Что такое синагога? Московская хоральная синагога Первые синагоги появились

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни.

Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить .

Позднее были построены специальные здания для молитвы - первые синагоги.

В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине.

Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в , праздники и будни.

Устройство синагоги

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне.

Это было огороженное прямоугольное пространство.

Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и .

Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители.

В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась .

Там стоял Ковчег Завета, содержавший с высеченными на них .

Когда построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток).

Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону , и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.

По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел).

У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой.

В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет.

Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар.

С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Над ковчегом располагается нер тамид - «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма.

В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано:

«возжигать вечный огонь перед скрижалями…»

Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью заповедями.

Функции синагоги

Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения.

В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы.

Еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме.

В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору.

Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы - начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд - Мишну.

По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги.

В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими.

В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин - местный религиозный суд.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу.

Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.

Синагогальная служба

Новые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы и благодаря Храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа.

Синагога находилась в храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы.

Многие храмовые ритуалы, как например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в и другие, пришли в синагогальную службу из храмового ритуала и получили распространение в синагогах в и в диаспоре ещё в период существования Храма.

С течением времени к изучению Торы было добавлено также чтение Торы в Храме.

В субботу и в праздники собирался в Храме в качестве бет-мидраша; в храмовом дворе законоучители преподавали народу законы Торы.

Хранившиеся в Храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры храмовые писцы делали для них копии с этих книг.

Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Храм продолжал оставаться местопребыванием Шхины и единственным местом жертвоприношения Богу.

Путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля.

Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира.

После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.

Нередко от неевреев можно услышать слова «еврейская церковь», на самом деле речь идёт о синагоге.

Синагога – центральное место религиозной жизни, здесь находятся святые для еврейского народа свитки Торы, книги Танаха (Тора, Невиим (Пророки), Ктувим (Писания)) и многие другие, среди которых особое место занимает Талмуд.

Orthodox Jew reading Torah

Синагога – место молитвы, учебы, собраний, праздничных трапез. Как правило, в больших синагогах есть благотворительные отделы, где оказывают социальную помощь пожилым и нуждающимся евреям; могут быть магазины религиозной утвари и книг, кошерных продуктов.

Неевреям разрешается посещать синагогу, но одеваться и вести себя здесь важно надлежащим образом, не создавая морального и физического дискомфорта молящимся евреям. А Храм - это древнейший центр еврейского поклонения, в котором проходили богослужения и совершались жертвоприношения. Про шул будет сказано дальше.

Что значит слово «синагога»?

Кроме названия «синагога», есть ещё, например, «бейт кнесет» (в переводе с иврита «дом собрания»), «бейт тфила» («дом молитвы»). И можно немало сказать о людях по тем словам, которые они используют.

«Бейт кнесет» в основном говорят ивритоговорящие и в основном в Израиле. Ортодоксальные евреи, особенно хасиды, могут использовать слово «шул», пришедшее из идиша. Оно заимствовано из немецкого языка и означает «школа» – подчёркивается роль синагоги как места учёбы, которая является одной из основ традиционной жизни.

Функции синагоги

Синагога в первую очередь дом молитвы. Здесь евреи собираются для богослужений. На самом деле молиться можно не только в синагоге, а где угодно в чистом месте, даже в поле; однако есть определённые молитвы, которые можно произносить только в миньяне (кворум из 10 мужчин старше 13 лет). Миньян – идеальное условие для молитвы. Традиция учит, что в групповой молитве есть большая заслуга, а святость синагоги уступает только Храму. В раввинской литературе ее иногда называют «малым Храмом».

Ещё одно из названий синагоги «бейт мидраш» – в переводе с иврита «дом изучения». Вопреки распространённому мнению, еврейское образование не заканчивается с возрастом бар-мицвы (в 13 лет условное совершеннолетие для мальчика). Для соблюдающего еврея изучение священных текстов задача всей жизни, поэтому в синагоге обычно хорошая библиотека. Нередко это место, где проходят занятия с детьми.

В большинстве синагог есть один или несколько залов для религиозных и нерелигиозных видов деятельности. Часто синагога функционирует как дом собраний, где обсуждаются важные для общины вопросы. Нельзя не сказать, что это своего рода «агентство социального благополучия». Здесь собирают и распределяют деньги, вещи, продукты для помощи бедным и нуждающимся членам общины и не только общины.

Организационная структура

Синагоги, как правило, независимые общественные организации. Для разных направлений иудаизма существуют свои центральные организации, и синагоги с ними прочно связаны, но эти организации не имеют над ними фактической власти, хотя некоторые рычаги влияния, конечно, есть.

Как правило, управляются синагоги советом директоров – это уважаемые члены общины. Совет управляет синагогой, поддерживает её деятельность, а также нанимает раввина и хазана (человека, который ведёт молитву). Если же синагога почему-либо намеревается нанять раввина или хазана, неприемлемого с точки зрения центральной организации, она может лишиться членства в ней, а это чревато и финансовыми трудностями. Например, если ортодоксальная синагога наймет раввина реформистского течения, то потеряет членство в Союзе ортодоксальных евреев. Иначе говоря, выбор соответствующего раввина и хазана должен быть согласован и одобрен центральной организацией данного религиозного направления.

Раввин обычно работает с ритуальным комитетом, состоящим из членов синагоги, чтобы устанавливать в ней определённый порядок деятельности. Неудивительно, что между ним и его нанимателями может возникать напряжение, и одним из таких поводов может стать, к примеру, намерение комитета сотрудничать с недостаточно кошерной организацией общепита.

