Занятия старшая группа тему моя семья. Комплексно-тематическая неделя в ДОУ «Моя семья. Взаимо-действие с родителями

Хазова Наталья Дмитриевна

Воспитатель, БДОУ города Омска "Детский сад компенсирующего вида №400", г. Омск

Хазова Н.Д. НОД в старшей группе. Тема: "Семья" // Совушка. 2017. N2(8)..07.2019).

Заказ № 27764

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная.

Цели: Формирование у детей интереса к своей семье, уважительного отношения и чувства принадлежности к ней, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.

Задачи:

  1. закрепить знания детей о семье, родственных отношениях;
  2. учить проявлять любовь и заботливое отношение к членам своей семьи;
  3. вызывать интерес к истории своей семьи и Родины.

Планируемые результаты: имеет представления о семье, ее составе; может составить небольшой рассказ о своей семье; выражает положительные эмоции при просматривании фотографий своей семьи.

Материал: солнышки и тучки, генеалогические древа семей, мяч, фотокартина «Моя семья».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.

Покажите свои ладошки.

Потрите их друг о дружку.

Прижмите свои ладони к сердцу.

Что вы чувствуете? (ответы детей)

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении пройдем за столы.

(дети вместе с воспитателем, держась за руки, проходят в группу) .

Воспитатель: А чтоб узнать тему нашего занятия, нужно отгадать загадку (на доске ребус «7я»).

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре семь добавлю Я -

Что получится? - Семья!

Воспитатель: Молодцы, догадались. Сегодня мы будем говорить о семье. А что такое семья, кто скажет. (Ответы детей).

Воспитатель: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Семья есть у каждого человека. Это самые близкие и родные люди. Все члены семьи любят друг друга, заботятся, стараются сделать все, чтобы не расстраивать друг друга.

Воспитатель: А как еще можно назвать маму, папу, наших бабушек, дедушек?

Дети: Родственники, родные, близкие.

Психогимнастика «Семья»

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него, спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?

Воспитатель: вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом?

Воспитатель: С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Совместное проговаривание хором «Генеалогическое древо»).

Воспитатель: Я знаю, что вы дома с родителями составляли свои генеалогические дерева. Мне и нашим гостям было бы очень интересно сегодня в чудесном саду послушать рассказы о ваших семьях.

(Рассказы 2- 3 детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. Нам всем очень понравились ваши рассказы. А остальные могут рассказать нам о своих генеалогических древах на следующем занятии.

Физминутка

Воспитатель: А теперь мы попробуем вырастить свои деревья. Хотите стать волшебниками? Я попрошу вас встать всех со своих стульчиков.

Представьте себе, что вы сморщенное семечко

(дети садятся и сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать,

и семечко начинает расти

(дети начинают медленно подниматься).

У него раскрываются листочки

(руки убирают с головы и тянут вверх).

Растет стебелек

(вытягивается тело).

Появляются веточки с бутонами

(руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент — бутоны лопаются.

(резко разжимаются кулачки).

Росток превращается в цветущее дерево.

Воспитатель: Молодцы ребятки. Я вижу какие вы у меня большие и красивые, как настоящие цветущие деревья.

Воспитатель: У деревьев очень крепкие корни и ветки. Так и наши семьи должны быть крепкими и дружными. Все члены семьи связаны друг с другом тесными узами. Семья - это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ сочинял пословицы и поговорки о семье. Давайте и мы их сейчас вспомним.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Дети в семье не в тягость, а в радость.
  • Когда семья вместе, то и душа на месте.
  • Каждой матери свое дитя мило.
  • Семья - это 7 я.
  • Дома и стены помогают
  • Дружная семья гору сдвинет
  • Вся семья вместе так и душа на месте
  • Добрые детки дому венец, плохие детки - дому конец
  • В родной семье и каша гуще
  • Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют
  • Дома вместе тесно, а врозь - скучно
  • Нет милее дружка, чем родная матушка

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Да, ребята, хорошо, когда семья большая, но как трудно иногда бывает запомнить всех членов семьи. Кто кому кем приходится и, кто как называется. Но я думаю, что вы очень умные ребятки и не запутайтесь.

Игра с мячом «Родственники».

  • Как ты называешь мамину маму?
  • Ты для бабушки кто?
  • Как ты называешь папиного отца?
  • Кто для тебя бабушкин сын?
  • Кто тебе сестра твоей мамы?
  • Кто для тебя бабушкина дочка?
  • Как называется сын твоей тети?
  • Кто ты для дедушки?

