Как называется кольцо вокруг кремля. Кремлевское кольцо. Кольцевые линии метро

Кольца Москвы, составляющие основу радиально-кольцевой застройки города, складывались на протяжении многих лет. Подобная планировка, которую еще называют ветвисто-веерной, встречается во многих европейских городах, в частности, по такой схеме застроены Париж и Вена.

Радиально-кольцевой принцип строительства применяли в тех русских городах, которые одновременно являлись и крупными торгово-транспортными центрами, и важными военными объектами.

Положительной стороной радиально-кольцевой городской застройки является компактность, возможность роста города во всех направлениях и удобство передвижения по городу. К самым главным минусам, один из которых сейчас в полной мере ощущает Москва на себе, относится вынужденная перегрузка проезжей части в центре.

Кольца появились в Москве не сразу. Как и первый деревянный Кремль, так и каменный, возведенный Иваном Калитой, имел в плане треугольник, расположившийся между реками Неглинной и Москвой. Небольшой торговый город, каким была в древности Москва, не нуждался, да и не имел особой возможности бороться с помехами на пути к росту. Кроме того, реки служили естественными преградами во время нападений неприятеля. Долгое время город застраивался в восточном, более безопасном направлении, где, опять же, при Иване Калите, выросли в 16 веке стены Китай-города.

Но пришло время, когда Москва перешагнула обе реки, и границы города постепенно стали скругляться. Первым кольцом Москвы можно назвать конфигурацию, образованную стенами Белого города. Это кольцо было незамкнутым - его прерывала Москва-река. Спустя полтора века на месте снесенных стен Белого города проложат аллеи, высадят деревья и в Москве появится Бульварное кольцо, сохранившееся до нашего времени.

Самое первое замкнутое кольцо было образовано стенами Земляного города. Это фортификационное сооружение шагнуло за черту Москвы-реки, включив в себя территорию Замоскворечья. Сейчас на месте стен Земляного города проложено Садовое кольцо, вплоть до первой четверти 20 века считавшееся границами городской территории Москвы.

Третьим кольцом в Москве стал Камер-Коллежский вал. Это было уже не оборонительное сооружение, а таможенная граница. Вал построили в середине 18 века для того, чтобы отделить территорию, принадлежащую откупщикам, имеющим право торговать спиртными напитками в пределах Москвы. Кольцо это именно неправильную форму, а в длину достигало приблизительно 37 километров. С северо-западной и юго-западной сторон границы кольца приближались к центру города, а на северо-востоке удалялись от него, охватывая Преображенское и Лефортово. Несмотря на то, что Камер-Коллежский вал фактически стал новой городской чертой, официально это долгое время не признавалось.

К 1917 году вокруг Москвы появилось еще одно кольцо - Окружная железная дорога. На тот момент это сооружение не совсем соответствовало границам Москвы, да и в городском движении никак не участвовало, но в 1917 году было признано официально новой городской чертой Москвы.

После революции 1917 года новые власти Москвы об этом решении забыли, и лишь в 30-е годы, когда был разработан Генеральный План развития и реконструкции Москвы, снова вспомнили о кольцах. В соответствии с планом предполагалось сохранить историческую застройку города, включив в нее современные элементы в виде прямых длинных проспектов. В рамках выполнения Плана вдоль Кремля и Китай-города было сооружено полукольцо. Полукольцо состояло из проспектов, а в местах их соединения располагались площади. Именно тогда было расширено и благоустроено Садовое кольцо, появились первые транспортные развязки. Одновременно начались работы по строительству Третьего и Паркового колец, но Великая Отечественная война 1941 года надолго прервала их.

Очередным кольцом в Москве стала Московская кольцевая автомобильная дорога - сокращенно МКАД. Эта скоростная магистраль была построена в середине 50-х годов 20 столетия для того, чтобы вывести за пределы Москвы транзитный транспорт. Длина кольца равнялась 109 метрам, все пересечения дороги были сооружены на различных уровнях. В наши дни МКАД является полноценной участницей внутригородского движения, а границы Москвы шагнули за ее пределы, но в течение 25 лет это кольцо служило административной границей Москвы. В туристической сфере существует и такое понятие как Золотое кольцо Москвы. В этот маршрут включены бульвары и площади старого центра Москвы, а также все достопримечательности, расположенные в этих границах.

Исторически в Москве сложилась радиально-кольцевая планировка. Такой принцип застройки города формировался на протяжении многих лет. Большинство колец, обозначенных сегодня на карте столицы, когда-то были границами Москвы. Подобная планировка встречается также во многих европейских городах, среди которых Париж и Вена.

