Лаки — Крымская Хатынь. Лакинская долина, место силы Маршрут от села лаки до высокого

В любом городе Крыма под яркими зонтиками сидят дружелюбные люди и предлагают поехать на экскурсии: пещерные города, дворцы Южного берега, ботанический сад, парки и пляжи, конные прогулки… А мы сегодня отправились туда, куда ни один автобус с туристами не сворачивает.

Восемь километров от шоссе

Конечно, маршрут нетривиальный. Нужно доехать до Бахчисарая, на автостанции выбрать автобус — например, на , — который шел бы до села . Все здесь знают друг друга: троих приезжих, наивно купивших билетики в кассе, контролер вычисляет мгновенно. Остальные, дружески перебраниваясь, оплачивают проезд на месте. Потом нужно вовремя выскочить: остановки в этих маленьких автобусиках никто не объявляет.

А выскочив, можно идти по трассе, и уже с самого начала восхищенно задирать голову: крымские горы кругом. Пещеры, родники. Изредка встретишь табличку у ничем не примечательной пещерки: стоянка древнего человека, мезолит например, века такие-то. Может быть, здесь археологи что-то особенное находили, но сейчас — просто каменный навес.

Мы шли через , о котором расскажем позже. Если же долго идти по трассе вдоль реки Кача, то когда-нибудь вы встретите указатель на поворот и надпись: Лаки — 8 км. Эти километры нам предстояло прошагать по белой меловой дороге, вполне проезжей — для внедорожника…

Дорога к разрушенному храму

Однако эти восемь километров нам не пришлось пройти в одиночестве. Сначала вместе с нами пошел короткий и радостный летний дождь. Замерзли мы все же основательно, а по дороге потекли белые ручьи. А потом дождь кончился, а нас нагнал грузовик. Страшно подумать, какую пыль он поднял бы, если бы не дождь. Водитель остановился: не только он был первым, кого мы увидели на этой дороге за почти час пути, но и мы были первыми, кого встретил он. Так что он пригласил нас в машину: ему тоже нужно было в Лаки. Обе девушки поместились в кабину, а юноша запрыгнул в кузов. Мы жмурились, когда по стеклу хлестали ветви, а парень в кузове исполнял сложный танец, уклоняясь от их мокрых ударов.

И вот за очередным поворотом — храм. Его силуэт сразу напоминает о Византии. Впрочем, и купол, и колокольня сильно искалечены. На ветке-шлагбауме, перегораживающей подъезд, табличка: «Скит во имя апостола и евангелиста Луки. Въезд по благословению». Из жителей видно пока только двух маленьких черных свинок. Мы прощаемся с водителем и расчехляем фотоаппараты. Обходим храм.

Птицы небесные и травы земные

В храме растет трава и вьют гнезда птицы. В притворе лежит мертвый птенчик. На сложенном из кирпичей аналое в центре — икона Спасителя. В алтаре — кирпичный Престол и большой деревянный крест. Естественно, иконостаса нет. Подсвечники — доски с просверленными дырочками, уже изрядно обгоревшие. Рядом со свечами, заботливо укрытыми пленкой на столе, — ящик для пожертвований.

Кое-где сохранились фрески. На парусах — изображения символов евангелистов. Виден лик ангела, ярче всего выступает лев. «Настоящий Аслан», — восклицаем мы. Остальное — орнаменты.

Крымская Хатынь

Село Лаки — греческое. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом. Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей.

Но мирная жизнь в России ХХ века — дело недолговечное и относительное. Великая Отечественная война не обошла стороной ни Крым в целом, ни маленькое греческое село.

23 марта 1942 года деревня Лаки была захвачена гитлеровскими карателями и уничтожена. Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг. Деревня была труднодоступна, особенно во время паводков. Именно поэтому село долгое время не контролировалось фашистами.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами.

Юрий Михайлович Спаи тогда, в 1942-м, был тринадцатилетним мальчиком. «Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…».

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское.

После освобождения Крыма многие из тех греков получили жилье в Бахчисарае. Казалось бы, жизнь стала налаживаться. Но только месяц передышки предоставила судьба этим людям. Летом 1944 года греки были высланы Крыма.

