Такое свет и как появился. Давайте разберемся: что же такое свет? Возобновляемые источники в Украине используют, но мало

Прелюдия к философскому мифу Платона

И в области, невдале отстоящей
От места сна, предстал моим глазам
Огонь, под полушарьем тьмы горящий.
(«Божественная комедия», Ад, IV, 67-69)

В одном из эпизодов 4-й песни «Inferno» Данте описывает замок, окруженный семью стенами и являющийся как бы уменьшенной моделью горы Чистилища. Он упоминает об источнике света, огне, который издалека позволял видеть холм или возвышенное место в Аду, где пребывают добродетельные души великих, в основном античных, поэтов и философов, а также древних героев, живших «до христианского ученья» и умерших некрещеными. Среди философов, окружающих Аристотеля на одном из склонов этой меланхолично-инфернальной копии горы Чистилища, в числе первых лиц Данте упоминает Сократа и Платона, а уже затем Диогена, Фалеса, Анаксагора, Зенона, Эмпедокла, Гераклита. Маловероятно, чтобы Данте, наравне с Библией свободно цитировавший Аристотеля, мог читать диалоги Платона, которые были переведены на латинский и европейские языки не раньше 15 века. С этими именами он, скорее всего, был знаком из сочинений других авторов. Однако можно заметить определенное сходство между описанным Данте «огнем, под полушарьем тьмы горящим» и огнем, описанным Платоном в 7-й книге «Государства». Внутри пещеры из философского мифа Платона «люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине» (Гос., VII, 514b). Сейчас для нас не столь важна дальнейшая разработка Платоном сюжета о людях, сидящих в пещере и неподвижно смотрящих на тени проносимых за их спинами вещей, сколько важен сам образ огня, который внутри замкнутого пространства пещеры как бы заменяет собой солнце. Еще один любопытный текст, в котором фигурирует этот образ – роман французского писателя-фантаста Ж. Верна «Путешествие к центру земли». Напомню вкратце, что спустившись через жерло потухшего кратера на несколько десятков лье под землю, путешественники оказываются в огромной пещере, залитой светом, внутри которой расположено море. Вне сомнения, что французский фантаст был знаком с «Энеидой» и делал сознательную отсылку к ней: несколько раз персонажи романа по разным поводам цитируют Вергилия: «поверь, в Аверн спуститься нетрудно…». После мрака подземелья открывшаяся профессору Лиденброку и его спутникам гигантская пещера, залитая светом с плещущим в ней морем, при сопоставлении с «Энеидой» оказывается весьма странным палеоботаническим и палеозоологическим аналогом Элизия:

Здесь над полями высок эфир, и светом багряным
Солнце сияет свое, и свои загораются звезды.

(Эн., VI, 640-642)

Хотя светила в романе Ж. Верна явным образом не фигурируют, описывая пещеру, автор говорит, что она была освещена довольно странным образом: «Этот рассеянный свет, происхождение которого я не могу объяснить,освещал все предметы равномерно, определенного фокуса, способного отбрасывать тень, не было». Из яркости холодных лучей, создававших грустное меланхолическое настроение, автор делает вывод об их электрическом происхождении. Также он вспоминает, что «по теории одного английского капитана Земля подобна огромному полому шару, внутри которого газ, под собственным давлением, поддерживает вечный огонь, в то время как два другие светила, Плутон и Прозерпина, вращаются по предначертанию своей орбиты».

