста можно начать рисовать с карапузом используя пальчиковые краски. Такие краски рассчитаны на маленьких художников: имеют широкие баночки, в которые удобно помещаются крошечные пальчики. В их состав не входят вредные компоненты, поэтому при попадании в рот в малых дозах не причинят вреда здоровью крохи.


Кандидат медицинских наук Мария Гмошинская разработала методику грудничкового рисования, согласно которой знакомить малыша с художественным творчеством можно с 6 месяцев, главное, чтобы ребенок умел уверенно сидеть. Участвовать в процессе рисования могут пальчики, ладошки, а также обе ручки. Не стоит заставлять малыша рисовать насильно, так как суть методики основывается на том, чтобы развить его природные качества. Также не следует мешать творческому процессу карапуза. Находясь чуть в стороне и держа все под контролем, вы предоставите малышу свободу действий.

Развитие тактильно-двигательных ощущений у ребенка до года происходит при прикосновении к предмету, а овладение тонким движением рук осуществляется уже под контролем зрения. Ассоциации, возникающие от тактильных ощущений и зрительных восприятий, очень точно и просто выразил нобелевский лауреат И. П. Павлов: «Глаз «учит» руку, рука «учит» глаз».

Используйте игры на развитие тактильно-двигательных ощущений – поместите различные по форме и фактуре игрушки в мешочек и предложите малышу доставать их по одной, не спеша, нащупывая рукой. Не забывайте о безопасности и ни в коем случае не давайте ребенку предметы и игрушки, содержащие мелкие детали!

Распространено мнение, что игры, например, с фасолью или другими крупами безопасны, но врачи расскажут вам множество несчастных случаев, когда ребенок, проглотил такую «игрушку» и либо задохнулся, либо фасоль проросла в пищеводе. Поэтому используя в играх природные материалы, отдавайте предпочтение более крупным предметам. Подойдут, например (предварительно помытые), грецкий орех в скорлупе, сосновые шишки, морские ракушки.

Развиваем слух и зрение

Продолжайте практиковать музыкальную терапию для развития слуха у детей до года, так как ее положительное влияние не раз было доказано учеными. Беспокойным и возбудимым малышам полезно слушать мелодии в медленном темпе. Обычно это вторые части классических сонат и инструментальных концертов, к примеру, 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, дуэт Лизы и Полины из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Для неактивных малышей, и крох с синдромом угнетения полезны вальсы из композиций Чайковского, маршевые мелодии, «Весна» из времен года «Вивальди». Также учеными отмечено, что мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов, а пение в живую в несколько раз лучше пения в записи.

Одним из лучших фонов для крохи служат звуки природы. Морской прибой, щебет птиц и шорох листвы оказывают благоприятное влияние на нервную систему и развитие слуха. У ребенка до года очень чувствительный слуховой аппарат, поэтому не забывайте, что звуки вокруг него не должны быть громкими. Стоит отметить, что самые простые занятия с погремушкой, бубенцами и музыкальными инструментами являются незаменимыми играми на развитие слуха. Помните о том, что и у такого безобидного мероприятия имеются противопоказания (предрасположенность к судорогам, внутричерепное давление, отит, тяжелое состояние малыша при заболеваниях).

Развитие зрения у ребенка до года – процесс не только естественный, но и частично зависящий от родителей малыша. Лучше всего если в окружении крохи будут присутствовать яркие контрастные цвета, предметы разных форм и размеров, например, разноцветные покрывала, вазы, цветочные горшки. Также вокруг кроватки можно развесить маленькие зеркала, яркие игрушки, фотографии и картинки. Например, фотографии родителей, распечатанные на листе А4 и повешенные на стену у кроватки успокоят малыша, создадут для него безопасное пространство. Учеными доказано: лицо человека – это то, что маленький ребенок любит рассматривать больше всего, а лица родителей запоминает уже с рождения.

Очень важно, чтобы кроватка малыша (или манеж, где ребенок будет находиться чаще всего) стояла в самом светлом месте. Развитие зрения продолжается 9 месяцев после рождения, и глазам необходимо воздействие света, чтобы формирование завершилось правильно. В противном случае возможны отклонения в развитии зрения ребенка.

Благоприятное влияние на развитие зрения до года оказывает частое выкладывание малыша на животик в первые месяцы жизни. Поиграйте с малышом в игры на развитие зрения: в игровой форме попытайтесь концентрировать взгляд карапуза на себе. Во время кормления наденьте разноцветные бусы или красочный платок, нарисуйте на одной стороне бумажной тарелки веселую рожицу, а на другой грустную и меняйте их местами. Ребенок с интересом будет наблюдать за этим процессом, а чуть подросшему малышу предложите игру в «повторялки» – улыбнуться вместе с мамой, показать язычок, похлопать в ладоши.


О развитии вкуса и пространственных отношений

Развитие вкуса у ребенка до года является также немаловажным аспектом восприятия для подрастающего человечка. Если у малыша будет правильная вкусовая ориентация на полезные продукты, то он будет здоровым и полным энергии. Вкусовые ощущения достаточно многогранны и на них влияют многие факторы: запах еды, ее консистенция, внешний вид.

Структура пищи зависит от возраста, поэтому для правильного развития вкуса у ребенка до года существует специальный календарь введения прикорма. Вводите прикорм правильно и делайте меню малыша разнообразным.

Используйте различные игры на развитие вкуса – учите запахи вместе с малышом. Предложите понюхать аромат какао, кофе, мыла, специй, а летом благоухание цветов и трав, обязательно проговаривая название исследуемого объекта. Подросшему малышу, возраст которого приближается к году, можно предложить игру «найди пару». Предложите карапузу три пары коробочек, внутри которых находятся, к примеру, листья мяты, зерна кофе или спонжик, смоченный в цитрусовом геле для душа, и попросите найти и показать, какие коробочки пахнут одинаково.

Развитие пространственных отношений у ребенка до года еще только начинает формироваться. Пространственные представления хоть и возникают рано, но являются более сложным процессом, чем различие свойств предметов. Ребенок не владеет какой-либо системой отсчета, поэтому пользуется чувственной системой, основанной на сторонах собственного тела. Существует множество дидактических и подвижных игр на развитие пространственных отношений у деток.

Следует отметить, что игры для развития пространственных отношений у детей до года основаны на методике формирования умения ориентироваться на собственном теле, т. е. это своеобразный этап подготовки, когда ребенок учит названия частей своего тела. Взрослый, в процессе общения с малышом, проговаривает действия: «Помоем правую ручку, помоем левую ручку», «наденем правый (а затем левый) носочек, шапочку на головку», а с подросшим ребенком играет в дидактические игры – «оденем куклу», «кукла моется», показываем и называем вместе части тела.

Сенсорное развитие детей до 1 года – занятие увлекательное как для малыша, так и для мамы. Главное – помнить о правилах безопасности и внимательно следить за малышом во время игр, тогда занятия пройдут интересно, весело и с пользой. Оградите ребенка от игрушек, имеющих мелкие детали и острые углы, а также веревки и ленты, в которых ребенок может запутаться. Существует множество методик по сенсорному развитию детей до 1 года. Однако, прежде, чем выбрать определенный способ развития для ребенка, следует внимательно изучить каждую и выделить все плюсы и минусы.

Методики раннего развития ребенка

Методика Домана

Методики Домана – серия восстанавливающих и обучающих упражнений как для здоровых детей, так и для малышей с задержками развития, направленные на активацию мозга через обучение.

Суть методик состоит в том, что ребенку показывают карточки с большими красными буквами, точками, картинками и словами на короткое время. Деткам до года демонстрируются карточки с разными рисунками и вслух произносятся названия изображенных на них предметов.

Каждую карточку следует показывать от 5 до 10 секунд. Занятия длятся не больше минуты, но должны повторяться несколько раз в день, с постепенно увеличивающимся количеством карточек. Обучение по методике Домана достигло поразительных результатов – детки с умственным отставанием научились бегло читать, а малыши, занимающиеся по программе с самого раннего детства становились нобелевскими лауреатами. Более того, отстающие малыши догоняли здоровых деток не только в умственном, но и физическом развитии!

Методика Лупан

Вдохновившись идеями Домана, любящая мама Сесиль Лупан решила развивать свою дочь на основе его методик. Однако со временем пришла к выводу, что обучение должно основываться на других принципах. В частности, на том, что учиться, ребенку должно быть легко и интересно, а занятия приносить радость как малышу, так и родителям.