Храм на пепелище

Немцы в своей возмущенной злобе решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только церковь. Красивый храм св. Евангелиста Луки, который жители деревни возобновили на месте старого в 1904 г., стоит до сих пор. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом.

Мы молча обходим его кругом. Стоя напротив алтаря, вижу, что в окно снаружи вползает довольно крупная змея. Наш проводник уверенно называет ее: желтобрюхий полоз (неядовитая, но агрессивная змея), и подходит поближе. Полоз устремляется в щель, где сидит беспомощный птенец. На краю лишенной купола стены мечется птица, тоже знакомая нашему другу: горихвостка. Сегодня у нее и правда горе.

«Никогда не думал, что увижу такое. Змеи в храме. Аспид в апсиде», — вздыхает наш проводник. Мы сразу вспоминаем, что он учился на художника. Кто еще знает, что полукруглая алтарная часть храма называется апсидой… Змея уползает внутрь, а мы размышляем о том, что ставшая нам преступно привычной трава на стенах церквей со змеями в алтаре, пожалуй, ни в какое сравнение не идет.

Родная тишина

В долине, где находится село Лаки, очень тихо. Гудят пчелы и мухи, ветер едва шелестит листвой, мы ступаем по траве. Но все это не нарушает тишины.

У меня возникает мысль о том, что наш друг сегодня не просто провел нас по одной из не самых известных , но и поделился с нами частью себя, самым дорогим из того, что было у него в сердце.

23 марта 1942 года — последний день жизни деревни Лаки Бахчисарайского района. После этой даты — только пепелище, только руины церкви, только память о тех, кто жил в деревне…

Н. Агахова, «Крымская правда»

Фото






Горный Крым богат на удивительные места. Одно из них, в междуречье Качи и Бельбека , в эпоху княжества Феодоро вполне могло бы носить загадочное имя «край часовен». Эта долина находится в горах, на высоте в полкилометра над уровнем моря. Она со всех сторон окружена холмами, поросшими лесом. Чтобы найти к ней путь, за точку отсчета можно взять Сюйреньскую крепость: ниже по склону раскинулось село Куйбышево. От этого села путь лежит вверх, по извилистой тропе на север, и конечную цель вы ни за что не пропустите: подъем резко закончится, и вы замрете от восторга при виде открывшейся внизу панорамы.

Когда-то в Средние века здесь было городище с крепостью Керменчик, теперь это село Высокое (самый высокогорный крымский поселок). Сама крепость стоит выше метров на 200, и находится в 500 метрах от села. С южной стороны крепости была башня-донжон, а общая протяженность оборонительной стены — около 250 метров. До сих пор никаких серьезных раскопок здесь не было, это стандартный замок-убежище того времени.

Итак, ничего уникального в этой крепости нет. Что же здесь такого, что так удивляет и поражает? Дело в том, что на очень скромной по размерам территории, включающей ближайшие окрестности Керменчика и деревни Лаки (ее сейчас нет), находится 14 часовен и церквей . Сейчас это всего лишь остатки бывших храмов, когда-то разбросанных по всей долине.

Известны даже названия некоторых церквей: к сожалению, их только девять. Восемь из них – это церковь Святой Троицы (она была главной в Керменчике), Успения Богородицы, Космы и Дамиана, Иоанна Предтечи; еще известны церкви Святой Евфимии, Феодора Тирона, Максима и Феодора Стратилата. Все они небольшие, и сейчас от них остались лишь развалины, но где еще в нашей стране вы найдете подобное?

Девятая церковь с названием – это храм Святого Луки (к счастью, сохранившийся после уничтожения фашистами в 1942 году села Лаки и его жителей). Он самый целый из всех, потому что был возведен в 1904 году (до него на этом месте стояла деревянная церковь шестнадцатого века). Главный вход в храм – западный. Прямо над входом на портале надпись «ETOΣ 1904» (год 1904). Если поднять глаза выше, можно увидеть фразу из несколько слов, вырезанных полукругом, — «NAOΣ TOY AГIOY КAI EYAГГEЛIΣ TOY ЛOYKA», что означает в переводе с новогреческого «Храм Святого и Евангелиста Луки».