Надо сказать, что символика пещеры весьма широко распространена в мифопоэтической традиции разных народов. Образ пещеры по сей день значим в популярном смысле, разделяемом неспециалистами, например, как наделенный хтоническими чертами образ места, из которого около 40 тыс. лет назад вышла европейская культура. Пещеры Laskaux во Франции самый яркий пример, показывающий, насколько тесно с пещерами связывается представление о древности и таинственности. Вокруг символа пещеры концентрируется множество мифологических мотивов. Я приведу некоторые данные по энциклопедии «Мифы народов мира» (ст. В. Топорова так и называется «Пещера»): пещера – это сакральное убежище, укрытие – в греческой традиции в связи с Паном, Эндимионом, сатирами, нимфами; Зевсом-ребенком; в ведийской мифологии – в связи с Пани, Валой, скрывающим похищенный скот в пещере; это также мотив заходящего в пещеру солнца и восхода солнца из пещеры. В авестийском митраизме, по свидетельству неоплатоника Порфирия, пещера, созданная Зороастром для почитания Митры, представляла собой модель вселенной, «а вещи внутри ее … были символами космических элементов и зон». Часто пещера, изображаемая как глубокая впадина, образует вход в нижний мир, выступая при этом как своего рода антигора или гора подземного мира. Отдельный круг мотивов составляют мифологические сюжеты о чудовище или животном, живущем в пещере. Распространены также представления о пещере как месте, где находятся ветры, дожди, облака, рассматривающиеся или как разрушительные стихии или как носители и возбудители плодородия. Пещера ассоциируется с лоном земли как ее vagina, детородное место и могила одновременно. Пещера может, как в философском мифе, рассказанном Платоном, выступать в качестве условий, в которых возможно только неподлинное, недостоверное, искаженное и искажающее знание и неполное существование. Иногда тема укрывания в пещере и выхода из нее связывается с персонифицированным образом света и огня – Сандрильоной (Золушкой) или ее аналогом.

Возвращаясь к теме огня, источника света в пещере, надо сказать, что огонь или очаг в пещере иногда уподобляют яйцу (желтку в скорлупе) или солнцу (огонь в небесной оболочке, ср. церковнослав. «пещера» от «пещь», рус. «печера», «печора», «печь» и т.п.) Последнее замечание ясно указывает на ритуально-инициатические (напр., «пещное действо») коннотации пещерной символики. Французский исследователь традиционных форм Р. Генон посвятил разбору символизма пещеры и его инициатического значения несколько статей в книге «Символы священной науки». Здесь я бы ограничился несколькими аспектами символизма пещеры, освещаемыми Р. Геноном. Прежде всего, символ пещеры является одним из символов «осевой символики», и находится в отношении обратной аналогии к символу горы. Если гора, как правило, символизирует некоторую верхнюю точку мира, связанную с символом центра мира (инд. гора Меру, евр. Синай, греч. Олимпи т.д.), то такой же сакральный статус центра связывается и с пещерой, как уменьшенной и перевернутой горой – как бы еще одной горой внутри горы. Далее, Р. Генон указывает на связь между символом пещеры и символикой сердца. Это нечто потаенное, сокрытое от внешнего мира, и также имеющее связь с символикой центра. Можно сказать, что пещера это как бы сердце горы. Следующее замечание касается отношения внутреннего пространства пещеры к внешнему миру. Если гора максимально открыта миру и возвышается над ним, то пещера представляет собой укрытие, вместе с тем имеющее сакральный статус. Поэтому происходящее внутри пещеры неизмеримо важнее того, что происходит вне ее. Отсюда парадоксальным образом Р. Генон заключает, что свет внутри пещеры, который, как правило,описывается как неяркий и слабый по сравнению с дневным светом, как раз не искажает вещи, а дает их подлинную картину в противоположность обычному дневному свету. Уже упоминавшаяся связь образа огня с яйцом – символ, который восходит к «мировому яйцу» орфиков и индуистов – также говорит о значении пещеры как элемента «осевой символики». Исходя из традиционного, в том числе и для античного мира, представления человека как микрокосма, устройство и композиция которого находится в соответствии с устройством и композицией макрокосма, можно сказать, что свет внутри пещеры является внутренним солнцем микрокосма, а с другой стороны – отражением макрокосмического солнца, в значении объективной интеллигенции или мирового разума. Таким образом, внутреннее солнце микрокосма, когда оно не закрыто тучами, туманами и испарениями, является источником интеллектуальной интуиции, связывающей,согласно Р. Генону, индивидуальный порядок с порядком объективного знания. Еще одно важное замечание касается связи символа пещеры с символом лабиринта. Изображение лабиринта имелось на вратах в пещеру Сивиллы Кумской, описанных в VI книге «Энеиды». Не вдаваясь в детали, можно сказать, что лабиринт буквально или символически предшествует входу в пещеру (Эней, разглядывая изображение лабиринта, как бы проходит его своим разумом) и служит своего рода испытанием, которое должно выявить «квалификацию» претендента на прохождение инициатического ритуала, который происходит в пещере. С другой стороны прохождение через лабиринт могло являться частью очистительных ритуалов, в свою очередь нужных для подготовки неофита к восприятию нового, неочевидного для дневного «профанного» мира знания.