Главная идея методики Лупан заключена в том, что ребенку необходимо внимание-интерес, а не внимание-опека, чтобы не заглушить творческое начало малыша и не вызвать ощущение нарушения личностных границ. Лупан пришла к выводу, что нужно развивать врожденные способности и интересы крохи, а не обучать его по строгим правилам и графикам.

Свои успехи в развитии дочек и методы их достижения Сесиль описала в книге «Практическое руководство «Поверь в свое дитя», разработав при этом серию игр и упражнений для развития детей.

По мнению автора важное место в развитии ребенка, занимает именно первый год его жизни, в течение которого необходимо развивать пять основных чувств малыша.
Для этого нужно чаще брать его на руки, все показывать, обо всем рассказывать и, главное, поддерживать телесный контакт: обнимать, целовать и гладить. Важно, проговаривать ребенку его и свои действия.

Для развития зрения стройте веселые гримасы, для слуха слушайте классическую музыку, пойте детские песенки и рассказывайте потешки.

Важное место в методике Лупан занимает физическое развитие детей до года. Необходимо создать максимально комфортные условия для стимулирования ребенком ползанья, а затем и ходьбы. Также Сесиль выделяет эффект от водных упражнений и, в частности, обучение плаванию. Некоторые мамы боятся учить плавать своих новорожденных карапузов, а напрасно, ведь у грудничков до 6 месяцев помимо сосательного также присутствует рефлекс задержки дыхания. Поэтому в книге Лупан найдется ряд упражнений для ныряния малышей, таких как «Торпеда», «Душ на лицо» или «Выплевывание воды».

Для детишек до года особенно важно, чтобы любое обучение проходило в виде увлекательной игры, считает Лупан. Так, например, она предлагает учить малыша новым словам или алфавиту в виде веселой песенки, а счету – путем собственных ответов на шуточные и забавные вопросы (например, «сколько слонов у тебя в кармашке?» - «ноль», «сколько больших мишек у нас на диване?» – один и т. д.)

Методика Железновых. Развиваемся под музыку

Одной из наиболее эффективных методик раннего развития слуха считается методика Железновых «Музыка с мамой», принцип которой состоит в подаче учебного материала в игровой форме. Мамам для занятий с ребенком по этой методике следует лишь заниматься со своим чадом под веселые мелодии, песенки и потешки.

Играйте, лепите, рисуйте, танцуйте и даже засыпайте под музыку и вы откроете необычайные способности малыша, о которых даже и не догадывались. Методика включает в себя серии с колыбельными, песенками-потешками и пальчиковыми играми.

Для самых маленьких предусмотрены такие сборники, как «Первые уроки» - для малышей от 2 месяцев до 2 лет, в которые входят песенки с элементом игры. Под эту музыку малыш будет хлопать в ладошки вместе с взрослыми, танцевать с мамой у нее на ручках и делать гимнастику. Для детей от 6 месяцев разработан сборник «Мамины уроки», который станет незаменимым помощником в общении с малышом. Забавные песенки-игры помогут маме накормить маленького гурмана, одеть, искупать, уложить спать, весело и задорно провести время со своим любимым карапузом.

Методика Ибука или после трех уже поздно

Одним из первопроходцев в изучении направления раннего развития детей стал Масару Ибука – японский предприниматель и один из основателей компании «Sony».

Масару Ибука считал, что умственные способности ребенка развиваются только первые три года жизни и именно в этот период малыш впитывает любую информацию, словно губка. Согласно методике Ибука до трех лет ребенка можно научить писать, читать и даже играть на скрипке.

Углубившись и более детально изучив эту тему, Ибука написал книгу «После трех уже поздно», в которой подробно раскрыл свою теорию о том, что «ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком».
Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга, которое напрямую зависит от того, что родители заложили в кроху с самого рождения.

Книга не дает практических советов о воспитании, а, скорее, отвечает на вопросы «зачем нужно раннее развитие и почему это важно для будущего». Итак, во что же поиграть с ребенком до года? Да во что угодно! Ибука считал, что большое количество игрушек не дает малышу развиваться правильно, поэтому в качестве развлечений японец предлагал использовать любые предметы, находящиеся дома (разумеется, которые не могут навредить ребенку). Предложите малышу плед или, к примеру, небольшую подушку и кроха сам с удовольствием найдет им применение, развивая фантазию. Также Ибука рекомендует рисовать с малышом пальцами, но не красками по бумаге, а просто пальчиками по гречке, рису или манке. Ребенку понравится такое занятие, а в процессе игры будет развиваться моторика и тактильные ощущения.

Методика Тюленева. Читать раньше, чем ходить

В еще более жесткие рамки ставит родителей педагог и социолог Павел Викторович Тюленев, разработавший «Методику интеллектуального развития ребенка» (МИРР).

Методика Тюленева МИРР представляет собой систему ускоренного обучения, охватывающую все области развития. Ранним развитием Тюленев считает возраст от 0 до 1,5 лет, от 1,5 до 2 – средним развитием, а возраст от 2 до 3 лет он называет «поздним ранним развитием». Если ребенок достиг трехлетнего возраста и еще не готов к школе, то он, по мнению Тюленева, является педагогически упущенным.

Обучающим материалом к методике предлагается использовать созданные автором обучающие игры и пособия, а также специальную азбуку МИРР. Следует отметить, что обучение деток по этой методике распланировано буквально по часам и разработки начинаются не только от момента рождения, а даже в перинатальном возрасте.

Для деток до года Тюленев разработал следующий ряд упражнений:

  • малышу до 2 месяцев следует показывать картинки с буквами, фигурами, орнаментами, а родители должны называть, что на этих картинках изображено;
  • с двух месяцев добавлять к картинкам изображения зверей и математические символы;
  • с четырех, по мнению Тюленева, малыша уже можно знакомить с законами физики, бросая игрушки разного размера на пол;
  • с пяти месяцев мама с малышом должны учиться извлекать звуки из музыкальных инструментов, например, бить палочками по ксилофону;
  • в 6 месяцев крохе должны быть предложены разнообразные открытки. Малыш будет с интересом их рассматривать, а мама рассказывать ему о том, что на каждой изображено.
  • с семимесячного возраста родители начинают заниматься с малышом изучением букв и составлением слов с магнитной азбукой.

Таким образом, принцип методики – не допускать, чтобы малыш напрасно терял время.

Система Никитиных- экзамен, проверенный жизнью

Система Никитиных направлена на воспитание здоровых, умных и самостоятельных людей. Основной идеей системы является «Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей». Никитины считали, что каждый ребенок рождается с колоссальными способностями ко всем видам деятельности. Однако для эффективного развития ума и тела нужны определенные условия и если таланты вовремя не нашли реализации, то их потенциал угаснет.
Поэтому основной целью родителей, по мнению Никитиных, должна быть помощь развитию ребенка. Основными принципами методики Никитиных являются свобода творчества и родительское неравнодушие к успехам и поражениям ребенка.

Также существуют две крайности воспитания, которые нужно избегать. Это в первую очередь «заброшенность» ребенка: общение родителей с крохой сводится только к исполнению потребностей – накормить, помыть, одеть – и обратная ей крайность – когда все свободное время малыша занято упражнениями, развлечениями, играми и у ребенка не остается времени для самого себя.


Никитины выпустили ряд книг, в которых подробно описывают свою систему развития, а также ошибки, допущенные в воспитании. Самой популярной игрой для малышей до года по методике Никитиных является «Рамки и вкладыши», состоящие из рамок и вкладышей в виде различных геометрических фигур. Играть в нее можно с 10 месяцев, а начинать обучение стоит с небольшого количества фигур (2-3), постепенно увеличивая количество. Малышу предлагается подобрать рамку к каждой фигуре. Игра не является исчерпывающей и дает возможность изменять задания по мере подрастания ребенка. Кстати, Никитины советуют не показывать ему правильное решение, а дать возможность найти верный вариант самостоятельно.

Литература:

1.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения – М.: АО «Столетие», 1995 – 192 с.

2.Бауэр Т. Психическое развитие младенца. Пер. с англ. А.Б. Леоновой. –2-е изд. – М.: Прогресс, 1989. –319 с.

3.Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. –М.:Просвещение: АО «Учебн. Мет », 1996. – 112 с.

