Песочная терапия в работе логопеда. Образовательный портал Презентация метод песочной терапии в логопедии

Песочная терапия на занятиях логопеда.

учитель-логопед МБОУ «СОШ №1» Г.Пикалёво Абраева Евгения Сергеевна


Песочные игры

Проективные

Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребёнка.

Познавательные

Игры на знакомство с окружающим миром

Обучающие

Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.


  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме(принцип доступности информации)
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
  • совершенствуют зрительно – пространственную ориентировку, речевые возможности

Приёмы песочной терапии помогают традиционной методике по коррекции звукопроизношения стать более интересной, увлекательной, более продуктивной.


Тема : «Звук Ш Автоматизация произношения в словах всех типов»

Задачи:

  • Закреплять умение слышать и выделять звук Ш в потоке других звуков;
  • Закреплять артикуляцию и изолированное произнесение звука Ш.
  • Продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах.
  • Развивать навык слогового анализа слов.
  • Развивать навык чтения слов.
  • Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • Развивать пространственное воображение;
  • Развивать внимание, память.

песочница с сухим песком

размером 100 х 140 х 8 см.

Оборудование:

  • Фигурки Смешариков
  • Пуговицы в виде различных предметов
  • Груши, вишни.ромашки из дерева
  • Изображения домиков Смешариков
  • Картинки для слогового анализа
  • Стеклянные камушки
  • Буквы.

Знакомство с правилами поведения

в песочнице.

1.Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.

2. Нельзя бросать песок друг в друга или брать его в рот.

3.После игры с песком нужно все игрушки убрать на свои места.

4. После игры с песком нужно вымыть руки с мылом.


Развитие фонематического

слуха и восприятия

Логопед:

Сегодня мы отправляемся в гости к Смешарикам. Смешарики помогут тебе научиться говорить звук Ш правильно.

Задание от Кар-Карыча : Если ты услышишь звук Ш, спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей.

(логопед произносит согласные звуки, ребёнок выполняет соответствующие движения).


Автоматизация звука в слоге. Дорожка слогов

Из камушков на песке построена дорожка.

Логопед :

Шагай по дорожке указательными пальчиками и повторяй «ша-ша-ша»

Ребёнок «прошагивает» пальчиками слоги.


Голубая дорожка слогов

Логопед :

Шагаем по дорожке средними пальчиками и повторяем « шо-шо-шо». Мы идём в гости к Нюше.


Формирование пространственных представлений

Логопед :

Нюша собрала урожай и сейчас украшает сад. В правый верхний угол положи грушу. В левый нижний угол -вишенку. Под грушей положи ромашку, над вишней- ещё одну грушу. Назови все предметы.


Зелёная дорожка слогов

Логопед:

Теперь мы идём по зелёной дорожке. «Наступай» на камушки безымянными пальчиками и повторяй слоги: «шу-шу-шу».


Развитие навыка слогового анализа слов

Логопед :

Совунья, Бараш, Пин придумали задание. С помощью кисточки найди в песке картинки и распредели на на группы по количеству слогов. Пин возьмёт картинки, в названии которых 1 слог, Бараш- 2 слога, Совунья -3 слога. Назови все картинки.


Фиолетовая дорожка слогов

Логопед:

Идём по фиолетовой дорожке к Лосяшу. «Пройдись» по камушкам мизинчиками:« шу-шу-шу».


Составление слов из букв

Логопед:

У Лосяша для тебя есть весёлые разноцветные буквы. Из букв составь слова на звук Ш и прочитай их.

Составь предложение про Лосяша со словами ШАРФ и ШАПКА.


Подведение итогов занятия

Логопед : Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Смешариков. Сегодня на занятии ты учился правильно произносить звук Ш и показал Смешарикам, как хорошо уже это у тебя получается.



  • Кроме занятий по коррекции звукопроизношения пескотерапию использую как средство работы и на групповых занятиях по лексико – грамматическим темам («Осенний парк»).


  • С помощью поговорок и пословиц идёт обогащение и развитие словарного запаса. Дети сами находят, сами выписываю, сами запоминают и применяют знания.



Гуненко Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с № 369 "Калейдоскоп"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Варианты работы на песочном столе для автоматизации звуков
Дата публикации: 14.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Варианты работы на песочном столе для автоматизации звуков

Важнейшим

звукопроизношением

является

автоматизация поставленного логопедом звука, которая в свою очередь включает

два момента: непосредственно автоматизация звука и дифференциация этого

звука с тем, на который шла замена.