Стоит отметить, что синагога может существовать без раввина и хазана или одного из них, и богослужения могут проводить сами члены общины, полностью или частично. Однако обычно раввина синагога все же нанимает, а в малых синагогах может не быть хазана. Но раввин и хазан, безусловно, ценные члены общины. Образование и духовное руководство во многом связано с ними.

Синагоги не устраивают сбор добровольных пожертвований во время богослужений, как это бывает во многих христианских церквях. Это связано с тем, что еврейский закон запрещает совершать покупки и носить деньги в праздники и Шабаты. Цдаку (благотворительное пожертвование) собирают, как правило, на утренних богослужениях, и в центральной части зала находится пушке (цдочница); эти деньги обычно идут на благотворительность, а не на нужды синагоги.

Финансируются синагоги за счёт своих центральных и общееврейских организаций, спонсорских и членских взносов, в небольшой мере благодаря бронированию мест в первых рядах молельного зала (в праздники синагога обычно переполнена людьми), а также за счёт различного рода мемориальных досок. Но каждый еврей может молиться в любой синагоге, и для этого не нужен членский билет и обязательные денежные пожертвования.

Ритуальные принадлежности синагоги

Та сторона синагоги, где в молельном зале установлен Арон а-Кодеш, или Ковчег (Скиния) Завета (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), как правило, сориентирована на Иерусалим: именно в таком направлении мы должны произносить некоторые молитвы.

У Арон а-Кодеша есть дверцы, а снаружи занавес, называемый парохет – это подобие завесы Святилища Храма. В зависимости от определённых молитв дверцы и/или занавес Арон а-Кодеша открывают и закрывают. Делать это большая честь, которую в процессе молитвы поочерёдно предоставляют уважаемым членам общины. Когда Арон а-Кодеш открыт, всем полагается стоять.

Надо сказать, что между Ковчегом Завета и ковчегом Ноаха (Ноя) нет никакой параллели. Второй на иврите называется словом «тейват».

Непосредственно перед Ковчегом Завета или чуть выше него находится нер тамид, или Вечный Светильник. Он символизирует заповедь о зажжённом светильнике в Скинии Храма за пределами завесы, окружающей Арон а-Кодеш (Шмот, 27:20-21).

Во многих синагогах, кроме нер тамид, установлена менора (канделябр), символизирующая Храмовую Менору. Однако светильник в синагоге обычно имеет шесть или восемь ветвей вместо семи, потому что запрещено размещать там копии ритуальных принадлежностей Храма.

В самом центре зала или ближе к началу, неподалёку от входа, обычно возвышается небольшой пьедестал - бима. Свитки Торы кладут на неё и читают во время молитвы. Иногда бима используется как подиум для тех, кто ведёт молитву. В некоторых синагогах есть небольшой дополнительный пюпитр - амуд.

Посещение синагоги неевреями

Неевреи всегда могут посещать религиозные службы в синагоге при условии, что их поведение соответствует этому месту и событию. Не допускаются попытки обращения иудеев в другую религию или объявление якобы «благой вести».

Когда неевреи отправляются в синагогу, одеваться надо так же, как в церковь: скромно. Мужчине следует надеть кипу (ермолку), если евреи на молитве в кипах. Обычно при входе в синагогу их выдают всем, у кого нет, конечно, только на время, а не в подарок. Замужние женщины обычно прикрывают волосы, и иногда, тоже при входе и тоже на время, можно взять платки или шарфы. А вот в талит (специальная молитвенная шаль для мужчин) и тфилин неевреям облачаться запрещено, потому что эти атрибуты предназначены исключительно для евреев, соблюдающих Завет Моше.

Не следует забывать, что в ортодоксальной синагоге мужчины и женщины сидят раздельно.

Во время молитвы неевреи могут читать сидур (молитвенник) на том языке, носителем которого являются; обычно в нем текст на иврите, транслитерация и перевод. Можно присутствовать и принимать участие в молитвенных служениях, если это комфортно. А перед посещением молитвы имеет смысл узнать, что представляет собой еврейское богослужение, чтобы лучше понимать и ориентироваться в происходящем.

Неевреи, как и евреи, должны вставать всякий раз, когда открывается Ковчег Завета и когда несут Тору в знак уважения к Б-гу и к Торе. В любое другое время, когда молящиеся стоят, неевреи могут при желании сидеть.

Храм

Храмом называется особенное строение в особом месте Иерусалима, подобного которому нигде в мире больше не было и нет. Со времён царя Шломо до разрушения римлянами в 70 году новой эры там совершали религиозные обряды и приносили жертвы. Храм дважды разрушали – после первого разрушения он был восстановлен и назывался Вторым Храмом. Знаменитая Стена плача (Котель а-Маарави, Западная стена, или просто Котель) – это остатки западной удерживающей стены на холме, где был возведен Храм. Она ближе всего находилась к Святилищу, а сам Храм был расположен выше этой стены, позади неё. Евреи и неевреи по сей день сюда приходят. Сейчас в интернете ведётся постоянный прямой эфир от Котеля, который можно увидеть в любое время.

С некоторых пор на месте Храма находится Купол Скалы – мусульманская святыня для паломников, и мечеть Аль-Акса – дом молитвы для мусульман. Купол Скалы - это здание с золотым куполом, которое занимает почётное место на большинстве фотографий Иерусалима.