Внутри храма в советское время ободрали штукатурку с росписью. Тем не менее, некоторые изображения можно различить: частично сохранились фрески евангелистов Матфея, Марка, Иоанна и Луки. Они изображены символически, соответственно как ангел (посланник в мир Сына Божия), лев (символ могущества и царского достоинства Иисуса), орел (высота и Божественные тайны учения евангелистов) и телец (жертвенное искупительное служение). Сейчас местность, прилегающая к церкви, наводит трепет своей тишиной. Есть один только маленький скит, где живут и молятся монахи-отшельники.

Если возникнет желание, можно полюбоваться замечательным видом Лакинской котловины и окрестностей, в том числе огромного скального массива, на северо-запад от бывшего села Лаки. Панорама эта открывается с горы Святого Ильи и с ее склонов.

Как добраться

Если вы решили ехать в Лаки общественным транспортом, то удобнее всего начинать свое путешествие от города Бахчисарай. В Бахчисарае есть остановка автобусов до села Синапное. Из автобуса надо выйти за селом Баштановка, где вы увидите поворот с основной дороги направо. На этом месте стоит указатель «Лаки 8 км». Выходите здесь, и двигайтесь дальше по направлению указателя (кстати, следующий населенный пункт за Баштановкой — это самый ближайший к долине поселок Машино, в 8 километрах).

Идти к селу Лаки придется все время в гору. Асфальтированная дорога, по которой вы начнете путь, в конце упирается в воинскую часть: туда вам не нужно. Свернуть с нее налево надо практически сразу за мостом, так вы выйдете на грунтовую дорогу. Идите дальше по ней, и через десять километров вы увидите перевал. Взгляните на карту: место, где было село Лаки, находится на седловине перевала. Посмотрев налево, вы увидите гору святого Ильи с развалинами часовни святой Троицы, а направо, – гору Татар-Ялта. Если будет желание искупаться, то за перевалом есть несколько озер.

Автомобилем, если погода сухая, можно добраться по грунтовке. Для этого надо свернуть с шоссе Бахчисарай – Синапное между Баштановкой и Машино. Так же, только с другой стороны, можно добраться от села Высокое.

О МЕСТАХ СИЛЫ

Местами силы являются особые территории, разбросанные по всей планете. Они отличаются яркими особенностями и сильным воздействием на человека. Чаще всего, места силы, которые имеют природное происхождение, выразительно выделяются на общем фоне. В их число могут входить горы-одиночки или целый массив, который можно отличить из другой массы по целому ряду признаков (Килиманджаро, Белуха, Кайлас), источники воды, озера, водопады. Древние цивилизации приписывали таким местам огромную сакральную значимость. Возводились особые постройки, которые усиливали позитивное влияние на окружение и человека в частности. Это и пагоды, и пирамиды, и дольмены, и каменные круги и многое другое.

Молчаливо стоят выжженные солнцем меловые горы. Не раскачивает деревья ветер. Не слышно жужжания пчел. Лишь одинокий заяц пробежит по усыпанному огромными красными маками полю. Природа молчит. Но стоит прислушаться повнимательней к этим горам и деревьям, вглядеться в алую кровь маков — и они начнут говорить. Они расскажут страшную историю, которую хранят уже 60 лет.

История основания деревни Лаки

Издавна здесь жили потомки славных листригонов. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом. В жилах местных жителей текла кровь гордых феодоритов. Того настоящего коренного крымского народа, которого уважали далеко за пределами полуострова.

Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора св. Ильи, возвышающаяся над Лаками.

Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей. Чужаков к себе особо не пускали, хотя встречали всегда радушно. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Так бы и рожала новых работящих крымчан лакская земля, если б в одно промозглое зимнее утро 1942 года у дома председателя колхоза «Нео зои» Владимира Лели не остановилась машина с немцами. С этого момента в Лаках началась другая жизнь.