Современная жизнь наполнена различными технологиями, компьютерами,

гаджетами, смарт-столами, смарт-досками и т.п. И в работе логопеда тоже назрел

усовершенствования

разнообразия

современным

подрастающим

поколением.

Песочный

современный,

эффективный

разнообразить

усовершенствовать работу логопеда над автоматизацией звуков. Большой плюс

работы с песком – психологический момент, когда подключаются тактильные

ощущения, мелкая моторика, момент психологической релаксации, ведь недаром

игры с песком начинаются в самом раннем возрасте. К тому же песочный стол не

материальных

подручных

материалов или использовать противень с высокими бортиками.

Виды работ при автоматизации звуков

Изолированное произнесение звука.

Одно из правил работы на песочном столе – «не молчим», которое означает,

что любое движение сопровождается произнесением автоматизируемого звука.

Мы просим ребенка нарисовать круги пальчиками одной руки,

двумя руками

одновременно, меняя направления: по часовой стрелке, против часовой стрелки,

навстречу друг другу с верхней половины, навстречу друг другу с нижней

половины.

различные

можно одной рукой и двумя. Детям очень нравится упражнение «Паучки» -

закапывание ладошек в песок. Затем «выглядывание» из-под песка отдельных

пальчиков. Этим упражнением мы одновременно можем закреплять, где правая

«зарывание»

поочередное

называнием

определенной

упражнением

автоматизации

«Дождик»

высыпание

производится

Высыпание

пальчиками

Высыпания

песочницу, а могут в другую ладонь со сменой рук.

Одновременно

автоматизацией

знакомим

которая обозначает данный звук. Рисуем ее пальчиком либо обводим шаблон

этой буквы. А можно «дождиком» засыпать внутреннюю часть шаблона буквы.

На песочном столе в процессе автоматизации звука мы можем решать вопрос

ориентации в пространстве – графический диктант на песке. Можно попросить

ребенка нарисовать круги пальчиком в верхнем левом от него углу, в верхнем

правом, в нижних углах. А если в центре стола положить букву, то задание

усложняется употреблением предлогов: «Нарисуй круг или насыпь горку НАД

буквой, ПОД буквой, СЛЕВА от буквы, СПРАВА от буквы, сделай так, чтобы

буква была МЕЖДУ кругами.

песочный

помогает

развитием

фонематического

Например,

закапывает

картинки,

ребенок откапывает одну, логопед ее называет, ребенок говорит, есть ли в этом

автоматизируемый

откапывание

картинки

обязательно

сопровождается произнесением этого звука.

Автоматизация звука в слогах.

Автоматизация

предполагает

произнесение

ребенком

логопедом нужных слогов в каждом виде работ.

«Прыгаем» пальчиками по песку от одного края песочницы до другого в

направлениях.

«Прыгаем»

пальчиками

«Прыгаем» одним пальчиком, двумя, четырьмя, пятью пальчиками. Можно это

делать одновременно двумя руками, поочередно.

«Оставляем

прикладывая

кулачки, костяшки пальцев, тыльную сторону ладоней.

«Пальчики

купаются».

зарываются

растопыривает пальчики и снова смыкает их. Еще вариант: ребенок собирает

пальчики в кулачок – разжимает их. Можно одновременно двумя руками, можно

поочередно. А потом пальчики по одному выглядывают из-под песка.

«Идем в гости». Это упражнение очень эффективно работает на открытые

слоги. В центр кладется буква, обозначающая автоматизированный звук. По

четырем углам песочницы закапываются гласные. Ребенку предлагается сначала

откапать

сопровождая

откапывания

изолированным

произнесением автоматизируемого звука, назвать ее. А затем от центра к этому

гласному провести « извилистую дорожку»: С-С-С-А. И так поступаем со

всеми гласными.

«Спускаемся

парашюте».

упражнение

эффективно

работает

закрытые слоги. Гласные кладутся около дальнего от ребенка борта песочницы, а

согласный кладется к ближнему бортику. Пальчики от гласных спускаются к

согласному: А-А-А-С.

Выкладывание

различных

подручного

материала:

пластмассовых крышек, фасоли, крупных пуговиц, крупных бусинок, мелких

камешков. И счетных палочек выкладываем лестницу. Затем одним пальчиком

пальчиками

предметам

произносим

логопедом слоги.