Воспитатель: Молодцы ребята. Справились с заданием.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и посмотреть мультик.

Просмотр мультфильма по произведению Э. Успенского «Разгром».

  • Обсуждение мультфильма.
  • Правильно ли поступил мальчик?
  • Рада ли была мама?
  • Что нужно было сделать мальчику после игры?
  • А вы не огорчаете своих мам?
  • Правильно поступаете?
  • А вот сейчас мы и проверим.
  • Нарисовали красивую картинку для мамы.
  • Подрались с другом.
  • Съели всю кашу на завтрак.
  • Убрали игрушки на место
  • Порвали книгу.
  • Не вымыли руки перед едой.
  • Уступили место бабушке в автобусе.
  • Помогли маме полить цветы.

Воспитатель: Молодцы! Я думаю, вы никогда не будете совершать плохие поступки, а будете всегда радовать своих родителей и нас, воспитателей своим хорошим поведением и добрыми делами.

Речевая игра «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»

Воспитатель: я предлагаю сказать слова пожелания своей семье (Пожелания детей своей семье: «Я желаю своей семье…»

Воспитатель: я думаю, что такие добрые пожелания вашим близким обязательно сбудутся.

(Воспитатель открывает стенд «Моя семья» с фотографиями детей, воспитателей, помощника воспитателя группы).

Воспитатель: Я, ты, он, она! А вместе - целая дружная группа! Группа - ведь

это тоже, как семья. Об этом мы поговорим в следующий раз.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вспомнить, о чем же мы сегодня говорили?

Правильно, о семье, дружной и крепкой. Сегодня Егор и Алексей нам приготовили красивое стихотворение. Послушаем его внимательно.

Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездка на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота.

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно, семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили, друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Ребятки, вам понравилось наше занятие? Если да, поднимите солнышко, если нет - тучку.

Воспитатель: Спасибо всем. Я думаю, все вы сегодня придете домой и скажете своим мамам и папам как вы их любите. Я вам желаю, чтоб ваши семьи всегда были самыми крепкими и самыми счастливыми.

Задачи: формировать общее понятие «семья»; расширить знания детей о родственных связях; развивать речь, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу; воспитывать у детей добрые чувства к родителям.

1. Орг. момент (В кругу)

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Дети, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Отгадывают ребус .

Довольно часто мы слышим это слово СЕМЬЯ,но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает?

— Что такое семья? (Ответы детей)

— (Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья-это когда живут вместе папа, мама, дети)

Кто может быть членом семьи, чужие люди или родственники? (только родственники, чужие- берут на воспитание из детского дома)

. А какие бывают семьи? (маленькие и большие, дружные и гостеприимные.счастливые и веселые, трудолюбивые)

А ваша семья какая?

Упражнение «Ассоциация»

У каждого свое представление о семье,а какие ассоциации возникают у вас?

Если семья -это постройка,то какая…

Если семья –это цвет,то какой…

Если семья –это музыка,то какая…

Если семья –это геометрическая фигура,то какая…

Если семья –это настроение,то какое…

ПРО СЕМЬЮ

Семья – это МЫ. Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Владик, братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой,

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные,

Семья – это крестный, и тети, и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде,

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье, семья – это дом,

Где любят и ждут, и не помнят о злом!

3. Загадки о семье

Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой -
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы - одна…

(Семья!)

Кто нежнее всех на свете?
Кто готовит нам обед?
И кого так любят дети?
И кого прекрасней нет?
Кто читает на ночь книжки?
Разгребая горы хлама,
Не ругает нас с братишкой.
Кто же это? Наша …

(Мама.)

Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без…
(Папы.)

Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? -
Очень модная девчонка -
Моя старшая…
(Сестренка.)

Я у мамы не один,
У неё ещё есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он - старший …
(Брат.)

Мамы старшая сестра -
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехала?
(Тетя)

Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» - говорит мне…
(дядя)

Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…
(Бабушка.)

Он - мужчина, и он сед,
Папе - папа, мне он - …
(Дед.)

4.- А какие же они, родные и дорогие нам люди? (Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.)

Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа — строгий, умный, сильный:

Бабушка — старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка — старый, мудрый, седой:

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший

5.Развивающие задания.

Скажем наоборот.

Старший — младший

Большой — маленький

Молодой — старый

Старше — младше

Ответим на вопросы.

