Что эффект пигмалиона. В гармонии с собой. Эффект Пигмалиона: примеры

Мы получаем от жизни то, чего боимся или страстно жаждем, и в этом виноват эффект Пигмалиона . Помните, был в греческой мифологии такой скульптор: он сваял скульптуру, а потом влюбился в нее? Наши ожидания имеют такую же огромную силу, как и любовь несчастного мастера. Поэтому они оживают в реальности так же, как ожила Галатея.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что под влиянием собственных ожиданий мы начинаем подгонять под них события и факты. Так случается, когда следователь из страха упустить единственного подозреваемого не обращает внимание на подтверждения его невиновности. Но не будем винить нашего следователя – если дело не во взятке, то действует он подсознательно.

Эффект Розенталя или эффект предвзятости экспериментатора

Это явление называется также эффект Розенталя. Именно американский психолог Роберт Розенталь выявил его в 1966 году и тщательно исследовал, попутно дав феномену имя древнегреческого персонажа. Оказывается, предвзятость экспериментатора существенно влияет на результаты опыта.

Розенталь в тандеме с коллегой Ленорой Якобсон проводил психологические исследования с разными группами испытуемых. Одно из них касалось школьников, поэтому эксперимент так и назывался: «Дети Розенталя». В одной из школ учителям сообщили, что некоторые дети имеют потенциал к развитию умственных способностей и повышению IQ. Через некоторое время они действительно стали демонстрировать лучшие результаты в учебе.

Весь секрет в том, что учителя уделяли этим детям особое внимание, поддерживали их, посылали невербальные сигналы одобрения.

Подобный же эксперимент проводился с крысами. Участникам эксперимента поручили следить за поведением грызунов в лабиринте. Крысы должны были выполнять несложные задания на смекалку, а испытуемые (не знавшие, что опыт проводится на них самих) – фиксировать результаты. Одним участникам сказали, что им досталась умная крыса, другим – что глупая. И действительно, «умные» крысы все делали лучше, хотя все они были абсолютно одинаковыми.

Принцип действия эффекта Пигмалиона заключается в том, что наш мозг не в состоянии отличить желаемое от реального. Под влиянием определенных установок мы действуем так, будто наши ожидания уже сбылись, тем самым воплощая их в жизнь. Получается замкнутый круг.

По этому же принципу действуют визуализация и аффирмации. Представляя или проговаривая какие-то факты, мы запускаем у себя в мозгу иллюзию их реальности. Наше подсознание свято верит нашим словам, мыслям и представлениям, считая их частью действительного мира – такой же, как, например, дерево или зарплата.

Особенности эффекта Пигмалиона:

  • предвзятость экспериментатора приводит к тому, что он отбрасывает «неудобные» факты, уделяя внимания лишь тем, которые подтверждают его теорию;
  • во время работы с людьми положительно настроенные экспериментаторы выражают свои ожидания через интонацию и невербальные средства – мимику, жесты. Поэтому результаты искажаются сильнее, если экспериментатор и испытуемый видят друг друга;
  • если они знакомы, то эффект еще больше усиливается;
  • зная о существовании эффекта, экспериментатор пытается избежать его влияния, при этом снова искажая результаты, но уже в обратную сторону;
  • под воздействием этого эффекта исследователь склонен отбрасывать неожиданные и крайние результаты, усредняя показатели до привычных его сознанию;
  • эффекту Пигмалиона более подвержены женщины, чем мужчины.

Тем не менее, Розенталь уточняет, что не всегда ожидания оказывают влияние на результаты – в некоторых опытах установки никак не действовали на участников. Это означает, что в реализации ожиданий задействован целый комплекс факторов, и одного желания недостаточно для их осуществления.

Эффект Пигмалиона как психологический метод управления

В психологии менеджмента особая роль отводится влиянию ожиданий руководителя на эффективность работы подчиненных. Высокие ожидания провоцируют высокое качество работы и наоборот.

Опытные управленцы знают, как дорого обходятся компаниям ошибки при мотивации сотрудников . Основа бизнеса – люди, ведь именно они делают всю работу. Правильный настрой в коллективе влияет на показатели не меньше, чем грамотное управление финансами и построение бизнес-плана.

