Из чего делали пуговицы в 19 веке. История пуговицы. Некоторые факты из истории пуговиц




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: формирование у детей представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • знакомство детей с историей пуговицы;
  • формирование представления о многообразии видов пуговиц;
  • развитие мыслительной активности и любознательности;
  • развивать мелкую моторику;
  • поощрение самостоятельного применения детьми освоенных эталонов для анализа предметов, выделения их сходства и различия по нескольким основаниям;

Речевое развитие:

  • способствовать развитию речевой активности детей;
  • обогащение словаря;

Художественное-эстетическое развитие:

  • формировать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей;
  • развивать конструкторские и дизайнерские способности детей.

Социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать стремление к дружеским взаимоотношениям, уважение друг к другу;
  • формировать умение общаться в процессе совместной деятельности.

Новые слова: фибула, застёжка, солдатский мундир, дизайнер.

Методы и приемы: создание проблемной ситуации, игровой метод, вопросы поискового характера, “мозговой штурм”, рассматривание слайдов презентации, художественное слово, сюрпризный момент, практический.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, экран, ноутбук, указка, аудио запись, различные пуговицы, ножницы, макет дерева, картина из пуговиц “Воздушный шар”.

Предварительная работа:

Чтение загадок, стихотворений о пуговицах. Чтение сказки Г.Шалаева “Потерянная пуговица”. Рассматривание альбома “Поделки из пуговиц”. Создание в группе мини - музея “Пуговица”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, дидактическая игра “Мозаика из пуговиц”, “Сосчитай пуговицы”, НОД “Пришей пуговицу”, НОД “Предметы которые нас окружают”, творческое задание “Подбери пуговицы”, совместная деятельность педагога с детьми “Бабочка из пуговиц”, картина “Рыбка”, “Ваза с цветами”.

Работа с родителями:

Создание коллекции “Пуговицы”, конкурс с родителями “Волшебная пуговица”, участие в проекте “Волшебная пуговица”, мастер класс “Венок из пуговиц”.

Ожидаемый результат: расширение кругозора детей, умение создавать коллективную работу, оценивать правильность выполнения работы, задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества; видеть прекрасное в окружающем мире, быть в роли дизайнеров, создавать поделки из пуговиц своими руками, всплеск эмоций.

Звучит мелодия № 1.

Воспитатель: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами:

День чудесный,
Улыбнись ты мне.
Ну, а я улыбку-
Подарю тебе.
“Здравствуй, это я! ”

Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?

Дети: Хорошее, доброе, весёлое, весеннее.

Воспитатель: А, у меня тоже хорошее настроение, и я вам сделала подарок, красивую картину. Рассмотрите её. Из чего она сделана?

Дети рассматривают картину.

Дети: Она сделана из пуговиц.

Воспитатель: На этой картине, мы вместе с вами летим на воздушном шаре. Нравится она вам?

Дети: Лариса Анатольевна, очень красивая картина, вы молодец.

II. Ход НОД

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Одеваться соберёшься –
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети –
Застегну я всё на свете. Что это?

Дети: Пуговица, пуговка.

Воспитатель: А что такое пуговица?

Дети: Застёжка для одежды.

Воспитатель: Какие застёжки вы знаете?

Дети: Кнопки, крючки, молнии, липучки, шнуровки.

Воспитатель: Ребята, а если вы потеряли пуговицу от платья, рубашки, как решите эту проблему?

Мозговой штурм, дети высказывают своё мнение, предположения, как решить эту проблему, работают парами, командой.

Дети: Можно пришить другую пуговицу.

Воспитатель: У вас нет другой пуговицы.

Дети: Закрепим на булавку, заколем зубочисткой, пришьём ниткой, заколем иголочкой, завяжем шнурком.

Воспитатель: Такая маленькая вещь - пуговица, а какая важная. Вы согласны со мной?

Воспитатель: Ребята, хотите ли вы, узнать историю пуговиц, какие были пуговицы, сколько пуговице лет?

Воспитатель:

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я
Не теряя ни минутки
Приглашаю вас я в путь
Умения взять не забудь!

Презентация “История маленькой пуговицы”.

История пуговицы началась семьсотлет назад.

В далёкой древности люди делали себе одежду из шкур животных. Набрасывали шкуру на плечи и обвязывали её вокруг пояса. Неудобной была такая одежда: движения затрудняла, распахивалась. Для скрепления одежды стали использовать кости животных и деревянные брусочки, которые продевали в дырочки.

Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из неё одежду. Изменились и застёжки. К одежде стали прикреплять просверленные камешки, куски дерева на которые набрасывали - петли.

Древним грекам и римлянам застежками служили фибулы. Они были похожи на английские булавки. Кроме того, фибулы еще и служили украшением, являясь признаками богатства, и знатности.

Слайд 7,8,9.

На Руси наиболее распространенными были полые металлические пуговицы шарообразной или удлиненной формы с круглой петлей. Их делали из серебра, золота, богато украшали жемчугом. Пуговицы в те далёкие времена были дорогой и водной вещью. Такие пуговицы стоили дороже, чем само платье.