— У кого добрые глаза? (У бабушки)

— У кого сильные руки? (У папы)

— У кого ласковые руки? (У мамы)

— У кого веселые глаза?

— У кого крепкие ноги?

— У кого умная голова?

7.Игра. «Назовите ласково каждого члена семьи».

Сын-сыночек; дочь-доченька, дочурка; брат-братишка, сестра-сестренка, сестричка; мама-мамочка, мамуля; папа-папочка, папуля; бабушка-бабулечка; дедушка-дедулечка.

Игра «Кого как называть?»

Бабушка для твоей мамы – кто?- Мама.

Дедушка для папы – кто?- Папа.

Девочка для бабушки – кто? – Внучка.

Отгадай загадки и придумай свою по образцу:

У нее есть дочка и внучка. Кто это? (Бабушка)

У него есть сын и внук. Кто это? (Дедушка)

У нее есть сын и дочь. Кто это? (Мама)

У него есть и сын и дочь. Кто это? (Папа).

8.Рассматривание модели «дружная семья»

Воспитатель : Пока в семье дружба, все держаться друг за друга, получается круг, внутри которого царит любовь, уважение, доброта. Но вдруг, в семье возникает ссора, кто-то обиделся на другого члена семьи, и уже круг дружной семьи разъединился. И все добро, уважение и любовь стали вытекать через это отверстие. Давайте мы с вами с уважением относиться к членам своей семьи, уважать старших, помогать младшим.

Сейчас, я вам предлагаю взяться за руки и образовать круг. Мы с вами тоже большая дружная семья. Давайте вместе повторим такие слова:

Семья-это важно.

Семья-это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно!

9.Подберите 5 определений счастливой семьи. Семья будет счастлива,если…

(качества счастливой семьи:любовь,уважение,терпение,дружба,верность,взаимопонимание.)

Как хорошо, когда у человека есть дружная семья. А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.

Что бы вы хотели пожелать каждому члену семьи? (Здоровья, радости, благополучия).

Берегите друг друга

Добротой согревайте

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуты досуга

Рядом вместе побудьте.

Анкета «Семья глазами детей»

1.С кем ты живешь?

2.Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером домой из садика?

3.Твои родители часто ли разговаривают о твоих делах?

4.Родители часто ли с тобой играют, гуляют, читают книжки?

5.Кто из членов семьи чаще играет с тобой?

6.Если ты что-то сломал мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа?

7.Что ты любишь больше всего делать в субботу и в воскресенье?

8.Часто ли ты в выходные дни куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни?

9.Когда ты вечером ложишься спать,мама и папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

Валеологическая пауза «Большая семья» (В кругу)

(дети выполняют движения по тексту)

В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я:

Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.

Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец!

Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!.

Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил.

Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка.

Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.

Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:

Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.

В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай.

Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье!

Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!

Физкультминутка

Маму я всегда люблю

И всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету

И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу и ни разе

И ни разу ни словечка не скажу.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме "Моя семья"

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Моя семья», направленной на расширение у детей знаний и представлений о семье. В ходе работы активно применяются игровые методы и приёмы, способствующие развитию речевой активности старших дошкольников. Данный материал будет полезен воспитателям старших групп ДОУ.
Образовательные: продолжать уточнять, расширять знания и представления детей о семье, как о людях, которые живут вместе. Активизировать словарный запас детей прилагательными, характеризующими семью и обозначающими настроение человека.
Развивающие : развивать у детей умение правильно отвечать на поставленные вопросы, использовать речь -доказательство. Формировать навыки применения диалогической и монологической речи.
Воспитательные: воспитывать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять их желание придумывать рассказы о семье. Воспитывать желание заботиться о своих близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал и оборудование:

Костюмы белого медведя и белой медведицы, мягкая игрушка «медвежонок»;
- обручи (на каждого ребенка);
- шкатулка на подносе;
- сердечки, вырезанные из картона;
- микрофон, диктофон для корреспондента;
- свечка в подсвечнике;
- фамильные деревья на шкафчиках каждого ребенка;
- семейные фотографии, расставленные в разных местах группы;
- музыкальный центр, диск с записью колыбельной медведицы из мультфильма "Умка", музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева;
- стенд «Говорят дети», в центре надпись «Моя семья».

Предварительная работа с детьми:

Чтение и разучивание пословиц о семье;
- составление тематических словариков «Семья», «Какое настроение?», «Мама» (какая?), Папа (какой?);
- беседа о семье;
- рассматривание семейных фотографий;
- оформление фамильных деревьев на шкафчиках детей;
- оформление речевого стенда «Говорят дети» на тему «Моя семья» (творческое сочинение детей с родителями);
- оформление стенда «Моё настроение»;
- творческая выставка «Солнышко настроения».