Традиционные евреи считают, что Храм будет восстановлен с приходом Машиаха (Мессии) и с нетерпением ждут этого дня, постоянно молясь о его приближении.

В синагоге молятся, занимаются, синагога служит местом сбора общины, в синагоге учатся. Синагога является и домом молитвы, хотя для общей молитвы синагога не нужна.

На иврите синагога – "Бет Кнессет" (Дом собраний).

«Кнессет» – значит «собрание». Термин "Бет Кнессет" полностью отражает деятельность, которая сегодня ведется в синагоге. Евреи здесь молится, читают Тору, учиться, проводят собрания и праздники. В этом отношении синагога отличается либерализмом, открывая свои двери для самой разной деятельности.

И до введения в жизнь иудеев синагоги, они собирались, руководствуясь вполне понятным чувством общности. Уже в те времена (I век до н. э.) сложилась традиция, согласно которой они занимались не только религиозными делами, но и другой самой разнообразной деятельностью, в которой всегда просматривались все-таки еврейские обычаи. Можно предположить, что для встреч использовались какие-то помещения, в них не было той священности, которая характеризует синагогу. Иудеи молились, читали Тору, обсуждали социальные проблемы.

В начале первого тысячелетия историки упоминают систематические чтения по субботам как традицию. Синагога как место чтения Священного Писания упоминается также в Новом Завете, там же синагога определяется как место для молитв. После разрушения Второго Храма необходимость где-то собираться стала настолько актуальной, что пришлось подумать о специальном для этого здании. Естественно, что значение и роль синагоги с этого момента возрастает.

В синагоге должны быть две обязательных принадлежности: ков-

чег для свитков Торы и стол, за котором Тору читают. Выше, при знакомстве с Пятикнижием рассказывалось о том, как устроена скиния и что находилось в ковчеге. Это две каменные доски, скрижали, они хранились в ящике (ковчеге), покрытом золотом. После разрушения Первого Храма ковчег исчез. Позже ковчег представлял собой обычный сундук, а в средние века это уже был шкаф, закрепленный на восточной стене синагоги. В шкафу хранятся свитки Торы, являющиеся в синагоге центром внимания. Напротив ковчега висит занавес.

В некоторых синагогах над ковчегом располагают две дощечки, на которых двумя первыми словами обозначены Десять Заповедей. Дощечки могут содержать и другие тексты.

Сегодня в некоторых синагогах горит электрический свет, в других используются традиционные масляные светильники. В синагогах менора (семисвечник или девятисвечник) стоит справа от ковчега.

Обязательным местом синагоги является «бима» (площадка). На ней читают Тору. Эта площадка обычно находится в центре, но ее можно ставить с любой стороны.

В ортодоксальных синагогах женщины и мужчины сидят отдельно, что соответствует требованию Талмуда о том, что мужчины не должны отвлекаться от молитвы.

Службы в синагоге проводят ежедневно вечером, утром и днем. Ортодоксы и некоторые другие иудеи предпочитают произносить индивидуальные молитвы, когда в синагоге нет достаточного количества людей для проведения общей службы.

По праздникам чтение является главным делом, оно сопровождается церемонией шествия вокруг синагоги.

По субботам на утренней службе читается какой-нибудь отрывок из Торы.

Продолжительность чтения в разных синагогах разная. Ортодоксальные общины каждую неделю прочитывают несколько глав, а за год – всю Тору. Другие растягивают чтение Торы на три года. У тех и других есть свои доводы и аргументы поступать так, а не иначе.

Реформисты считают некоторые тексты ненужными для общественных чтений и не читают. Тем не менее, во всех конгрега-циях богослужебный цикл заканчивается на праздник Закона, именно в этот день читают последнюю часть Второзакония и первую книги Бытие.

По субботам и праздникам, а также в посты и на дневной службе в День Искупления чтение Торы дополняется чтением книг Пророков.

Во время службы в синагоге, когда дверцы ковчега открываются и оттуда торжественно вынимают свиток Торы, процессия несет свиток к площадке. Собравшиеся при этом наклоняются вперед, чтобы коснуться свитка кистями своих молитвенных покрывал.

Надо заметить, что делается это с благоговением. Все, что связано со свитком Торы, воспринимается торжественно и с глубоким чувством любви.

Свиток Торы представляет собой пергаментный свиток с текстом Пятикнижия. На пергамент текст копируют от руки, особыми чернилами. Как и в древности, выполняют эту работу профессиональные писцы.

Свитки Торы сворачивают в рулон, ролики (два) соединяют вместе. Свитки заворачивают в бархатную мантию.

Свитки не только тщательно берегут, но и украшают. К серебряным украшениям крепятся колокольчики, которые звенят, когда свиток несут на площадку и обратно. После чтения процессия направляется вокруг верующих. На самой площадке свиток устанавливают так, чтобы все могли его видеть. Свиток располагают горизонтально, читающий не касается текста Торы рукой, помогает себе серебряной или медной указкой.

Тора (и Пророки) в синагоге читается речитативом на иврите. Читает специально обученный человек, по особому случаю (суббота перед свадьбой или завершение оплакивания близкого родственника) читать может кто-то из верующих.

В ортодоксальной синагоге служба длится долго, на площадку по очереди выходят верующие, чтобы читать, возносить молитву, свидетельствовать. В реформистской синагоге свиток читает один человек, причем не речитативом, а просто читает. После текста на иврите следует перевод на родной язык. В реформистских синагогах читают на родном языке, и только одно благословение произносится на иврите.