Система поощрений работает эффективнее, чем система наказаний. Ожидая, что сотрудники будут ленивыми и неисполнительными, начальник выстраивает соответствующую линию поведения. Тотальный контроль, штрафы, проверки. Возрастает атмосфера недоверия и давления, падает мотивация, а за ней и производительность.

Высокий уровень доверия, мелкие поблажки, праздники, премии и ощущение «семейности» в корпоративной культуре дают куда лучший результат. Примером наивысшей личной свободы сотрудника можно считать модель управления Рикардо Семлера . Бразильский предприниматель и руководитель компании позволил своим сотрудникам не только самим решать, когда приходить на работу, но и назначать себе зарплату. Семплер делегировал подчиненным почти все свои права, и они сообща принимают решения о деятельности компании.

Такое доверие и прозрачность в работе коллектива оказало чудодейственный результат. Несмотря на скепсис и мрачные прогнозы конкурентов, компания уже много лет процветает на рынке и даже не думает обанкротиться.

Этот пример тоже можно считать экспериментом. В разных условиях работы один и тот же человек будет вести себя по-разному. Сотрудники компании Рикардо Семплера ничем не лучше других специалистов. Высокий уровень ожиданий и уважение совершили чудо менеджмента: считая компанию своим детищем, каждый работник старался вложить максимум усилий в ее развитие.

Но есть и оговорка: у любого из нас есть предел возможностей. Поэтому, ставя планку ожиданий, нужно быть осторожным. Не в силах оправдать завышенные требования, человек впадает в уныние, опускает руки и может вообще бросить начатое. Положительные установки похожи на лекарства: передозировка приводит к еще худшим последствиям.

Руководствуясь знаниями о психологических эффектах в корпоративной культуре, руководитель отчетливее понимает, как принимать эффективные решения . Он вовлекает подчиненных в жизнь компании не только с помощью зарплаты (а деньги, как уже известно, довольно слабый мотиватор), но и с помощью эмоциональных рычагов.

Как использовать эффект Пигмалиона в собственной жизни?

Зная о существовании эффекта Пигмалиона, мы можем наблюдать его в действии, сводить к минимуму негативное влияние и пользоваться им как инструментом для саморазвития.

Сам по себе он не может быть методом совершенствования интеллекта и ментальных качеств – как, например, метод Хосе Сильва . Зато отлично подходит как способ мотивации. Создав правильные созидающие установки и избавившись от деструктивных мыслей, мы можем добиться многого в учебе, работе, спорте и других сферах. Даже простая установка «у меня все получится, и я пройду этот путь до конца» способна вершить чудеса.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

«Если человек определяет ситуацию как реальную, она реальна по своим последствиям». Томас

Уважаемый читатель, как вы относитесь к утверждению, что мысль материальна?

Мнения на этот счет расходятся. Кто-то считает, что это абсурд, чепуха, вымысел и фантазии. А кто-то твердо уверен в том, что это реальность. Большинство психологов считает, что мысль материальна.

Эффект Пигмалиона – состоящий в том, что если человек твердо убежден в верности, истинности некоторой информации, если он абсолютно уверен, что произойдет некое событие, то неосознанно будет вести себя так, что с большой долей вероятности через некоторое время его желание материализуется, и это событие станет реальностью. Иными словами, чем больше уверенность человека в достоверности некоторой информации, тем больше шансов, что она подтвердится. А свое название данное явление получило в честь героя древнегреческого мифа Пигмалиона.

Согласно этому мифу, некогда Кипром правил царь Пигмалион. Он не был женат, так как каждой из женщин находил множество недостатков и изъянов. Будучи талантливым скульптором, Пигмалион решил создать статую идеальной женщины, которая бы обладала всеми достоинствами, которые только можно вообразить. Из драгоценной слоновой кости он высек статую девушки изумительной красоты, которую назвал Галатеей. Статую была так прекрасна, что казалось живой. Дни и ночи проводил Пигмалион, созерцая свое творение. Он приписывал статуе многочисленные достоинства, разговаривал с ней, словом, относился к Галатее, как к живой женщине. И чем дольше смотрел Пигмалион на статую, тем более совершенной она ему казалась. Влюбленный в Галатею Пигмалион обратился к богине любви Афродите с мольбой дать ему жену такую же божественно прекрасную, как созданная им статуя. Афродита снизошла к его мольбам влюбленного скульптора и вдохнула жизнь в его творение. Прекрасная статуя ожила и стала женой Пигмалиона и царицей Кипра.