Простые люди верили, что украшенные узорами пуговицы отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов, поэтому-то их и назвали пуговицами – от слова “пугать”. Круги означали солнце. Пятиконечная звезда – символ плодородия. Для “большей силы” в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца. Найти пуговицу до сих пор считается хорошей приметой, а если дорогу вам перебежала черная кошка, достаточно дотронуться до пуговицы – и можно смело идти вперед.

Петр I, повелевал пришивать, пуговицы на лицевую сторону рукава солдатского мундира с одной целью: сохранял дорогое сукно, не позволяя солдатам вытирать рукавом, нос или рот после еды, отучил их от дурной привычки.

Появились даже пуговицы, которые были настоящим произведением искусства. Художники стали расписывать пуговицы, как картины: изображениями людей, животных, насекомых. Многие из них стали произведением искусств и сейчас хранятся в музеях.

Слайд 13,14.

Чтобы сделать пуговицы общедоступными, мастера стали использовать при их изготовлении дешёвые материалы – дерево, кость, стекло, металл и т. д.

Слайд 15,16.

Пуговицы в армии использовались разные, чтобы можно было отличить моряка от связиста или артиллериста.

Слайд 17,18,19,20.

Очень быстро пуговицы становились важным элементом одежды. В современной жизни пуговицы используются не только для застегивания одежды, но и для украшения и создания интересных красивых вещей. Например, таких, какие показаны на слайде. Люди, которые изготавливают такие необычные красивые вещи, называются дизайнерами.

Воспитатель: Повторите ребята дизайнеры.

Дети: Дизайнеры.

Воспитатель: А вы хотите стать дизайнерами?

Физкультминутка “Пуговица”

Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.
Пуговицы в руки возьмём
И под музыку передаём.
Когда настанет тишина.
Скажи, какая пуговица, у тебя?

Когда остановится мелодия, ребёнок, у которого в руках пуговица, называет свойства пуговицы, большая, зелёная, красивая.

Дети: Да.

Воспитатель: В моей шкатулке много пуговиц и все такие разные.

Воспитатель: Смотрите, что это у меня на столе?

Дети: Ствол дерева, ствол берёзы в горшочке.

Воспитатель: Давайте, с вами сделаем пуговичное дерево. Вы будете на леску собирать пуговицы, веточки этого дерева и прикреплять к стволу.

А я хочу напомнить правило:
Не брать пуговицы в рот,
Не засовывать их в нос.

Педагог вместе с детьми делает пуговичное дерево. Звучит аудио запись, детская песенка “Отрывается пуговица”.

Педагог читает стихотворение “Пуговица”.

Воспитатель:

“Пуговица”.

В пыли, едва приметная,
Пуговица медная.
Ты потри её сильней,
Якорь светится на ней.
Может,
Пуговица эта
На бушлате моряка
Обошла почти полсвета,
Приплыла издалека.
Значит, видела она
Лопоухого слона.
Посещала, значит, страны,
Где на ветках - обезьяны.
На краю огромной льдины
Танцевали ей пингвины.
У причала на рассвете
Провожали её дети.
Может, в бурю у штурвала
Чуть её не оторвало
От бушлата моряка,
Не схвати её рука.
Г. Горбовский

Рефлексия.

Воспитатель: Смотрите, какое красивое дерево у нас получилось. Вы настоящие дизайнеры. Вам понравилось наше занятие? И так, что нового вы узнали?

Дети: Узнали историю пуговицы, были в роли дизайнеров, создавали пуговичное дерево.

Воспитатель:

Но пришла пора прощанья,
Говорю вам до свиданье.

Список использованной литературы.

1. Журнал “Дошкольная педагогика”, №1 2014 год;

2. Нуждина Т.Д., Энциклопедия для малышей, 2008 год;

3. О.В. Дыбина, Что было до, 1999 год.

4. Интернет-ресурсы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа»

«История одной пуговицы»

Выполнила:

ученица 4 класса В

Поминчук Юля

Руководитель:

Быкодерова

Вера Валентиновна

п.Усть-Абакан, 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………. 3

Глава 1 Обзор литературных источников……………………………4

1.1История возникновения пуговицы………………………………..4

1.2 Основные функции пуговицы…………………………………… 5

1.3 Как правильно застегивать пуговицы……………………………6

1.4 Музеи и памятники пуговице……………………………………. 7

Глава 2 Результаты исследования……………………………………8

Вывод………………………………………………………………….

Список литературы…………………………………………………..

Приложение………………………………………………………….

Введение

Вы можете стать архангелом, дураком или

преступником, и никто не заметит этого.

Но если у Вас отсутствует пуговица –

каждый обратит на это внимание.

Э.М. Ремарк

Пуговица – как пуговица, что здесь такого? Вон их сколько! Эта вещь настолько стала для нас привычной, что мы порой и не задумываемся о ее значении, и вряд ли кто-то интересуется историей происхождения этой нужной вещи.

Однажды задержав в руке пуговицу, я вдруг поняла, что мне хочется узнать о ней больше, откуда она взялась? Кто придумал её? Какой она была раньше? Как люди раньше обходились без неё?

Цель: изучение истории появления пуговицы и ее использование в разное время.

Задачи

1.Познакомиться с историей возникновения пуговицы.

2. Определить функцию пуговиц.

3.Собрать коллекцию пуговиц в соответствии с их функцией.

4.Сделать сувениры и украшения с использованием пуговиц.

Предмет исследования: пуговица.