4.И.М. Сеченов «Рефлексы головного мозга»

5.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвещение, 1992 –142 с.

© AFP 2016, Lluis Gene

Как вырастить гения: уроки 45-летнего исследования сверхумных детей

Многолетнее исследование исключительных детей показывает, что нужно для подготовки ученых, которые поведут за собой мир в XXI веке

Летним днем в 1968 году профессор Джулиан Стэнли (Julian Stanley) познакомился с чрезвычайно умным, но скучающим 12-летним подростком по имени Джозеф Бейтс (Joseph Bates). Этот школьник из Балтимора настолько опередил своих одноклассников по математике, что родители отправили его на компьютерные курсы в университет Джонса Хопкинса, где преподавал Стэнли. Но и этого оказалось недостаточно. Опередив всех взрослых в группе, ребенок занялся преподаванием языка программирования Фортран для аспирантов.

Не зная, что делать с Бейтсом, его преподаватель по компьютерам познакомил мальчика со Стэнли, который хорошо известен своей исследовательской работой в области психометрии, посвященной изучению познавательной деятельности. Чтобы больше узнать о талантах юного вундеркинда, Стэнли устроил для Бейтса настоящую экзаменационную сессию, в том числе, стандартизированные приемные тесты в вуз, которые в США обычно сдает молодежь в возрасте 16-18 лет, желающая поступить в университет.

Результаты у Бейтса оказались гораздо выше проходного балла в университет Джонса Хопкинса, и Стэнли стал искать местную школу, где мальчик мог бы заниматься высшей математикой и естественными науками. Найти такую школу ему не удалось, и Стэнли убедил декана факультета в своем университете взять 13-летнего Бейтса в вуз студентом.

Стэнли в своем научном исследовании одаренной молодежи (SMPY) любовно называет Бейтса «студентом номер ноль». Это исследование коренным образом изменило подходы к выявлению и поддержке одаренных детей в американской системе образования. Программа SMPY стала самым продолжительным исследованием интеллектуально развитых детей, и его участники на протяжении 45 лет следили за карьерами и достижениями пять тысяч человек, многие из которых стали выдающимися учеными. Постоянно увеличивающийся массив данных этого исследования стал основой для написания 400 с лишним научных трудов и нескольких книг, и позволил лучше понять, как следует искать и развивать таланты в области естественных и точных наук, технологий, инженерного дела и так далее.

«Джулиан хотел узнать, как находить детей с самым сильным потенциалом высоких достижений в области естественных и точных наук, и как увеличивать шансы на то, что они реализуют этот потенциал», — говорит протеже Стэнли Камилла Бенбоу (Camilla Benbow), которая сегодня работает деканом по вопросам образования и развития человеческого потенциала в университете Вандербильта в Нэшвилле, штат Теннесси. Но Стэнли был заинтересован не просто в изучении талантливых детей; он хотел развивать их интеллект, увеличивая шансы на то, что эти дети в свое время изменят мир. Он рассказывал своим аспирантам, что его лозунг это «Больше никакой методики преодоления ради знаний».

Контекст

Aftenposten 10.09.2016

Война против детей

Bild 22.07.2016

Если детство пришлось на войну

Reuters 14.07.2016
Сегодня, когда первые участники программы исследования одаренных детей находятся на пике своей карьеры, стало понятно, что эти люди намного превосходят остальное общество по степени своего влияния. Многие первопроходцы, развивающие науку, технику и культуру, это те люди, чьи уникальные познавательные способности были выявлены и нашли поддержку еще в детские годы в рамках программ обогащения, проводимых, среди прочего, в Центре талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса. Его в 1980-е годы основал Стэнли, когда начинал проводить исследование SMPY. Вначале и исследование, и центр были открыты для юношей и девушек, которые по результатам вступительных экзаменов входили в первый один процент. В эту группу вошли выдающиеся математики Теренс Тао (Terence Tao) и Ленард Нг (Lenhard Ng), глава Facebook Марк Цукерберг, соучредитель Google Сергей Брин и певица Стефани Джерманотта (Леди Гага). Все они прошли через Центр талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса.

«Нравится нам это или нет, но такие люди действительно управляют нашим обществом», — говорит психолог Джонатан Уэй (Jonathan Wai), работающий в университете Дьюка в городе Дарем по Программе выявления талантов (Talent Identification Program) и сотрудничающий с университетом Хопкинса. Уэй сопоставил данные 11 ретроспективных и проспективных продольных исследований, в том числе, полученные от исследования SMPY, дабы продемонстрировать корреляционную связь между ранними способностями к познанию и успехами во взрослом возрасте. «Та молодежь, которая оказывается в верхнем одном проценте, обычно становится нашими выдающимися учеными, академиками, руководителями крупных компаний из списка Fortune 500, федеральными судьями, сенаторами и миллиардерами», — говорит он.

Эти результаты противоречат общепринятым идеям о том, что профессиональные достижения являются главным образом результатом практики, и что любой человек, прилагающий сконцентрированные усилия в нужном направлении, может достичь больших высот. А вот результаты SMPY свидетельствуют о том, что ранние способности к познанию имеют большее значение для дальнейших успехов, нежели целенаправленная практическая работа или окружающие факторы, такие как социально-экономическое положение. Это исследование подчеркивает важность воспитания и поддержки математически одаренных детей, особенно сегодня, когда в США и в других странах основное внимание уделяется улучшению успеваемости слабых учеников. В то же время, работа по поиску и поддержке талантливых учеников подняла ряд тревожных вопросов о рисках классификации детей и о недостатках поиска талантов и стандартизированных тестов как способа выявления учеников с большим потенциалом, особенно в бедных и сельских районах.

«Уделяя повышенное внимание прогнозам о том, кто поднимется наверх, мы рискуем подвести многих детей, которые не будут замечены в ходе таких тестов, — говорит психолог из Торонто Дона Мэтьюз (Dona Matthews), которая учредила в Нью-Йорке при Хантерском колледже Центр исследований и воспитания таланта. — Когда изучаемых детей называют „одаренными“ и „неодаренными“, это не идет им на пользу. В обоих случаях такое разделение может ослабить стремление ребенка к учебе и познанию».

Начало исследования

Дождливым и теплым августовским днем Бенбоу и ее муж психолог Дэвид Любински (David Lubinski) рассказывают мне о начале исследования SMPY во время прогулки по двору университета Вандербильта. Бенбоу была аспиранткой университета Джонса Хопкинса, когда в 1976 году познакомилась со Стэнли на занятиях, которые он проводил. Бенбоу и Любински после ухода Стэнли на пенсию возглавили исследование, а в 1998 году перенесли его в университет Вандербильта.

«В определенном смысле исследование Джулиана совершило полный круг, потому что именно здесь он начинал свою научно-преподавательскую карьеру», — говорит Бенбоу, когда мы подходим к университетской психологической лаборатории. Это первое здание в США, посвященное научным исследованиям в данной области. Оно было построено в 1915 году, и там размещается небольшая коллекция старых вычислительных приборов, которые применялись в количественной психологии в начале 1950-х годов, когда Стэнли начал свою научную работу по психометрии и статистике.

Его интерес к развитию научных талантов усилился благодаря одному из самых знаменитых продольных исследований в психологии под названием «Генетические исследования гениальности», которое проводил Льюис Терман (Lewis Terman). Начиная с 1921 года, Терман отбирал людей для своего исследования, основываясь на показателях коэффициента умственного развития, а потом следил за их карьерой, оказывая им поддержку и содействие. Но к огорчению Термана, из его когорты вышло очень мало авторитетных ученых. Среди тех, кого он отверг из-за IQ в 129 баллов, что было слишком мало для попадания в его когорту подопечных, оказался изобретатель транзистора и лауреат Нобелевской премии Уильям Шокли (William Shockley). Также был забракован другой лауреат Нобелевской премии физик Луис Альварес (Luis Alvarez).


© AP Photo, Elaine Thompson Студенты на территории кампуса университета Джорджа Вашингтона

Стэнли считал, что Терман не пропустил бы Шокли и Альвареса, будь у него надежная методика тестирования для количественного определения способностей логического мышления. Поэтому Стэнли решил ввести тест способности к обучению (сейчас его называют просто SAT). Его тест предназначался для студентов, однако Стэнли предположил, что он хорошо подойдет для измерения способностей к аналитическому мышлению у талантливых школьников.