Предварительная работа с родителями:

Составление с ребёнком рассказа на тему «Моя семья»;
- подбор семейных фотографий для рассматривания в группе.Воспитатель: Ребята, сегодня мы ждем необычных гостей! Давайте приготовимся к встрече. (Воспитатель предлагает детям встать полукругом). - А вот и гости.
Заходят персонажи «медведь» и «медведица». «Медведица» держит плюшевого медвежонка.
Этюд «Любящие родители»
(Звучит музыкальная композиция колыбельная медведицы из мультфильма "Умка", музыка Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева).
Мама - медведица и папа - медведь укачивают своего любимого сыночка - медвежонка. Сначала мама - медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа - медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына, и сам тоже немного покачивается. Мама - медведица передает медвежонка медведю. Затем папа - медведь качает малыша, а мама – медведица глядит на обоих ласково, с любовью.
Воспитатель: с кем мы встретились? Как, одним словом назвать всех их вместе?
Дети: семья.
Воспитатель: какая у них семья? Как ты считаешь, Катя? Егор, а как ты думаешь, какая у них семья? Я согласна с вами, что у них семья заботливая, любящая. Полина, почему так думаешь? Кирилл? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно, это семья. А это – любящие и заботливые родители, и их ребёнок. Сабина и Максим, вы так старались, очень были похожи на настоящую семья. Спасибо вам! (Герои уходят).
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.
Воспитатель: ребята, у вас тоже есть семьи, но они разные, непохожие друг на друга. Давайте о них расскажем. У меня есть необычная шкатулка. В неё мы будем складывать слова о семье, разные слова, не похожие друг на друга. (Воспитатель берёт поднос, на котором лежат шкатулка и сердечки, вырезанные из картона).
Воспитатель: у меня, как и у вас, есть семья, поэтому разрешите мне первой положить слово о своей семье. Послушайте и посмотрите, как я это сделаю. «Моя семья здоровая, потому что мы каждый день гуляем на свежем воздухе».
(Берёт с разноса сердечко и кладёт его в шкатулку. Дети по очереди передают шкатулку, кладут в неё сердечки, называя слова о семье).
Воспитатель: и вернулась шкатулка ко мне, полная добрых и хороших слов о семье. Каждый из вас говорил о семье интересно, по-своему. А вот вижу здесь музыкальную семью. (Воспитатель достаёт сердечко и делает вид, что читает). Ребята, интересно знать, а музыкальная семья какая еще может быть? Например, выразительная. А ещё какая?
Дети: дружная, весёлая, танцевальная, красивая.
Воспитатель: можно сказать про спортивную семью, что она дружная. Почему, Марк? (ответ ребёнка)
Воспитатель: я очень рада, что у вас есть семья, где вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы, дети, когда станете взрослыми, также любили и ценили своих близких, заботились о них,.
(Воспитатель приглашает детей встать в круг).
Воспитатель: семья родилась очень давно, ребята. Её уважали всегда, поэтому народ сложил много пословиц о семье. Мне нравится одна такая пословица: «При солнышке тепло, при матери – добро». Вы тоже знаете пословицы. Давайте скажем так, чтобы услышали все. Дети передают мяч и говорят пословицы:
- «Дома и стены помогают»;
- «Дружная семья гору сдвинет»;
- «Вся семья вместе так и душа на месте»;
- «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»;
- «В родной семье и каша гуще»;
- «Золото и серебро не стареют, мать и отец цены не имеют»;
- «Дома вместе тесно, а врозь – скучно»;
- «В гостях хорошо, а дома лучше»;
- «Нет милее дружка, чем родная матушка».
Воспитатель: как вы понимаете пословицу «Добрые детки дому венец, плохие детки – дому конец»? (ответы детей).
Воспитатель: почему так говорят «Вся семья вместе так душа на месте»? (ответы детей).
Воспитатель: приглашаю вас выбрать семейный круг. Каждый подойдите к тому кругу, который вам больше понравился. (Дети занимают разложенные на полу обручи).