Эффект Пигмалиона иначе называют еще эффектом Розенталя по имени психолога Роберта Розенталя, которым совместно с Леонорой Якобсон в 1968 году было проведено исследование, убедительно подтвердившее существование данного феномена.

Суть эксперимента Розенталя заключалась в следующем: вместе со своей помощницей Розенталь в начале учебного года пришел в одну из школ якобы для определения уровня интеллекта учеников. В каждом классе психологи выделили несколько учащихся, которые, как было сказано учителям, по результатам тестирования обладают исключительными интеллектуальными способностями. Многие педагоги были в недоумении, так как по их мнению отобранные дети ничем не выделялись среди своих одноклассников.

«Если эти ученики пока никак не проявили себя, через некоторое время это обязательно произойдет.» – заверили психологи недоумевающих преподавателей. А повод для недоумения был, так как якобы талантливые ученики на самом деле были обычными «середнячками», не более того. И отобрали их экспериментаторы без видимой причины, методом случайного отбора. Что примечательно: когда через несколько месяцев Розенталь и Якобсон вновь пришли в эту школу для того, чтобы заново проверить уровень интеллекта учащихся, оказалось, что уровень IQ отобранных в начале года учеников действительно значительно повысился.

Почему это произошло? А вот почему. Вера педагогов в то, что отобранные ученики обладают исключительными способностями, безотчетно передалась этим ученикам, а те, в свою очередь, не обманули ожиданий преподавателей и в конце года показали замечательные результаты.

Вот основные принципы того, как работает эффект Пигмалиона: общаясь с тем или иным человеком, мы, зачастую неосознанно, ожидаем от него определенного поведения, определенных поступков. Наши ожидания невольно будут проявляться в нашем поведении – словах, интонациях, жестах, поступках, что будет вызывать безотчетный отклик и действия человека, с которым связаны . А это, в свою очередь, может повлечь за собой осуществление пророчества.

Эффект Пигмалиона очень ярко проявляется в отношениях детей и родителей. Если родитель искренне верит в своего ребенка, он будет всячески помогать ему и развивать его сильные стороны. Если же постоянно обращать внимание только на недостатки ребенка, унижать его и говорить, что он бездарь, лентяй, что от него нет никакого толку и пр., не удивительно, что ребенок так и будет себя вести. Не случайно существует поговорка.

Все психологические науки - это поистине что-то необыкновенное. Благодаря им действительно можно объяснить вещи, которые обычному человеку покажутся фантастикой. Еще в далекой древности люди замечали тот факт, что их разум способен порой выдавать самые удивительные видения, производить знания и информацию, которая меняет практически все. При этом психология для людей того времени была способом управления себе подобными. Сейчас задачи менее прозаичны. Люди постигают эту науку, дабы потом помогать другим. Однако психология все равно осталась поистине удивительным феноменом. Даже по прошествии веков она способна объяснить множество невероятных вещей.

Сбываются ли пророчества?

Что собой представляет пророчество? Это определенное предсказание будущего, которое может варьироваться, в зависимости от степени конкретизации фактов в нем. Чем конкретнее рассказывается будущее, тем качественнее считается пророчество. Большая часть населения верит в подобные вещи, но никто не задумывался о том, что настоящим источником любых будущих событий являемся мы сами. В психологии существует такое понятие, как эффект Пигмалиона. Согласно этому научному термину, совершенно не важно, кто предсказывает будуще, и как он это делает. При этом статус мага или колдуна не важен. Пророчества сбываются, но не потому что так предначертано судьбой, а потому, что человек сам этого ожидает.

Эффект Пигмалиона - реальность или вымысел?