В марте 1972 года Стэнли отобрал 450 способных детей в возрасте от 12 до 14 лет из района Балтимора и дал им математическую часть теста SAT. Это был первый стандартизированный «поиск талантов» на научной основе. (Позднее ученые включили туда устную часть экзамена и другие оценочные испытания.)

«Первый большой сюрприз состоял в том, что очень многие подростки сумели решить задачи по математике, которые не встречались им во время учебы, — говорит психолог Дэниел Китинг (Daniel Keating), в то время готовивший диссертацию в университете Хопкинса. — Второй сюрприз — очень многие из этих детей показали знания гораздо выше проходного балла в элитные университеты».

Стэнли не думал о том, что его исследование растянется на многие десятилетия. Но после первого обзора результатов, сделанного спустя пять лет после начала работы, Бенбоу предложила продлить его и следить за участниками на всем протяжении их жизни, добавив новые группы и включив в исследование анализ интересов подопечных, их предпочтений, профессиональных достижений и жизненных успехов. Первые четыре когорты испытуемых это те, кто вошел в первые 3-0,01% по результатам тестов SAT. Ученые из команды SMPY в 1992 году добавили пятую когорту, состоящую из студентов магистратур, изучающих математику и естественные науки, чтобы проверить универсальность модели поиска талантов с целью выявления научного потенциала.

«Я не знаю ни одного другого исследования в мире, которое дало бы нам столь всестороннее представление о том, как и почему проявляются и развиваются таланты в области естественных и точных наук, технологий и инженерного дела», — говорит психолог из Ростокского университета Кристоф Перлет (Christoph Perleth), изучающий интеллект и развитие таланта.

Пространственные способности

Когда начали поступать данные, очень быстро стало понятно, что стандартный подход ко всем одаренным детям и к образованию в целом не соответствует требованиям.

«Исследование SMPY дало нам первую крупную выборку данных, чтобы от общего интеллекта перейти к оценке конкретных познавательных способностей, интересов и прочих факторов», — говорит Рена Суботник, которая руководит Центром образования одаренных людей при Американской ассоциации психологов, находящейся в Вашингтоне.

В 1976 году Стэнли начал экзаменовать свою вторую группу (563 13-летних ребенка, которые на тестах SAT вошли по своим оценкам в первые 0,5%) по пространственным способностям. Так называют способность понять и запомнить пространственные отношения между предметами. Тесты по проверке пространственных способностей могли включать сопоставление предметов, увиденных с разных точек зрения, определение, каким получится поперечное сечение, когда предмет разрезается тем или иным образом, или оценку уровня воды в наклоненных бутылках различной формы. Стэнли хотел узнать, можно ли при помощи пространственных способностей предсказывать будущий образовательный и профессиональный уровень человека лучше, чем это делает количественное измерение логических рассуждений.

Последующие исследования групп 18, 23, 33 и 48-летнего возраста подтвердили его догадки. Проведенный в 2013 году анализ выявил связь между количеством полученных человеком патентов и написанных публикаций, и его прежними результатами по тестам SAT и проверкам пространственных способностей. На долю тестов SAT пришлось около 11% расхождений, а на долю проверок пространственных способностей еще 7,6%.

Эти выводы, совпадающие с результатами последних исследований, указывают на то, что пространственные способности играют большую роль в творчестве и технических инновациях. «Я не исключаю, что это может быть самый крупный из известных, но неиспользованных источников человеческого потенциала», — говорит Любински, добавляя, что из учеников, которые не демонстрируют особых успехов в математике или какие-то исключительные речевые возможности, но обладают отличными пространственными способностями, получаются выдающиеся инженеры, архитекторы и хирурги. «И тем не менее, известные мне председатели приемных комиссий не смотрят на это, да и в школьных характеристиках на это не обращают особого внимания», — заключает он.

Хотя такие исследования как SMPY дают работникам сферы образования возможность выявлять и поддерживать талантливых детей, интерес к этой группе в мире весьма неодинаковый. На Ближнем Востоке и в Восточной Азии в последнее десятилетие уделяется значительное внимание ученикам с выдающимися успехами в области естественных и точных наук. Южная Корея, Гонконг и Сингапур проверяют детей на одаренность, а тех, кто демонстрирует самые высокие показатели, включают в инновационные программы. В 2010 году Китай запустил в работу десятилетний Национальный план развития талантов, чтобы поддержать самых лучших учеников и направить их в науку, сферу технологий и прочие отрасли с высокими требованиями.

В Европе поддержка исследований и образовательных программ для одаренных детей ослабла, и основное внимание там переключили на всеобщее вовлечение. Англия в 2010 году решила упразднить Национальную академию для одаренной и талантливой молодежи, перенаправив средства на принятие большего количества бедных студентов в ведущие университеты.

Когда Стэнли начинал свою работу, у одаренных детей в США был небогатый выбор, и он начал искать ту среду, где мог бы расцвести ранний талант. «Джулиану было ясно, что просто выявить способности недостаточно; их надо соответствующим образом развивать, чтобы пламя таланта горело ровно и не гасло», — говорит Линда Броуди (Linda Brody), которая училась вместе со Стэнли, а сейчас в университете Джонса Хопкинса руководит программой по консультированию особо одаренных детей.


© РИА Новости, Юрий Абрамочкин

Сначала работа велась от случая к случаю. Родители других одаренных детей начали обращаться к Стэнли тогда, когда услышали о его работе с Бейтсом, который отлично учился, поступив в университет. К 17 годам он получил степень бакалавра и магистра по кибернетике и готовился к соисканию докторской степени в Корнелльском университете, что в Итаке, штат Нью-Йорк. Позднее, работая профессором в питтсбургском университете Карнеги — Меллон, он стал новатором в области исследования искусственного интеллекта.

«Я был застенчивым, и существующее в старших классах социальное давление не шло мне на пользу, — говорит Бейтс, которому сегодня 60 лет. — Но в вузе я вместе с другими студентами не от мира сего нашел свое место, хотя был намного моложе. Я развивался в социальном плане и в интеллектуальном своими собственными темпами, потому что благодаря ускоренным темпам не пропадал мой интерес к содержанию».

Данные SMPY подтвердили идею об ускоренном обучении тех, кто все схватывает на лету, за счет перескакивания из одного класса в другой. Было проведено сравнение группы детей, ускоренно переходивших из класса в класс, с контрольной группой столь же умных детей, которые оставались в своих классах. В итоге у первой группы оказалось на 60% больше докторских степеней и патентов, и они в два с лишним раза чаще защищали кандидатские диссертации в области естественных и точных наук. Ускорение это обычное дело в исследуемой когорте 0,01%. Из-за интеллектуального разнообразия и быстрых темпов приобретения знаний такими детьми их очень трудно учить. Но ускоренное продвижение этих детей из класса в класс почти ничего не стоит, а в некоторых случаях школы экономят на них деньги, говорит Любински. «Этим детям зачастую не нужно ничего нового и инновационного, — отмечает он. — Им надо просто раньше получить доступ к тому, что изучают дети постарше».

Многие педагоги и родители по-прежнему считают, что ускорение вредно для детей, что оно наносит им ущерб в социальном плане, лишает их детства или создает пробелы в знаниях. Но исследователи из сферы образования в целом согласны с тем, что ускорение идет на пользу подавляющему большинству одаренных детей в социальном, эмоциональном, научном и профессиональном плане.

Быстрее переходить из класса в класс это не единственный вариант. Исследователи из программы SMPY говорят, что даже самое скромное вмешательство, такое как обеспечение доступа к сложному материалу, например, к программам углубленного изучения предметов на вузовском уровне оказывает заметное воздействие. Те одаренные ученики, которым давали возможность учиться по усложненным довузовским программам и получать более глубокие знания в области естественных и точных наук, затем публиковали больше научных трудов, получали больше патентов и добивались более значительных успехов в своей карьере по сравнению с такими же умными сверстниками, у которых не было этих возможностей.

Несмотря на многочисленные открытия, сделанные в рамках исследования SMPY, ученые до сих пор не обладают полной и целостной картиной одаренности и достижений. «Мы не знаем, почему даже на высоком уровне одни люди демонстрируют прекрасные показатели, а другие нет, — говорит психолог Дуглас Деттерман (Douglas Detterman), исследующий познавательные способности в университете Кейс Вестерн Резерв, расположенном в Кливленде, штат Огайо. — Умственными способностями нельзя объяснить все различия между людьми. Здесь также важны такие факторы как мотивация, особенности личности, упорство в работе и так далее».