В отличие от символа горы символ пещеры вносит удвоение мира на «внутренний» и «внешний». Если внутреннее пространство в пещерной символике, согласно интерпретации Р. Генона, несет на себе статус сакрального, подлинного, аутентичного, а внешнее означает «профанное» и неподлинное, то в философском мифе Платона неподлинным и искаженным оказывается как раз знание, которое имеют люди, находящиеся внутри пещеры. Можно только догадываться, хочет ли Платон своей метафорой уподобить человеческую жизнь предварительной стадии инициатического ритуала, поскольку находиться в пещере могут только люди, уже прошедшие определенные подготовительные стадии, в числе которых прохождение лабиринта, предшествующего входу в пещеру. Учитывая, что метафорическое уподобление отрезков человеческой жизни определенным частям ритуала имеет место уже в Упанишадах, и оно, скорее всего, было известно в древней Греции, такое истолкование представляется вполне допустимым. Таким образом, в платоновском истолковании философского мифа мы имеем дело с обобщением традиционной символики, скорее всего имевшей непосредственное отношение к ритуальной практике, но ко времени Платона уже утратившей эту связь. Платон помещает мир мнения как неподлинного знания внутрь инициатической пещеры, тогда как, согласно Р. Генону, миром мнения в этом случае является как раз внешний дневной мир повседневности. С этой точки зрения описанное Платоном возвращение в пещеру, которое человек совершает после того, как его выведут на открытое пространство, где он увидит настоящий свет и увидит вещи такими, как они есть, выглядит не имеющим смысла. Заключительной стадией инициации, согласно Р.Генону, является выход из пещеры через отверстие, обычно находящееся на ее верхнем своде. Платон вносит драматизм, изначально не присущий ритуальной символике, но этот драматизм положения человека, в полутьме пещеры вспоминающего, как выглядит мир за ее пределами, где царит свет истинного бытия, позволяет ему связать символ пещеры с теорией анамнезиса. Платоновская идея о разделении бытия на истинное и не истинное является особой темой. Но в приведенном контексте можно вспомнить высказывание, принадлежащее Парацельсу: «Нет двух небес, внутреннего и внешнего – это одно небо, разделенное надвое». Это высказывание Парацельса кажется созвучным хайдеггеровской критике платоновского истолкования его философского мифа.

Теперь пришло время поговорить о том, в чем заключается сущность поляризации света .

В самом общем смысле правильнее говорить о поляризации волн. Поляризация света, как явление, представляет собой частный случай поляризации волны. Ведь свет представляет собой электромагнитное излучение в диапазоне, воспринимаемом глазами человека.

Что такое поляризация света

Поляризация – это характеристика поперечных волн. Она описывает положение вектора колеблющейся величины в плоскости, перпендикулярной направлению распространения волны.

Если этой темы не было на лекциях в университете, то вы, вероятно, спросите: что это за колеблющаяся величина и какому направлению она перпендикулярна?

Как выглядит распространение света, если посмотреть на этот вопрос с точки зрения физики? Как, где и что колеблется, и куда при этом летит?

Свет – это электромагнитная волна, которая характеризуется векторами напряженности электрического поля E и вектором напряженности магнитного поля Н . Кстати, интересные факты о природе света можно узнать из нашей статьи.

Согласно теории Максвелла , световые волны поперечны. Это значит, что векторы E и H взаимно перпендикулярны и колеблются перпендикулярно вектору скорости распространения волны.

Поляризация наблюдается только на поперечных волнах.

Для описания поляризации света достаточно знать положение только одного из векторов. Обычно для этого рассматривается вектор E .

Если направления колебаний светового вектора каким-то образом упорядочены, свет называется поляризованным.

Возьмем свет на рисунке, который приведен выше. Он, безусловно, поляризован, так как вектор E колеблется в одной плоскости.

Если же вектор E колеблется в разных плоскостях с одинаковой вероятностью, то такой свет называется естественным.

Поляризация света по определению – это выделение из естественного света лучей с определенной ориентацией электрического вектора.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Откуда берется поляризованный свет?