Период нацистской оккупации

Немцы в своей возмущенной злобе решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только церковь. Красивый храм св. Евангелиста Луки, который жители деревни возобновили на месте старого в 1904 г., стоит в до сих пор. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских неупокоенных душ.

Кажется, что все они — те, кто сгорел в адском огне, кто не был предан по обычаю предков родной земле, собрались в этих стенах. Храм стоит на пригорке, окруженный плотной стеной сорной травы — крапивы, щавеля. Перед входом на земле каменные блоки от разрушенного купола колокольни. Полностью разрушен алтарь, но зато сохранились фрески. Кое-где отчетливо просматриваются хмурые лики святых, ангелов, льва, орла и вола. Поверх фресок уродливые надписи современных вандалов. Без них, к нашему сожалению и позору не мыслим не один крымский памятник старины.

Со дня Лакской трагедии минуло уже 60 лет, но рана все еще кровоточит. Десятилетия не смогли стереть из памяти людей страшные подробности уничтожения целой деревни, на месте которой ныне вспаханное поле. Не осталось даже фундаментов, зарыты колодцы, лишь полуразрушенная церковь да скромный памятник напоминают о том, что здесь, в деревне Лаки, издревле жили греки. Трудились, веселились, влюблялись, пока в их дома не пришла беда…

23 марта 1942 года деревня Лаки была захвачена гитлеровскими карателями и уничтожена. Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского, позднее командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках все поддерживали довоенную власть, работал Сельсовет, на здании которого вызывающе развивался красный флаг.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, легендарного разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Николай Спаи был выдан предателем и повешен фашистами. В его честь названа одна из улиц в Белогорске Юрию Михайловичу Спаи уже за семьдесят. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком.

«Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское.


Семнадцать жизней унесла война в семье Спаи, погиб отец Юры, мать ушла в партизанский отряд. После освобождения Крыма Юра с матерью получили жилье в . Казалось бы, жизнь стала налаживаться. Но только месяц передышки предоставила судьба этим людям. Лет 1944 года греки были высланы из Крыма.

Греческий народ чтит память погибших 60 лет назад. Ежегодно, 23 марта съезжаются греки со всех уголков когда-то необъятной страны, отдают дань памяти погибшим, возлагают цветы.

«А что чувствовали вы?» — задаю я Юрию Михайловичу не совсем тактичный вопрос. Отвечает он просто: «Я плакал». И сегодня обидно пожилому человеку, что «перекопали все, не оставив даже фундаментов — свидетелей трагедии. Сделали это, наверное, для того, чтобы никто лишний, раз не спрашивал, куда же делись люди». Денег на установку достойного памятника православным грекам не хватает. «Мусульманский» Рескомнац, — говорит Юрий Михайлович, — находит средства только на нужды крымских татар. А всем нам, незаконно выселенным в далеком сорок четвертом нужно собраться. И крымские татары должны признать свою вину и покаяться перед греческим народом». А вместо этого… в скромном памятнике, установленном на добровольные пожертвования, зияют три пулевых отверстия. Жители окрестных сел, понижая голос до шепота, говорят: «Татары прострелили!»

Не ищите значения слова «Лаки» в топонимических словарях – его там нет; такого населенного пункта, как село Лаки, не найдете на современных картах. В Лакской долине царит мёртвая особенная тишина. Ни шелохнется травинка, ни пропоёт птичка, ни залает собака. Только преследует дикий, удушающий запах крапивы и щавеля. О чем молчат выжженные солнцем меловые горы? Почему дикими кровавыми маками заросло поле? Почему поросла травой заброшенная церковь? Откуда эта тишина? О чем молчат усыпавшие долину кроваво-красные маки? Где жители? Куда делись прихожане?

Трудно поверить, что когда-то тут кипела жизнь. Издавна жили здесь потомки славных «листригонов». Была в этих местах между горами Татар-Ялта и Ай-Илья частица древней Эллады. Не только синее небо, крутые скалы вдали, зеленые склоны гор и воздух, искрящийся солнцем, роднили эту землю с Элладой. Под защитой горы святого Ильи с незапамятных времен жили греки, потомки феодоритов – жителей православного княжества Феодоро, до последнего бившихся с турецкими захватчиками.