Определенные представления и идеи дали немецкие исследования, которые проводятся по той же методике, что и SMPY. Продольное исследование одаренности, начатое в середине 1980-х годов в Мюнхене в группе из 26 000 одаренных учеников, показало, что когнитивные факторы наиболее предсказательны, однако некоторые особенности личности, такие как мотивация, любознательность и способность преодолевать нагрузки, также оказывают ограниченное влияние на успехи. Определенный эффект имеют и факторы среды, скажем, семья, школа и сверстники.

Данные таких исследований интеллекта и таланта также способствуют углублению представлений о том, как люди развивают свои знания по разным предметам. Некоторые исследователи и авторы, прежде всего, психолог Андерс Эриксон (Anders Ericsson) из университета штата Флорида в Таллахасси и писатель Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) популяризовали идею о пороге способностей. Согласно этой идее, для людей с определенным барьером умственных способностей (часто называют цифру 120) время сосредоточенной практической работы по приобретению знаний гораздо важнее, чем дополнительные интеллектуальные способности. Однако данные исследования SMPY и программы университета Дьюка опровергают данную гипотезу. В этом году были опубликованы результаты исследования, где сравниваются успехи студентов, в детстве входивших по своим умственным способностям в первый 1% и в первые 0,01%. Если в группе номер один ученые степени встречаются в 25 раз чаще, чем в среднем у населения, то во второй группе такое происходит в 50 раз чаще.

Но иногда такая работа вызывает противоречия. Некоторые эксперты по развитию детских способностей из Северной Америки и Европы жалуются, что в научной работе по развитию таланта ученые часто руководствуются стремлением спрогнозировать, кто поднимется наверх, а специалисты в области образования выражают серьезную обеспокоенность по поводу концепции выявления и классификации учеников с их разделением на одаренных и посредственных.

«Высокие результаты теста указывают лишь на то, что человек обладает большими способностями и хорошо подходит для этого конкретного теста в этот конкретный момент времени, — говорит Мэтьюз. — А низкий балл по тесту не говорит нам практически ничего». Все дело в том, что снижать показатели учеников могут очень многие факторы, в том числе, культурный багаж и то, насколько комфортно им сдавать тесты, от которых очень многое зависит. Мэтьюз рассказывает, что когда экзаменуемые дети проходят тесты на одаренность в юном возрасте, они чувствуют, что их оценивают на предмет будущих успехов, и это может навредить их мотивации в учебе и способствует формированию того, что психолог из Стэнфорда Карол Двек (Carol Dweck) называет «фиксированным складом ума». Гораздо лучше, говорит она, формировать «развивающийся склад ума», когда дети считают, что ум и талант это лишь отправная точка, и что способности можно развивать упорным трудом и постоянным интеллектуальным поиском.

«Ученики сосредотачиваются на самосовершенствовании, не беспокоясь о своем умственном уровне и не стремясь к одобрительным оценкам, — отмечает Двек. — Они упорно учатся, получают знания и становятся умнее». Проведенные Двек и ее коллегами исследования показывают, что ученики, занимающиеся с таким настроем, демонстрируют больше мотивации в школе, получают более высокие оценки и лучше сдают экзамены.

Бенбоу согласна с тем, что выбор учеников не следует ограничивать стандартными тестами, что надо разрабатывать стратегии познания и обучения, которые больше соответствуют способностям детей, позволяя ученикам и студентам на каждом уровне в полной мере реализовывать свой потенциал.

В будущем году Бенбоу и Любински планируют начать исследование самой одаренной когорты (0,01%) в среднем возрасте, уделяя особое внимание карьерным достижениям и удовлетворенности жизнью, а также повторно исследовать выборку 1992 года из числа выпускников ведущих американских университетов. Предстоящие исследования могут еще больше разрушить стойкие, но ошибочные представления о том, что одаренные дети достаточно умны, чтобы преуспевать самостоятельно, без особой помощи со стороны.

«Система образования по-прежнему упорствует, — говорит психолог Дэвид Гири (David Geary), исследующий вопросы когнитивного развития в области математики в Миссурийском университете в Колумбии. — Существует общее убеждение в том, что детям, обладающим познавательными или какими-то иными преимуществами, не нужна дополнительная поддержка, и что сосредоточиться надо на детях со слабой успеваемостью».

Специалисты по образованию одаренных детей заговорили о расширении возможностей для развития талантов в США, но такими возможностями пока пользуются только те ученики, которые находятся на самой вершине по показателям способностей и по социально-экономическому положению.

«Мы знаем, как выявлять этих детей, и мы знаем, как помогать им, — говорит Любински. — Тем не менее, мы не замечает многих очень умных детей по всей стране».

Когда Любински и Бенбоу заканчивают прогулку по двору университета, часы бьют полдень, и из учебных аудиторий в столовую устремляются толпы радостных студентов. Многие из них это участники программ для талантливой молодежи, проводимых в университете Вандербильта, и летних курсов обогащения знаниями, на которых одаренные студенты за три недели впитывают годичный материал по математике, литературе или естествознанию. Другие проводят время в университетских спортивных лагерях.

«Они развивают самые разные таланты, — говорит Любински, который в школе и университете занимался борьбой. — Но наше общество в большей степени поощряет спортивные, а не интеллектуальные таланты».

Тем не менее, эти одаренные студенты, «матлеты», как их называют в вузе, могут изменить будущее. «Если посмотреть на проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество — а это здравоохранение, климатические изменения, терроризм, энергетика — то у таких детей больше всего возможностей для их решения, — говорит Любински. — Именно на таких детей мы должны делать ставку».

Как вырастить гения? - на этот вопрос Google выдает 330 тысяч ссылок. Открывай любую и следуй инструкциям: методик, обещающих превратить вашего ребенка в вундеркинда, - видимо-невидимо. Еще можно отдать малыша в какой-нибудь детский центр: сейчас такой «развивающий» очаг культуры есть чуть ли не в каждом дворе, и он готов в любом грудничке обнаружить скрытые таланты. Раннее развитие – это сейчас модно. Но действительно ли любого ребенка можно превратить в гения?

Надо торопиться?

Что и говорить, современные родители буквально свихнулись на раннем развитии детей. Но это не их вина: просто они не устояли перед шквалом воспитательных систем, обрушившихся на них со всех сторон света. Из Америки до нас дошла система Глена Домана, итальянцы произвели бомбардировку программой Марии Монтессори, японцы поделились откровениями Масару Ибуки. Эти программы – абсолютно разные, но все без исключения базируются на одном единственном факте – правда, научно обоснованном. Ученые выяснили, что мозг человека растет и развивается только в раннем детстве. Причем особенно активно – до трех лет. Именно в эту пору в мозгу формируется 70--80% связей-«мостиков» между клетками, которые в будущем и обеспечивают развитие человека. Проще говоря, закладывается своеобразный фундамент будущего дома: и чем основательнее он будет, тем прочнее и крепче окажется сам дом. И потому наиболее активное строительство надо вести до пяти – максимум до шести лет: потом мозговая активность идет на спад, ослабевают связи между нейронами и восприимчивость катастрофически падает. Так что надо торопиться. К сожалению, именно это «надо торопиться» и слышат большинство родителей! И вот уже под бдительным оком своих пап и мам малыши начинают беспрерывно развиваться: читают в два года, в три играют в шахматы, в четыре начинают говорить по-английски, в пять вычисляют дроби… Но все ли в результате становятся гениями? Отнюдь. А почему? Практика показывает: чтобы вырастить гения, этому нужно посвятить всю жизнь, как это сделал Ласло Полгар.

Шахматные королевы

Сестры Полгар – Жужа, София и Юдит – стали настоящей сенсацией в шахматном мире. Но их достижения – это, прежде всего, достижения их родителей, и в первую очередь отца - Ласло Полгара.

В середине 1960-х гг. венгерский педагог и психолог задумался над тем же вопросом, над которым и сегодня раздумывают родители. Но поскольку был ученым, начал с того, что изучил биографии великих людей. И пришел к очень простому выводу: секрет успеха – труд, труд и еще раз труд. И коль скоро так, то гением может стать каждый. Однако 100%-й результат можно получить только под руководством опытного педагога. Чтобы проверить свою теорию, Ласло пошел на беспрецедентные меры. Он дал объявление в газету, в котором прямо заявил: ищу жену, которая бы родила детей для участия в эксперименте. И такая женщина нашлась!