При выполнении работы были применены следующие методы:

1.Обзор литературных источников по теме исследования.

2.Сбор коллекции пуговиц.

3.Изготовление сувениров и украшений с использованием пуговиц.

Глава 1 Обзор литературных источников

    1. История возникновения пуговицы

Пу́говица (от слова «пугать», «пугалка») - застёжка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения её частей. Пуговица на одной части одежды вдевается в петлю, находящуюся на другой части, и тем самым осуществляется застёгивание.

Интересно звучит слово «пуговица» на разных языках:

1.На японском – это «нэцке», хотя это слово привычнее для обозначения вида искусства.

2.Итальянском – bottone, испанском baton – почка, нераспустившийся бутон.

3.Немецком – Knopf, в голландском Кnоор - «шишка, выпуклость, вершина». 4.Русском – это «пугач» или«пугалка» (по словарю В. Даля).

Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Рис.1- Соединения одежды

Первыми застежками были завязки и булавки. Сначала появились булавки из костей животных и рыб. Гречанки свои пеплосы скрепляли маленькими кинжальчиками. На острые концы этих кинжальчиков надевали костяные наконечники. Застежки эти могли быть длиною более 20 см. Они стали прообразом современных булавок.

Рис.2- Кинжальчики

4

У римлян были распространены фибулы – металлические застежки для одежды, одновременно служили как украшение. Они выполнялись из разных металлов, в том числе из золота. На украшение этих застежек не жалели драгоценностей.

Многие считают, что сакта (фибула) - это всего лишь неотъемлемый атрибут народного костюма. На самом деле у сакты своя история. Ими скрепляли одежду до изобретения пуговиц. Сакта была показателем достатка, социального положения и этнической принадлежности»

Рис.3- Фибула


С конца XII века крой одежды европейцев стал усложняться, история застёжек получила новые витки. В этот период костюм все больше повторяет формы тела.

Огромным шагом вперед стало изобретение пуговицы. Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. На раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания. В Европе первые пуговицы появились в IV веке до н.э. у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды.

Рис.4 – Первые пуговицы


Среди археологических находок древнегреческого искусства с IV века до н.э. по I век н.э. попадаются пуговицы из золота.

Воины Древнего Рима широко использовали пуговицы в своей аскетической одежде. Предки нашей русской пуговицы известны по материалам археологических раскопок и датируются VI в.

В Западной Европе пуговицы появились благодаря крестоносцам.

По достоинству пуговицы оценили лишь в Средние века, когда вошли в моду костюмы, скроенные и сшитые точно по фигуре. Их нельзя было надеть, не

распарывая. Поэтому модникам и модницам приходилось ждать, пока одежду зашьют прямо на фигуре перед выходом в свет, а после так же долго освобождаться от «оков красоты».

В допетровской России каждый вид платья предполагал конкретное количество пуговиц: к кафтану следовало пришить 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц; к шубе – 8, 11, 13, 14, 15 или 16 .

Самое большое количество пуговиц - на стеганом кафтане с коротким рукавом, который носили и ратники, и цари.

Зародившись, пуговица долго оставалась элементом мужской военной формы. Дамы предпочитали шпильки и булавки (Семенова,2001).

    1. Основные функции пуговицы

Простейшая пуговица представляет собой диск, с двумя или четырьмя сквозными отверстиями по середине. Однако встречаются пуговицы других видов и форм: например, квадратные, треугольные, цилиндрические или шарообразные. Количество отверстий также может варьироваться.

Можно выделить четыре основных функции пуговицы:

    утилитарная (застежка);

    декоративная (украшение);

    магическая (оберег или талисман);

    информативная (опознавательный знак) (Нелюбов, 2007).

Утилитарная функция (застежка).

Функциональные пуговицы с петлями для застегивания одежды появились впервые в Германии в XIII веке. Они быстро распространились в Европе для изготовления облегающей одежды (Семенова,2001).

Рис.5 – Утилитарная функция пуговиц

Декоративная функция (украшение).

Пуговицы, почти забытые в период раннего Средневековья, с изобретением в XIII веке кроя, позволявшего носить обтягивающую одежду, превратились из предметов утилитарного назначения в предметы роскоши. И это не удивительно, ведь мужской костюм той эпохи от подбородка до талии и от локтя до кисти застегивался на часто посаженные пуговицы числом иногда больше сотни.

Своей изысканностью пуговицы демонстрировали богатство их владельца. Сделанные из золота, серебра и слоновой кости они символизировали достаток и высокое положение в обществе. Роскошные пуговицы с художественным декором украшали одеяния высших сословий, латунные и железные поблескивали на военных мундирах. В XVI в., когда в ход пошли более дешевые материалы, такие, как дерево или олово, пуговица стала непременной деталью мужской одежды и у простого народа. На дамских нарядах пуговицы появляются лишь в середине XIX в. Модные портные полюбили эту деталь, а создание новых материалов позволило бесконечно разнообразить ее вид (Семенова, 2001).

Магическая функция (оберег или талисман).

Толковый словарь Владимира Даля сообщает, что «Пуговица- это пугалка». Пуговица была видом амулета, должна была отпугивать враждебные силы. В полые пуговицы помещали дробину, кусочек олова или

камешек, издававшие при движении приглушенный звук, напоминающий звук бубенца.

