Кто придумал скотч клейкую ленту. История скотча. Как родился скотч

«Scotch» по-английски означает «шотландский». Любой англоязычный мужчина сразу же поймет это слово в правильном смысле. Скотч – это шотландский виски. Напиток крепкий, напиток приятный, особенно в гадкую и слякотную зимнюю английскую погоду, хуже которой может быть только погода в Шотландии, привыкшей и здесь держаться на особицу. Скотч – напиток старый и благородный в силу своего возраста. Спрашивать о том, кто его придумал, бессмысленно. Так же бессмысленно, как спрашивать о том, кто придумал граппу, чачу, первач и прочую самогонку. Народное творчество. Сами гоним, сами пьем и других угощаем.

В русском языке, и не только, у этого слова есть и второе значение. Скотчем называют клейкую ленту. Если взглянуть на список брендов одной из ведущих компаний по производству товаров для офиса и для дома 3М, то на почетном месте там можно увидеть бренд «Scotch». Этот бренд стал именем нарицательным. Словом «скотч» называют любую клейкую ленту не только в России, но также в США и в Канаде. Во многих других странах клейкую ленту называют по другому, британскому, бренду, «Sellotape».

Название компании, где был изобретен скотч, 3М, расшифровывается, как Minnesota Mining and Manufacturing Company. Название свидетельствует о том, что в момент создания компания предполагала заниматься производством абразивных материалов (среди прочего, наждачной бумаги) из корунда, твердого минерала, залежи которого были обнаружены в Миннесоте. Компания не желала ставить между собой и заказчиками посредников и занималась поставками наждачной бумаги своим клиентам напрямую. Клиентами были крупные машиностроительные компании, магазины строительных материалов и предприятия автосервиса.

Молодой человек по имени Ричард Дрю (Richard Gurley Drew) (1899 – 1980) в 1923 году поступил на работу в компанию 3М на должность техника. Его задача состояла в тестировании на рабочих местах у клиентов новой наждачной бумаги «Wetordry».

У одного из клиентов, в автомастерской, наждачная бумага использовалась для ошкуривания корпуса автомобиля перед покраской. Тогда в Америке вошла в моду двуцветная окраска автомобилей. Ричард Дрю заметил, что граница между двумя цветами получалась неровной. Это было из-за того, что механикам не удавалось надежно закрыть от покрытия другим цветом уже закрашенную один раз поверхность. Молодой человек пообещал малярам, занимавшимся покраской, придумать для этого какое-нибудь приспособление.

К тому времени в аптеках продавался лейкопластырь, изобретенный в 1901 году немецким аптекарем Оскаром Тропловицем. Пластырь предназначался для защиты поврежденной кожи. Он как бы склеивал вместе поврежденные ткани, давая им сростись. Лейкопластырь представлял собой матерчатую ленту, покрытую клейким составом. Клей при этом наносился только на края ленты.

Ричард Дрю изготовил аналогичную ленту из целлофана шириной 2 дюйма (5 см). По каждому из краев ленты он нанес слой клея.

Но при опробовании изобретение разочаровало и лаборанта, и рабочих. При нанесении краски лента сморщилась. Причина была очевидной. Слой клея, нанесенный только на края ленты, не фиксировал ее надежно, без смещения.

В англоязычном мире шотландцы слывут скупердяями. Хотя не скупердяйство это, а здоровая экономия, о которой так долго говорил кот Матроскин. Так или иначе, раздосадованный маляр возвратил Ричарду Дрю его «шотландскую ленточку», «scotch tape», для серьезной доработки. Мол, не жалей клея, экономист долбаный. Несмотря на то, что ленточка прилипала к поверхности еще недостаточно хорошо, новое название к ней уже прилипло.

На доработку ушло несколько лет. Естественно, что целлофановую ленту не только по краям, но и по всей поверхности покрыли специально разработанным очень липким составом. Сам состав должен был долго оставаться липким, не стекать с ленты и не высыхать при хранении рулона.

Днем рождения скотча можно считать 8 сентября 1930 года. В этот день одному из клиентов в Чикаго был отправлен первый рулон целлофановой ленты с нанесенным на нее клеевым покрытием. Клиент дал восторженный ответ о качестве и необходимости этого продукта.

Скотч, как это ни странно, появился в самое время. Началась Великая депрессия. И люди стали ремонтировать вещи, которые раньше бы, вероятно, выбросили и купили вместо них новые предметы. Одним из материалов, используемых в таких ремонтных операциях, был скотч. Клейкая лента завоевала рынок и начала применяться в самых разных отраслях промышленности: в электротехнике, в строительстве, в автомобилестроении, в быту. И, конечно, как незаменимый упаковочный материал.