В 1969 году в семье появился первый ребенок – Жужа. Ласло был полон решимости вырастить из девочки математика, но трехлетнему ребенку на глаза случайно попали отцовские шахматы. Игра очень ее заинтересовала. Этот интерес, подогреваемый родителями, решил судьбу Жужи, а потом и ее сестер. Шахматы оказались идеальным полигоном для проверки отцовской теории. Но они потребовали колоссальной отдачи. День сестер Полгар строился так. Подъем – в шесть утра, пробежка – в любое время года. А потом – учеба, учеба, и еще раз учеба. Как минимум четыре часа были отданы шахматам: ведь именно они были выбраны как «специальность». Еще три часа – иностранным языкам. Сначала девочки учили эсперанто, на который потом «ложились» английский, русский, немецкий, французский и т. д. В итоге на изучение языков уходило еще три часа. Час был отведен под родной – венгерский язык и естествознание, еще один – под психологию и педагогику, и, наконец, еще час – под физкультуру. Итого – 10 часов занятий ежедневно! Правда, каждые двадцать минут девочки прерывались, чтобы послушать анекдот: смех также в обязательном порядке входил в программу «взращивания» гениев.

Разумеется, совмещать такой график с учебой в обычной школе оказалось невозможно: и родители, угробив несколько лет на бодания со всевозможными образовательными департаментами и инстанциями, добились права обучать дочерей на дому. Это – отдельный подвиг Ласло Полгара, которому пришлось даже сопротивляться полиции, явившейся как-то в его дом, чтобы спасти детей от сумасшедшего отца. Ему и его жене много чего довелось услышать в свой адрес: и что он держит дочерей в заточении, будто в тюрьме, что он превратил их жизнь в ад, и что он наживается на собственных детях… Доля правды в этих словах есть: Жужа начала зарабатывать деньги в 10 лет, когда впервые выступила на взрослом чемпионате Венгрии и стала шестой. Гонорары юной шахматистки росли год от года, и это позволило обоим родителям уйти с работы, чтобы полностью посвятить себя воспитанию дочерей. Все они добились исключительных успехов – стали настоящими шахматными королевами, обыграв признанных шахматных королей-мужчин. Они брали одну высоту за другой, не переставая восхвалять своего отца. Но – вот парадокс: все сестры, едва им исполнилось по 20 лет, вышли замуж и предпочли дальнейшему развитию и самосовершенствованию материнство! Причем своих детей они не стали воспитывать по системе Ласло Полгара, ставшей знаменитой во всем мире. А сам дед не сильно рвался пестовать внуков. В интервью газете «Огонек» Жужа так и сказала: «Отец посвятил нам всю жизнь. Это потребовало от него неимоверных усилий, и на внуков его уже просто не хватит. Что касается нас, то мы стараемся, конечно, дать своим все возможное, но вырастут ли из них чемпионы – не берусь сказать».

Как видите, секрет успеха известен. И он сродни подвигу. Вы готовы? – Это хорошо. Однако имейте в виду: даже подвиг не гарантирует результата.

Детки в клетке

В нашей стране пионером раннего развития стала семья Никитиных. К учителю труда Борису Павловичу, библиотекарю Елене Николаевне и их семерым детям ехали со всего Советского Союза – журналисты – за репортажем, обыкновенные родители – за передовым опытом. И те, и другие восхищенно смотрели, как дети Никитиных самозабвенно подтягивались на турнике, отжимались и босыми ногами ходили по снегу. Это ли не чудо? – Годовалые сами одеваются, двухлетние убирают за собой и братьями и сестрами, а пятилетние прямиком отправляются в школу! Один из детей – Антон – из второго класса перешел сразу в восьмой. А семилетняя Аня поступила сразу во второй класс, из которого перескочила в четвертый.

Главным для Бориса Павловича, изъездившего с педагогическими лекциями весь Союз, было развить интеллектуальный и творческий потенциал детей. Плюс закаливание, плюс физкультура, плюс железная дисциплина. Школу же Никитин-старший считал неким тормозом, отупляющим ребенка. И был уверен, что чем быстрее ребенок проскочит эту ступень, тем лучше. Но в итоге у всех его детей в школе возникли огромные проблемы как с учителями, так и со сверстниками: будучи самыми младшими в классе, они становились изгоями… Школа превратилась в каторгу, а блестящие «первоклассники» -- в двоечников и троечников. Ни один из «великолепной семерки» не стал ни медалистом, ни выдающимся спортсменом. С пеленок будучи в центре внимания, дети Никитиных, тем не менее, тяжело находили общий язык с другими людьми. А собственный дом стал одновременно и крепостью, и тюрьмой. По воспоминаниям Никитиных-детей, чаще всего они чувствовали себя так, будто живут в зоопарке. Сегодня все они давно взрослые люди, сами отцы и матери. И все, как один, не торопятся развивать своих отпрысков по отцовской системе. И самое главное – их собственные сыновья и дочери отправляются в школу в первый класс, как и все обычные дети – в семь лет, и никто из них не скачет из класса в класс. У Никитиных-детей другие приоритеты: «Полноценное общение со сверстниками, пусть даже в ущерб интеллектуальному развитию, более важно», - убеждена Анна Никитина.

Так что этот эксперимент провалился. Хотя подвиг – и детский, и родительский - тоже имел место быть.

40+27=гений в пеленках

Из чего складывается гениальность? Ученые по сей день не знают ответа на этот вопрос. Одни исследователи убеждены, что на 70-80% этот вопросе решает наследственность, другие – такие как американский психолог Э. Эриксон, утверждают, что вундеркинды – это миф: все равны перед природой, нужно только хорошо работать. В конце концов, лишь 10% мозга отвечает за умственную деятельность, а остальные 90% - за двигательные функции.

В последние годы к поискам гениальности подключились и генетики. Но обнаружить ген гениальности пока не удалось. Более того: сегодня ученые склоняются к тому, что какого-то одного-единственного гена таланта не существует, но есть некая комбинация генов, в результате которой на свет появляются Моцарты и Биллы Гейтсы. Но наука не сдается. Биологи из Принстонского университета обнаружили: чтобы облегчить процессы запоминания и обучения, достаточно увеличить в организме выработку белка NR2B.

Японцы просто советуют будущим родителям есть больше рыбы: фосфор, содержащийся в ней, благотворно скажется на умственном потенциале ребенка.

А немцы рекомендуют основательно поупражняться в вычислениях, прежде чем вступить в брак: по их мнению, возраст матери должен равняться половине возраста отца плюс 7 лет. То есть если вам 27, то вашему избраннику должно быть 40 – не больше и не меньше.

Снизить планку

Выходит, прощай мечта? И да, и нет. Если опустить планку, не замахиваться на «вечность» и «память в веках», то можно попытаться вырастить просто умного ребенка, который с легкостью найдет свое место в жизни и реализует возможности по максимуму. Ведь, по большому счету, именно это подразумевают родители под «гениальностью». И, если ваша цель такова, то задуматься о воспитании наследника надо еще до рождения малыша. С точки зрения эзотерики, формирование личности начинается с мыслей о ней. Так что еще перед зачатием как можно чаще представляйте своего будущего отпрыска умным, сильным, здоровым и счастливым. Гоните прочь страхи и тревоги: вы должны быть уверены в успехе. Кроме того, потрудитесь рассчитать время зачатия: статистика показывает, что самые выдающиеся умы рождаются в январе, феврале и марте. А самые «гениально»-скудные месяцы – это июнь, июль и август. Еще один факт, который стоит взять на заметку: чем старше родители, тем выше интеллект у их детей. С этой точки зрения идеальный женский возраст для деторождения - 29 лет, мужской - 36. Вообще отцов-производителей стоит искать среди сильного пола в самом расцвете сил - в возрасте от 30 до 42 лет: активность сперматозоидов об эту пору снижается по сравнению с молодыми годами, и потому «в яблочко» попадают только «проверенные бойцы», оставляя за бортом слабых и дефективных товарищей.