Свет, который мы видим вокруг себя, чаще всего неполяризован. Свет от лампочек, солнечный свет – это свет, в котором вектор напряженности колеблется во всех возможных направлениях. Но если вам по роду деятельности приходится весь день смотреть в ЖК-монитор, знайте: вы видите поляризованный свет.

Чтобы наблюдать явление поляризации света, нужно пропустить естественный свет через анизотропную среду, которая называется поляризатором и «отсекает» ненужные направления колебаний, оставляя какое-то одно.

Анизотропная среда – среда, имеющая разные свойства в зависимости от направления внутри этой среды.

В качестве поляризаторов используются кристаллы. Один из природных кристаллов, часто и давно применяемых в опытах по изучению поляризации света - турмалин .

Еще один способ получения поляризованного света - отражение от диэлектрика. Когда свет падает на границу раздела двух сред, луч разделяется на отраженный и преломленный. При этом лучи являются частично поляризованными, а степень их поляризации зависит от угла падения.

Связь между углом падения и степенью поляризации света выражается законом Брюстера .

Когда свет падает на границу раздела под углом, тангенс которого равняется относительному показателю преломления двух сред, отраженный луч является линейно поляризованным, а преломленный луч поляризован частично с преобладанием колебаний, лежащих в плоскости падения луча.

Линейно поляризованный свет - свет, который поляризован так, что вектор E колеблется только в одной определенной плоскости.

Практическое применение явления поляризации света

Поляризация света – не просто явление, которое интересно изучать. Оно широко применяется на практике.

Пример, с которым знакомы почти все – 3D-кинематограф. Еще один пример – поляризационные очки, в которых не видно бликов солнца на воде, а свет фар встречных машин не слепит водителя. Поляризационные фильтры применяются в фототехнике, а поляризация волн используется для передачи сигналов между антеннами космических аппаратов.

Поляризация - не самое сложное для понимания природное явление. Хотя если копнуть глубоко и начать основательно разбираться с физическими законами, которым она подчиняется, могут возникнуть сложности.

Чтобы не терять время и преодолеть трудности максимально быстро, обратитесь за советом и помощью к нашим авторам . Мы поможем выполнить реферат, лабораторную работу, решить контрольные задания на тему "поляризация света".

Из школьного курса физики известно, что ничего в мире не исчезает в пустоту и не появляется из ниоткуда. Так и с теплом в батареях, горячей водой или электричеством — у них есть источники. Это полезные ископаемые, которые служат сырьем для энергетической индустрии: урановая руда, уголь, газ, нефть и нефтепродукты, возобновляемые источники — вода, солнечный свет, ветер.

Инфографика ниже показывает, как в Украине используются эти источники энергии.

Ядерное топливо отправляется на АЭС, где отдает свою энергию для производства электричества.

Другой крупнейший источник энергии для получения электричества — уголь. Вместе АЭС и угольные электростанции вырабатывают абсолютное большинство электроэнергии в стране, возобновляемые источники и газ в процессе участия почти не принимают.

Кроме производства электроэнергии, уголь используется и для выработки тепловой энергии

Она греет воду, поступающую в батареи и краны. Но для генерации тепла используется только малая часть угля — 1,9 млн тонн нефтяного эквивалента из 27,3. — это специальная единица измерения, используемая, чтобы можно было сравнивать полезное действие разных видов топлива.

Значительная часть угля, кроме производства электроэнергии, используется непосредственно для промышленных нужд, например, в металлургии.

Для производства тепла также используют газ

8,5 млн тонн нефтяного эквивалента. Но основное назначение газа в Украине — это греть еду на твоей плите (если она у тебя газовая).

Возобновляемые источники в Украине используют, но мало

Это перспективное направление для инвестиций, но на них нельзя полностью полагаться, потому что контролировать погоду, а значит, силу ветра или количество солнечных дней, люди пока что не могут.

И знаешь, нельзя сказать, что небольшая доля возобновляемых источников — это плохо. У каждой страны свои особенности в производстве электричества и тепла. Структуру потребления можно менять, уменьшать долю ископаемых источников и увеличивать долю возобновляемых, но нет идеальной модели, потому что каждая страна ограничена своими запасами сырья, материальными ресурсами и климатическими особенностями.