Как сказано в Библии (Паралипоменон, 25), в Храме Соломона были певцы, музыканты и музыкальные инструменты. После разрушения Храма ситуация изменилась, пришлось вводить ограничения.

Работу в синагоге ведет хазан – платный наемный работник. Он проходит курс обучения, изучает Библию, Талмуд и молитвенник. Хазан участвует в пасторской работе и осуществляет религиозное руководство в синагоге. Именно на него чаще всего возлагается обязанность руководить общиной.

А главным религиозным руководителем в иудаизме и вторым платным работником синагоги является раввин. Различие между тем и другим следующее: если хазан должен быть экспертом во всем, что

касается Торы, то раввин должен быть экспертом во всех вопросах, с ней связанных. Так что центральное место Торы делает центральной фигуру раввина. Титул «рабби» (учитель) принадлежал учителям Мишны.

Уважение и власть, которой традиционно облечен раввин, проистекали из его знания Торы и умения принимать практические решения. В иудаизме духовное лидерство основывается на глубоком знании Торы, ибо без Торы иудаизм не существует.

Раввин – не толкователь Библии, он подготовлен, чтобы руководить общиной, в которой Тору читают и изучают, он помогает иудеям жить по ней.

В иудаизме есть разные взгляды на проповедь. Применительно к раввину можно сказать, что если кто и способен вести откровенные беседы с верующими, так это он.

Многие реформистские раввины проходят курсы психотерапии и других наук, способствующих установлению контакта с человеком и оказания ему помощи. В решении этических и ритуальных задач раввин считается тонким специалистом.

Работа в совете синагоги также входит в обязанности раввина, правда, это практикуется в реформистской синагоге. Ортодоксальный раввин от выполнения этих обязанностей, как правило, освобождается.

Рукоположение раввина, благодаря чему он обретает власть и авторитет, происходит в колледже после окончания учебы.

Над раввином нет централизованного контроля, он сам решает, какая часть службы должна исполняться на иврите, он же принимает решения по вопросам применения тех или иных обычаев.

СИНАГО́ГА (по-гречески синагоге́ - `собрание`; на иврите בֵּית כְּנֶסֶת , бет-кнесет , `дом собрания`), после разрушения Храма - основной институт религии еврейской (см. также Иудаизм), помещение, служащее местом общественного отправления культа и центром религиозной жизни общины.

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма как организованной религии, но и послужила основой выработанных в христианстве и исламе форм общественного отправления культа.

Хотя синагога не обладает такой же степенью святости, как Храм, законоучители приписывают ей святость по образцу Храма. В соответствии с этим Шулхан арух (ОХ. 151) возбраняет определенные поступки в синагоге - фривольное поведение, еду, питье, сплетни, сон, денежные сделки (за исключением благотворительности и выкупа пленных), восхваление какого-либо человека (за исключением выдающихся членов общины) и т. п.; возбраняется укрываться в синагоге от дурной погоды; в синагогу можно вбежать, однако покидать ее следует так, чтобы не создалось впечатление, что человек торопится уйти (Бр. 6б); в синагогу следует приходить в чистой одежде. Верхние этажи синагоги должны использоваться таким образом, чтобы не нарушать святости здания. Даже когда здание синагоги превратилось в развалины, место нельзя использовать для низменных целей, например, для коммерческих сделок.

Нет упоминания о синагогах и их разрушении во время Антиоха Эпифана , что, возможно, объясняется тем, что внимание книг Маккавеев сконцентрировано на Иерусалимском храме. Тем не менее, упоминаются публичные чтения свитка Торы (I Макк. 3:48) и пение псалмов (там же, 4:24). В ходе раскопок были обнаружены руины синагог в двух крепостях царя Ирода Великого - в Масаде и в Геродионе .

Естественно, что в диаспоре существовала необходимость в местных учреждениях для отправления культа. В 1902 г. в Египте археологи обнаружили в Шедии, примерно в 25 км от Александрии , плиту синагоги с надписью, гласящей, что эта синагога посвящена Птолемею III Эвергету (246–221 гг. до н. э.) и его супруге Беренике. Очевидно, синагога уже была традиционным институтом. К этому же периоду относится постановление, дарующее египетской синагоге право предоставления убежища. В III Макк. 7:2 уже упоминается об основании синагоги в Птолемаиде в правление Птолемея IV (221–204 гг. до н. э.).

В исторических материалах 1 в. н. э. синагога фигурирует как укоренившийся древний институт, стоящий в центре религиозной и общественной жизни еврейского народа, институт, который гармонически сосуществовал с Храмом в Эрец-Исраэль и был единственным культовым центром общин диаспоры. Филон Александрийский сообщает, что многочисленная еврейская община Александрии имела много синагог в разных кварталах города. Талмуд (Сук. 51б; ТИ., Сук.5:1, 55а; Тосеф., Сук. 4:6) сообщает, что Большая синагога Александрии, в которой вместе молились представители разных профессиональных гильдий, была столь велика, что голос хаззана не был слышен во всех концах помещения, так что приходилось символизировать поднятием особых вымпелов, когда прихожанам следовало вступать в молитву. Эта синагога была разрушена при императоре Траяне (правил в 98–117 гг.).