Работа с пластмассовыми крышками от пластиковых бутылок может очень

хорошо разнообразить работу по автоматизации звуков в слогах. Эти крышки

могут быть красного, зеленого, синего, желтого цвета. Упражнение называется

«Музыкальные клавиши». Ребенку дается задание произнести определенный слог

на определенный цвет. Крышки ребенок может откапывать из песка, может

доставать из непрозрачного мешочка. Откапал крышку – назвал слог – выложил

в дорожку. Затем ребенку предлагается спеть песенку, нажимая пальчиком на

«клавишу»: ША-ШО-ШО-ША… Начинать можно с двух цветов (двух слогов),

постепенно усложняя до трех и четырех цветов (слогов): ША-ШО-ШУ-ШИ...

Автоматизация звука в словах.

Автоматизация

предполагает

произнесение

ребенком

логопедом слов в каждом виде работ.

Упражнения на этом этапе могут повторять упражнения и второго пункта,

только вместо слогов ребенок произносит слова.

Пластмассовые крышки можно использовать следующим образом: красная

крышка – звук в начале слова, зеленая – звук в середине слова, синяя – звук в

конце слова. Ребенок откапывает крышку и придумывает слово. Если ребенок

затрудняется,

предложенных

логопедом.

зарываются

картинки

автоматизируемым

откапывает, называет и определяет место этого звука в слове.

В песок закапываются картинки с определенным звуком одно-, двусложные.

Ребенок откапывает картинку, называет слово, выкладывает его на песке буквами

пластмассовой

разрезной

логопеда:

определи

количество слогов, скажи ласково, один – несколько, посчитай до пяти, выложи

крышками звуковую схему слова, назови ударный слог.

зарываются

картинки

автоматизируемым

откапывает картинку, сопровождая действие словами. Например:

«Р» - Я рою песок и отрыл… ракету, ракушку, парус и т.д.

«Щ» - Я ищу, я ищу… щенка, плащ, щетку и т.д.

«Ш» - Я нашел, я нашел… шапку и брошу ее в машину и т.д.

«С» - В песке спрятался(лась)… носок, капуста, мост и т.д.

«Л» - Бабочка летела и на… куклу, лопату… села и т.д.

Дифференциация звуков в словах.

Дифференциация

песочном

проходить

нескольких

направлениях:

Дифференциация смешиваемых в речи ребенка звуков.

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Дифференциация глухих и звонких звуков.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

Я в своей работе использую следующие упражнения.

В песок закапываются картинки со звуками, которые надо дифференцировать.

В разные стороны песочницы либо кладутся соответствующие буквы, либо

ставятся предметы: сумка и шапка (если дифференцируем С – Ш), лодка и

коробка (если Л – Р) и т.п. Ребенок откапывает картинку, называет слово и

относит картинку к определенной букве или предмету.

дифференциации

звонких, гласных и согласных, логопед обговаривает с ребенком, что внимание

обращаем

последний.

закапываются

картинки. Ребенок их откапывает, называет. Если, допустим, в этом слове первый

звук твердый, он кладет на картинку синюю бусину (или пуговицу, камешек,

крышку, фишку), если мягкий – зеленую.

Картинки закапываются в песок. По разные стороны песочницы кладутся

картинки

изображением

колокольчика

наушников.

откапывает

картинку,

определяет,

колокольчику, либо к наушникам.

Для определения гласного и согласного звука можно использовать красные и

серые (любой цвет) бусины, пуговицы, карточки, фишки, крышки.

Использования песочного стола дает логопеду возможность импровизировать,

искать более эффективные способы в работе над автоматизацией звуков. Это еще

и хороший помощник в установлении с ребенком нужного контакта. Отвлекаясь

на песок и манипуляции с ним, ребенок быстрее и легче автоматизирует звук в

своей речи. К тому же, с точки зрения психологии, на песке легко удалить

неудачный вариант – закопал картинку – и начинай все с начала, неправильно

букву написал – быстренько стер. Главное, что многие дети просто очень любят

играть с песком.

Ирина Гуненко

учитель-логопед

МАДОУ д/с № 369 « Калейдоскоп»

Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование песочной терапии в работе учителя–логопеда
Дата публикации: 21.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Аннотация:

Один из поддатливых природных материалов – это песок. Его

использование в логопедической практике может оказывать благоприятное

воздействие на эмоциональное, развивающее и тактильное восприятие у

ребенка. Через создание игровой мотивации повышается внимание, что

способствует благоприятному воздействию на развитие мотивации к

образовательному и познавательному процессам. Использование метода

работы с песком возможно с самого младшего возрастного развития ребенка.