В районе Лаки обнаружены следы двух небольших поселений VI-VII веков. Греки редко покидали свои любимые Лаки. А что им было делать за их пределами, если плодородная долина давала всё необходимое для жизни: на лугах пасли скот, под солнцем вызревал виноград, а местный табак славился на всю Тавриду... В окрестностях села сохранились остатки церкви Святой Троицы, возведенной еще в начале XV века; рядом кладбище, могилы жителей Лаки из семей Спаи, Лели, Арваниди, древняя могила 1362 года. Тихо и мирно текла жизнь села Лаки. Самым крупным событием начала ХХ века стало построение в 1904 году каменного в византийском стиле храма Св. Евангелиста Луки.

23 марта 1942 года в тихое село Лаки пришла беда. Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда Михаила Андреевича Македонского (ставшего затем командиром Южного соединения партизанских отрядов Крыма). Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили хотя бы несколько предателей, а в Лаках – ни одного. Каратели решили стереть Лаки с лица земли. Были разрушены и сожжены все дома, склады, ферма, клуб. Каратели не смогли разрушить до основания только храм.

Свидетелем уничтожения непокорной деревни был Юрий Михайлович Спаи, племянник Николая Константиновича Спаи, разведчика Карасубазарского партизанского отряда, выполнявшего особые поручения центрального штаба. Тогда, в 1942-м, он был тринадцатилетним мальчиком. «Когда фашисты разгромили партизанский отряд, те, кто остался жив, пришли в нашу деревню. 23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы – крымские татары из карательного батальона, – рассказывал Юрий Спаи. – Всех жителей собрали перед сельсоветом, обыскали. Видимо, оккупантам поступил донос, так как, несмотря на то, что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли стоящие рядом предатели из числа крымских татар, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя...»

Другая свидетельница, свояченица председателя совхоза Владимира Лели, 90-летняя Екатерина Лели рассказывала об этом событии так: «Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали крымско-татарские пособники фашистов. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских «добровольцев» отправили через Бахчисарай в Октябрьское. Во всех окрестных деревнях оккупанты выбирали старосту и заставляли местных жителей вооружаться против партизан. Но в селе Лаки все как один наотрез отказались выбирать старосту и воевать против своих. Нам угрожали: если не возьмем в руки оружия против партизан – нас сожгут. И в марте 1942 года фашисты и их холуи взяли село в окружение. Заходили в каждый дом и давали команду: «Оставить открытыми двери и окна! Всем собраться у магазина! С собой ничего не брать!»

Каратели нагрянули в четыре часа утра. Партизаны, как обычно, пришли ночью за продуктами и уйти не успели. Их взяли в плен. Среди них был и мой муж. Много погибло мужчин из семей Спаи, Дузовых, Берберов. И вот один из оккупантов начал читать список, называя фамилии партизан. Если не было мужа – жену расстреливали. В ту ночь не было Владимира. Из толпы отделили его жену Марию с грудным ребенком на руках. Ее расстреляли, а малыша бросили в пламя. Другую женщину вместе с ребенком привязали к кровати и подожгли. Но она не выдала своего брата. Крик этой женщины раздавался по всей долине. Мать Федора Арваниди была прикована к постели – ее сожгли прямо в доме. Взятых в плен партизан допрашивали, а затем казнили. Но как враги ни издевались, жители Лаки не выдали партизан. Когда моего мужа вели на допрос, он схватил одного из карателей за горло и задушил. За это тут же получил нож в спину. После допроса полуживых партизан бросили в подвал, облили бензином и подожгли. В селе уже полыхали огнем все дома. Стариков и женщин с детьми пешком погнали в Бахчисарай.

Братская Могила. Крым. Село Лаки

За годы оккупации в Бахчисарайском районе были уничтожены все греческие колонии – более двадцати сел. Расстреляны тысячи человек. В память о всех погибших в годы Второй мировой православные священники 23 марта ежегодно служат панихиду на пепелище села Лаки. В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным, а в 2005 году открыт мужской православный монастырь. На гранитной плите много свободного места – сюда будут вписывать фамилии по мере того, как их установят поисковики.