Хотите - верьте, хотите - нет, но чем больше в семье детей, тем ниже уровень интеллекта у каждого из них. Срабатывает механизм усреднения: ведь известно, что в больших группах способности каждого не усиливаются, а нивелируются. По-настоящему умные дети, как правило, появляются в семьях, где не больше трех отпрысков, причем старшие обычно умнее младших. Согласно теории «усталости матки» разница в возрасте между малышами должна быть не меньше 5-6 лет: женский организм должен как следует отдохнуть и восстановиться, иначе ему просто нечего будет дать ребенку.

А вот такой член семьи как бабушка в воспитании одаренного ребенка просто необходим! Те несчастные, у которых нет бабушек, показывают худшие результаты, нежели обласканные внуки и внучки. И дело тут вовсе не в житейской мудрости, которой бабуля с удовольствием делится с подрастающим поколением, а в эмоциональной отдаче. Бабушки обычно балуют своих внуков и тем самым дают им возможность самовыражаться, что повышает у детей самооценку. И в конечном итоге у детей растет мотивация для того, чтобы заниматься рисованием, пением, играть в шахматы, решать геометрические задачи, одним словом -- добиваться успеха. А ведь именно мотивация является ключом к достижению поставленной цели. Талантливый ребенок – это в первую очередь заинтересованный ребенок. И это основное правило воспитания умников и умниц. Второе правило гласит: чтобы добиться успеха, ребенок должен уметь ставить перед собой цели и достигать их. И вы, как родитель, должны быть готовы пройти с ним этот путь до конца. Дорисовать, долепить, дорешать, доучиться и т. д. и т. п. То есть мало запихать отпрыска в «драмкружок, кружок по фото»: готовьтесь вместе с ним разучивать пьесы и учиться выставлять объектив, а иначе - никак. Только под руку с опытным наставником ребенок сможет пройти путь от подающего надежды малыша до одаренного взрослого человека. Одним словом, хотите умного ребенка - готовьтесь проявлять чудеса терпения, будьте последовательны и никуда не торопитесь: согласно последним исследованиям, мозг человека может расти и развиваться всю жизнь. Как говорится, талант как насморк - когда-нибудь, да чихнет!

Антон ДУБИНИН

  • В результате своих исследований Ласло Полгар пришел к выводу: в цивилизованных странах около 80% всех детей до года – потенциальные гении. К трем годам количество гениев снижается до 60%, к 5 – до 50%. В 12 только 20% детей могут похвастаться выдающимися способностями, а в 20 - лишь 5%.
  • Билл Гейтс в школе слыл самым посредственным учеником, а из Гарварда был вынужден уйти с четвертого курса.
  • Статистика показывает, что самые выдающиеся умы рождаются в январе, феврале и марте. А самые «гениально»-скудные месяцы – это июнь, июль и август.

Здравствуйте, дорогие читатели! Каждый родитель, глядя на успехи известных маленьких личностей, мечтает и из своего малыша вырастить гения. Но, возможно ли это осуществить с любым крохой и есть ли в этом реальная необходимость?

Обратите внимание, что единицы одаренных детей в будущем сохраняют свои сверх способности, даже если их таланты были очень яркими. История наполнена именами успешных детишек и взрослых ученых, но случаев развития навыков от малого до великого практически не найти.

Все это приводит к вопросу: почему вундеркинды не развиваются дальше? Почему дети, которые являются лучшими в мире в возрасте от 5 до 15 лет в конечном итоге не остаются таковыми в 25 и 30? Потому что, если рассуждать логически, вундеркинды очень быстро добиваются высоких результатов, у них есть отличная фора, но они часто из-за нее расслабляются и, в конце концов, не используют ее.

Традиционный мир и мышление в нем накладывает отпечаток на развитие ребенка, из-за чего на него накладывается большая ответственность, в итоге он выгорает и теряет свою страсть. Часто наибольшая вина в остановке развития способностей лежит на плечах родителей, которые непреднамеренно урезают их.

Если вы мечтаете вырастить по-настоящему умного ребенка, то начинать нужно постепенно. Чтобы положить правильное начало, воспользуйтесь обучающей программой
"Носики-курносики учатся считать и читать «.

Когда в семье появляется вундеркинд, большинство родителей ощущает три мощных инстинкта:

  1. Появляется непреодолимое желание отметить такую «уникальность» и похвастаться перед всеми знакомыми и близкими достижениями своего чада;
  2. Возвысить своего малыша над остальными и поместить в специальные учреждения для одаренных детей, ведь у них особый ребенок, не такой как все;
  3. Способности вундеркинда надо обязательно подтвердить, для этого нужна конкуренция с другими талантливыми детьми.

Родительское желание отмечать, возвышать, и подтверждать талант ребенка является мощным и почти непреодолимым. В этот момент принимаются во внимание многие учреждения, которые выделяются в воспитании вундеркиндов.

Детей определяют в сети специализированных, часто дальних учреждений. Используются различные схемы и методики раннего развития детей, мамы и папы хватаются за всевозможные способы, лишь бы дальше развивать талант своего чада.

Как вырастить вундеркинда: реальный жизненный случай

Ученые исследовали интересный случай одной американской семьи. У матери Дебби Флепс было трое детей — Майкл, Уитни и Хилари.

Выросшие в пригороде Балтимора, Уитни и Хилари были успешными пловчихами. Уитни была национальным чемпионом в 14 лет. По словам одного из своих тренеров, Уитни и Хилари обладали бОльшим талантом, чем Майкл. Дебби была поражена успехами дочерей — праздновала каждую победу Уитни и Хилари с большим энтузиазмом.

И однажды случилось то же, что и происходит со многими успешными детьми — их развитие остановилось на одном уровне и не смогло преодолеть дальнейшие трудности.

Потом в плаванье пошел и Майкл. Он был действительно хорош — почти столь же талантливый, как и его сестры. И когда Майклу было 15, он установил новый американский рекорд по плаванью на одном из областных соревнований.

Когда Майкл возвращался в Балтимор, мать Дебби сделала инстинктивное действие — она ​​украсила дом воздушными шарами, транспарантами и плакатами, посвященными его великой победе.

Но произошло кое-что необычное. За несколько часов до приезда Майкла прибыл его тренер Боб Боуман, он зашел в дом и снял все украшения. Он снял все воздушные шары. Он стащил плакаты. И бросил все это в мусор.

Когда Дебби Флепс увидела то, что сделал Боуман, она по понятным причинам расстроилась — почему он это делает? Разве он не понимает, что это был великий момент, самое подходящее время, чтобы праздновать?

Боуман выслушал ее протест. Тогда он сказал ей: «Это путешествие в тысячу шагов. Если мы отмечаем первый, выходит, что нам больше некуда идти?».

Сегодня Боуман видит тот день, как жизненно важный поворотный момент в развитии Майкла. Дебби оставалась такой же внимательной к успехам юного спортсмена, но она дала своему сыну и его тренеру идти собственным путем, чего не сделала с дочерьми.

Как же быть любящим родителям?

Когда дело касается вундеркиндов, я думаю, что мы должны помнить высказывание Боумана и всегда пользоваться его советом.

Не нужно громко праздновать каждую победу вундеркинда, ведь полученные им награды говорят сами за себя. Истинная награда за выигрыш кроется в акте победы над самим собой. (Давайте будем честными — плакаты и транспаранты во дворе дома на самом деле не для ребенка!). Без них малыш волен самостоятельно контролировать свои желания и достижения, а также ставить перед собой главенствующие цели.

Не нужно выделять и отмечать достижения вундеркинда на фоне остальных детей, сравнение — вообще ненужное действие в воспитании детей. Напоминайте ребенку, что он может быть сильнее или умнее других прямо сейчас, но в долгосрочной перспективе, он будет иметь много общего со всеми остальными.

Не нужно дарить неокрепшей психике чувство превосходства над обществом, пусть малыш учится соревноваться лишь с собой вчерашним и совершенствоваться только оглядываясь на свои прошлые достижения. Это помогает легче переносить взлеты и неизбежные падения на его пути.

Вместо того чтобы сосредотачиваться на новых уровнях внешней конкуренции, находите инновационные способы повышения внутреннего уровня конкуренции в повседневной практике. Это держит фокус внутри, на контролируемом внутреннем процессе развития и достижения цели, а не на результатах одного табло или соперника.

Чтобы вы поняли, о чем я говорю, следует немного уточнить — я не призываю к холодному, безразличному восприятию всех достижений малыша. Воспитывать детей — это весело, иметь вундеркинда в семье — приносит еще большее счастье и гордость.