Встаньте на середину. Вам удобно? Закройте глаза и представьте себе, что вы в кругу своей семьи. Представьте рядом своих самых близких членов семьи. Представили? А теперь откройте глаза. Сядьте в середину круга.
Воспитатель: к вам пришёл корреспондент. Пусть сегодня это будет Полина. Она будет брать у вас интервью о вашей семье. Ответы должны быть полными предложениями, только тогда они запишутся на дик-то-фон.
Корреспондент задаёт детям вопросы:
- С кем ты живёшь?
- Кто самый старший в вашей семье?
- Кто самый младший в вашей семье?
- Для мамы ты кто?
- Для бабушки ты кто?
- Маша, я знаю, ты очень любишь своих близких, а почему?
- По секрету я могу сказать вам, ребята, что Кирилл очень заботливый. Хотелось
бы узнать у тебя, Кирилл, как ты заботишься о своих близких, что ты делаешь
для них?
- Кто о тебе заботится?
- Расскажи, какая твоя мама?
- Расскажи, твой папа, какой?
Воспитатель: спасибо Полина, ты была хорошим корреспондентом. Ваши ответы, ребята, были интересными, было их приятно слушать. Катя, тебе чей ответ понравился? Ребята, извините, но мой диктофон не записал ответ Кирилла. Марк, напомни, пожалуйста, какой вопрос задали Кириллу. (Марк повторяет вопрос, заданный Кириллу). Молодец, Марк, вспомнил. Дамир, ты очень внимательно слушал, выручи меня, пожалуйста, скажи, как ответил Кирилл. (Ответ ребенка). Молодец, Дамир, ты настоящий друг. (Воспитатель пожимает ему руку).
Воспитатель: теперь всё интервью записано. Можно и поиграть. Покажем, какая бывает дружная семья, пальчиками.

Пальчиковая игра «Дружная семья»

Этот пальчик – дедушка, (загнуть большой палец правой руки)
Этот пальчик – бабушка, (загнуть указательный палец правой руки)
Этот пальчик – папочка, (загнуть средний палец правой руки)
Этот пальчик – мамочка, (загнуть безымянный палец правой руки)
Этот пальчик – я, (загнуть мизинец правой руки)
Наша дружная семья! (ритмичное сжимание, разжимание пальцев правой руки)
Воспитатель: вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут все вместе.
«Собирайтесь, дети, в круг,
Я твой друг, и ты мой друг,
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь».

Психогимнастика «Семья»

Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они радуются? Посмотрите, как Егор радуется, давайте у него спросим, когда папа и мама бывают такие радостные?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они удивляются? Интересно когда это папа и мама удивляются?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они сердятся? У Лизы было такое выразительное лицо, хочется у нее спросить. Когда папа и мама сердятся?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они испугаются? Когда пугаются родители, Катя? Что их так может напугать?
Воспитатель: покажите, какое выражение лица у папы и мамы, когда они спокойны?
Воспитатель: вот таких спокойных детей я хочу пригласить в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Вы готовы справиться с таким правилом?
Дети: да.
Воспитатель: тогда в путь. (Воспитатель приглашает детей в приемную комнату).
Воспитатель: вот мы с вами и пришли в чудесный, необычный сад. (Обращает внимание детей на то, что в этом саду растут необычные деревья. На дверцах шкафчиков размещены фамильные деревья.)

B]Воспитатель: дети, посмотрите на свои деревья, почему они необычные, чудесные? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии. Это – фамильные деревья. (Воспитатель предлагает детям сесть).
Воспитатель: хотелось бы услышать рассказ о семье от Кати. Я знаю, у ее родителей очень интересные любимые занятия. (Рассказ ребёнка).
Воспитатель: наш Дамир придумал очень красивое слово о своей семье. Расскажи о своей семьей. (Рассказ ребёнка).
Воспитатель: а вот у Егора и папа, и мама работают на интересной работе, они пожарные. Егор, расскажи нам о своих близких. (Рассказ ребёнка).
Воспитатель: я знаю, у Полины очень интересная семья и они куда-то собираются ехать. Расскажи, Полина. (Рассказ ребенка).
Воспитатель: ребята, у вас очень интересные рассказы о ваших семьях. Но у нас мало времени. Мы с вами ещё вернёмся в наш чудесный сад и расскажем остальным детям нашей группы о своих семьях.

Занятие в старшей группе «Моя семья»

Цель: создание условий для формирования у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, закрепить понятие «семья», из кого она состоит.

Закрепление знаний пословиц о семье. Упражнять детей в умении правильно отвечать на вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные. Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, познавательный интерес

Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, уважение, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.