«Песочная терапия в работе с детьми с диагнозом Алалия».

Использование игр, связанных с песком, оказывают положительное

развивающее воздействие. Песок является распространенным природным

материалом,

использование

обладает

расслабляющим

действием.

Песочная

формирования

психического

здоровья

познавательного развития детей в любом возрасте.

В чем заключается «сила» песка? Он обладает особенными свойствами.

Песок – очень податливый инструмент для творчества. Изображения из него

можно изменять в любой момент. Работать с песком может каждый, даже

кто не обладает художественными способностями. Мельчайшие песчинки, из

активизируют

чувствительные

кончиках

пальцев и нервные окончания на ладонях. Рисунки или построение фигур на

формируют

саморегуляцию

самоконтроль.

Сосредоточенность

расслабляет

помогает

побороть негативные эмоции.

Метод песочной терапии был создан в 1929 году, авторами его являются

щвейцарский

психолог

английский

психотерапевт

Ловенфельд, швейцарский детский терапевт Д. Кальф. В основе данного

метода лежит формирование у детей активного воображения.

Отмечают разнообразие игр с песком. Обучающие игры способствуют

овладению процессом чтения, письма, грамоты и счета. Познавательные

игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира.

Проектные игры открывают потенциальные возможности ребенка,

развивают его творчество и фантазию. Использование песочной терапии на

логопедических занятиях способствуют расширению словарного запаса,

коррекции звукопроизношения, помогают освоению звуко-слогового анализа

и синтеза слов, развитию фонематического слуха, способствуют

формированию связной речи, лексико-грамматических представлений,

помогают в изучении букв, освоению навыков чтения и письма, развивают

тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную

напряженность, совершенствуют зрительно-пространственную

ориентировку. В песочной игре ребенок и взрослый легко обмениваются

идеями, чувствами, что позволяет построить доверительные, партнерские

отношения друг с другом. Такое отношение взрослого и ребенка

помогаетпреодолевать трудности в общении, развивать мышление и

речевые способности у детей.

песочной терапии. В качестве песочницы используется водонепроницаемый

ящик, размеры которого составляют 50 см. – 70 см. – 8 см. Где 50 см.-70 см. –

это размер поля, а 8 см. – это глубина ящика с песком. Такой размер

песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Для

размером 100 см. – 140 см. – 8 см. Материалом для изготовления песочницы

использоваться пластиковые ящики, но в них песок «не дышит». Дно и борта

ящика (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашивают в

голубой цвет. Таким образом, дно и символизирует воду, а борта ящика –

небо. Голубой цвет оказывает успокаивающее действие, но можно

окрашивать поверхность ящиков в один или несколько цветов. Ящик или

емкость наполняют на половину или на одну треть в объеме песком. Он

должен быть заранее подготовленным и очищенным. Песок промывают и

просеивают, затем прокаливают в духовом шкафу. Очищение песка

производят не реже одного раза в месяц. Песок необходимо пересыпать из

песочницы, просеять, помыть и снова прокалить.

Для проведения занятий и игр можно использовать миниатюрные

предметы

Применяют

классификацию

предметов:

отличающиеся возрастом, профессиями, культурой; 2) животные и птицы

(домашние, дикие). 3) обитатели водного мира (рыбы, моллюски, крабы). 4)

жилища людей с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель

различных

культур).

растения

кустарники).

небесного

пространства

радуга, облака). 7) транспортные средства (наземный, воздушный, водный

гражданского

военного

назначения

фантастические

средства

передвижения).

обитания

человека

дорожные знаки). 9) объекты ландшафта (горы, вулканы). 10) украшения и

аксессуары

пуговицы,

естественные

природные

предметы

(кристаллы,

раковины,

металла, отполированные водой или закругленные камушки, декоративные

растений).

фантастические

персонажи

мультфильмов, сказок, добрые и отрицательные фигурки).

Существует пять правил организации игрового процесса песочной терапии:

Демонстрация

знакомство

песочницей.

Демонстрация

коллекции фигурок (не более трех за один период занятия). 3. Знакомство с

правилами игр на песке, выполнение которых необходимо соблюдать на

протяжении

Формулировка

инструкций

играм, основное содержание занятия. 5. Завершение занятия, ритуал выхода

из песочницы.

Главная цель песочной терапии

- «не переделать» ребенка, а дать

возможность быть самим собой, научить уважать себя таким, какой он есть.