Рис.7 Магическая функция пуговиц

Пуговица была оберегом. Такие пуговицы пришивались к одежде без петли, не пристегивалась и не имели улитарной функции.Мелодичный тихий перезвон «пугалки» был призван отгонять злых духов и предупреждать хозяина об опасности вторжения нечисти на «прительную» территорию. Носили «пугалку», как правило, возле ворота, на груди – поближе к сердцу (Рязанцев, 2001).

Информативная функция (опознавательный знак).

Информативная функция появилась достаточно поздно. Пуговица используется, как знак принадлежности к определенной группе, профессии, роду войск. Ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений. Они очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определенного типа. Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь – у служащих

флота. Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что по положению они должны были быть золотыми или серебряными, но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни. В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны (Нелюбов, 2007).

Рис.8 Информативная функция пуговиц

1.3 Как правильно застегивать пуговицы

В Средние века не существовало правил, на какую сторону мужчинам и женщинам застегивать одежду. Лишь в XVIII в., с появлением длинного фрака у мужчин, возникает обычай помещать пуговицы на правую сторону, а петли на левую. Говорят, будто бы так мужчинам удобнее было правой рукой хвататься за оружие, висевшее на левом боку.

Богатые же аристократки одевались с помощью служанок, которые тоже утягивали своих хозяек правой рукой. Но для служанки-то (конечно, если она правша!) удобнее, чтобы запах был справа налево! Так и пошло - современным дамам приходится, застегиваясь, орудовать левой рукой. С тех пор у мужской одежды пуговицы пришиваются с правой стороны, а у женщин с левой (Голондарева,2005).

1.4 Музеи и памятники пуговице

Музеев пуговиц организовано не так много. В маленьком польском городе Иновроцлаве сначала была выставка образцов местной пуговичной фабрики. Затем к ним прибавились экспонаты из других городов. Теперь стенды музея насчитывают много тысяч разнообразнейших представителей пуговичного царства.

Музей пуговиц в городке Сант-Арканджело. Этот городок находится в 20 минутах езды от Римини на машине, стоит на высокой горе. В коллекции есть пуговицы из различных материалов, пуговицы с изображениями различных исторических личностей, большие пуговицы, маленькие, есть даже пуговицы из России...

В старинном городке итальянской области Эмилия-Романья - Сантарканджело, на родине известного поэта, художника и кинодраматурга Тонино Гуэрры, действует единственный на Апеннинах "Музей Пуговицы".

Во многих зарубежных городах поставлены памятники этой маленькой, но так необходимой в обиходе вещи (приложение А).

Глава 2 Результаты исследования

Изучив информацию о пуговицы, я с одноклассниками собрала коллекцию пуговиц в соответствии с их функцией:

    утилитарная (застежка);

    декоративная (украшение);

    информативная (опознавательный знак).

Кроме этого пуговицы можно использовать для изготовления украшений и сувениров.

Мною сделано несколько украшений, которые я могу использовать как дополнение к моей одежде на празднике: брошь (приложение Б).

Все люди любят праздники. Всегда хочется порадовать и удивить человека своим подарком. Что подарить? – возникает вопрос в канун праздника. Подарок, сделанный своими руками, несет частичку тепла, любви, он от всего сердца, поэтому я делаю подарки для своих родных своими руками с использованием различных материалов.

П уговицы очень важны в своем утилитарном предназначении, но из пуговиц, также получается очень красивые вещи. И их не трудно сделать своими руками. Из них, я сделала несколько сувениров, которые могу подарить на празднике.

Из пуговиц можно сделать прекрасный декор для интерьера и здесь не потребуется особых умений, лишь желание! Пуговичный декор может замечательно смотреться в любом интерьере, если придерживаться общей цветовой гаммы помещения.

Украшения из пуговиц смотрятся свежо и необычно, а также могут дорого и стильно. Применение пуговиц в декоре очень широко и даже превращается в искусство и тогда появляются картины и скульптуры из пуговиц.

Рис. 10 - Картины из пуговиц

И конечно пуговицы незаменимый материал для изготовления сувениров.

Рис.11 - Сувениры из пуговиц

Вывод

Изучив литературу по теме исследования я узнала, что слово «пуговица» - это застежка на одежде и других швейных изделиях, предназначенная для соединения ее частей. Первые застежки, напоминающие пуговицы, появились в III тысячелетии до нашей эры.

Пуговицы выполняют разные функции, это и утилитарная, декоративная, магическая и информативная. Пуговицы выполнялись из драгоценных металлов, кости, дерева, кожи, хрусталя, стекла, жемчуга и перламутра, драгоценных и поделочных камней. Пуговицами дорожили, ведь зачастую они представляли собой полноценные ювелирные изделия. Их передавали по наследству, оставляли в приданое, прятали в качестве кладов.

Для современного человека пуговица – не более чем функциональный предмет. Несмотря на обилие изобретений вроде кнопок, молний и липучек, эта маленькая помощница продолжает играть свою важную роль – соединять между собой части одежды. Кроме чисто утилитарных функций, она способна значительно изменить внешний вид одеяния: облагородить и украсить или, наоборот, испортить своей неуместностью великий дизайнерский замысел.

Помимо этих функций я хотела бы расширить декоративную функцию, так как это благодатный материал для творчества. Из пуговиц можно сделать уникальные сувениры и порадовать родных и друзей.