Оборудование и материалы: Микрофон, шкатулка, бейджики, медальоны «Дружная семейка», картонные чашки для дыхательной гимнастики, на физ. минутку - препятствия, оформление чудесного сад, групповое дерево, фото детей, мольберт

Предварительная работа: составление рассказов о своей семье; знакомство и разучивание пословиц о семье; разучивание стихотворения «На кого же он похож?», разучивание текстов игр-разминок, беседа с детьми о семье.

Домашнее задание: Создание семейного древа, оформление фотоколлажа с фотографиями семей детей.

Ход занятия.

Здравствуйте ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи нашим гостям!

Организационный момент:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята, посмотрите, сколько гостей собралось, давайте поприветствуем их.

Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места.

Дети и воспитатель входят в зал, воспитатель рассаживает детей на стулья.

Участники передачи, занимайте, пожалуйста, свои места. Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» и я, ее ведущая. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята старшей группы. Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, своих дорогих и близких людях.

Итак, первый вопрос:

1. Как называют людей, живущих в одном доме, квартире? (Семья, семейство)

2. Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?

Дети : Ответы 3-4

Вос-ль: Да, семья – это дом. Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Семья – это мир, где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека.

Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Ребята, кто знает пословицы и поговорки о семье – давайте расскажем их нашим телезрителям:

Дети:

    В семье дружат – живут, не тужат.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна

    При солнышки – тепло, при матушки – добро

    На что и клад, когда дети идут в лад

    Кто родителей почитает, тот век счастливым живет

    Где любовь да совет, там и горя нет

    В недружной семье добра не бывает

    В хорошей семье хорошие дети растут

    Птица рада весне, а дитя – матери

    Родители трудолюбивы – дети не ленивы

    Согласие да лад – в семье клад

Воспитатель: Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю, было интересно услышать пословицы и поговорки о семье. А вот теперь нам хочется услышать рассказы о вашей семье.

Поэтому я хочу пригласить вас в необычный, чудесный сад. Почему он необычный, мы сейчас узнаем. А пока я хочу вам сказать правило, которое нужно выполнять в этом чудесном саду: «Нужно внимательно и тихо слушать того, кто говорит». Но путь нам предстоит не простой и помогут нам в пути вот эти мендальоны и волшебная шкатулка Вы готовы отправиться в это путешествием?
Дети: да.
Воспитатель: тогда в путь.

(Дети идут к стенду, где висят стволы деревьев, сделанные из рук детей, а вместо плодов фото родственников (домашнее задание))

По пути дети выполняют разные физ. упражнения, пример сейчас нам нужно перепрыгнуть ручеек, используем мендальон и говорим волшебное слово про семью. (Добрая) Затем мендальон кладем в волшебную шкатулку.

В конце посмотреть сколько много добрых слов дети знают про семью.

Большая, дружная, спортивная, веселая, заботливая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая семья, гостеприимная, маленькая, трудолюбивая.

Молодцы все справились с заданием! Шкатулочка наша наполнилась

Воспитатель: вот мы с вами и пришли в чудесный, необычный сад. (Обращает внимание детей на то, что в этом саду растут необычные деревья. На мольберте размещены фамильные деревья.)

Воспитатель : дети, посмотрите на эти деревья, почему они необычные, чудесные? (Ответы детей).
Воспитатель: правильно, вместо плодов на деревьях – фотографии. Это – фамильные деревья. (Воспитатель предлагает детям сесть).

Воспитатель: хотелось бы услышать рассказы о членах вашей семьи. Кто первый нам расскажет

Оля расскажет нам о своей маме. Мою маму зовут Елена Александровна. Она у меня самая красивая мама на земном шаре. А ещё она очень добрая. Она любит и понимает нас с папой, в доме у нас всегда чистота и уют. Даже когда на улице моросит дождь, небо хмурое, серое - от улыбки мамы становится ясно и тепло, как будто солнышко в комнате взошло. Мы с папой заботимся о маме, помогаем ей во всём. Чем больше мы ей будем помогать и меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой.

В- ль: Спасибо, Оля! Еще кто может рассказать?

Саша Я вам хочу рассказать о своей бабушке - папиной маме. Её зовут Инна Анатольевна. Бабушка работает, она не живет с нами, но мы часто ходим к ней в гости. У моей бабушки всегда теплые и ласковые руки, она и вкусно накормит, и пожалеет и приласкает.

В-ль Спасибо Саша!