Перед началом игры с песком, необходимо проговорить с детьми правила

игры в песочнице. В этом поможет стихотворение автора Т.М. Грабенко:

«Вредных нет детей в стране – Ведь не место им в песке! Здесь нельзя

кусаться,

кидаться!

разорять!

Громко тоже не кричать. Можно строить и чудить. Можно много сотворить:

Горы, реки и моря. Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо

повторить, Чтоб запомнить и дружить?! Песок-мирная страна. Вы запомнили,

упражнений,

используемых

песке. «Чувствительные

– Положите ладошки на

песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Откройте глазки, расскажите,

почувствовали

(взрослый

Сделайте

самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Положите ладошки на песок и скользите по поверхности песка как змейка

или машина. Попробуйте, дети, пройти пройтись ладошками как большой

маленький

слоненок,

Оставьте

отпечатки

ладошек, кулачков, ребер ладоней. Изобразите на песке узоры и рисунки –

солнышко,

Взрослый

показывает

повторяет.

Взрослый

предлагает

ребенку «пройтись» или дотронуться каждым пальчиком правой и левой

руки поочередно. Затем просеять песок сквозь пальцы или из сложенных

пальцев в щепотку просеять песок, который может быть окрашен в другой

цвет или быть контрастным по фактуре. Разложите вместе с ребенком разные

по размеру и структуре камушки или природный материал, постройте из них

разные фигурки или геометрические формы. Можете выложить с помощью

фишек геометрические фигуры, которые могут различаться друг от друга по

проведите

игрушечную

песочным

дорожкам или лабиринтам, построенным ранее на песке. Вместе можете

может «поиграть» пальчиками на поверхности песка как на пианино или

клавиатуре компьютера.

Попробуйте выполнить с ребенком задания, развивающие фантазию.

Первоначально просейте песок через сито, нарисуйте узор кисточкой или

палочкой.

Нарисуйте

фантастический

разместите

игрушки, постарайтесь составить рассказ о возникшем мире, пусть ребенок

озвучит игрушки-персонажи и отвечает на вопросы или составляет рассказ от

их имени.

Существует многообразие песочных игр и упражнений, которые развивают

воображение

фантазию.

относятся

построенные

«Дорожки из песка». Покажите ребенку как набрать в горсть сухой песок и

медленно высыпать его, при этом создавая различные фигуры, например,

дорожки к домику зайчика или медвежонка. Песочницу можно использовать

для того, чтобы находить спрятанные в ней на небольшой глубине фигурки

игрушек или животных. Похожая игра «Волшебный мешочек». Во втором

варианте игры ребенку можно предложить находить буквы, закопанные в

песочнице, называть их и придумывать слова, в которых есть данные буквы.

Можно «лепить»

буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. В игре

ребенок может превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

ребенком

составлять

проговаривать их. Данное упражнение позволяет ребенку легче овладеть

запоминанием

названий

печатными, затем письменными буквами. Делать это пальчиком одной руки,

потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить

работоспособность ребенка, ошибке на песке исправить легче, чем на бумаге

– это дает возможность ребенку ощущать себя успешным и уверенным при

работе с податливым материалом из песка. Игра «Назови звук» (автор Н.В.

Дурова): Взрослый предлагает детям разрыть в песке небольшие лунки для

теннисного мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребенка и называет

длительно любой согласный звук. Ребенок слушает педагога или родителя и

повторяет звук и при этом перекатывает мяч пальчиком обратно в лунку

педагога. Затем, от звуков можно переходить к повторению слогов и слов.

Пример: С-с-с; су-су-су; СС-сусу-мка. Д-д-д; до-до-до; дд-додо-м. Р-р-р-, ро-

ро-ро;рр-роро-т.

проводить

трудностями

произношения

различения

овладеть

произносительными навыками. Задания на различение звуков С-Ш в слогах.

Ребенок повторяет за взрослым слоги: ас-аш, аш-ас, са-ша, ша-са; затем: ос-

ош, ош-ос, со-шо, шо-со.; ус-уш, уш-ус, су-шу, шу-су.

«Различение звуков С-Ш» на примере слов. В песок можно спрятать

картинки или фигурки, на которых изображены следующие предметы: сом,

санки, шапка, сумка, шуба, шорты или другие. Ребенок длительно произносит

взрослым

повторяет

полностью.