В 1923 году Ричард Дрю устроился лабораторным техником в компанию Minnesota Mining and Manufacturing (сейчас она называется MMM), которая занималась производством наждачной бумаги.

Руководство поручило ему следить за тестированием новой модели наждачной бумаги «Wetordry» в магазинах и автомобильных мастерских. Однажды, находясь в одной из таких мастерских, он заметил, что при покраске автомобилей двумя или более цветами разделительные линии у мастеров получались неаккуратно. Он пообещал маляру что-нибудь придумать. Дрю принёс на тестирование в автомастерскую липкую ленту шириной 5 см. Маляр решил использовать опытный образец, но когда он начал наносить другой цвет, он заметил, что лента коробится. Присмотревшись, маляр понял, что в целях экономии клей нанесён только на края ленты, и сообщил об этом изобретателю.

Но, поскольку финансирования не было, только спустя несколько лет Дрю занялся доработкой своего изобретения. И 8 сентября 1930 года опытный образец ленты был отправлен на тестирование клиенту в Чикаго. Результаты оправдали все ожидания и затраты.

Существует несколько версия, откуда произошло название скотч. По одной из них американцы прозвали липкую ленту скотчем, (англ. scotch - шотландский) так как в то время ходили легенды о шотландской скупости, а клей первоначально в скотче наносился только по каемке.

Первоначально скотч использовался для упаковки обёртки для пищи, однако в годы Великой депрессии люди сами придумали множество других способов использования скотча.

В 1932 году Джон Борден усовершенствовал скотч, снабдив его податчиком с лезвием для отрезания куска ленты одной рукой.

Первый в мире скотч был сделан из каучука, масел и смол на целлофановой основе. Он был водонепроницаем и противостоял широкому диапазону температур. Впрочем, изначально скотч предназначался для запечатывания обёртки для пищи. Ею должны были пользоваться пекари, бакалейщики и упаковщики мяса. Но люди, вынужденные экономить в период Великой Депрессии, сами придумали сотни новых способов применения скотча на работе и дома: от запечатывания пакетов с одеждой до хранения разбитых яиц. Тут-то скотч и встретился с порванными страницами книг и документами, сломанными игрушками, не заклеенными на зиму окнами и даже обветшавшими купюрами.

В 1953 году советскими учёными было обнаружено, что благодаря триболюминесценции разматываемый в вакууме скотч может излучать рентгеновские лучи. В 2008 году эксперимент был проведен американскими учёными, которые показали, что в некоторых случаях мощности излучения достаточно для того, чтобы оставлять рентгеновское изображение на фотобумаге.

Клей, использующийся в скотче, с течением времени въедается в бумагу, оставляя следы, проникающие сквозь всю толщину бумаги. Свитки Мёртвого моря были проклеены скотчем, чтобы сохранить разрозненные обрывки древних рукописей; за 50 лет клей скотча, приклеенного с изнанки, проник сквозь свиток и начал разрушать ту сторону свитка, на которой написан сам текст. При Управлении древностей Израиля основано специальное реставрационное отделение, занимающееся, в том числе, и удалением скотча вместе с клеем с остатков свитков Мёртвого моря.

  • 40-43 мкм. Используется для временной упаковки, для упаковывания легких грузов, приклеивания пакетов с сопроводительной документацией и т.п. На тонкий скотч обычно наносится клеевой слой небольшой толщины, со средней адгезией;
  • 45 мкм. Более прочный скотч, надежность приклеивания выше. Подходит для заклеивания коробок, тары весом до 10 кг, может использоваться для упаковывания замороженных, охлажденных продуктов, хорошо выдерживает перепады температуры;
  • 47-50 мкм. Средняя толщина полимерной основы и клеевого слоя. Подходит для грузов весом до 25 кг, может использоваться при транспортировке или хранении в сложных условиях (с перемещением груза, при низкой температуре, на открытом воздухе и т.п.);
  • 50-54 мкм и больше. Прочная клеевая лента для тяжелых или крупногабаритных грузов. Подходит для склеивания непрочных поверхностей, сохраняет хорошую адгезию при высокой влажности, температуре ниже нуля.