Катя А я хочу рассказать вам о своем дедушке. Он не много ворчлив, но мы всегда поздравляем его с праздниками, с днем рождения, ведь ему нужны ласка и забота. Мы с дедушкой нарисовали генеалогическое древо нашей семьи. В корнях мы разместили прабабушек и прадедушек, чуть повыше, на столе древа, мы расположили бабушек и дедушек. На ветвях - папа и мама, а на самой верхушке дерева - я, Дима. У нас в роду все очень музыкальные: прабабушка, дедушка, мама все играли на пианино. Мы все похожи друг на друга. Я люблю свою большую семью.

В –ль: Еще кто хочет рассказать

Дима: А я хочу рассказать про себя. Меня зовут Дима, мне 5 лет и живу я в городе Фурманов. По своему характеру я весёлый, спокойный, хороший мальчик. У меня есть достоинства. Достоинства - это такие черты, от которых окружающим людям и мне польза. Я аккуратный, культурный, вежливый, бережливый. Всегда говорю правду. У меня есть один недостаток, от которого у меня одни неприятности я очень боюсь, прививок и уколов, начинаю плакать. Потом, мне становится очень стыдно. У меня есть много друзей, я их очень люблю.

В-ль , Ребята, у вас получились очень интересные рассказы о ваших семьях, а главное, вы выполнили правило чудесного сада, где надо тихо и внимательно слушать друг друга. Но к сожалению, у нас мало времени. Мы с вами ещё вернёмся в наш чудесный сад и расскажем остальным детям нашей группы о своих семьях.

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

А сейчас нам нужно вернуться в студию.

Ребята, Я предлагаю сейчас я хочу поиграть с вами в одну игру, которая называется «Если я…»

Если я тебе мама, то ты мне……?

Если я тебе дедушка, то ты мне….?

Если я тебе тетя, то ты мне…..?

Если я тебе дочка, то ты мне….?

Если я тебе сестра, то ты мне…?

Если я тебе дядя, то ты мне….?

Если я тебе племянница, то ты мне…?

Если я тебе внучка, то ты мне…..?

Если я тебе крестная, то ты мне….?

Молодцы, все справились с заданием. Вот мы и вернулись в нашу студию, а теперь я вам предлагаю отдохнуть и выпить чашечку горячего чая.

Дыхательная гимнастика «Горячий чай»

(Дети дуют на заранее приготовленные чашки)

Воспитатель: Как хорошо ребята, что у вас всех есть семьи! Вы – самые счастливые дети на свете, потому, что в ваших семьях любят друг друга, дружно живут вместе.

А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия, читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья?

Дети: (Детский сад, наша группа).

Да, группа - ведь это тоже, как семья. Правильно! Поэтому я предлагаю сделать тоже наше групповое семейное дерево, Посмотрите, какое дерево вырастила я у нас в группе.

(Достает дерево и заранее приготовленные фото). Сначала разомнем наши пальчики

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

/пальцы обеих рук складываются кончиками вместе/

Кто приехал? /большими пальцами/

Мы, мы, мы /4-мя пальцами, кроме больших/

Мама, мама, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /указательными пальцами/

Папа, папа, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /средними пальцами/

Братец, братец, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /безымянными пальцами/

Ах, сестричка, это ты? /большими пальцами/

Да, да, да /мизинцами

Вместе мы одна большая, дружная семья/ большими пальцами/

Да, да, да. /всеми пальцами/

(дети самостоятельно приклеивают на ветки деревьев).

Посмотрите, какое дерево у нас получилось, мы это дерево отнесем в группу.

И так давайте подведем итог, о чем же была сегодня наша телепередача.

(Ответы детей)

На этом наша телепередача закончилась. До свидания! До новых встреч дорогие гости и участники телепередачи «Моя семья».

Любовь Гончарова
Тематическое планирование «Моя семья» (по ФГОС) (старшая группа)

Тематическое планирование : «Моя семья » (по ФГОС ) .

Приоритетная образовательная область :

Социально – коммуникативное развитие.

Возрастная группа : Старшая

Цель : Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье .

Задачи : Обогатить представления о семье : дать первоначальные сведения об истории семьи , родственных отношениях. Уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность , но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции. Учить строить генеалогическое древо семьи , способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи . Формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи , желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них. Формировать и развивать коммуникативные навыки и способности (сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, считаться с мнением других, справедливо решать споры, дружелюбность). Предоставлять детям возможность реализовывать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей. В процессе художественного творчества детей закладывать нравственные основы отношения к семье и умение выразить своё эмоциональное состояние и настроение.

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада .

Понедельник.