Над главным входом храма Св. Евангелиста Луки – дата «год 1904» и надпись на новогреческом, слова Христа Спасителя: «Придите (ко мне) все труждающиеся и обремененные и я упокою (вас)». Внутри храма видны остатки фресковой росписи: изображения святых евангелистов едва различимы. В храме растет трава и вьют гнезда птицы. На сложенном из кирпичей аналое в центре – икона Спасителя. В алтаре – кирпичный Престол и большой деревянный крест. Естественно, иконостаса нет. Подсвечники – доски с просверленными дырочками, уже изрядно обгоревшие. Рядом со свечами, заботливо укрытыми пленкой на столе, – ящик.

Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом. Здесь явно чувствуется пребывание десятков людских душ, чьи тела сгорели в адском огне, разожженном извергами XX столетия, и не были в свое время преданы земле по обычаю предков. Взрывали и жгли в 1942 году фашиcты этот храм, а уничтожить так и не смогли.


-->

От Соколиного через горы и долины на Бахчисарай.

Этот маршрут проложен в меридиональном направлении, с юга на север.

Прилепленное к южному склону горы сельцо - типичный образчик вымирающего горного аула.

Хотя при нынешней моде на дачи в горах,

может, и на него обратят внимание нувориши. К сожалению, история не донесла до нас

исконного названия села. Бытовавшее до 1945 года его имя "Аиргуль ", скорее всего,

не имело ничего общего с тем как эту деревню называли коренные жители до мусульманского засилья.

Ведь мы, с вами, находимся на землях средневекового христианского .
Грунтовая лесная дорога от Солнечноселья карабкается вверх и огибает гору Керменчик

На горе действительно когда-то располагалось небольшое укрепление феодоритов.

Высокое издавна делится на верхнюю и нижнюю части. В одной половине церковь, в другой мечеть,

так и жили когда-то, между прочим, без побоищ. Много воды с тех пор утекло, немногим старикам довелось через 50 лет вернуться в деревни своей молодости и найти могилы предков. Где сейчас чей обелиск?

Одно из озер питается водами ручья с забавным названием Кабак-Су . То, что су это вода знает каждый,

а вот - кабак ? На тюркских наречиях может быть и тыква, может и ворота, вход.

Так чем же интересен этот ручей? В верховьях балки он начинается двумя, рядом расположенными, родничками. В одном прекрасная питьевая вода, в другом бурая ожелезненная.

Как в старых былинах живая и мертвая вода. Вот вам и чудеса гидрогеологии.

Разное залегание и разный выход воды.
Уже видна гора Святого Ильи. В средние века наверху был малюсенький храм.

Поскольку, во время Великой отечественной войны предатели тут не водились, она была оплотом партизан.

В марте 1942 года страшная судьба постигла жителей села. Ночью, под командованием нескольких фашистов, Лаки окружили их приспешники из числа жителей окрестных сел. Около 50 человек было расстреляно,

село сожжено, оставшихся в живых пешком погнали на Бахчисарай.

Уцелела только каменная церковь св. Луки, построенная греками в 1904 году.


Сегодня вокруг церкви пугающая тишина, могилы и маленький монашеский скит.

Внеся свою скромную лепту пожертвований на восстановление храма, едем дальше.

Пересекаем и реку, и асфальтированную дорогу вдоль неё.
Брошенный людьми черешневый сад, цепляется за жизнь и даже плодоносит.


По лесным дорожкам держим путь в урочище Богаз-Сала , восточнее Бахчисарая.

Грот как грот, таких много в предгорном Крыму. Если бы не окно, вырубленное в стене грота.


Два раза в году, примерно в дни весеннего и осеннего равноденствия, свет встающего утром солнца,

пройдя сквозь окно, бросает луч на верхушку менгира. , описавший эту доисторическую обсерваторию, считал, что для наших предков этот день был точкой отсчета для начала сельхозработ.

У менгира можно найти амулеты, оставленные в этом сакральном месте, приходящими сюда любителями общения с астралом.



Случайные статьи

Вверх