Карта Москвы 1638 года, на которой желтым цветом обозначен Белый город.

С древности кольцевой принцип строительства применялся в городах, которые были крупными торгово-транспортными центрами и важными военными объектами. Выстраивая оборонительное сооружение, город просто окружали, что было проще всего.

Кольца появились в Москве не сразу. И первый деревянный Кремль , и каменный, возведенный Иваном Калитой , имели в плане треугольник, расположившийся между реками Неглинной и Москвой . Реки служили тогда естественной преградой во время нападений неприятеля. Долгое время город застраивался в восточном, более безопасном направлении, где в XVI веке выросли стены Китай-города.

Бульварное кольцо

Когда Москва разрослась за обе реки, границы города постепенно стали скругляться. Первым кольцом столицы можно назвать конфигурацию, образованную стенами Белого города . Это кольцо было незамкнутым - его прерывала Москва-река. Белый город стал застраиваться еще в XIV веке, тогда вокруг него был прорыт ров и насыпан вал. В пределах этой местности находился загородный двор великого князя, а также усадьбы бояр. Крепостная стена вокруг Белого города появилась в конце XVI века, после того, как прежние деревянные укрепления сгорели при набеге крымских татар. В конце XVIII века город вырос, Белгородская стена потеряла свое оборонительное значение и в 1770-е-1780-е годы была разобрана, а на ее месте заложили бульвары. Так появилось Бульварное кольцо . Первый бульвар (Тверской) был разбит в 1796 году, кольцо в целом сложилось после 1812 года. О проездных крепостных башнях в бывшей городской стене напоминают названия многих площадей между бульварами, называющихся «ворота».

Бульварное кольцо на карте Москвы 1852-1853 годов.

Садовое кольцо

Первое замкнутое кольцо Москвы было образовано стенами Земляного города . Исторически Москва была окружена рядом фортификационных сооружений, одно из которых — земляной вал, представлявший собою замкнутое кольцо протяженностью 16 км. Вал был насыпан в 1591-1592 годах, по повелению Бориса Годунова , вскоре после набега крымских татар. Поверх него была выстроена дубовая стена. Вал получил название Земляной, а территория между ним и Белым городом стала называться Земляным городом. К концу XVIII века вал постепенно разрушилcя и местами был срыт. Городские власти приняли решение снести остатки вала, а на его месте построить широкую кольцевую улицу, мощенную булыжником. Так было положено начало Садовому кольцу , вплоть до первой четверти XX века считавшемуся границами городской территории Москвы.

Садовое кольцо у пересечения с Новым Арбатом.

Камер-Коллежский вал

Третьим кольцом в Москве стал Камер-Коллежский вал . Это было уже не оборонительное сооружение, а таможенная граница. Вал построили в середине XVIII века для того, чтобы отделить территорию, принадлежащую откупщикам, имеющим право торговать спиртными напитками в пределах Москвы. Кольцо это именно неправильную форму, а в длину достигало приблизительно 37 километров. С северо-западной и юго-западной сторон границы кольца приближались к центру города, а на северо-востоке удалялись от него, охватывая Преображенское и Лефортово . Несмотря на то, что Камер-Коллежский вал фактически стал новой городской чертой, официально это долгое время не признавалось.

Рогожский вал — одна из улиц, входивших в состав Камер-Коллежского вала.

Окружная железная дорога

К 1917 году вокруг Москвы появилось еще одно кольцо - Окружная железная дорога . Москва в то время была огромной товарной «пробкой», и дорогу решено было построить с целью разгрузки железнодорожной сети. После строительства новой трассы столица полностью оказалась в ее границах. Дорога прошла по городским пригородам, полям и дачным участкам, при этом на севере она отстояла от центра на 12 км, а на юге — всего на 5 км, то есть была не совсем круглая. В 1908 году, на момент постройки, окружная железная дорога стала неофициальной городской границей, а в 1917 году эта граница была уже официально оформлена. Сейчас здесь проходит Московское центральное кольцо (МЦК ).

МЦК. Электропоезд "Ласточка".

МКАД

Очередным кольцом в Москве стала Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД ). Эта скоростная магистраль была построена в середине 1950-х годов для того, чтобы вывести за пределы Москвы транзитный транспорт. Длина кольца равнялась 109 метрам, все пересечения дороги были сооружены на различных уровнях. В наши дни МКАД является полноценной участницей внутригородского движения, а границы Москвы шагнули за ее пределы, но на протяжении 25 лет это была административная граница Москвы.