Что ж, думаю это далеко не вся информация о любимых пуговках. Без этих маленьких помощников трудно себе представить эволюцию костюма, историю моды, наш дом и наш маленький рукодельный мир. Так и хочет ся сказать напоследок о пуговице, что у нее еще все впереди.

11

Список литературы

1.Голондарева Н.Б. «Технология, поурочное планирование», Волгоград, 2005;

2.Нелюбов С. Древности и старина, 2007, №2,стр.20-27

3.Рязанцев А., Магические пуговицы // Русская Традиция: Альманах. – М.:

ООО Издательство «Ладога-100», 2001. – Вып. 1.

4.Семёнова М., «Быт и верования древних славян», СПб, «Азбука-классика»,

2001;

5.Симоненко В.Д. «Технология», 5 класс, М.: «Вента – Граф», 2002;

8.http://archeologia1.narod.ru/kollekts/pug.htm

12

Приложение А

Музей пуговиц в городке Сант-Арканджело



На Апеннинах "Музей Пуговицы".

Памятник пуговице в Вентспилсе, Латвия

Памятник пуговице в Туркменистане Памятник пуговицам в Каунасе, Литва

Памятник расколотой пуговице Нью-Йорк «Памятник пуговице» в Филадельфии, США

Приложение Б

Украшения из пуговиц


Древние люди вместо пуговиц соединяли куски своей одежды шипами от растений, косточками животных и палками. В Древнем Египте уже использовались пряжки или один кусок одежды продевался в отверстие, сделанное в другом, или концы просто связывались.

Кто именно изобрел пуговицу, неизвестно: одни ученые склоняются к тому, что это были греки или римляне, другие - что пуговица пришла из Азии. Делались они преимущественно из слоновой кости.

Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке. И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. В начале XVIII века пуговицы стали делать из металла и меди, но почти до конца XIX века пуговицы были настолько дорогим товаром, что их перешивали с одной одежды на другую.

В России пуговицы известны с VI века, но не всегда их использовали для застежки. Большие пуговицы-обереги, полые, с каким-нибудь камешком внутри, чтобы звенели как бубенцы, могли и просто пришить к одежде - вовсе без петли, и эта роль пуговицы до поры до времени считалась в нашей стране основной. А когда такие обереги вышли из употребления, Россия стала равняться на Европу - во всем, в том числе и в пуговичной моде.

Покажи мне свою пуговицу и я скажу, кто ты

Покажи мне свои пуговицы, и я скажу тебе, кто ты - так можно было бы перефразировать известную пословицу. Эта, казалось бы, самая прозаичная деталь костюма скажет посвященному о его хозяине не меньше, чем обувь, часы или сумка Так было не только в Средневековье, когда европейцы научились наконец шить и носить одежду, скроенную по фигуре, и без пуговиц они больше не могли обойтись. Эти маленькие кругляши с дырочками были важным опознавательным знаком и в эпоху Возрождения, когда наряд дамы могли украшать больше сотни мелких пуговок из металла, камня или стекла, и они выглядели как бусы.

По этим, как теперь сказали бы, аксессуарам можно было оценить не только вкус хозяйки, ее происхождение и место жительства, но и размер кошелька ее спутника жизни. А уж о чиновнике или военном, на чей мундир были нашиты литые пуговицы с гербами и символами рода войск, они могли сказать больше, чем раскопал бы иной агент, засланный в тыл врага. «Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству», - сказал гоголевский Нос коллежскому асессору Ковалеву , отвернулся от него и продолжал молиться. Сказал - как отрезал, а были бы у того другие пуговицы - и разговор был бы другой. Регламент был строг до абсурда: в допетровской России, например, каждый вид платья предполагал конкретное число пуговиц. Если к кафтану следовало пришить 3, 8, 10, 11, 12, 13 или 19 пуговиц, то к шубе-8, 11, 13, 14, 15 или 16. Самое большое количество пуговиц полагалось иметь на тегиляе - стеганом кафтане с коротким рукавом, который носили и ратники, и цари. У Ивана IV (Грозного) на одном таком кафтане было 48 золотых пуговиц, на другом - 68. А иначе кто бы узнал в нем царя.
Сегодня регламента на этот счет не существует - есть только правила приличия. Мы знаем, какие пуговицы должны быть на платье в стиле сафари, а какие - на костюме Chanel. И сколько совершенно бесполезных пуговичек должно быть на обшлаге рукава мужского костюма, тоже ни для кого не секрет, как и то, сколько функциональных пуговиц на этом пиджаке должно быть застегнуто. И знаменитые металлические пуговицы для альпийских курток из шерстяного лодена - известно, что хотя бы половину из них должны украшать эдельвейсы, даже если они будут только на одной из них - не беда.

От мозаики до пластмассы

Все прогрессивные идеи и новые технологии находили свое отражение в пуговичном деле. В XVI веке появились венецианские пуговицы, сделанные по технологии cracle glass , когда стеклянная раскаленная пуговица резко погружалась в холодную воду, а образовавшиеся трещинки снова заливались стеклом, и свет преломлялся в них, как в драгоценных камнях. На сто лет позже во Флоренции стали носить мозаичные dura mosaic, собранные на золотом или серебряном каркасе из крохотных кусочков камня или стекла. И примерно тогда же мастера стали подкладывать под стекло цветную фольгу -такие пуговицы назывались rhinestones.