У Иосифа Флавия упоминаются синагоги в Тверии (Жизнь 280), в Доре (Древ. 19:305;) и Кесарии (Война 2:285–9); в Новом завете - в Кфар-Нахуме (Марк 1:21), а в Талмуде - синагоги выходцев из Александрии (Тосеф., Мег. 3:6; ТИ., Мег. 3:1,73г) и Тарса (Мег. 26а) в Иерусалиме. Синагоги тарсийцев существовали также в Лоде и Тверии. Согласно ТИ., Мег. 3:1, ко времени разрушения Второго храма в Иерусалиме насчитывалось 480 синагог (в Кт. 105а говорится, что было 394 синагоги). Существовала синагога на самой Храмовой горе (Сот. 7:7–8; Иома 7:1); в Мишне (Сот. 7:7) приведено детальное описание службы в этой синагоге в Иом-Киппур : «Хаззан синагоги поднимал свиток Торы и передавал его главе синагоги, который передавал его префекту, который передавал его первосвященнику ; первосвященник принимал свиток стоя и стоя читал его» и т. д.

За пределами Эрец-Исраэль, наряду с вышеупомянутыми «Шаф ве-Ятив» в Нех арде‘а и синагог в Египте, Филон Александрийский сообщает о синагогах в Риме . Обнаружены надписи, упоминающие более десятка синагог в этом городе; в 1961 г. в Остии были найдены остатки синагоги 3 в., построенной на развалинах более древней синагоги (1 в. н. э.). Новый завет свидетельствует, что во всех общинах диаспоры существовали синагоги. Павел из Тарса проповедовал во многих синагогах Дамаска (Деян. 9:20, 22) и упоминал о синагогах во всех городах, которые он посетил в Малой Азии (Деян. 13:5,14; 14:1; 15:21; 17:1,10; 18:4,7), в том числе несколько синагог в Саламине на Кипре . В синагогах Кипра проповедовали Варнава Кипрский и Иоанн. Существуют упоминания о древних синагогах на Балканах и островах Эгейского моря, в Сирии и Финикии, в Италии и Сицилии, в Испании, в Галлии, в Паннонии (современная Венгрия) и в Северной Африке. Синагога в Стоби (Югославия) датируется 65 г. н. э., на острове Делос (Греция) - 2 в. до н. э.

С разрушением Второго храма и прекращением культовых жертвоприношений синагога стала главным и единственным центром еврейской религиозной жизни. Многие обычаи и ритуалы, практиковавшиеся в Храме, были сознательно перенесены в синагогальную литургию , в то время как другие - запрещены в синагогах именно потому, что они принадлежали к храмовой службе. Молитва рассматривалась как своего рода замена жертвоприношения, и термин авода , относившийся к жертвенному культу, теперь был приложен к молитве. Синагогальная служба, функции синагог и синагогальные должности почти не претерпели изменений на протяжении 2500 лет существования этого института.

Порядок синагогальной литургии, установленный в первых главах трактата Брахот для ежедневного и субботнего отправления культа и в трактате Мегилла (3:4) для праздников, остался неизменным, и лишь небольшие добавления были сделаны на протяжении последующих веков. Функция синагоги как центра не только отправления культа и учения, но и общинного центра восходит к древности. К единственной в талмудический период постоянной должности в синагоге хаззан х а-кнесет (служитель при [доме] собрания) добавились: профессиональный хаззан (кантор, лицо, ведущее синагогальную службу); ба‘ал криа , читающий отрывок из Торы (см. Парашат х а-шавуа), который ранее читал вызывавшийся для этого член общины; проповедник и/или раввин синагоги в отличие от раввина общины (эта должность характерна, в первую очередь, для стран Запада).

В средние века синагога была центром богопочитания и местом, где раввин читал проповеди. Вместе с тем, роль синагоги как общинного центра значительно возросла: практически не существовало таких аспектов повседневной жизни евреев, которые бы не находили отражения в синагогальной жизни. Любой прихожанин, который хотел высказать жалобу, мог прервать синагогальную службу на время, пока не получал обещания, что его жалоба будет рассмотрена; результаты судебных разбирательств объявлялись в синагоге, равно как и сообщения о потерях и находках и о кражах; в некоторых синагогах объявлялось даже о состоянии рынка.

В Италии член общины, который намеревался оставить ее, был обязан публично заявить об этом в синагоге с тем, чтобы все, у кого есть претензии к нему, могли предъявить их (эта практика существовала уже в талмудический период - см. Лев. Р. 6:2). В синагоге делались объявления, преследовавшие цель заставить членов общины соблюдать моральные и супружеские добродетели; в синагоге официально и публично соболезновали скорбящим; приход жениха в субботу, предшествующую свадьбе, и в субботу после свадьбы сопровождался изъявлением радости всей общиной. Синагога была также местом, где приносилась судебная клятва на свитке Торы, который клявшийся держал в руках или касался. Наиболее сильной общественной санкцией был херем , который, среди прочего, отказывал наказанному в праве участия в синагогальной литургии.

При средневековой синагоге действовали бет-мидраши и микве . Существовали синагоги различных обществ (например, Биккур-холим), профессиональных гильдий (например, резчиков в Сарагосе). Некоторые синагоги назывались по своему местонахождению, другие - по фамилиям жертвователей (например, синагога семьи Толедано в Гвадалахаре). В испанских синагогах были постоянные семейные места, переходившие по наследству. Изгнанники зачастую называли свои синагоги по месту, где они жили раньше (римская синагога «Скуола Каталана», существующая и поныне). В Испании после изгнания евреев имущество синагог было конфисковано короной на покрытие налоговых задолженностей евреев, а синагогальные здания превращены в церкви.