Потери в украинской энергетике просто огромны

Обрати внимание на толстый серый блок на инфографике, который обозначает потери при преобразовании. При производстве электроэнергии потери составляют 74% изначального сырья, тепла — 27%. С потерями как таковыми ничего не поделаешь, это особенность отрасли, но в Европе потери при производстве электроэнергии составляют около 30%, а не 74%.

А откуда конкретно берется свет в моей квартире?

Кликни по инфографике, чтобы открыть в полном размере

Электроэнергию по цепи проводов доставляют от большого количества производителей, и более половины — это АЭС. Кстати, если ты думал, что на АЭС используются какие-то космические технологии, в результате которых получают электричество, то разочаруем, принцип их работы очень примитивный. Энергия, которая выделяется благодаря делению атомов в реакторе, нагревает воду, полученный при этом пар поступает в турбины, которые вращают электрогенераторы.

Преимущества АЭС в том, что им надо мало топлива и они экологически чище, чем ТЭС.

И раз уж мы вспомнили об АЭС, то тебе надо знать, что тепло, которое выделяется в процессе их работы, также используется для нагрева воды для твоих батарей и кранов.

Основной потребитель электроэнергии — промышленность. Особенно много ее необходимо для металлургических предприятий.

А промышленность использует так же много газа, как и электроэнергии?

В газовой индустрии ситуация противоположная — большинство газа расходуется на нужды населения: для наших газовых плит и для нагрева воды, которая будет отапливать дома или течь из кранов.

Кликни по инфографике, чтобы открыть в полном размере


А как много угля мы закупаем у других стран?

Украина импортирует треть используемого угля. А три четверти превращается в другие виды топлива и энергии, например, в кокс или электричество.

Кликни по инфографике, чтобы открыть в полном размере

Разберись в украинской энергетике и не дай популистам возможности снова тебя обмануть. С помощью понятной инфографики и лаконичных текстов справочник объясняет состояние индустрии, кто есть кто на энергетических рынках, откуда берется сырье и как оно превращается в свет и тепло, какие реформы происходят в отрасли.

Обрати внимание на обложку справочника. Она нравится нам не меньше, чем инфографика внутри.

Мы все дальше и дальше спускались по штольне. Вскоре я опять заметил мягкое свечение, идущее, казалось, ниоткуда. Впечатление было такое, будто светился сам воздух, озаряя пространство светом, какого не встре­тишь наверху. Может быть, Лео сможет объяснить это явление?

СВЕТ

Крепким и долговечным должен быть корпус виманы. Сделанный из легкого материала, он подобен большой птице. Внутрь установлен ртут­ный движитель с железным подогревателем снизу. Посредством скры­той в ртути силы, которая запускает движущий вихрь, сидящий внутри человек способен преодолевать большие расстояния в небе. Ход виманы таков, что она может вертикально подниматься и спускаться, наклонно двигаться вперед и назад. С ее помощью смертные могут летать в возду­хе, а небожители - спускаться на землю».

В «Рамаяне», другом великом эпосе Индии, также говорится о виманах, летающих на больших высотах при помощи ртути и «движущего ветра». Они могли преодолевать огромные расстояния - как по возду­ху, так и под землей, - свободно маневрируя вверх-вниз и вперед-на­зад. Эти замечательные аппараты служили лишь махараджам и богам.

Согласно преданию, Арджуна был не богом, а смертным и потому поднялся на небеса при помощи аппарата, который взлетел под облака с громоподобным шумом. Во время своего полета Арджуна видел другие летательные аппараты: терпящие аварию, недвижно висящие в воздухе, свободно парящие и т. д. «Махабхарата» сообщает также об ужасном оружии древних индийских богов, которое в свете сегодняшних знаний очень напоминает атомное.

Например, там упоминается, что Бхима летал на своей еимане «с шумом, подобным грому, с помощью огромного луча, столь же ослепи­тельно яркого, сколь и Солнце». Кроме того, великий воин Арджуна использовал виману, чтобы вознестись на небеса к Индре.

Виманы - так именует «Махабхарата» удивительные летательные аппа­раты древней Индии. Сей эпос повествует о долгой войне между семей­ствами Пандавов и Кауравов (я думаю, эта война была затеяна богами, чтобы с ее помощью решить проблему тогдашней перенаселенности в мире).