Расцвета пуговичное искусство достигло в XVIII веке, когда появились эмалевые застежки в виде миниатюр, копирующих работы Буше и Ватто. В частности, пуговички plique-a-jour - их делали, наплавляя стекло и фарфор на сетку из проволоки, медной или золотой, а потом расписывали. Подобие венецианских cracle glass существовало в Поднебесной задолго до венецианцев. И уже в XV веке возникла японская фарфоровая школа Сатсума, чьи мастера к XVIII столетию стали расписывать пуговицы пейзажами и цветочными букетами.

Причем только на экспорт: кимоно подвязывали висящими на шнурках нэцке. А из фарфора делали еще в конце XVIII века китайские трафаретные пуговицы china stencils - черно-белые, голубые и темно-зеленые. Их сохранилось несколько десятков, и секрет росписи этого раритета, напоминающего мотивы модерна, до сих пор не открыт. Это, впрочем, не помешало в 1930-х годах, после изобретения пластмассы, повторить трафаретные пуговицы в новом материале, позволив наслаждаться их красотой миллионам. С тех пор ничего нового в пуговичном жанре не придумано. Значит, нет в том особой нужды: человечество так много в этой области уже изобрело, что на наш век точно хватит.

Пуговица представляет собой маленький элемент фурнитуры, являющийся одной из деталей застежки на одежде, обуви или галантерейных изделиях (сумках, поясах и перчатках). Подобная застежка состоит из двух элементов — пуговицы и петли (прорезной или навесной), при этом пуговица продевается в петлю, и таким образом осуществляется крепление двух противоположных концов одежды.


Разноцветные пуговицы

Виды пуговиц

Существует всего два основных вида пуговиц, которые отличаются друг от друга особенностями своей конструкции:

  • Плоские пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями для пришивания к ткани. Могут быть различной формы и размера, но при этом принцип их крепления к основе идентичен.

  • Пуговицы с ушком, расположенным на задней стенке, которое предназначено для продевания нити или крепления с помощью других материалов.

Самый простой вид пуговиц — это небольшие плоские изделия в виде диска с парным количеством отверстий (двумя или четырьмя), находящимися в центре. Однако круглая форма не является строго обязательной для пуговиц — напротив, они могут быть какой — угодно формы. Так, различают пуговицы следующей формы:

  • прямоугольной ;
  • треугольной ;
  • квадратной ;
  • цилиндрической ;
  • шарообразной ;
  • фантазийной формы (листья, цветы, насекомые, ягоды, персонажи детских сказок и мультфильмов и другие).

Особенно красочные и разнообразные по форме пуговицы выпускаются для детской одежды. Они выполняют не только чисто практическое назначение, но и служат украшением детских вещей, а также являются интересной деталью одежды для самих малышей.


Материалы для изготовления пуговиц

На сегодняшний день в торговых точках представлен широкий ассортимент самых разнообразных пуговиц, сделанных из многих видов материалов и имеющих огромное разнообразие форм. Среди самых распространенных разновидностей пуговиц можно назвать следующие:

  • деревянные;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • пуговицы, обтянутые тканью;
  • пуговицы, декорированные стразами или кристаллами сваровски;
  • ювелирные пуговицы.

Красивые пуговицы, выполненные из поделочных, полудрагоценных и драгоценных камней стоят очень дорого. Иногда их цена может во много раз превышать стоимость самой одежды (ткани и ниток для ее пошива, а также работы мастера).


В мире есть много людей, которые увлекаются коллекционированием редких образцов пуговиц — это увлечение называется филобутонистикой. Некоторые образцы старинных или редких пуговиц могут цениться очень дорого. Так, особенно редкие экземпляры ценятся в несколько тысяч долларов США за одну пуговицу, в то время как самые обычные пуговицы XIX — XX веков могут стоить $ 1 — 50 за штуку.


Пуговица мундира члена команды парохода из Глазго (середина XIX века)

История изобретения пуговиц

В глубокой древности люди для соединения противоположных концов одежды просто связывали их вместе, закалывали шипами растений, или связывали шнурками.

Однако уже во времена древней египетской цивилизации были изобретены своеобразные пряжки, способ использования которых отдаленно напоминал принцип крепления современных пуговиц. Конструкция египетских пряжек была такой, что один конец одежды продевался в отверстие, сделанное в другом.

Древнейший прообраз пуговицы, какой мы привыкли видеть ее в наше время, был найден в Индии. Предметы, похожие на пуговицы, датируются 2800 — 2600 годами до нашей эры и являются творениями мастеров Кот — Диджи Индской цивилизации.

Следующие находки были сделаны уже в Китае, однако они датируются уже более поздним периодом — около 2000 — 1500 годами до нашей эры. Данные предшественники пуговиц были чаще всего сделаны из слоновой кости и украшены резными узорами.

В целом, эпоха бронзового века оставила много подобных образцов в разных народов и культур. Так, на территории Древней Греции и Рима тоже были найдены изделия, похожие на пуговицы, которые мы используем в наши дни.