Перед тем как рассказывать об эффекте Пигмалиона, следует окунуться в глубины истории, дабы лучше представить, о чем идет речь. Сам по себе Пигмалион - это герой одной древнегреческой легенды. Согласно мифу, он был скульптором. Пигмалион был настоящим мастером своего дела и поэтому создал настолько чарующую скульптуру, что сам влюбился в нее. Пигмалион настолько поверил в «реальность» скульптуры, что убедил богов оживить её. Этот сюжет потом был многократно отражен в произведениях литературы.

Теперь вернемся в современность и попытаемся понять, что такое эффект Пигмалиона в психологии. Ранее был указан факт того, что данное психологическое понятие обуславливает процесс внутренней идентификации окружающего мира, при которой человек является источником ожидаемых событий. Таким образом, можно сделать вывод, что эффект Пигмалиона - это ожидание личностью пророчества, которое сбывается из-за поведения человека, другими словами, человек сам для себя создает ожидаемый результат. Эту психологическую категорию открыл знаменитый американский врач и психолог Розенталь в 1966 году. После этого открытия термин носит название «эффект Розенталя».

Суть термина

По своей сути, понятие ничего сложного и заоблачного не несет. Эффект Пигмалиона достаточно легко объяснить, а еще легче проверить. Этот термин обуславливает вполне реальный процесс ожидания, при котором человек сам создает свое будущее. При этом теория эффекта основана не на паранормальных силах предвидения, а на реальной силе ожидания. Когда человек во что-то верит и знает, что это случится, то он, в силу своих поведенческих признаков, обусловит ожидаемый результат. Не имеет совершенно никакого значения правдивость или ложность предсказания. Все дело в убеждении человека, ожидающего этого самого события.

Примеры эффекта Розенталя

На сегодняшний день можно привести большое количество примеров данного эффекта. Со времени открытия эффект Розенталя собрал массу приверженцев. Проблема состоит в том, что он действительно работает! Например, статистика показывает, что в большей части случаев эксперименты по проверке некоторых паранормальных явлений заканчиваются с позитивным результатом для парапсихологов, а не для тех, кто пытается их опровергнуть. Существуют и другие примеры экспериментов по проверке эффекта Розенталя. Один из них является самым знаменитым.

Эксперимент Розенталя

"Дети Розенталя" - это один из экспериментов, проведенный Розенталем для подтверждения своей теории относительно эффекта Пигмалиона. Суть его состояла в следующем: Розенталь провел в одной из школ Сан-Франциско анализ умственных способностей учеников.
В ходе эксперимента были обнаружены дети, обладающие незаурядными умственными способностями. Розенталь говорил их учителям, что в будущем эти дети будут показывать чудеса интеллектуального развития, но в данный момент они еще не раскрыли себя полностью. Такое заявление было очень смелым, так как все отобранные дети совершенно не показывали никаких результатов в учебе. С точки зрения науки, они были на уровне среднестатистического учащегося, «хорошиста». Однако уже к концу года все указанные дети показали невообразимые результаты IQ.

Казалось бы, что эксперимент не является каким-то особым. Психолог отлично справился со своей работой, если бы не одно «но»! Все дети, получившие высокие результаты IQ в конце года, в самом начале эксперимента были отобраны наугад. Не было абсолютно никаких критериев или системы отбора. Розенталь отметил первых попавшихся учеников. В данном случае суть эффекта Розенталя состояла в том, что ожидание, которое питали преподаватели, по отношению к этим ученикам, каким-то образом передалось им. Своими действиями учителя осознанно тянули своих «гениев» к вершине науки и, что самое главное, у них это получилось.

Эксперимент не только доказал правоту Розенталя, но он также показал всем силу убеждения. Ведь мир и человек - это одно неделимое целое. Своими мыслями люди создают для себя действия, а действиями они строят весь окружающий мир. В таком случае эффект Пигмалиона - это особое соотношение мыслей и действий, при котором человек интерпретирует окружающий мир согласно заранее известному результату.

Итог

В целом, эффект Розенталя объясняет множество Теория достаточно серьезная и спорная, однако факт её действенности доказан многими годами практики и реальными примерами. Пока еще ни один известный опыт, целью которого было доказательство реальности эффекта, не провалился.

Экология жизни: Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона).

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.

Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.

Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.

Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».

Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.

Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.

Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.

Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре. опубликовано



Случайные статьи

Вверх