КОЛЕСНИЦЫ БОГОВ

Стекловидные туннели не предназначались для пешего передвиже­ния, - рассказывал Лео на ходу. - Они служили для транспортировки людей и грузов с поверхности в подземные города при помощи древних летающих аппаратов, именуемых виманас. Мы не знаем, насколько ста­ры эти коммуникации. Они уже существовали, когда первые переселенцы спустились сюда. Даже наши предания ничего не говорят о том, кто и когда их создал».

Следуя за ним, мы перешли из стекловидного туннеля в пересекав­шую его грубо вырубленную в гранитной толще штольню. Лео пояснил, что она была создана много позже и прямиком ведет нас к пункту назна­чения.



Возможно, эти могущественные люди беспокоятся, что кто-либо мо­жет помешать им властвовать над миром, и используют «наемников» из недр, дабы устрашить (а может, и вовсе убрать со своего пути) тех, кто оказывается слишком близко к истине. Таковы были мои раздумья пос­ле разговора с Лео.

По-видимому, на нашей планете существовало и до сих пор сущест­вует некое тайное общество, в которое входят очень влиятельные люди. Они маскируют свои многовековые контакты с подземным миром с помощью мистификаций и лжи о летающих тарелках и тех, кто их пило­тирует.

Очевидно, эти существа имеют отношение также и к летающим та­релкам. По крайней мере, по описаниям пилоты некоторых типов НЛО и так называемые «люди в черном» разительно схожи с той расой, к которой принадлежал наш проводник.

Только позднее из мифов и легенд я узнал о существах, подобных Лео. Индейцы называют их трикстерами - «обманщиками». По преда­нию, трикстеры живут в пустотах Земли. Выходя оттуда на поверхность, они донимают людей, вовлекая их в свои вредоносные и часто смертель­но опасные забавы. Поэтому некоторые места, связанные с ними, издав­на считаются запретными. Такие места не следует посещать.

Наиболее поразительная информация о виманах приведена в «Самарангана Сутрадхаре». Там есть точнейшие инструкции о технологии постройки этих аппаратов:

«Хакафа» (вавилонский кодекс) утверждает совершенно недвусмыс­ленно: «Честь управлять летающей колесницей - велика. Умение ле­тать - древнейшее из нашего наследия. Это дар тех, кто свыше. Мы получили его от них во спасение многих жизней».

Поразительны сведения, приведенные в халдейской рукописи «Сифрала». Она содержит более сотни страниц технического описания лета­тельного аппарата. Тут встречаются такие термины, как графитовый стержень, медная обмотка, кристаллический индикатор, вибрирующие сферы, стабильность угла и т. д.

Меня всегда манила мысль увидеть эти невероятные машины, стре­лой носящиеся вверх и вниз по доисторическим туннелям, соединяю­щим надземный мир с подземным. Теперь эти туннели почти заброше­ны и используются не по назначению случайными пешими странника­ми. Впрочем, Лео сказал, что и по сей день некоторые утверждают, будто видели виманы, в мгновение ока пронесшиеся мимо них по туннелю. Подобно тому, как там, наверху, не верят очевидцам НЛО, свидетель­ствам видевших виманы тоже по большей части не доверяют. Но меня нисколько не удивит, если обнаружится, что в недрах нашей планеты все еще скрываются те, кто знает, как работают технологии наших дале­ких предков.

«Никто не знает, - последовал ответ. - Одни говорят, что это часть наследия Старейших, их знаний, в основном утерянных за миллионы лет. Другие утверждают - это астральный свет, порождение магии Старейших. Но магия ли это или же наука - на мой взгляд, разницы никакой».

Тобы понять природу холодного свечения, надо знать, что такое свет вообще. Откуда в природе берется свет? Где и как он возникает? Ответить на эти вопросы помо­гает нам знание строения вещества.

Все окружающие нас тела построены из очень мелких частиц - атомов и молекул.

В природе существуют различные виды атомов: атомы водорода, железа, серы и т. д. В настоящее время известно более 100 различных химических элементов. Каждый эле­мент состоит из атомов, обладающих одинаковыми хими­ческими свойствами.

Все свойства различных веществ зависят от того, из каких атомов они состоят и как эти атомы расположены в молекуле один относительно другого.

Долгое время атом считали неделимой и неизменяе­мой частицей материи. Теперь мы знаем, что атомы всех элементов устроены сложно, они состоят из еще меньших частиц.