Тема дня : «Что такое семья

Организация НОД на основе коммуникативной, игровой и изобразительной деятельности :

Беседа «Как вы понимаете : что такое семья ?». Дидактические игры : «Собери цепочку» , «Правильно - неправильно» . Чтение пословиц о родителях, семье , объяснение их смысла. Пальчиковая игра «Дружная семья » . Сюжетное рисование «Моя семья » .

«Семейная зарядка» . Рассматривание картины : «Какая у меня семья . Отгадывание загадок по теме. Поисково-исследовательская деятельность : проведение сравнительного анализа с фотографиями родственников «Чем похожи?» . Слушание песни О. Девочкиной «Моя семья » . П/игра «Паутинка» . С/игра «Семья » .

Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы :

Книги, иллюстрации и картинки «Семья » , репродукций, фотографий с изображением различных семей. Атрибуты к играм, предметы заместители для игр, костюмы. Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера , схема последовательного рисования человека.

«Семья » (мебель, предметы быта, одежда для членов семьи ) .

Тема дня : «Традиции моей семьи » .

Организация НОД на основе познавательно-исследовательской и двигательной деятельности :

Знакомство с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом» : рассмат-ривание фотографий, их комментирование. Беседа о семейных традициях.

Игра «Бабушкин сундук» . Прочтение сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» . Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей» .

«Семейная зарядка» .

Беседа на тему «Мы должны беречь друг друга» . Д/упр : «У нас гости» . «Семейное сердце» (рисование с элементами ручного труда) : Учить через символы передавать образные представления о своей семье : сердце – любовь и добро в семье , каждый цветок – это образ члена семьи . Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» . Игра с мячом «Кто ты мне?» . С/р игра «Путешествуем семьей » .

Тема дня : «Совместный труд в семье » .

Организация НОД на основе коммуникативной деятельности и элементарного бытового труда :

Игровая ситуация. Беседа о совместном труде в семье по вопросам : - Что значит трудиться совместно? - Почему все члены семьи трудятся вместе ? - Как можно поддерживать порядок в доме? - Какие домашние обязанности выполняете вы?

Игра «Наведем порядок» .

Семейная зарядка». Рассматривание картины «Порядок или беспорядок?» Чтение стиха Н. Григорьевой «Кому убирать?» . Обсуждение. Дидактическая игра «Корзина добрых дел» . Ручной труд «Вкусные сюрпризы» . Дежурство по столовой. Составление рассказов на тему : «Как я помогаю дома» , «Профессии моих родителей» . Н/игра «Моя семья » («Давайте справедливо распределим обязанности» ).

Тема дня : «Что такое родословная?» .

Организация НОД на основе игровой, восприятия художественной литературы и изобразительной деятельности :

Пальчиковая гимнастика «Семья » .

Прочтение стихотворений Яна Кима

«Мама с папой моя родня» . Игра «Назови ласково» . Знакомство с понятием - что такое родословная? Составление рассказа «Моя родословная» (с поддержкой воспитателя) . Игра «Закончи предложение» . Составление семейного древа на основе изобразительной деятельности.

«Семейная зарядка» . Рассматривание картины «Учимся уступать друг другу» . Решение проблемной ситуации : инсценировка истории «Телевизор» .

Упражнение «Ступеньки взросления» . Разучивание стиха Н. Григорьевой «Родовое дерево» . Составление рассказов на предложенную тему : «Моя бабушка и дедушка» . Магнитная игра «Составь портрет» . П/игра «Упрямые козы» .

Тема дня : «Дом, в котором мы живем» .

Организация НОД на основе коммуникативной, музыкальной, игровой деятельности :

Игровая ситуация : письмо с загадкой. Составление и отгадывание загадок о доме, предметах окружения в нем. Игра «Расставь мебель по комнатам» . Слушание музыкальных произведений русских композиторов : В. Шаинский, М. Танич «Родительский дом» . Разучивание музыкально-ритмических упражнений в сопровождении данной песни. М/и «Спой имена родных ласково» .

«Семейная зарядка» .

Этюд «Утреннее фото» .

Творческая мастерская : коллаж «Картина для дома» .

Обыгрывание ситуаций «Вечер. Вся семья дома » , «Бабушка устала» , «Братик плачет» .

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире» .

Конструирование из деталей конструктора «Дом, в котором мы живем» . Закрепление знаний детей о домашнем адресе.

Итоговое мероприятие : Семейный досуг «Моя семья – моё богатство .



Случайные статьи

Вверх