Назначение клейкой ленты определяется шириной полотна:

  • 12-18 мм - используется как канцелярский скотч или для заклеивания небольших, легких коробок, пакетов;
  • 24-36 мм - подходит для заклеивания небольшой легкой тары, обеспечивает более надежное склеивание;
  • 50 мм - универсальная клейкая лента для картонных, полимерных, бумажных упаковок со средним весом;
  • 75 мм и больше - для крупногабаритной тары, тяжелых грузов (вес больше 20 кг). Может использоваться для усиления ветхой упаковки.

Скотч с полимерной основой может быть прозрачным или цветным. Прозрачная клейкая лента незаметна на упаковке, клеевой шов выглядит аккуратно. Цветной скотч используют как средство маркировки или часть оформления тары. На полимерную основу клеевой ленты может быть нанесен логотип или специальная информация («Хрупкий груз», «Не вскрывать» и т.п.). Клейкую ленту можно использовать как пломбу - некоторые виды скотча при отклеивании оставляют цветной клеевой слой на поверхности тары так, что восстановить целостность упаковки нельзя. Это показывает, что она была вскрыта.

Используются для прочного склеивания упаковочных материалов или для технических нужд.

Алюминиевая клейкая лента. Применяется при устройстве коммуникаций, монтаже оборудования. Основа - из алюминия, не подвержена коррозии. Клеевой слой - акриловый, с высокой адгезией. Сохраняет клейкость при температуре от -20 до +100°C. Ширина ленты - 5-10 см.

Металлизированный скотч. Основа - полипропиленовая с металлическим напылением на поверхности, клеевой слой - акриловый. Используется для создания прочных, герметичных соединений в строительстве, ремонте, при монтаже оборудования.

TPL. Клейкая лента с армированной основой из ПВХ, покрытого полиэтиленом. Влагонепроницаемая, создает герметичное соединение. Слой ПВХ армирован хлопчатобумажным полотном для большей прочности. Используется как упаковочный материал для крупногабаритных, тяжелых грузов. Может применяться для создания герметичных соединений, швов при монтаже труб, элементов оборудования.

Усиленный стеклонитью скотч. Основа усилена стекловолокном, что повышает прочность в несколько раз. Материал имеет высокую прочность, гибкость. Клеевой слой - каучуковый, с высоким уровнем адгезии, стойкостью к высокой температуре. Такой скотч может использоваться для упаковки тяжелых грузов, при монтаже оборудования, строительных и других конструкций.

Двухсторонний скотч

Это - лента, обе стороны которой являются клейкими. Она поставляется в рулонах, защищена от склеивания вощеной бумагой. без основы - это готовый к использованию клеевой слой на бумажной прослойке. Используется для склеивания бумаги, картона, полимерных материалов. Двусторонний скотч с основой - это два клеевых слоя, нанесенных с обеих сторон на тканую, полипропиленовую, бумажную ленту. Основа усиливает его, делает полученный при заклеивании шов более прочным.

Крепп

Крепп (малярная лента) - скотч для временного приклеивания на поверхность. Основа чаще всего - бумажная, но достаточно прочная. Она влагонепроницаема, на ней можно писать. Клеевой слой - с умеренной адгезией, он хорошо приклеивается на любые основания, достаточно надежно удерживается, но легко снимается и не оставляет следов.

Используется при выполнении отделочных работ - при окрашивании, грунтовании, декоративной обработке поверхностей. Лентой закрывают участки, на которые не должна попасть краска, грунт, пропитка и т.п. Она может использоваться и как упаковочный материал - для временного заклеивания легкой тары.

В компанию "3M" Дрю пришел в 1920-ом; в то время фирма занималась производством наждачной бумаги и особым масштабом операций похвастаться не могла. Работал Ричард Дрю в подразделении компании в Сент-Пол, Миннесота (St. Paul, Minnesota).

Концепция клейкой ленты пришла Дрю в голову абсолютно случайно – проводя в автомастерской испытания новой наждачной бумаги, изобретатель заинтересовался работой местных маляров. В то время в моде были двухцветные машины; к большому своему удивлению Дрю узнал, что покраска машины в два цвета – занятие довольно сложное и кропотливое; ровную линию раздела двух цветов обеспечить могли лишь действительно опытные мастера – а уж автоматизировать сей процесс возможным почти не представлялось. Специальные ленты, которыми можно было разграничивать окрашиваемые поверхности, существовали, однако клей на них был слишком сильным и на автомобильных кузовах оставлял заметные среды, местами снимая краску целыми пластами. Ричард решил придумать способ четко разграничить два цвета – и через каких-то два года разработал первый образчик "легкой" клейкой ленты; она хорошо приклеивалась к разного рода поверхностями и, при необходимости, легко с них удалялась.