При этом некоторые ученые — археологи утверждают, что в период железного века пуговицы, как отдельное приспособление для соединения и скрепления одежды, еще не были изобретены — их функцию выполняли различные булавки, броши и заколки. Настоящие же пуговицы появились не раньше XV века.

В Европе этот небольшой каменный, костяной или металлический предмет, который пришивался на одежду для ее скрепления или в декоративных целях известен, начиная с медного века. Присутствие пуговиц позволяет предположить наличие одежды, сшитой из ткани, поскольку для пришивания пуговицы нужны достаточно тонкие нитки, а также и специально проделанная петля, края которой нуждались в упрочнении.


Старинная пуговица — гирька

Очень быстро пуговицы становятся важным элементом как повседневной, так и праздничной одежды. Их изготовляют из самых различных материалов — рога, кости, древесины , металла. Во многих музеях можно увидеть старинные пуговицы, украшенные орнаментом и .


Пуговицы могли использоваться и для ношения различных амулетов и оберегов. Во времена крестовых походов продавали пуговицы, якобы сделанные из мамврийского дуба, под которым некогда отдыхал Иисус Христос.

В России XVIII века были очень популярны пуговицы, изготовленные из различных полудрагоценных камней — яшмы, агата, бирюзы или малахита. Каждая из таких пуговиц была настоящим произведением искусства, потому что изделия отличались высокими художественными качествами. Поэтому они ценились очень дорого, и пуговицы перешивали на другую одежду, когда прежний костюм изнашивался.


Но с течением времени главным качеством пуговицы стало огромное разнообразие фасонов и расцветок, а также и невысокая стоимость. На смену штучным образцам пришло фабричное производство пуговиц, позволяющее производить их в большом количестве.

Мода на пуговицы выражается во всем многообразии проявлений. Оказывается, что можно не только пришивать пуговицы различной формы и величины для скрепления одежды. Не так давно существовала мода на так называемый пуговичный орнамент, для создания которого пуговицы пришивались на одежду в качестве дополнительного украшения. А некоторые из модников думали, что красота и стиль одежды напрямую зависит от количества пришитых к ней пуговиц.


В наши дни пуговицы используются не только по своему прямому назначению. Они используются для изготовления различных аксессуаров и элементов .


Штора из однотонной ткани, декорированная яркими разноцветными пуговицами

Можно разместить самым различным образом, и использовать их для изготовления многих декоративных деталей: настенных панно, ваз, плафонов, рамок для фотографий и картин и многих других элементов, помогающих создать в помещении по — домашнему уютную атмосферу.


В цветаевском «Крысолове» крысы гибнут на пути в воображаемые Гималаи, и несколько страниц посвящено… пуговице! Гениальная поэтесса видела пуговицу через призму символизма как некий ограничитель тех состояний человеческого тела и духа, которые требуют свободы: движения, дыхания, мысли, выбора, творчества. Свобода, которую мы сами или с посторонней помощью, намеренно или вынужденно, загоняем в куб законов и петли предрассудков, чтобы получить свои квадратные метры покоя и комфорта, презрев все ужасы непредсказуемости своего завтра. Гаммельнская пуговица – лицо обывательской добропорядочности и лубочного домостроя, пресыщенного консерватизма и укорененного однообразия. Всего, что преувеличивает вес заземленного тела и уменьшает в ноль силу небесного тяготения. Однако, здоровый практицизм заставляет нас и дальше пользоваться пуговицей, да еще и во множественном числе. Так откуда же она взялась, и каково было ее изначальное предназначение?

Что означает слово пуговица

Пуга кнут . Вица хлыст, прут, розга . Это из древнего санскритского, если верить информации, просочившейся в интернет. Кнутовица, пугохлыст, пугопрут. Версия о благородной двухтысячелетней древности (до нашей эры) пуговицы тихонько скулит от бессилия. Все дело в семантике, к которой мы привыкли, и в образе, к которому привязали нам это слово. Кругляшок с дырочками или ушком. Разве он пугает? Что общего у него с кнутом-хлыстом?

Пуговица - это амулет

Гуляй, фантазия! Прототип пуговицы – амулет , который носили на шее или на запястьях, подразумевает собой магический предмет, в который заключена некая сила, энергия, которую можно оживить с помощью определенных ритуальных действий и/или слов, произнесенных вслух. Амулет – это тоже часть одежды, предназначенная защитить, обезопасить, спасти. Прикасаясь к открытым участкам кожи, он как бы освобождает нас от потенциальной опасности и страхов, беря на себя ответственность за их избегание, невольно заставляя концентрироваться на более важных целях и входить в нужное состояние намерения и действия.

Рисунки-знаки, как и форма амулета, зачастую символизировали солнце и призваны были отпугнуть темные силы. Символ солнца – круг с точкой внутри (у китайцев потом круг превратился в квадрат) или спираль. И то, и другое, как луч, с началом, но без конца. Спираль похожа на кнут, раскручивающийся перед ударом. Спираль, сжатая пружиной времени и магии, таит в себе силу хлыста. Во всем можно найти связь. Даже в несвязуемом. Гораздо сложнее найти истину. Может, в те далекие времена кнут-хлыст был тем единственным оружием, которого стоило бояться в отсутствие пряника?