Одна из главных магистралей (кольцо «А») в центре Москвы, проходящая по исторически сложившейся черте города, на месте разобранной стены. Возникнув в конце XVIII — начале XIX вв., Бульварное кольцо протянулось более чем на 9 км, сохраняя… … Москва (энциклопедия)

Бульварное кольцо - Бульв арное кольц о (в Москве) … Русский орфографический словарь

Бульварное кольцо Москвы на атласе А. Хотева, 1853 … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Бульварное кольцо (значения) … Википедия

Бульварное кольцо: Бульварное кольцо последовательность десяти улиц (бульваров) в центре Москвы. Бульварное кольцо градостроительный ансамбль в Риге (Латвия) … Википедия

Москва Третье кольцо в районе Бережковской набережной … Википедия

Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли … Википедия

Четвёртое транспортное кольцо автомобильная дорога в Москве. Работы по строительству Четвертого транспортного кольца и северной и южной рокад в Москве идут полным ходом. Столичные власти надеются, что появление этих новых магистралей значительно… … Википедия

Станция Лукино. Старая платформа … Википедия

- (МК МЖД) (Московская окружная железная дорога (МОЖД), Малое московское кольцо (ММК)) окружная железная дорога в Москве, предназначенная для осуществления грузовых перевозок между всеми 10 магистральными железнодорожными направлениями… … Википедия

Книги

  • Бульварное кольцо. Путеводитель (2CDmp3) , Король З. Категория: Другое Серия: Аудиоэкскурсия Издатель: 1С , аудиокнига
  • Бульварное кольцо. Путеводитель (аудиокнига MP3 на 2 CD) , З. Король , Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и распечатать… Категория: Москва. Путеводители и справочники Издатель: 1С-Паблишинг , аудиокнига
  • Бульварное кольцо , Лариса Скрыпник , Незабываемая прогулка по живописному московскому Бульварному кольцу ждет читателей этой книги. Она знакомит с особенностями, историей, легендами и традициями десяти знаменитых бульваров.… Категория:

Иван Теренин
Сергей Фирсанов
все по 2 Последний победитель Александр Поливода (UKR)

Пять колец Москвы - ежегодная многодневная шоссейная велогонка , проходящая в Москве в начале мая. Считается преемницей велогонки по Садовому кольцу , впервые прошедшей в 1920 году. В 1993 году гонка стала международной, в данный момент входит в многодневки второй категории (класс 2.2) UCI Europe Tour .

Как ясно из названия, маршруты всех этапов гонки представляют собой кольца. В разные годы это были: кольцо вокруг Кремля («Кремлёвское кольцо»), кольцо олимпийской трассы в Крылатском («Крылатское кольцо»), Садовое кольцо, кольцо на Воробьёвых горах («Воробьёвское кольцо»), кольцо по Лужнецкой набережной («Лужнецкое кольцо»).

Первый этап - пролог, индивидуальная гонка с раздельным стартом. Остальные этапы - групповые гонки с массовым стартом. Последний этап - «Садовое кольцо», традиционно проводится 9 мая, в День Победы .

По аналогии с «Тур де Франс » и прочими крупными гонками, на «Пяти кольцах» вручаются цветные майки: жёлтая - майка лидера, фиолетовая - майка самого стабильного гонщика и т. д.

Победители

  • 1993: Юрий Амельхин
  • 1994: Александр Зайцев
  • 1995: Сергей Кузнецов
  • 1996: Роман Фадеев
  • 1997: Олег Гришкин
  • 1998: Дмитрий Галкин
  • 1999: Сергей Куденцов
  • 2000: Дмитрий Горбачев
  • 2001: Иван Теренин
  • 2002: Андрей Пчелкин
  • 2003: Андрей Пчелкин
  • 2004: Иван Теренин
  • 2005: Эдуард Ворганов
  • 2006: Александр Хатунцев
  • 2007: Александр Кучинский
  • 2008: Денис Галимзянов
  • 2009: Тимофей Крицкий
  • 2010: Сергей Фирсанов
  • 2011: Сергей Фирсанов
  • 2012: Игорь Боев
  • 2013: Максим Разумов
  • 2014: Андрей Соломенников
  • 2015: Александр Поливода

Напишите отзыв о статье "Пять колец Москвы"

Примечания

Ссылки

  • на cyclingarchives.com
  • на fvsr.ru (с 2008 г.)