По современным представлениям в центре каждого атома находится ядро, которое состоит из протонов - ча­стиц, несущих положительные электрические заряды, и нейтронов - частиц, не имеющих электрического заряда. Вокруг ядра, на сравнительно больших расстояниях от него, обращаются очень легкие по сравнению с ядром мельчайшие частички - электроны, заряженные отрицатель­ными электрическими зарядами. Каждый электрон несет один элементарный отрицательный заряд электричества. Положительный заряд протона по величине равен отрица­тельному заряду электрона.

В нормальном состоянии атом электрически нейтрален. Отсюда легко сделать вывод, что число протонов в атом­ном ядре должно равняться числу обращающихся вокруг этого ядра электронов.

Сколько же зарядов несет ядро атома и сколько вокруг него обращается электронов? На этот вопрос можно отве­тить с помощью периодической системы Д. И. Менделеева. В ней все элементы расположены в известной последова­тельности. Эта последовательность такова, что число про­тонов в атомном ядре какого-нибудь элемента равно по­рядковому номеру элемента в периодической таблице. Число электронов также равно порядковому номеру. На­пример, олово имеет порядковый номер 50; значит, ядро атохма олова содержит 50 протонов, а вокруг этого ядра обращаются 50 электронов.

Проще всего строение атома водорода. Порядковый номер этого элемента равен 1. Следовательно, ядро атома водорода имеет один протон, а вокруг него по пути, назы­ваемому орбитой, обращается один электрон. Расстояние между ядром и электроном в нормальном атоме водорода равно 53 десятимиллиардным долям сантиметра, или
0,53 ангстрема). Такое расстояние сохраняется только тогда, когда атом находится в нормальном, или, как гово­рят, невозбужденном состоянии.

Рис. 3. Схема атома водорода.

1 - орбита невозбужденного атома; 2, 3 и 4 - орбиты возбужденного атома.

Если водород нагреть или пропускать через него элек­трические искры, то его атомы возбуждаются: электрон, обращавшийся вокруг ядра по орбите с радиусом в 0,53 А, перескакивает на новую орбиту, более удаленную от ядра (рис. 3). Радиус этой новой орбиты в четыре раза больше радиуса первой, он равен уже 2,12 А. При возбуж­дении электрон захватывает извне некоторое количество энергии (теплота горения, электрическая энергия разрядов и т. д.). Чем больше он захватит энер­гии, тем дальше будет на­ходиться от ядра. Можно заставить электрон пере­скочить на третью от ядра орбиту, ее радиус в девять раз больше радиуса пер­вой орбиты. Удаляясь от ядра, электрон как бы пе­рескакивает со ступеньки на ступеньку, причем вы­сота этих «ступенек» не­одинакова, они относятся друг к другу, как квадраты последовательных целых чисел 12:22:32:42 и т. д.

Находясь на одной из орбит, электрон сохраняет всю ту энергию, которую он захватил при перескоке на эту ор­биту, и до тех пор, пока он будет на ней находиться, запас его энергии будет неизменным.

Однако электрон почти никогда не задерживается долго на отдаленных от ядра орбитах. Попав на такую ор­биту, он может удержаться на ней только миллиардные доли секунды, затем он падает на более близкую к ядру орбиту и при этом отдает захваченную им ранее порцию энергии в виде световой энергии. Так рождается свет.

Каким будет этот свет: желтым, зеленым, синим, фио­летовым или совсем невидимым для глаз? Это зависит от того, с какой «ступеньки» и на какую перескакивает наш электрон, то есть от того, как изменится его рас­стояние от атомного ядра.

Ученые выяснили, что каждый электрон в атоме мо­жет совершать перескоки только с одних определенных

Орбит на другие определенные орбиты; поэтому атомы после их возбуждения в состоянии излучать только вполне определенные световые лучи (рис. 4), характерные для атомов данных элементов.

Атомы тех элементов, у которых много электронов, будучи возбуждены, испускают много разных световых лучей.

Ветовые лучи, испускаемые возбужденными атомами, могут быть видимы или невидимы для наших глаз. Чем же отличаются друг от друга видимые и невидимые световые лучи?

Наукой установлено, что свет представляет собой по­ток электромагнитных волн.