Среди других наиболее значительных синагог города были каббалистические синагоги «Бет-Эль» (см. Каббала) и «Тиф’ерет Исраэль», называвшаяся также «Нисан Бек» по имени ее основателя. Древнейшая синагога караимов была построена в 10–11 вв. Во время Войны за независимость (1948) 55 синагог были разрушены арабами; часть из них была восстановлена после 1967 г. в ходе общей реставрации и модернизации Еврейского квартала Старого города.

Во время британского мандата строительство синагог велось лишь в крупных городах. В 1923–24 гг. были построены Большая синагога и сефардская синагога «Ох ел мо‘эд» в Тель-Авиве и «Иешурун» в Иерусалиме, а в 1930-х гг. - Центральная синагога Хайфы. К моменту создания государства в стране действовало около 800 синагог. Быстрый рост населения требовал увеличения числа синагог в стране, и к 1970 г. их число достигло шести тысяч. Строительство и оборудование новых синагог финансируется Министерством по делам религий совместно с Министерством строительства (зачастую при участии различных фондов и Еврейского агентства). В Израиль был доставлен полный интерьер девяти синагог из уничтоженных нацистами еврейских общин и 28 ковчегов из старинных итальянских синагог; их установили в новых синагогах.

Подавляющее большинство синагог в Израиле - ортодоксального толка; они входят в Объединение израильских синагог (учреждено в 1963 г.). В стране действует несколько консервативных и реформистских синагог, наиболее значительная из которых - при Хибру юнион колледже в Иерусалиме.

Наряду с решением интерьера итальянские синагоги характеризовались высоким уровнем декоративного оформления помещения и ритуальной утвари. Барочные ковчеги итальянских синагог экспонируются в ряде ведущих музеев мира. Некоторые из малых итальянских общин, прекративших свое существование, пожертвовали внутреннее убранство своих синагог Израилю с тем, чтобы оно было использовано в новых израильских синагогах. Так, в частности, оборудование синагоги «Корнельяно Венето» использовано в иерусалимской «Итальяна», а синагога «Витторио Венето» была полностью реконструирована в специальном зале в Израильском музее в Иерусалиме.

Многие старинные синагоги в арабских странах сохранились до наших дней. Большая синагога Багдада описана у Биньямина из Туделы : здание с внутренней колоннадой, с залом, выходящим во двор, что характерно для архитектуры арабских мечетей. Стены были великолепно украшены стилизованными надписями, подобно тому, как это было принято в испанских синагогах. Знаменитая синагога в Фостате (см. Каир) была коптской базиликой, построенной в 9 в. В Дамаске была сводчатая синагога, зал которой был разделен колоннадами на три пролета. Синагога в Халебе напоминала старинные мечети Каира - «Амр» и «Ибн-Тулун»: она имела внутренний двор, в котором находилась бима под собственной крышей, а прихожане сидели в крытых колоннадах по периметру двора; ковчег был помещен так же, как михраб в мечетях. Синагога в Халебе была наиболее выраженным примером исламского влияния на синагогальную архитектуру.

В 18 в. синагогальная архитектура претерпела ряд существенных изменений. В этот период правители некоторых германских земель были заинтересованы в привлечении еврейских торговцев и ремесленников для укрепления местной экономики и оказывали личное покровительство евреям, иногда содействовали строительству синагог. Примерами таких синагог служат синагога «Хайденройтергассе» в Берлине (1714) и синагога в Ансбахе (Бавария, 1746). В Вёрлице (Саксония) герцог Анхальт-Дессау построил синагогу в собственном парке (1790) против храмовой ротонды богини Весты. В Англии построенная в этот период Большая лондонская синагога (1790) спланирована английским архитектором Дж. Спиллером в стиле классицизма. В США было построено несколько синагог в григорианском стиле (например, синагога в Ньюпорте, штат Род-Айленд (1763) и синагога в Чарлстоне, штат Южная Каролина (1797).

Синагогальная архитектура в 19 в. переживала упадок. Еврейство Западной Европы и США после эмансипации стремилось к созданию монументальных синагогальных построек; результатом были большие и претенциозные здания, не отличавшиеся архитектурными достижениями. С 19 в. синагогальная архитектура не выработала единых и оригинальных стилей, которые отличали бы ее от архитектурных течений своего времени. Во второй половине 19 в. архитектурный эклектизм сказался в строительстве синагог в «египетском», греческом, римском, «мавританском», романском, готическом, ренессансном, барочном и других стилях, причем декоративная сторона не имела функциональной связи с назначением здания и структурой интерьера.

Среди синагогальных зданий в классицистическом стиле выделяются синагоги: на улице Нотр-Дам в Париже (1819–20), на Зайтенгассе в Вене (1824), в Мюнхене (1826), синагога «Обуда» в Будапеште (1820–21), Новая синагога в Лондоне (1838) и «Бет-Элох им» в Чарлстоне (1841). Поход Наполеона I в Египет (1798) вызвал моду на «египетский» стиль, иногда сочетавшийся с классицизмом, например, в синагоге Копенгагена (1833) и ряде синагог в США. Некоторые синагоги, преимущественно в Центральной Европе и США, испытали влияние готического стиля, вошедшего в моду в середине 19 в. Синагоги в псевдоготическом стиле были построены в Вене Максом Флейшером.