Согласно легенде, название "скотч" (от английского "scotch" – в переносном смысле, "скупой", "жадный") изобретенная Ричардом лента получила во время первого же практического испытания. Проводивший испытания маляр быстро заметил, что на окрашиваемой поверхности лента держится не лучшим образом; почти сразу мужчина понял, в чем причина – клей на ленту был нанесен лишь по краям, тогда как середина осталась "голой". Маляр вернул ленту изготовителям, потребовав при этом, чтоб "эти ваши скупердяи-начальники забрали свою ленту и нанесли на неё больше клея"; впоследствии слово "скотч" перешло к самой ленте, по пути совершенно утратив изначальное "жадное" значение.

За вычетом грубой формы, комментарий неизвестного маляра оказался довольно полезным – в скором времени Дрю пришел к выводу, что ленту и впрямь лучше смазывать по всей её ширине. Малярный скотч оказался довольно удачной идеей, однако по-настоящему прославила Ричарда Дрю прозрачная, целлофановая клейкая лента. Как ни странно, большую роль в успехе нового продукта сыграла Великая Депрессия – люди по всей стране лишались средств к существованию, начинали экономить и старались покупать меньше нового и чинить больше старого; для починки же прозрачный скотч Ричарда Дрю подходил пр осто идеально. Продажи пошли вверх; в конечном итоге "3M" сумели выйти на небывалую для Великой Депрессии доходность. Изобретение Дрю не только помогло компании разбогатеть; оно еще и изрядно изменило сам её облик – руководство компании на собственном опыте убедилось в том, насколько полезно вести активную исследовательскую деятельность и озаботилось новым R&D-отделом.

На данный момент существует уже порядка 900 различных видов клейких лент; используются они в офисах и медицине, при электрических и конструкторских работах. Компания "3M" остается ведущим производителей различных клейких лент даже сейчас, через 80 с лишним лет после судьбоносного изобретения Ричарда Дрю. Не утратил своей актуальности и прозрачный скотч – перечисление мест, где он используется, может занять несколько часов.

Скончался Ричард Дрю 14-го декабря 1980-го в Санта-Барбаре, Калифорния (Santa Barbara, California); на момент смерти ему был 81 год.

Не преувеличу, если скажу, что почти у каждой хозяйки в доме есть скотч. А вот как он появился, и кто его создал, мало кому известно. Но тот, кто изобрел скотч, сделал великое дело.

В 1923 году Ричард Дрю был взят на работу фирмой Minnesota Mining and Manufacturing (теперь это 3М) лабораторным техником. Компания выпускала наждачную бумагу. Областью ее исследований также были водонепроницаемые поверхности. Наждачная бумага нового типа, названная «Wetordry», проходила тестирование в магазинах и автомастерских. За ходом эксперимента было поручено следить Ричарду Дрю.

Работая как-то в одной из мастерских, Ричард наблюдал процесс покраски. Он увидел, что линии, которые отделяли один цвет от другого, выходили довольно неровными. Поговорив с маляром на эту тему, он дал обещание, что подумает над тем, как исправить эту проблему. С этого момента и начинается история скотча.

Придя в следующий раз в автомастерскую, Дрю захватил с собой липкую ленту, чтобы ее протестировать. Во время покраски лента, ширина которой была 5 см, стала коробиться. Вызвано это было экономией клея, его наносили только по краям ленты. Тестирование опытного образца ленты, разработанной в 1930 году, дало положительные результаты, все вложения были полностью оправданы.

Существует две версии, почему липкая лента вошла в историю под названием «скотч». Согласно первой, название напрямую связывают с шотландцами («scotch» – шотландский), а если сказать точнее, то с их скупостью, о чем рассказывалось в легендах того времени. Если придерживаться второй версии, то название ленте дали после слов маляра, проводившего тестирование скотча и заметившего экономию клея. Он сказал представителю компании передать своему шотландскому (scotch) боссу, чтобы тот сделал ленту более клейкой. Вот и считают, что эта якобы произнесенная фраза и дала название – Шотландская лента. Такое наименование изначально дали прозрачному скотчу.

Стоит знать, что Scotch tape – является торговой маркой компании 3М. У нас, в России, скотчем мы называем любую липкую ленту. Компания 3М на российский рынок пришла первой, сделав название скотч – нарицательным. В 1932 году изобретение Роберта Дрю усовершенствовал Джон Борден, ему удалось снабдить скотч податчиком, имеющим лезвие. Теперь ленту можно было легко отрезать одной рукой.



Случайные статьи

Вверх