Образование волн легче всего наблюдать на воде. От упавшего в воду камня во все стороны расходятся кру­гами волны. Они образовались потому, что камень при­вел в движение частицы воды. Колебание одних частиц передается соседним частицам. В результате на поверхно­сти воды распространяется во все стороны волна.

Возбужденные атомы, в которых электроны переска­кивают с более далеких орбит на более близкие к ядру орбиты, тоже создают вокруг себя колебания среды - электромагнитные волны. Разумеется, эти волны отли­чаются по своей природе от тех волн, что бывают на воде.

Волны отличаются друг от друга своей природой и дли­ной. Как волны, создаваемые на воде, так и электромаг­нитные волны бывают длинными и короткими. У каждой волны мы различаем ее гребень и впадину. Расстояние между вершинами соседних гребней называется длиной волны.

Если бросать в воду мелкие камни один за другим, то на поверхности воды возникнет много коротких волн, расстояния между их гребнями будут невелики. Если же бросить в воду большой камень, то от места его падения пойдут длинные волны с большими расстояниями между соседними гребнями. Понятно, что на одном и том же участке может поместиться гораздо больше коротких волн, чем длинных. Понятно также, что длинные волны имеют меньшую частоту колебаний, чем короткие. Во сколько раз одна волна длиннее другой, во столько же раз частота ее колебаний будет меньше частоты колебаний короткой волны.

Хотя электромагнитные волны и сильно отличаются по своей природе от волн на воде, они также различаются между собой длиной и частотой колебаний.

Солнечный свет, который нам кажется белым, пред­ставляет собой поток электромагнитных волн разной длины.

Электромагнитные волны, которые мы можем обнаружить глазом, имеют длины от 0,4 микрона, или, что то же самое, 4000 ангстремов (один микрон - одна тысячная доля миллиметра), до 0,8 микрона, или 8000 ангстремов. Все волны дли­ной более 0,8 микрона и менее 0,4 микрона уже недоступны для глаза.

Тогда солнечный свет разложится на составляющие его части - цвет­ные лучи, среди которых можно вы­делить красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если эти цветные лучи упадут на белую бумагу, на ней у нас полу­чится цветная полоска, в которой один цвет сменяется другим. Такая полоска называется спектром.

Спектр солнечного света можцо увидеть и тогда, когда на небе появ­ляется радуга. Радуга получается от­того, что солнечные лучи разлага­ются в спектр в мельчайших дожде­вых каплях, которые играют в дан­ном случае роль естественных призм.

На рис. 5 показана шкала лучей, видимых и невидимых глазом. На этой шкале выше видимых лучей рас­полагаются коротковолновые, а ни­же - длинноволновые невидимые лучи. За фиолетовыми лучами распо­ложены еще более коротковолновое невидимые лучи - ультрафиолетовые. Человеческий глаз воспринимает толь­ко те лучи Солнца, которые имеют

Длины волн от щ-щ ДО уродок) сантиметРа> т0 есть от 4000 до 8000 ангстремов.

В природе существуют лучи еще более коротковолно­вые, чем ультрафиолетовые; это рентгеновы лучи и гамма-лучи. Они невидимы для глаз, но легко восприни­маются фотопластинками и специальными пленками. В спектре солнечного света рентгеновых лучей и гамма - лучей нет.

За красными лучами расположены еще более длинно­волновые невидимые лучи - инфракрасные.

Инфракрасные лучи не действуют на обычную фото­пластинку, но их можно обнаружить, поместив в эту не­видимую часть спектра термометр: ртуть в нем тотчас же начнет подниматься. Инфракрасные лучи раньше даже называли «тепловыми», так как они испускаются всеми нагретыми телами. Наше тело тоже излучает инфракрас­ные лучи. В настоящее время существуют специальные пластинки, на которых можно заснять предметы в «свете» инфракрасных лучей.

В природе существуют электромагнитные колебания с длинами волн, еще большими, чем у инфракрасных лучей; это электромагнитные колебания, используемые радиотех­никой: ультракороткие волны, применяемые для телеви­зионных передач, короткие волны, на которых особенно хорошо «ловятся» дальние радиостанции, средние волны, на которых идет радиопередача большей части советских радиостанций, и, наконец, длинные волны в тысячи метров.



Случайные статьи

Вверх