В самом центре Москвы, на склоне Боровицкого холма, опоясываемого Москва-рекой, со стародавних времен расположился Кремль, главная центральная часть и ядро города. От Кремля лучами расходятся главные улицы, соединяющие основные кольца: Кремлевское кольцо, Бульварное кольцо, Садовое кольцо и другие улицы и кольца к окраинам Москвы.

От Кремля до Бульварного кольца

  • Манежная площадь
  • Китай-город
  • Варварка
  • Никольская
  • Знаменка
  • Моховая
  • Воздвиженка
  • Большая Никитская
  • Тверская
  • Неглинная
  • Рождественка
  • Мясницкая
  • Маросейка
  • Солянка

В истории градостроительства существует несколько основных принципов планировки городов: солнечный, сеточный, квадратно-гнездовой и другие. Какой лучше, сказать непросто. А вот схему планировки Москвы в процессе роста и развития города выбрали сами москвичи. Это принцип «Город-Солнце» с круговыми и диаметрально-расходящимися улицами.

Именно от Кремля расходятся все основные улицы, кольца и дороги, которые лучами от «Города-Солнца» Москвы тянутся на долгие километры по всем просторам страны к самым далеким городам России.

1147 год принято считать годом основания Москвы. Именно эта дата встречается в летописи в связи с первым упоминанием о Москве и князем Юрием Долгоруким. Хотя торговые и ремесленные поселения близ Москвы-реки существовали еще задолго до этого.

Юрия Долгорукого называют основателем города, потому что при его правлении был заложен облик Москвы как города – с Кремлем, Красной площадью, именовавшейся в те далекие времена Пожаром, с Китай-городом. Место основания Москвы – бывшее имение боярина Кучки, которое располагалось близ нынешних Сретенских ворот. В 1156 возвели первый Кремль – еще из дерева, часто страдающий от пожаров и просуществовавший без малого три столетия. Улицы на территории древнего Кремля были безымянными, и их было намного больше. Крутые, извилистые переулки огибали дворы знати, вели к монастырям и церквям, спускались с Боровицкого холма на Подол.

В начале XVI столетия, после того, как отстроили новую крепость при Иване III, заложен и основной принцип формирования города – солнцеобразный, с улицами-лучами, расходившимися от Кремля.

Древнейшие улицы строили из деревянных настилов, чуть позже, уже на рубеже XVI-XVII веков улицы стали мостить булыжником. Самая первая улица Москвы называлась Великой, или Большой. Великая – не потому, что было в ней что-то величественное, а просто потому, что была она большой, для того времени просто огромной. Тянулась Великая от Кремля вдоль Москвы-реки до самой церкви Зачатия Святой Анны, в том самом месте, где сейчас расположена гостиница «Россия».

Следующая улица образовалась на месте дороги, которая вела из Кремля в сторону Ростова, Владимира и Суздаля. Это улица Никольская, названная в честь расположенного на ней монастыря Николы Старого. Хотя в описании Кремля 1626 года эта улица была безымянной и называлась просто дорогой, ведущей к Никольским воротам.

Известен был в те времена и Чудов переулок. Он пролегал за Чудовым и Вознесенским монастырями.

Пересечение Никольской и Чудова переулка называли Никольским «крестцом». К этому же перекрестку выходила еще одна древняя улица, ведущая от Троицких ворот. Ее название не сохранилось.

Из древних летописей и описаний Кремля и Китай-города известны еще две улицы: Ильинка и Варварка. Они также вели от Кремля и тянулись через весь Китай-город. Ильинка была названа в честь церкви Ильи-пророка. Это была улица купцов и банкиров. Заканчивалась она у Ильинских ворот, там, где в 1887 году возвели часовню-памятник в честь героев Плевны.

А на Варварке располагался самый известный в те времена Гостиный двор, где останавливались купцы, дипломаты и путешественники.

Чуть позднее появились улицы, ведущие к главным городам княжества: Серпуховская, Тверская, Смоленская.

Создать карусель Добавьте описание

Хаотичность переплетения улиц и переулков в старой части Москвы объясняется тем, что вокруг Кремля, как главного оборонительного сооружения вырастали слободы. Слободы формировались по профессиональному признаку. В них часто проживали люди лишь одной профессии. Именно слободы послужили основой для создания районов города. А их названия до сих пор угадываются в названии улиц: Мясницкая, Серебряническая, Котельная.

Это первые улицы Москвы, сведения о которых сохранились до наших дней.



Случайные статьи

Вверх