Однако христианские ассоциации готического стиля воспрепятствовали его широкому распространению в синагогальном строительстве, в котором в этот период распространился «мавританский» стиль - сначала в Германии (синагога в Кёльне , 1861; синагога на Ораниенбургштрассе, Берлин, 1856–66), а затем и в других странах (Центральная синагога в Лондоне, 1870; флорентийская синагога, 1880; Хоральная синагога в Петербурге, 1893). Этот стиль был импортирован в США через еврейские конгрегации выходцев из Германии («Темпл Эммануэль», Нью-Йорк, 1868; «Родеф шалом», Филадельфия, 1869–70; «Плумстрит темпл», Цинциннати, Огайо, 1866 и другие). К концу 19 в. стиль классицизма вновь вошел в моду.

В Эрец-Исраэль в середине 19 в. были построены две большие ашкеназские синагоги в Иерусалиме - «Хурват рабби Иех уда Хасид», хасидская синагога «Тиф’ерет Исраэль» (обе в Старом городе Иерусалима) и «Бет х а-мидраш х а-гадол» на улице Меа-Ше‘арим (построена в конце 19 в., в архитектуре очевидно влияние восточноевропейской традиции бет-мидрашей). Строительство первой из них длилось около 30 лет (с конца 1830-х гг. до конца 1860-х гг.). Автором проекта был турецкий архитектор Асад Эфенди, направленный султаном для ремонта строений на Храмовой горе . Возможно, что проект синагоги был также сделан Асадом Эфенди по распоряжению султана.

Синагога «Хурват рабби Иех уда Хасид» - характерная османская монументальная постройка: четыре арочных свода, в центре которых - барабан с окнами, на который опирается круглый купол; высота зала - 24 м. Синагога «Тиф’ерет Исраэль» (строительство завершено в 1870-х гг.) - кубическое здание (высота зала - 20 м) с куполом на высоком барабане; интерьер выполнен в стиле общественных и культовых зданий, построенных европейцами в этот же период в Иерусалиме, главным образом возле Яффских ворот. Вместе с тем, в архитектуре «Тиф’ерет Исраэль» чувствуется влияние стиля древних синагог, которые в этот период были обнаружены в Галилее.

В мошавот (см. Мошава), основанных бароном Э. де Ротшильдом, был построен ряд синагог, которые в уменьшенном виде воспроизводили монументальные синагогальные здания, возведенные в Европе в конце 19 в. Таковы синагоги в Зихрон-Я‘акове , Ришон-ле-Ционе , Мазкерет-Батье и других местах. С развитием религиозных мошавов там сложилась функциональная форма синагогальных зданий, в которых наряду с помещением для молитвы имеются помещения для других видов религиозной и общинной деятельности, в том числе для церемоний, для учебы, для библиотеки и т. п.

В конце 19 в. - начале 20 в. синагогальная архитектура начала испытывать влияние функционализма. Первым примером упрощенного дизайна служат синагога «Аншей-ма‘арив» в Чикаго (1890–91), синагоги в Эссене (1913) и Цюрихе (1923–24). Среди наиболее интересных образцов функционалистического стиля - синагога в Хитцинге, Вена (1924), «Либеральная синагога» в Гамбурге (1931), синагога «Иешурун» в Иерусалиме (1934–35) и синагога «Доллис хилл» в Лондоне (1937).

Из синагог, построенных во второй половине 20 в. в модернистском стиле, заслуживают упоминания пирамидальный «Бет-шалом» в Филадельфии (1954), синагога в Страсбуре (1958), синагога в общинном центре Бернарда Лайонса в Лидсе (1963), «Микве-Исраэль» в Филадельфии (1968) и Большая синагога в Иерусалиме. Сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой (здания, внешне напоминающие маген-Давид , Скрижали завета и т. п.) характерно для многих синагог Израиля, построенных в 1980-е гг., в особенности, в новых поселениях в Иудее и Самарии.

КЕЭ, том: 7.
Кол.: 830–849.
Издано: 1994.

Каждая вера и религия имеет свои особые термины, понятия, обряды. И человеку незнающему во всем этом порой бывает тяжело разобраться. В данной статье хочется остановиться именно на иудаизме и попробовать разъяснить, что такое синагога.

В первую очередь нужно разобраться в самом понятии. В переводе с греческого языка синагога — это собрание. Однако на иврите данное слово звучит как «бейт-кнесет», что буквально переводится как «дом собрания». Интересным окажется тот факт, что в Талмуде (священном писании иудеев) всего лишь один раз встречается название синагоги как «бейт тфила», что означает «дом молитвы». Это говорит о том, что для иудеев синагога — это нечто большее, нежели молитвенный дом.


Немного истории

Итак, разобравшись и поняв, что синагога — это церковь иудеев, стоит немножко заглянуть в историю ее возникновения. Что касается временного периода, точно сказать, когда же они начали появляться, никто не сможет, данных об этом не сохранилось. Однако есть мнение, что первые синагоги начали появляться в то время, когда был разрушен Первый храм и иудеев угнали в плен в Вавилон (6 век до нашей эры). Они поначалу собирались в домах для совместного изучения Торы и несколько позже стали строить отдельные здания для молитв и собраний. После возвращения на Родину был возведен Второй храм, но в это время верующие также начали строить синагоги по всей территории своей страны. После того как римлянами был разгромен и Второй храм, синагоги сделались для евреев настоящим убежищем — часто не только в психологическом значении слова, но и в буквально. Это были места, где люди могли спрятаться от опасности.

Основное значение

Итак, синагога — это место, где иудеи могут собираться для того, чтобы помолиться, изучать Тору, общаться. Стоит сказать о том, что она имеет также и особые функции.