подбирать

определенным

закреплять

правильное произношение в логах и словах. Различение звуков С-Ш в словах

с использованием песочной терапии: взрослый предлагает ребенку «найти

клад». Ребенок достает по одной из ящика фигурки или картинки и называет

их изображения. Например: самолет, шкаф, стол, машина, собака, лошадь,

сова, сумка и др. Площадь коробки с песком делится на две части. Ребенку

предлагают на одну половину коробки положить фигурки со звуком «С», на

различение

взрослый перед ребенком раскладывает картинки, на которых изображены

животные, ребенок должен назвать их и разложить по двум колонкам (кот

«к» - твердый согласный звук; кит «кь»-мягкий согласный звук; мышка «м» -

«мь»-мягкий;

«бь»-мягкий).

«Деление слов на слоги» : детям предлагают нарисовать на песке домики с

четырьмя

окошками,

разместить

картинки, распределить по количеству слогов. 1. Дом, кот, сом, рот. 2. Ле-то,

мо-ре, ло-то, ли-са. 3. Ку-би-ки, бе-ге-мот, ра-ке-та, бу-ма-га. 4. Че-ре-па-ха,

те-ле-ви-зор. Сначала дети могут отхлопывать слова и считать количество

слогов в них. Игра «Город звуков» : взрослый предлагает ребенку выбрать

фигурки или картинки, в названиях которых есть заранее названный звук (в

следующей игре он может быть другим). Ребенок раскладывает фигурки,

называет их, затем взрослый просит составить предложения или рассказать о

них. Ребенок может составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Игра «Чей это след?» : на влажном песке вместе с ребенком можно оставлять

следы от колес игрушечной машинки, животных, пуговиц разных размеров,

семян гороха и других растений. Ребенок должен отгадать, чей это отпечаток

и составить рассказ о нем. Составьте с ребенком песочную аппликацию: с

нанесите

посыпьте

разноцветным и высушенным заранее. Изобразите: дом лес, небо и солнце и

др., затем стряхните лист и просушите картину.

Желаем приятных занятий и игр с песком!

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. Это

  • Логопедический массаж. Он бесспорно необходим ребенку с дизартрией.
  • Массаж языка.
  • Аурикулотерапия – лечебное воздействие на точки ушной раковины.
  • Су-Джок терапия обосновывается взаимовлиянием отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, ладони и стопы с телом человека). Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.

    Японская методика пальцевого массажа – массаж большого пальца повышает активность мозга. Если дети при речи волнуются и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. В нее вошли: растирание подушечек пальцев, массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс», массаж грецкими орехами, массаж шестигранными карандашами, массаж «четками».

    В коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия: фито, арома, хромо и др. виды терапий.

    Применение данных методов коррекции нельзя рассматривать самостоятельными и самодостаточными, их использование, скорее всего, служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия. К этим методам относятся

  • Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
  • Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
  • Музыкотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
  • Литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  • Имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
  • Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

    Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено - на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности.

    Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо.

    Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками - это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.

    Поиграйте в песок вместе с ребенком. Положите ладони на песок и расскажите ему о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло (прохладу) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?» Пусть ребенок попробует сам рассказать о том, что он чувствует. Сделайте отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройдитесь» по песку каждым пальчиком поочередно. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние малыша, учат его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное – ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.

    Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проэктивные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

    Игры с песком

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
  • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
  • развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

    Играть в песок можно не только на улице – можно устроить мини-песочницу дома, в дет саду, в логопедическом кабинете.

    Общие условия организации песочной терапии.

    В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 - размер поля, а 8 - глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

    Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

    Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта - небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

    Теперь ее можно на одну треть или наполовину заполнить чистым (промытым и просеянным), прокаленным в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

    Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

  • люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных,) позы должны быть как динамические, так и статические;
  • наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
  • летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
  • обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
  • жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);
  • домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
  • деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
  • объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);
  • транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);
  • объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
  • объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
  • аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);
  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
  • злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

    Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

    Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.

    Частичный перенос логопедических занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

    Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

    Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице. В этом поможет стихотворение Т. М. Грабенко:

    Вредных нет детей в стране -
    Ведь не место им в песке!
    Здесь нельзя кусаться, драться
    И в глаза песком кидаться!
    Стран чужих не разорять!
    Песок - мирная страна.
    Можно строить и чудить,
    Можно много сотворить:
    Горы, реки и моря,
    Чтобы жизнь вокруг была.
    Дети, поняли меня?
    Или надо повторить?!
    Чтоб запомнить и дружить!

    Желаем удачи!



    Случайные статьи

    Вверх