Но я против чрезмерного выделения вундеркиндов в обществе. Потому что я думаю, что из-за этого легко забыть о том, что быть ребенком — это довольно страшно. Быть одаренным страшно втройне, и изоляция только добавляет ужаса к этому чувству. Вундеркиндам не нужно быть отделенными — скорее, они должны оставаться на связи с людьми и силами, которые помогают им расти.

Предлагаю напоследок посмотреть интересное видео по теме, уверена, что оно ответит на многие ваши вопросы:

Помните о главном — у счастливых родителей счастливые дети! Не нужно зацикливаться только на своем малыше, помните о своих интересах тоже, к примеру читайте наш блог и , а также общайтесь с друзьями в социальных сетях и делитесь самыми интересными статьями.

Каждый родитель считает своего ребенка особенным, уникальным, как сейчас модно говорить, эксклюзивным. Конечно, так и есть – все люди не похожи друг на друга – и благодаря этому, жить в мире интересно. Но, конечно же, каждому хочется, чтобы его ребенок был не только яркой индивидуальностью, но еще и выгодно отличался от других в интеллектуальном плане. Для того, чтобы достичь такого результата, родители чуть ли не с пеленок начинают водить детей на развивающие занятия, по сути, отчасти лишая его детства. Но для того, чтобы вырастить гения, совсем необязательно тратить много денег и времени на развитие своего ребенка по новаторским методикам. Для этого достаточно нескольких весьма простых, но эффективных способов.

Выращиваем гения на самых ранних этапах развития

Наверняка, Вы не раз слышали об этих способах вырастить гения, но никогда не думали, что они обладают таким эффектом.

1. Грудное вскармливание

Научные исследования показали, что дети, матери которых кормили их грудью, в шестилетнем возрасте имели более высокий коэффициент умственного развития, чем дети, которые находились на искусственном вскармливании. Более того, дети, чьи матери кормили их грудью до года и дольше, показали лучшие результаты в чтении, математике и письме, чем их сверстники, рано оторванные от материнской груди.

2. Здоровый образ жизни матери

Вырастить гения будет трудно матери, которая до беременности и во время нее употребляла наркотические вещества. Научно доказано, что дети, родившиеся у кокаинозависимых матерей, в 5 раз чаще были умственно отсталыми, чем дети, родившиеся у мам, ведущих здоровый образ жизни.

3. Возраст отца

Устоявшееся мнение, что понятие «биологические часы» актуально только для женщин, в последнее время систематически опровергается. На самом деле, возраст отца также имеет значение – причем, не только для здоровья ребенка, но и для его интеллекта.

Дети, отцы которых зачали их в двадцатилетнем возрасте, имеют больше шансов стать гениями, чем дети, родившиеся от отцов в возрасте. Более того, дети, зачатые сорокалетними и старше отцами, чаще остальных имеют проблемы с нервной системой и даже страдают аутизмом и шизофренией! Таким образом, если Вы хотите вырастить гения, лучше выбирать в качестве отца молодого мужчину.

1. Игра

Основная деятельность ребенка – игра. Именно в процессе игры малыш развивает свою любознательность, познает окружающий мир и начинает чувствовать интерес к учебе. В связи с этим, очень важно, чтобы ребенок большую часть времени на ранних этапах жизни проводил в играх. В результате игры у него разовьется любопытство, что позволит ребенку впоследствии активно развиваться – и, вполне возможно, что таким образом Вам удастся вырастить гения!

2. Отсутствие телевизора до 2 лет

Американская Академия Педиатрии провела исследование, в результате которого ученые обнаружили интересный факт. Оказалось, что дети, до 2 лет не знакомые с телевизором, обнаруживали более развитый мозг, коммуникативные навыки и в общем были развиты гораздо лучше маленьких «киноманов». Ученые пришли к выводу, что время, потраченное ребенком в период активного развития на телевизор, лучше использовать для общения с окружающими и получения информации эмпирическим путем – а не в качестве готовой модели из телеэкрана.

3. Чтение

Любой матери, которая хочет вырастить гения или хотя бы просто образованного человека, необходимо читать своему ребенку вслух. И чем больше – тем лучше. Мозг ребенка, которому читают книгу. Активно обрабатывает полученную информацию, что помогает ему развивать свой словарный запас. Кроме того, чтение книг ребенку с раннего возраста способствует тому, что, повзрослев, он будет любить читать, и его не придется заставлять это делать. И, конечно, у Вас дома при этом должна быть обширная библиотека.

4. Самоконтроль

В истории существует информации об одном исследовании, которое проводилось с целью контроля детских импульсов. Детям давали два печенья и говорили, что одно печенье можно съесть сразу, а второе – через 15 минут. В итоге оказалось, что у тех детей, которые смогли выждать положенное время, показатели по Школьному оценочному тесту были на 210 пунктов выше, чем у остальных.

Ученые связывают это явление с ролью контроля над импульсами в умственном развитии человека. Контроль над импульсами - ключевой фактор в исполнительной функции, с которой, по мнению ученых как раз и связан ум. Под исполнительной функцией понимается способность переключаться от одной задачи к другой, удерживать информацию в рабочей памяти и подавлять импульсы.

5. Вовлечение ребенка в разговор

Если Вы хотите вырастить гения, необходимо, прежде всего, развивать мышление и словарный запас ребенка. Важное значение в этом деле имеет коммуникация между Вами и Вашим малышом. Некоторые родители считают, что разговаривать с маленьким ребенком не надо, так как он все равно ничего не понимает. На самом деле, малыш все слышит и осознает – и впитывает новые слова, как губка.

Во время прогулок разговаривайте с ребенком, показывайте ему предметы, называйте их и рассказывайте о них, сопровождайте свою речь мимикой. Привлекайте внимание ребенка к интересным объектам, задавайте вопросы (даже риторические), старясь иногда переводить утвердительные предложения в вопросительные. Например, накладывая кошке корм, говорите не: «Мурку надо покормить», а: «Как ты думаешь, Мурка проголодалась? Надо ее покормить?».
И помните: общаясь с ребенком, убирайте все остальные источники шума. Работающий телевизор, радио или включенная музыка – всего этого не должно быть в детской комнате.

6. Занятия музыкой

Научно доказано, что дети, занимавшиеся музыкой хотя бы 3 года, показывают лучшие показатели по вербальным навыкам, чем дети, никак не связанные с музыкой. Кроме того, занятия музыкой улучшают память.

7. Физическая активность

Научно доказано, что аэробика на 100% увеличивает исполнительные способности ребенка, роль которых в деле выращивания гения очень важна. А так как родительский пример – самая действенная мотивация – делайте зарядку вместе с Ваши ребенком, если хотите вырастить гения.

Кроме того, люди, занимающиеся физическими упражнениями, не имеют лишнего веса, что также является немалым плюсом. Согласно научным исследованиям, дети, имеющие избыточный вес, имеют худшие показатели в тестировании по чтению, нежели дети с нормальным весом. Да и учебные достижения детей с избыточным весом в большинстве случаев оставляют желать лучшего.

8. Изучение иностранного языка

Исследования доказали, что дети, которые изучали хотя бы один иностранный язык в течение двух лет, имели лучшие показатели по школьному оценочному тесту, чем те, кто не изучал никаких иностранных языков.

9. Творческая деятельность

Творческая деятельность очень полезна для ребенка. Она способствует развитию моторики, воображения и интеллекта. Чтобы вырастить гения, достаточно выбрать любой вид творчества: аппликация, рисование, вырезание или что-то еще. Главное – регулярность и отсутствие серьезных ограничений «творческого полета» Вашего чада.

10. Правильное питание

Чтобы вырастить гения, необходимо использовать в его питании полезные пищевые добавки – например, рыбий жир. Жирные кислоты, содержащиеся в рыбе, помогают клеткам мозга лучше передавать информацию от нейрона к нейрону.

Исследования показали, что дети, употреблявшие Омега-3, более успешно проходили различные тесты и даже имели более высокий уровень IQ.

Если Вы хотите вырастить гения, помимо уже перечисленных способов, Вам можно посоветовать только одно. Развивайте ребенка, но не торопите его. Все придет – в свой срок и когда будет нужно. Ваша задача – поддержать своего малыша, внушить ему интерес к окружающему миру и желание его познавать!



Случайные статьи

Вверх