  1. Место молитвы. Конечно же, синагога — это первое место, где верующие могут обратиться к Богу с молитвой. Интересным окажется тот факт, что для иудеев огромное значение имеет не одиночная, а общественная молитва, для чего прекрасно подходит данное здание.
  2. Изучение Священного Писания. В синагогах также принято изучать Тору. Для этого существуют специальные школы, которые могут находиться либо рядом, либо в этом же здании. Не удивительно, что при этом бейт-мидраш (дом учения) тесно связывают с бейт-кнесет (синагогой). В данных школах ежедневно дети и подростки изучают Тору, по выходным дням тут могут проводиться различные лекции и учения для взрослых.
  3. Библиотека. Также в синагогах обязательно есть зал, где собраны различные книги религиозной направленности. Их можно читать как в самом храме, так и брать на дом (предупреждая об этом шамеса — служку синагоги).
  4. Общественная жизнь. Помимо всего, синагога — это место, где для различных торжеств и гуляний могут собираться члены общины. Так, в стенах данного храма могут проводиться как коллективные, так и личные гулянья. Могут праздновать обрезание, выкуп младенца, бар-мицву и т. д. Нередко в синагогах заседает раввинский суд, бейт-дина. Раньше при храмах также были комнаты для гостей, где могли без проблем остановиться путешествующие евреи, также могли быть небольшие конюшни для пары-тройки лошадей.

Архитектура

Стоит сказать о том, что нет никаких особых правил для того, как должна выглядеть еврейская синагога. Она может быть пышно отстроенной, а может быть всего лишь комнатой. Однако обязательно в ней должны быть окна. В Талмуде сказано, что нельзя молиться в помещении, из которого не видно небо. Также желательно, чтобы при входе был вестибюль, где человек может оставить все свои мирские помыслы и терзания. Интересным окажется тот факт, что все синагоги обращены к Иерусалиму, в самом же Иерусалиме — к Храмовой горе. Возводить здания по возможности должны на самой высокой горе в городе, чтобы они могли возвышаться над иными строениями. А так как это было не всегда возможно, на крыше дома молитвы устанавливали шест со звездой, чтобы синагога казалась выше остальных зданий.

Синагога изнутри

Как выглядит изнутри синагога? Фото подсказывают, что тут есть отдельные места для женщин и мужчин (эзрат-нашим — отдельно отведенное место для женщин). Часто представительниц прекрасного пола помещали на балкон, если же такое было невозможно, молитвенную комнату разделяли на две части шторкой или перегородкой, которая называлась «мехица». Это нужно было для того, чтобы мужчин никто и ничто не отвлекало от общения с Богом.

Важнейшим местом в синагоге является Арон а-Кодеш — это особая ниша или шкафчик, прикрытый шторой, где собраны свитки Торы. Туда же обращены лица людей во время молитвы. Стоит сказать и о том, что с одной стороны Арон а-Кодеша находится место раввина, с другой — место для лектора. Также в синагогах обязательно будет нер тамид, светильник или свеча, и бима — место, откуда будет читаться священное писание. Вот, пожалуй, и все нюансы, которые важны для синагоги. В остальном же дома молитвы могут отличаться друг от друга и быть по-своему уникальными.

Должности

Поняв, каково значение слова «синагога» имеет, стоит немного уделить внимание и тем должностям, которые есть при данных домах молитвы. Так, важным окажется тот факт, что каждая община самостоятельно выбирает свое руководство и должностных лиц.

  1. Раввин (рав) — духовный руководитель. Это человек, который отлично знает Тору и перед тем, как занять свой пост, сдает сложнейший экзамен. Сегодня же на раввина налагаются еще и административные обязанности, которые он должен исполнять.
  2. Хазан (или шлиах-цибур — посланник общины) — человек, который ведет общественную молитву и таким образом представляет людей перед Богом. Этот человек также должен быть весьма образован, знать иврит, параллельно он может выполнять и иные функции.
  3. Шамаш — служка, который выполняет множество обязанностей: следит за порядком в доме молитвы, заботится о сохранности имущества, следит за расписанием. Иногда может заменять хазана.
  4. Габай (парнас) — так называемый административный директор общины. Часто их бывает несколько. В основном они занимаются финансовыми вопросами и решают административные проблемы.


Виды синагог

Стоит сказать и о том, что веками сложились две социально-культурные общины, которые ведут несколько различную жизнь — ашкеназы и сефарды. Отличия тут заключаются в особом порядке проведения молитв и устройстве синагог. Большинство современных евреев являются ашкеназами (центральная и северная Европа, южная Африка, Австралия, Америка и т.д.), их дома обустроены больше в европейском стиле, сефарды же любят украшать свои синагоги коврами и иной восточной атрибутикой. Большинство же известных домов молитвы являются ашкеназскими, в том числе и синагога в Санкт-Петербурге.


Ведение службы

Важным является и тот момент, что различия есть и в порядке ведения службы в синагоге. Так, различают ашкеназов хасидов и нехасидов. Интересно то, что хасиды позаимствовали стиль ведения молитвы у сефардов. В остальном же различия практически незаметны и несущественны. Ведь для того, чтобы переделать синагогу из одной в другую, достаточно просто поменять молитвенники. Сами же свитки Торы при этом для всех остаются одними и теми же. К тому же для людей незнающих проведения обрядов и различных торжеств «разными» иудеями покажутся практически идентичными, так как отличия заключатся в самых малых деталях, которые порой бывают просто незаметны.



Случайные статьи

Вверх