Пуговицы – это украшение

Более поздние и современные названия пуговицы несут уже разнообразие смыслов. Латинское «бутон» означает нераскрывшийся цветок, что дает право подразумевать, что приоритетной в Западной Европе была именно эстетическая функция пуговицы, а не скрепляющая. В то же время в романских языках созвучное «ботон», «ботао», «батон» с ударением на первый слог означает еще «протискивать, протыкать, пронзать», кроме «шишечка, выпуклость, бутон». По-арабски «пуговица» звучит как «зарра» и является омонимом цветка розы. В переводе с древнеперсидского звучание «зарра» означало «золото»: возможно, пуговицы тогда отливались исключительно из золота и символизировали солнце. Солнце-амулет!?

Откуда появилась пуговица в Европе

Если пренебречь первобытными прототипами пуговицы в виде косточек, палочек, камушков, а также глиняными и металлическими бесформенными шариками с дырочками, найденными на раскопках, относящимся к Древней Греции, считается, что пуговица завоевала Европу после Крестовых походов. Историки утверждают, что именно с Ближнего Востока привезли первые пуговицы, которые с 13 века считались изысканным украшением на мужском платье. Ведь женщины допустили пуговицы к своему платью намного позднее, чем мужчины.

Примечание: мужчины одевались сами, и все крепежные элементы одежды находились спереди, как и другие их достоинства. Женщин же одевали служанки, которые во время этой довольно затяжной (в обоих смыслах) процедуры не должны были мельтешить перед глазами. Поэтому шнуровка, булавки и, позднее, пуговицы, когда они перестали быть столь драгоценными, располагались на спине. Ну, а кто носит дорогие украшения на спине? Разве что, вельможные лошади!

Учитывая тот факт, что во время Крестовых походов на Ближнем Востоке воевали с турками и арабами, утверждение, что именно с их подачи пуговица пришла в Европу, является спорным. Арабская и турецкая мода времен Крестовых походов вообще не подразумевала пуговиц, как крепежных элементов одежды. Точнее можно будет сказать только после изобретения машины времени, а пока достаточно взгляда на имеющиеся экспонаты и изображения одежд того времени. Свободного кроя кафтаны, шаровары, халаты ассоциируются с поясами, шнуровкой, ремнями. Зачем там пуговицы? Пуговицы нужны, чтобы соединить детали одежды, плотно облегающей силуэт. Такая одежда начала входить в моду мусульманских стран скорее, наоборот, с подачи Европы, с 16 века. Именно тогда в турецком и арабском костюме появляются узкие рукава и расшитые облегающие камзолы на пуговицах поверх свободного нижнего платья.

Более интересно предположение, что пуговица попала во времена Крестовых походов в руки к какому-нибудь знатному рыцарю с оговоркой, что это артефакт, предназначенный одному из европейских правителей для исцеления или сохранения власти. Это мог быть утерянный в землях Персии один из амулетов Александра Македонского, побывавшего в Индии, в местах возникновения пуговицы. Это всего лишь домысел, но кто знает, как далек или близок он к исторической реальности!

Пуговица универсальна

Пуговица - самый универсальный в своем разнообразии предмет. Это касается и внешнего вида, и применения. Пуговица может принять вид чего угодно. Она несет в себе сквозь время информацию. Она служит нам, и ее работа скромна и важна. Пуговицы никогда не выбрасывают сами по себе, разве только теряют. Их хранят, как амулеты хороших воспоминаний. Им дают вторую жизнь в рукоделии и искусстве.

Самый модный пуговичный салон был открыт, конечно, во Франции. Именно там продавались пуговицы, имитирующие жемчуг и драгоценные камни.

Интересно

  • Самой богатой на пуговицы одеждой можно считать костюм французского короля Франциска, их на нем было пришито аж 13600 штук.
  • Самые дорогие пуговицы изготовлены из цветных бриллиантов.
  • Самые ненадежные пуговицы оказались на мундирах солдат наполеоновской армии. Сделаны они были из алюминия, который при русском морозе всего лишь в 130С превратился в крошево, внеся свой вклад в поражение французских войск.

И хотя пуговица так и не раскрыла тайну своего точного происхождения, она прочно закрепилась в нашем повседневном обиходе. Вплоть до начала 20-го века пуговица служила украшением, стоила дорого и перешивалась на все новые поколения одежды. Только с развитием химической промышленности и появлением новых синтетических материалов пуговица стала социально доступной. Самая загадочная и непредсказуемая, она с достоинством остается незаменимой в нашей жизни.

Послесловие

Тенденции современных мод и материй практически исключают пуговицу из повседневного использования, оказывая предпочтение более разнузданным и, одновременно, категоричным кнопкам, молниям, липучкам и крючковатым застежкам. Пуговица – надежней молнии. Хотя бы потому, что ее легче заменить. Или переместить – в случае трусости тела перед голодом или сытостью. Новый век перестал стыдиться возможности быть обнаженным. Он ждал, когда исчезнет пошлость из наших чувств и желаний. Но распахнувшись, потерял очарование тайны. Теперь он ищет новые секреты и сокровища с изнанки бесконечных покровов. Но пальцы помнят это действие, помещающее в петлю или освобождающее из нее предмет, которого мы сами, не ведая того, допускаем к власти над нашими свободами. Чем холодней и неуютней мир, тем больше доверия мы оказываем пуговице, помогающей сохранять тепло земного вместилища наших душ.



Случайные статьи

Вверх